Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 18 ноября 2010 г. N А47-7355/2010
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 18 ноября 2010 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Цыпкиной Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Е.В., в открытом судебном заседании рассмотрел дело по заявлению Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (г. Оренбург) об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции Д 458893, регистрационный N 94 от 14.04.2006 г., сроком действия с 14.04.2006 г. по 13.04.2011 г., выданной Обществу с ограниченной ответственностью "Тандем" на территориально-обособленный торговый объект: магазин "Терешки", расположенном по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Хабаровская, 113.
В судебном заседании приняли участие представители сторон
от заявителя: Фомина М.В.;
от ответчика: не явился.
При рассмотрении дела Арбитражный суд установил.
Министерством экономического развития и торговли Оренбургской области (далее по тесту - Министерство, заявитель) на основании приказа от 14.04.2006 г. N 94, Обществу с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее по тексту - Общество, ответчик) была выдана лицензия Д 458893 регистрационный номер 94, на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, сроком действия с 14.04.2006 г. до 13.04.2011 г. на территориально-обособленный торговый объект - магазин "Терешки", расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Хабаровская, 113.
В связи с неуплатой лицензионного сбора за 2007, 2008, 2009 годы, непредставлением обществом деклараций о розничной продаже алкогольной продукции за I - IV кварталы 2008 г., I - II кварталы 2009 г. и непредставлением информации по подтверждению уставного капитала, приказом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 17.08.2009 г. N 46-п, действие лицензии было приостановлено сроком на шесть месяцев (л.д. 14) для устранения названных нарушений.
Приказ от 17.08.2009 г. N 46-п о приостановлении действия лицензии был направлен по юридическому адресу Общества заказным письмом с уведомлением (л.д. 39 - 44).
В связи с неустранением Обществом в установленный срок нарушений, повлекших приостановление действия лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, Министерством принято решение о повторном приостановлении действия лицензии ООО "Тандем" и направлении заявления в судебные органы на ее аннулирование.
Приказ от 24.02.2010 г. N 22-п о приостановлении действия лицензии ООО "Луч" (л.д. 16) направлен по юридическому адресу Общества заказным письмом с уведомлением (л.д. 38).
Министерство просит суд аннулировать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, выданной ООО "Тандем" в связи с систематическим непредставлением ООО "Тандем" деклараций о розничной продаже алкогольной продукции и неуплатой лицензионного сбора. По мнению заявителя, непредставление в установленный срок деклараций о розничной продаже алкогольной продукции в лицензирующий орган препятствует осуществлению государственного контроля за оборотом алкогольной продукции, ее качеством, что нарушает права и интересы участников данного рынка - производителей, поставщиков, конечных потребителей.
Ответчик отзыв на заявление в материалы дела не представил. В письменных пояснениях (л.д. 54) указал, что 14.12.2006 г. обособленное подразделение было закрыто и к данным объяснениям ответчик приложил копию уведомления о снятии с учета в налоговом органе юридического лица (л.д. 55).
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда по заявлению лицензирующего органа.
Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является, в частности, повторное в течение одного года несвоевременное представление деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в лицензирующий орган, а также неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Согласно пункту 2 Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 26.01.2006 г. N 20-п (далее по тексту - Порядок лицензирования), лицензирующим органом на территории Оренбургской области является Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 171-ФЗ, к полномочиям субъектов РФ в сфере оборота алкогольной продукции относится введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
Согласно требованиям, предусмотренным в статье 14 Закона N 171-ФЗ, организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.02.2008 г. N 66-п. "О декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области" утвержден Порядок представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Оренбургской области, в соответствии с которым в обязанности лицензиата с 01.04.2008 г. входит ежеквартальное представление в лицензирующий орган деклараций о розничной продаже алкогольной продукции в 15-дневный срок после окончания отчетного квартала.
Согласно пункту 7 указанного Порядка, декларации представляются в течение всего периода действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с момента ее получения до момента окончания срока ее действия, в том числе и при отсутствии ведения лицензиатом деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
Декларация представляется декларантом по форме, установленной министерством, на бумажном носителе и в электронном виде (п. 9 Порядка лицензирования).
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 Порядка уплаты и размере лицензионного сбора за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области от 08.02.2006 N 35-п "О мерах по осуществлению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Оренбургской области" за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Оренбургской области уплачивается лицензионный сбор в размере 50 тыс. рублей, который уплачивается плательщиком самостоятельно с ежегодной равномерной оплатой части стоимости лицензионного сбора.
Из материалов дела следует, что в нарушение вышеназванных норм, Общество не представило в лицензирующий орган декларации о розничной продаже алкогольной продукции за I - IV кварталы 2008 г., I, II кварталы 2009 г., а также не уплатило лицензионный сбор за 2007, 2008, 2009 г.г.
Следовательно, Обществом не выполнена обязанность по своевременному представлению деклараций о розничной продаже алкогольной продукции за шесть отчетных периодов и уплате лицензионного сбора, на основании чего, вывод лицензирующего органа о наличии законных оснований для аннулирования лицензии является обоснованным и подтверждается документально.
Судом приняты во внимание доводы заявителя о том, что аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру.
В силу п. 1 ст. 1 Закона 3 171-ФЗ, государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе, наносящей непоправимый вред здоровью населения, а, следовательно, процесс оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.
В соответствии с действующим законодательством аннулирование лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является единственно возможной мерой реагирования на неисполнение лицензиатом обязанности по декларированию оборота алкогольной продукции.
Аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц (п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10).
Судом при вынесении решения об аннулировании лицензии учтен характер нарушений - неоднократное непредставление в течение длительного периода деклараций о розничной продаже алкогольной продукции, а также неуплата лицензионного сбора за три года. Указанные обстоятельства по делу свидетельствуют о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей. Организации, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, обязаны соблюдать требования действующего законодательства о необходимости представления деклараций об объеме производства и оборота алкогольной продукции, уплате лицензионного сбора, и должны располагать информацией о наличии ответственности за их непредставление и неуплату. Небрежное отношение Общества к своим обязанностям в сфере розничной продажи алкогольной продукции, отсутствие должной предусмотрительности, является достаточным основанием для аннулирования у ответчика лицензии.
Таким образом, оценив обстоятельства дела, представленные заявителем для исследования материалы и доводы, в порядке статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о наличии основания для аннулирования выданной обществу лицензии.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Факт закрытия обособленного подразделения не влечет прекращения действия лицензии, поскольку в силу п. 3 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО "Тандем" - действующее юридическое лицо, из ЕГРЮЛ не исключено.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, 333.21 Налогового кодекса РФ, расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
1. Заявленные Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области требования, удовлетворить.
Выданную Обществу с ограниченной ответственностью "Тандем" лицензию на розничную продажу алкогольной продукции Д 458893, регистрационный N 94 от 14.04.2006 г., сроком действия с 14.04.2006 г. по 13.04.2011 г., на территориально-обособленный объект: магазин "Терешки", расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Хабаровская, 113, аннулировать.
2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Тандем", (место нахождения - 460021, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Восточная, д. 1а, кв. 30; ИНН 5610091520, ОГРН 1065610000884) в доход федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (город Екатеринбург) в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasio.arbitr.ru.
Судья |
Е.Г. Цыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 ноября 2010 г. N А47-7355/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника