Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 9 апреля 2010 г. N А47-12276/2009
Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2010 года
Решение в полном объеме изготовлено 09 апреля 2010 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе:
судьи В.И. Каракулина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бугаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва в лице Орского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", г. Орск Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью "Оренбургская мельничная компания", г. Орск Оренбургской области о взыскании 147 632 руб. 92 коп.
при участии в заседании:
от истца: Емельянова Г.В., представитель по дов. б/н от 25.12.2009 г. пост.
от ответчика: Алексашенко О.С., представитель по дов. N 17 до 01.01.2010 г.
При рассмотрении дела 02.04.2010 г. в судебном заседании согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 02.04.2010 г. до 14 час. 30 мин., установил:
Иск заявлен о взыскании 147 632 руб. 92 коп. платы за пользование вагонами за время нахождения их на железнодорожных путях общего пользования в июне - июле 2009 года.
Истец в заседании суда поддержал заявленные исковые требования в полном размере, возражая в отношении доводов ответчика, указал, что плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, начислена за время их ожидания (задержки) подачи по причине, зависящей от грузополучателя согласно пункту 12 Правил применении ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта; исковые требования основаны на пунктах 2, 2.1 соглашения от 01.04.2009 г. к договору N 6/32 и пункте 17 "б" договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, считает, что сторонами согласовано условие уплаты ответчиком истцу платы за пользование вагонами без различия их принадлежности и согласован размер такой платы.
Ответчик в заседании суда исковых требований не признал по мотивам отсутствия у истца правовых оснований для взыскания с ООО "ОМЕКО" платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, так как собственником вагонов является ЗАО "Русагротранс"; согласно рекомендациям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 34 постановления от 06.10.2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, ОАО "РЖД", устанавливается Федеральной службой по тарифам, а размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается по договорам с этими перевозчиками, то есть Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта; кроме того, по прибытии вагонов на станцию Новоорск в адрес ООО "ОМЕКО" истец только уведомил его об этом, но фактически подачу вагонов не осуществил, доказательств, свидетельствующих о занятости фронта погрузки истцом не представлено; считает, что основным документом для расчета платы являются Ведомости подачи и уборки вагонов.
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил, что между ОАО "РЖД", ООО "Омеко ХПП" (ветвевладелец) и ООО "Оренбургская мельничная компания" (грузовладелец) заключено соглашение на подачу и уборку вагонов от 01.04.2009 г., согласно которому в соответствии с действующим договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 6/32 от 14.01.2009 г. по станции Новоорск между ОАО "РЖД" и ООО "Омеко ХПП" производится подача вагонов под погрузку и выгрузку грузовладельцу (ответчику по делу) на подъездной путь (железнодорожный путь необщего пользования) ветвевладельца по отдельной ведомости подачи и уборки вагонов, оформленной на грузовладельца.
В июне - июле 2009 года на станцию Новоорск в адрес ответчика, ООО "ОМЕКО", прибывали вагоны под погрузку пшеницы, данные вагоны принадлежат ЗАО "Русагротранс", о чем свидетельствует договор транспортной экспедиции N РАТ/09-390 от 17.04.2009 г., заключенный между ЗАО "Русагротранс" и ООО "Оренбургская мельничная компания", на оказание комплекса транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой грузов клиента (ООО "ОМЕКО") железнодорожным транспортом, пунктом 4.2.3 договора N РАТ/09-390 от 17.04.2009 г. предусмотрено, что ЗАО "Русагротранс" оказывает услуги по предоставлению собственных вагонов для обеспечения перевозок грузов клиента.
Поскольку на железнодорожных путях общего пользования станции Новоорск в июне - июле 2009 года простаивали вагоны N 95428488, N 95726402 с 30.06.2009 г. по 07.07.2009 г. и NN 95444105, 95340782,95342465, 95550471, 95725321, 953261112, 95736914, 95765442 с 04.07.2009 г. по 15.07.2009 г., прибывшие в адрес ответчика, ввиду занятости фронта погрузки, истцом составлены акты общей формы N 1/401 от 08.07.2009 г. и N 446 от 16.07.2009 г., ведомости подачи и уборки вагонов N 076401 за период с 30.06.2009 г. по 08.07.2009 г. и N 076446 за период с 04.07.2009 г. по 23.07.2009 г., от подписания которых ответчик отказался.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 26, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования; фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов; на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В силу статьи 62 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Пунктами 2, 2.1 трехстороннего соглашения на подачу и уборку вагонов от 01.04.2009 г. установлено, что подача и уборка вагонов, а также определение и внесение установленных плат и сборов осуществляются на условиях основного договора между ОАО "РЖД" и ООО "Омеко ХПП" (договор N 6/32 от 14.01.2009 г.), при этом плата за пользование вагонами, сбор за подачу и уборку вагонов, включая сбор за пользование подъездным путем, вносит грузовладелец (ответчик по делу) установленным основным договором порядком предварительной оплаты.
Согласно пункту 17 "б" договора N 6/32 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 14.01.2009 г. (основного договора), заключенного между ОАО "РЖД" и ООО "Омеко ХПП", владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, и за время задержки их подачи или приема, как на станции назначения, так и в пути следования, по причинам, зависящим от владельца.
На основании актов общей формы N 1/401 от 08.07.2009 г. и N 1/466 от 16.07.2009 г., удостоверяющих факт задержки вагонов на станции назначения Новоорск в ожидании их подачи по причине, зависящей от грузополучателя (ответчика), истцом начислена плата за пользование вагонами в сумме 147 632 руб. 92 коп. в соответствии с пунктом 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 г. N 35/12 которым предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
При принятии решения по делу судом учтено, что согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами; плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования; размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 г. N 30 в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами; размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, ввиду чего размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам; размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 19.06.2002 г. N 35/12, за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в настоящем Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта РФ определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Таким образом, Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, причем Тарифное руководство N 2 устанавливает только размеры платы, но не порядок и основания ее взимания.
Статья 39 Устава железнодорожного транспорта РФ непосредственно не содержит указаний о порядке определения ставок оплаты за пользование вагонами, согласно данной статье размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из буквального толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта РФ не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений; буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В пункте 17 "б" договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 6/32 от 14.01.2009 г. и пунктах 2, 2.1 соглашения на подачу и уборку вагонов от 01.04.2009 г. предусмотрено взимание платы за пользование вагонами по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2.
Таким образом, данные условия договоров не указывают на принадлежность вагонов, договором N 6/32 от 14.01.2009 г. и соглашением от 01.04.2009 г. не урегулирован вопрос о взимании платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД" во время их нахождения на путях общего пользования, не определен размер такой платы.
Учитывая, что исходя из буквального толкования условий договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 6/32 от 14.01.2009 г. и соглашения на подачу и уборку вагонов от 01.04.2009 г. стороны определили условия и порядок внесения платы за время нахождения на путях необщего пользования вагонов, принадлежащих перевозчику (ОАО "РЖД"), но не определили размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, ввиду чего при взыскании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания их подачи на путях общего пользования данные договор и соглашение не применимо.
Ввиду изложенного с учетом доводов сторон и исследованных доказательств, при указанных обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению, как необоснованные, расходы по государственной пошлине относятся на истца, уплатившего государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Расходы по государственной пошлине относятся на истца, уплатившего государственную пошлину.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Челябинск в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области, г. Оренбург.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья |
В.И. Каракулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 9 апреля 2010 г. N А47-12276/2009
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника