Ответы на вопросы, возникающие при государственной
регистрации изменений, вносимых в учредительные документы
обществ с ограниченной ответственностью
Вопрос 1. Какие документы и в какой налоговый орган необходимо представить в целях приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ?
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации и, в рассматриваемом случае, приобретают силу для третьих лиц с момента такой регистрации. Поэтому обществам необходимо после проведения внутри организации мероприятий, связанных с внесением в устав соответствующих изменений, обратиться в налоговый орган по месту своего нахождения, осуществляющий регистрацию юридических лиц.
Документы, которые должны быть представлены в регистрирующий орган в данной ситуации, перечислены в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":
- заявление о государственной регистрации;
- решение о внесении изменений в учредительные документы общества;
- изменения, вносимые в учредительные документы общества. Указанные изменения могут быть представлены в виде непосредственно изменений или устава в новой редакции;
- документ об уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Вопрос 2. Какую форму заявления о государственной регистрации необходимо использовать при приведении устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ?
В рассматриваемой ситуации следует использовать форму N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица". При этом необходимо отметить следующее. Форма N Р13001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439, не содержит строки, позволяющей отметить, что в данном случае изменения вносятся в устав общества в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ (далее - Закон N 312-ФЗ). Однако указанное условие, учитывая положения п. 5 ст. 5 указанного Закона, является основанием для внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) одновременно с государственной регистрацией изменений устава сведений о размерах долей участников общества.
Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2013 г. N 454 постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2002 г. N 439 утратило силу с 4 июля 2013 г.
Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств см. приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@
Представляя в регистрирующий орган заявление по утвержденной форме N Р13001, к нему (согласно п. 3.7 разд. IV Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.2004 г. N САЭ-3-09/16@) необходимо приложить отдельный лист, подписанный заявителем, в котором указать, что данные изменения вносятся в устав в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ. Данный лист является неотъемлемой частью подаваемого в регистрирующий орган заявления и должен быть "прошит" с заявлением. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки (п. 4 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 439).
При отсутствии в заявлении о государственной регистрации указанного листа с соответствующим уточнением налоговый (регистрирующий) орган не будет проинформирован, что одновременно с регистрацией устава необходимо внести в ЕГРЮЛ сведения о размерах долей участников общества. Проверять же устав на соответствие Закону N 312-ФЗ регистрирующий орган не вправе в силу положений п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.
Заявитель может использовать также рекомендуемую форму N Р13001, размещенную на сайте ФНС России в рубрике "Государственная регистрация и учет налогоплательщиков", которая содержит специальную строку о приведении устава общества в соответствие с Законом N 312-ФЗ.
Вопрос 3. Каковы последствия не приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ до 1 января 2010 г.?
Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ (далее - Закон N 312-ФЗ) установлен срок для приведения уставов обществ в соответствие с действующей с 1 июля 2009 года редакцией Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" - не позднее 1 января 2010 г. Однако из Закона N 312-ФЗ не следует, что после указанного срока общества с ограниченной ответственностью не вправе продолжить свою деятельность и внести необходимые изменения в устав.
Учитывая вышесказанное, не приведение уставов обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с Законом N 312-ФЗ не повлечет за собой их автоматическое исключение из ЕГРЮЛ. Регистрирующие органы будут осуществлять регистрацию изменений уставов обществ в целях приведения их в соответствие с Законом N 312-ФЗ и после 1 января 2010 г.
При этом до приведения устава общества в соответствие с Законом N 312-ФЗ (как до, так и после 1 января 2010 г.) он будет действовать в части, не противоречащей новым требованиям законодательства об ООО. Кроме того, до приведения устава в соответствие с новыми требованиями законодательства в Едином государственном реестре юридических лиц будут отсутствовать сведения о размерах долей участников общества, поскольку регистрирующий орган обязан их внести при регистрации нового устава общества.
Вопрос 4. В соответствии с п. 2 статьи Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ уставы и учредительные договоры обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 1 июля 2009 г., подлежат приведению в соответствие с указанным Федеральным законом. Должен ли учредительный договор общества после приведения в соответствии с законом представляться в регистрирующий орган наряду с уставом?
При приведении устава общества в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ (далее - Закон N 312-ФЗ) новую редакцию учредительного договора в регистрирующий орган представлять не нужно. В соответствии с Законом N 129-ФЗ государственной регистрации подлежат учредительные документы юридических лиц. Учредительные договоры обществ с ограниченной ответственностью с 1 июля 2009 г. утратили силу учредительных документов (п. 4 ст. 5 Закона N 312-ФЗ), поэтому их государственная регистрация после указанной даты осуществляться не будет.
Вопрос 5. Возможно ли отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью до приведения его устава в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ?
Ни Федеральный закон от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ни Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержат ограничений, связанных с возможностью отчуждения доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью до приведения его устава в соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ. Поэтому заявление о государственной регистрации изменений, связанных с отчуждением участником (участниками) доли или части доли в уставном капитале общества, может быть представлено в регистрирующий орган до представления документов, связанных с приведением устава данного общества в соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ.
Вопрос 6. Можно ли зарегистрировать новое место нахождения общества с ограниченной ответственностью или внести изменения в сведения о руководителе общества до приведения его устава в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ?
Не приведение устава общества в соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ не может являться основанием для отказа в государственной регистрации изменений сведений об обществе, в том числе и сведений о месте нахождения организации или ее руководителе.
Вопрос 7. Должны ли общества с ограниченной ответственностью, зарегистрированные до 1 июля 2009 г. и находящиеся в процессе реорганизации или ликвидации, а также планирующие провести реорганизацию или добровольную ликвидацию, привести свои уставы в соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ до подачи в регистрирующий орган документов, необходимых для внесения в государственный реестр записи о завершении реорганизации или ликвидации общества, а также перед началом процедуры реорганизации или ликвидации?
В рассматриваемых случаях приведение уставов общества в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ (далее - Закон N 312-ФЗ) представляется не целесообразным.
С точки зрения законодательства о регистрации юридических лиц не приведение устава общества в соответствие с требованиями Закона N 312-ФЗ не может являться основанием для отказа в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых или прекращающих деятельность в результате реорганизации, а также ликвидации юридического лица. То же самое относится и к внесению в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации или ликвидации общества с ограниченной ответственностью.
Вопрос 8. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ должен ли быть увеличен уставный капитал общества с ограниченной ответственностью в случае, если его размер составляет менее 10000 руб.?
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 г., размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью должен быть не менее 100 МРОТ (стократной величины минимального размера оплаты труда), установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества.
Таким образом, требование к размеру уставного капитала общества предъявлялось законодательством об обществах с ограниченной ответственностью только на момент его государственной регистрации, что позволяло обществам, созданным до 1 марта 1998 г., до настоящего времени не увеличивать свой уставный капитал до минимального размера - 10000 руб.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ, указанная норма сформулирована следующим образом: размер уставного капитала общества должен быть не менее чем 10000 руб.
Таким образом, с 1 июля 2009 г. размер уставного капитала общества должен быть не менее 10000 руб. не только на момент его государственной регистрации, но и в любой другой момент. Указанные изменения влекут за собой необходимость увеличения размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью до 10000 руб.
Согласно положениям п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ сведения о размере уставного капитала общества должны отражаться в его уставе. Поэтому устав общества, приведенный в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ, должен содержать соответствующие требованиям законодательства сведения об уставном капитале.
Вопрос 9. Общество увеличило уставный капитал. Возможно ли внесение изменений в сведения об уставном капитале общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, одновременно с приведением его устава в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ?
Увеличение уставного капитала общества связано с необходимостью внесения изменений в его устав, поскольку на основании положений п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" сведения о размере уставного капитала общества должны содержаться в его уставе.
В рассматриваемом случае в заявлении о государственной регистрации по форме N Р13001 наряду со строкой и листами заявления, связанными с приведением устава в соответствие с Федерального закона от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ, необходимо заполнить соответствующую строку и лист заявления, связанный с увеличением уставного капитала.
Отметим, что увеличение уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью связано с изменением номинальной стоимости (в предусмотренных законом случаях - размера) долей участников общества (ст. 18 и 19 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ). Указанные сведения должны быть представлены в регистрирующий орган для отражения в ЕГРЮЛ.
Вопрос 10. Общество изменило место нахождения. Возможно ли внесение изменений в сведения о месте нахождения общества, содержащиеся в Единый государственный реестр юридических лиц, одновременно с приведением устава общества в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ, учитывая, что сведения о месте нахождения согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ должны отражаться в его уставе?
Да, это возможно. Для этого в заявлении о государственной регистрации по форме N Р13001 наряду со строкой и листами заявления, связанными с приведением устава в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 312-ФЗ, необходимо заполнить соответствующую строку и лист заявления, связанный с изменением места нахождения.
Вопрос 11. На основании п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 г.) сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества должны были быть отражены в его уставе. После 1 июля 2009 г. указанное требование исключено из приведенной нормы Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ. Вместе с тем, рассматриваемая норма в действующей редакции предусматривает, что устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие указанному закону и иным федеральным законам. Могут ли сведения о размерах долей участников общества быть включены в устав после 1 июля 2009 года?
Отражение в уставе общества с ограниченной ответственностью после 1 июля 2009 г. сведений о размерах и номинальной стоимости долей его участников не будет противоречить положениям законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. В данной ситуации скорее нужно говорить о целесообразности включения в устав общества сведений об участниках, учитывая новые положения Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ, в частности об обязанности общества вести список его участников, о приоритетности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, пока не будет установлено иное.
Вопрос 12. Внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников общества признаются достоверными до тех пор, пока их достоверность не будет опровергнута нотариально удостоверенными документами или заявлениями, подписанными всеми, указанными в ЕГРЮЛ участниками общества, либо пока иное не будет установлено решением суда. О каких заявлениях участников общества идет речь?
В соответствии с п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 г. N 205-ФЗ), заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
До утверждения форм заявлений о государственной регистрации в установленном законодательством порядке в рассматриваемой ситуации рекомендуется использовать форму N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц", размещенную на сайте ФНС России в рубрике "Государственная регистрация и учет налогоплательщиков" по адресу www.nalog.ru.
В указанной рекомендуемой форме лист заявления, в котором проставляется подпись заявителя и предусмотрено место для свидетельствования подписи в нотариальном порядке, расположен в конце заявления, что позволяет заполнить его в отношении каждого участника отдельно и приложить к одному заявлению.
Материалы с сайта ФНС России
"Налоговый Вестник Оренбургской области", N 11, ноябрь 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый Вестник Оренбургской области"
Журнал зарегистрирован Поволжским межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Регистрационный номер ПИ N 7-0617 от 07.05.2001 г.
Адрес редакции:
ООО "Каталоги Справочники Путеводители",
Лицензия ИД N 03579 от 19.12.2000 г.
460021, г. Оренбург, ул. Восточная, 42/1, секция 2
Тел. (3532) 58-18-42, 707-505
E-mail: ksp@mail.esoo.ru
Председатель общественного редакционного совета Г.В.Кузнецов
Члены общественного редакционного совета:
Г.В.Гармаш / С.А.Киселев / В.В.Семенов / Т.Н.Свиридова /
Т.Н.Кулакова / Н.П.Шевченко
Главный редактор журнала "Налоговый Вестник Оренбургской области" О.Г.Репников
Зам. главного редактора журнала "Налоговый Вестник Оренбургской области" Н.Х.Сафронова
Подписка на издание доступна в полном объеме в любом почтовом отделении, в редакции, через наших агентов или в заочном порядке.
Подписной индекс издания в каталоге "Почта России" - 14860.