Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главного
государственного санитарного
врача по Оренбургской области
от 2 сентября 2008 г. N 15
Положение
"О порядке применения процедуры оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания Оренбургской области (оценка риска)"
(утв. постановлением Главного Государственного санитарного врача по Оренбургской области от 2.09.2008 г. N 15)
Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения работ по оценке риска для здоровья населения и охраны среды обитания при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду;
2. Оценка риска применяется при проведении следующих работ:
- разработка территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем размещения производительных сил региона, отраслевых схем, генеральных планов городов, схем районной планировки, программ хозяйственной и иной деятельности в регионе;
- оценка ущерба (вреда) здоровью человека от воздействия факторов среды обитания, в том числе при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- обоснование приоритетных мероприятий в планах действия по охране окружающей среды и оценки их эффективности;
- определение зон экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в плане оценки ущерба (вреда) здоровью населения;
- принятие решений в отношении средств и способов защиты здоровья населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- установление причин возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний, обусловленных воздействием факторов среды обитания человека, а также обоснования причинно-следственных связей между загрязнением окружающей среды и нарушением здоровья;
- гигиенической паспортизации, сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
- при определении зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон;
- ранжировании территории области по уровням загрязнения окружающей среды в связи с опасностью для здоровья на любом уровне административного деления;
- медико-социального и экономического обоснования размеров и порядка возмещения гражданам или юридическим лицам ущерба (вреда) здоровью, причиненного негативными воздействиями факторов среды обитания; сравнительной оценки прогнозируемых ущербов здоровью при различных санитарно-эпидемических ситуациях;
- экономического анализа различных вариантов и способов управления риском (оценка "затраты - эффективность", "ущерб-выгода"), в том числе для оценки эффективности различных вариантов природоохранных и профилактических мероприятий;
- обеспечения населения, лиц, участвующих в принятии управленческих решений, средств массовой информации и общественных организаций достоверной и научно обоснованной информацией об уровнях риска здоровью и необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятиях, а также рекомендациями по индивидуальной профилактике для разных групп населения при наличии угроз здоровью, связанных со средой обитания;
- оценки профессионального риска, возникшего вследствие воздействия вредных и опасных производственных химических факторов на здоровье работающих;
- санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в части воздействия источников загрязнения среды обитания на здоровье населения;
- разработка ОВОС в части оценки вредного воздействия на здоровье населения, находящегося под воздействием;
- разработка проектов расширения и реконструкции промышленных предприятий (промузлов), связанных с увеличением выбросов в атмосферный воздух и сбросов сточных вод в водоемы;
3. Проведение исследований по оценке риска осуществляется органами по оценке риска, аккредитованными в соответствии с Положением об аккредитации органов по оценке риска в Российской Федерации;
4. Результаты оценки риска не используются для изменения платежей в "экологические фонды", при применении санкций органами госнадзора и не заменяют установленных федеральных гигиенических и экологических нормативов.
Данное Положение не рассматривает экологический риск как вероятность развития у растений или животных (кроме человека) неблагоприятных эффектов, обусловленных воздействием факторов окружающей среды.
5. Оценка риска проводится в соответствии с утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Руководством по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду Р 2.1.10.1920-04;
6. Оценка риска проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных законодательством; добровольно в случаях, предусмотренных п. 2 настоящего Положения, а также по запросам органов государственной власти, органов прокуратуры, судебных органов, промышленных предприятий и проектных организаций, индивидуальных предпринимателей, общественных организаций, юридических и физических лиц. Независимо от источника финансирования результаты исследований по оценке риска должны представляться не только непосредственному заказчику, но и Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области;
7. Работы по оценке риска, по которым планируется получение санитарно-эпидемиологического заключения необходимо:
- проводить по полной (базовой) схеме;
- при оценке экспозиции как на проектируемое, так и на действующее производство, а также в иных случаях, использовать данные моделирования рассеивания загрязнителей, полученные с помощью программных средств, имеющих свидетельство Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и данные натурных лабораторно- инструментальных исследований аккредитованных лабораторий;
- на основе проведенной оценки риска представлять подробный отчет о проведенных исследованиях и экспертное заключение, содержащее обоснование выводов и рекомендаций в соответствии с целями и задачами, поставленными в исходном задании на проведение исследований. В отчете и заключении должны быть не только отражены полученные выводы, но и представлена оценка их надежности и дана характеристика возможных факторов неопределенности, способных изменить конечные оценки;
- оформлять, как: Гигиеническое исследование по теме "Оценка риска для здоровья населения...";
- согласовывать в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области;
8. Работы по оценке риска для здоровья населения, проводимые в научно-исследовательских целях, с целью общей оценки ситуации и не предполагающие принятия управленческих решений могут проводиться по скрининговой схеме с использованием ретроспективных данных.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 2 сентября 2008 г. N 15 "О порядке... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.