Решение Оренбургского областного суда
от 2 марта 2009 г. N 3-4/2009
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 мая 2009 г. N 47-Г09-2 настоящее определение оставлено без изменения
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Имамова Ю.М.,
с участием прокурора Омельченко Л.В.,
при секретаре Межуевой А.А.,
рассмотрев 2 марта 2009 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фролова В.И. о признании недействующим Закона Оренбургской области от 25 декабря 2008 года N 2695/566-IV-ОЗ "О продлении срока полномочий представительных органов и глав муниципальных образований в Оренбургской области", установил:
Фролов В.И. обратился в суд с вышеуказанным заявлением сославшись на то, что 17 декабря 2008 года Законодательным Собранием Оренбургской области был принят Закон "О продлении срока полномочий представительных органов и глав муниципальных образований в Оренбургской области", который был подписан губернатором Оренбургской области 25 декабря 2008 года и опубликован в областной газете "Южный Урал" 17 января 2009 года.
По мнению заявителя данный Закон подлежит признанию недействующим, поскольку его проект был внесен в Законодательное Собрание области только 16 декабря 2008 года, т.е. за сутки до рассмотрения, что противоречит пунктам 1, 2 ст. 50 Регламента Законодательного Собрания Оренбургской области (далее - Регламент), в соответствии с которыми законопроекты, требующие безотлагательного рассмотрения, вносятся не позднее, чем за 3 дня до заседания Законодательного Собрания. В случае внесения законопроекта для безотлагательного рассмотрения должно быть "мотивированное обоснование", что не было ему представлено как депутату Законодательного Собрания Оренбургской области. Проект закона, включенный в повестку дня под номером 5"б", был роздан депутатам на самом заседании Законодательного Собрания, т.е. 17 декабря 2008 года и никто из депутатов не имел возможности воспользоваться правом законодательной инициативы для внесения в него замечаний и предложений.
При этом его предложение о снятии данного вопроса с рассмотрения не было поддержано, хотя вопрос о включении в повестку дня пункта N 5"б" не было согласовано с Советом Законодательного Собрания области, что является нарушением ст. 19 Регламента.
Кроме того, оспариваемый Закон Оренбургской области принят в нарушение пункта 2 ст. 8 и пункта 4 ст. 82 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), поскольку 22 июля 2008 года принят Федеральный закон N 149-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которым однократным продлением или сокращением сроков полномочий органов местного самоуправления считается продление или сокращение сроков полномочий указанных органов, осуществленные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления применяется только к органам или депутатам, избранным на выборах, состоявшимся после вступления в силу этой нормы, т.е. после 22 июля 2008 года. Выборы представительного органа муниципального образования "Абдулинский район", представительного органа и главы муниципального образования "город Оренбург", представительного органа и главы муниципального образования "Ясненский район" состоялись 7 октября 2004 года, т.е. до вступления в действие Федерального закона от 22 июля 2008 года N 149-ФЗ, в связи с чем продление сроков полномочий указанных органов на один год является незаконным.
В обоснование нарушения своих прав Фролов В.И. указал, что принятие данного Закона нарушает требования об обязательности проведения выборов с соблюдением установленной периодичности; нарушает его избирательные права на непосредственное участие в выборах главы муниципального образования "город Оренбург" и представительного органа - депутатов Оренбургского городского Совета в установленный законом срок. Также нарушены его права депутата Законодательного Собрания Оренбургской области, т.к. законопроект был внесен и рассмотрен без соблюдения требований Регламента Законодательного Собрания области. Нарушены права граждан, являющихся избирателями по одномандатному округу N 13, в котором он избран депутатом Законодательного Собрания Оренбургской области 4-го созыва.
В судебном заседании Фролов В.И. просил свое заявление удовлетворить в полном объеме.
Представители Законодательного Собрания и Правительства Оренбургской области Максимов Д.Ю. и Полуянов А.В. с требованиями заявителя не согласились.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и заслушав заключение участвующего в деле прокурора Омельченко Л.В., полагавшую необходимым в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно пункта "н" части 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации, в противном случае действуют федеральные законы.
В статьях 1, 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах; законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Известно, что всего на территории Оренбургской области образованы и действуют 613 муниципальных образований. Выборы органов местного самоуправления в 610 муниципальных образованиях состоялись в октябре 2005 года. Полномочия указанных органов заканчиваются осенью 2010 года.
Депутаты муниципального образования "Абдулинский район" Оренбургской области избирались на срок 4 года в октябре 2005 года, соответственно срок их полномочий заканчивается в октябре 2009 года.
Депутаты Оренбургского городского Совета и глава города Оренбурга, а также депутаты и глава муниципального образования "Ясненский район" Оренбургской области избирались в сентябре 2004 года сроком на 5 лет, соответственно срок их полномочий также заканчивается осенью 2009 года.
Установлено, что 17 декабря 2008 года принят Законодательным Собранием, а 25 декабря 2008 года подписан Губернатором Закон Оренбургской области N 2695/566-IV-ОЗ "О продлении срока полномочий представительных органов и глав муниципальных образований в Оренбургской области", который опубликован в областной газете "Южный Урал" 17 января 2009 года N 5 (л.д.10).
В соответствии со ст. 1 данного Закона в целях совмещения дня голосования на выборах в представительные органы и глав муниципальных образований в Оренбургской области продлены на 1 год срок полномочий:
представительного органа муниципального образования "Абдулинский район" Оренбургской области;
представительного органа и главы муниципального образования "город Оренбург";
представительного органа и главы муниципального образования "Ясненский район" Оренбургской области.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", с изменениями и дополнениями, срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять более 5 лет.
Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6 и 9 статьи 81.1 и пунктом 4 статьи 82 настоящего Федерального закона (в редакции Федеральных законов от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ и от 22 июля 2008 года N 149-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 ст. 82 вышеуказанного Федерального закона N 67-ФЗ, введенным в действие Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 149-ФЗ, допускается законом субъекта Российской Федерации однократное не более чем на один год продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах не менее чем в 2\3 органов местного самоуправления муниципальных образований в данном субъекте Российской Федерации.
При этом, однократным продлением или сокращением сроков полномочий органов местного самоуправления, предусмотренные пунктом 4 ст. 82 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, считается продление или сокращение сроков полномочий указанных органов, осуществленное после дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 149-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", т.е. после 5 августа 2008 года.
Таким образом, Закон Оренбургской области от 25 декабря 2008 года N 2695/566-IV-ОЗ "О продлении срока полномочий представительных органов и глав муниципальных образований в Оренбургской области" принят по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и по вопросу, разрешение которого входило в полномочия Оренбургской области.
Продление срока полномочий представительного органа муниципального образования "Абдулинский район", представительных органов и глав муниципальных образований "город Оренбург" и "Ясненский район" Оренбургской области произведено в соответствии с пунктом 4 ст. 82 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, т.е. законом субъекта Российской Федерации, однократно, не более чем на 1 год, в целях совмещения дня голосования на этих выборах с днем голосования в оставшихся 610 муниципальных образованиях Оренбургской области, которое состоится осенью 2010 года. При этом для избирателей исключается возможность проголосовать одновременно более чем по 4-м избирательным бюллетеням; продление сроков полномочий представительных органов и глав муниципальных образований произведено после дня вступления в силу Закона.
Суд не соглашается с доводами Фролова В.И. о том, что в соответствии с пунктом 4 ст. 82 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не допускается продление сроков полномочий органов местного самоуправления, избранных до вступления в действие Федерального закона от 22 июля 2008 года N 149-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку данная норма введена именно с такой целью, чтобы при необходимости продлить или сократить до одного года срок полномочий уже образованных в переходный период органов местного самоуправления.
Данная норма судом рассматривается во взаимосвязи с главой 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), где предусмотрены отдельные особенности осуществления местного самоуправления в переходный период.
Доводы Фролова В.И. о том, что внесение проекта оспариваемого закона и его принятие произведено с нарушением требований Регламента Законодательного Собрания Оренбургской области основанием для удовлетворения заявления не являются по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 ст. 50 Регламента Законодательного Собрания Оренбургской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 22 декабря 2007 года N 1865, законопроекты, требующие безотлагательного рассмотрения, действительно вносятся не позднее чем за 3 дня до заседания Законодательного Собрания. Инициаторами внесения таких законопроектов могут быть председатель Законодательного Собрания; Губернатор Оренбургской области; не менее 1\3 от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. При этом должно быть мотивированное обоснование внесения законопроекта в сокращенные сроки.
Согласно части 5 ст. 19 Регламента сформированный председателем Законодательного Собрания перечень вопросов в проект повестки дня согласовывается с Советом Законодательного Собрания.
В статьях 51 - 55 Регламента предусмотрены условия внесения законопроекта на рассмотрение Законодательного Собрания области; порядок принятия законопроекта к рассмотрению; предварительное рассмотрение законопроекта в профильных комиссиях; порядок принесения на него замечаний и предложений; рассмотрение поступивших к нему замечаний и предложений.
Судом установлено, что проект Закона Оренбургской области "О продлении срока полномочий представительных органов и глав муниципальных образований в Оренбургской области" был внесен Губернатором Оренбургской области Чернышевым А.А., обладающим правом законодательной инициативы.
Проект закона 16 декабря 2008 года был предварительно рассмотрен и одобрен Комитетом Законодательного Собрания Оренбургской области по вопросам деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, внешних связей и общественных объединений и включен в повестку дня (пункт N 5 "б").
На заседании профильного комитета и Законодательного Собрания области с мотивированным обоснованием необходимости безотлагательного рассмотрения данного вопроса выступал вице-губернатор - руководитель аппарата губернатора и Правительства Оренбургской области Трофимов Ю.В.
Проект закона действительно был включен в повестку дня без согласования с Советом Законодательного Собрания и не за 3 дня до заседания Законодательного Собрания области.
Вместе с тем установлено, что проект закона был включен в повестку дня по инициативе председателя Законодательного Собрания области Кулагина Д.В., что соответствует части 1 ст. 31 Регламента.
Вопрос о включении его в повестку дня Законодательного Собрания области по инициативе Фролова В.И. депутатами был рассмотрен отдельно и по абсолютному большинству голосов самих депутатов включен в повестку дня.
Внесение законопроекта не за три дня до заседания Законодательного Собрания области является формальным нарушением Регламента, которое не привело к нарушению порядка принятия нормативного правового акта, т.к. за его рассмотрение 17 декабря 2008 года проголосовали сами депутаты.
Доводы о том, что проект закона не был рассмотрен бюджетным комитетом являются необоснованными, поскольку его принятие не потребует каких-либо финансовых затрат. Возможные изменения исполнения консолидированного бюджета области будут направлены не на увеличение расходов, связанных с проведением отдельных выборов в 3-х муниципальных образованиях, а на их сохранение.
В результате рассмотрения проекта закона в двух чтениях он был принят депутатами Законодательного Собрания Оренбургской области без каких-либо нарушений, которые могли бы привести к признанию его недействующим.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления Фролова В.И. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
Фролову В.И. в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Оренбургской области от 25 декабря 2008 года N 2695/566-IV-ОЗ "О продлении срока полномочий представительных органов и глав муниципальных образований в Оренбургской области" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского областного суда |
Имамов Ю.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 2 марта 2009 г. N 3-4/2009
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 мая 2009 г. N 47-Г09-2 настоящее определение оставлено без изменения