Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 23 сентября 2010 г. N А47-972/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 марта 2011 г. N Ф09-917/11-С3 и постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2010 г. N 18АП-11087/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 сентября 2010 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Л.А. Жаровой, при ведении протокола секретарем судебного заседания М.А. Бочаровой, рассмотрел в открытом судебном заседании (с перерывом с 13 до 16 сентября 2010 года) дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Нефтесервис" (улица Красноармейская, дом N 89, поселок Новосергиевка, Новосергиевский район, Оренбургская область, 461201) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области (улица Краснопартизанская, дом N 39, поселок Новосергиевка, Новосергиевский район, Оренбургская область, 461200) с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по недропользованию по Оренбургской области (проспект Парковый, дом N 6, город Оренбург, 460000), Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Оренбургский филиал) (проспект Дзержинского, дом N 2, город Оренбург, 460038), о признании недействительным Решения N 10-20/12749 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30 октября 2010 года в части неуплаты и неполной уплаты налога на добычу полезных ископаемых в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы - 222870 рублей, начисления пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 958996 рублей, уплаты недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 2480794 рублей с участием
от заявителя: О.А. Можухова - директора (паспорт), С.В. Белякова - юриста (доверенность от 4 августа 2010 года, паспорт),
от ответчика: Е.В. Назаровой - начальника юридического отдела (доверенность от 26 августа 2009 года, удостоверение N 587228), К.А. Гудовой - заместителя начальника (доверенность от 5 июля 2010 года, удостоверение N 587226), С.Г. Ломакиной - начальника отдела налогового аудита (доверенность от 26 августа 2009 года, удостоверение N 587247),
от третьего лица (Управление Ростехнадзора): Е.В. Гончаренко - главного специалиста-эксперта (доверенность N 274 от 14 июля 2010 года, удостоверение N ТО-11), О.М. Обидиной - (удостоверение N 0336),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтесервис" (далее - заявитель, налогоплательщик, ООО "Нефтесервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области (далее - ответчик, налоговый орган, инспекция) с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по недропользованию по Оренбургской области (далее - третье лицо, Управление Оренбургнедра), Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - третье лицо, Управление Ростехнадзора), о признании недействительным Решения N 10-20/12749 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30 октября 2010 года в части неуплаты и неполной уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее - налог, НДПИ) в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) - 222 870 рублей, начисления пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 958996 рублей, уплаты недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 2480794 рублей (том N 1, листы дела NN 5 - 15, том N 3, листы дела NN 21 - 25, том N 6, литы дела NN 24 - 31).
Ответчик требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему (том N 2, листы дела NN 24 - 29, том N 4, листы дела NN 42 - 44, том N 6, листы дела NN 91 - 96).
Третьи лица представили отзывы на заявление и пояснения (том N 6, листы дела NN 5 - 7, 21, 97, 98).
Арбитражным судом Оренбургской области установлено.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области проведена выездная проверка соблюдения налогового законодательства Общества с ограниченной ответственностью "Нефтесервис", по итогам которой составлен акт (том N 2, листы дела NN 52 - 78).
На основании результатов проверки вынесено Решение N 10-20/12749 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30 октября 2010 года, в соответствии с которым обществу начислены налоги, пени и применены штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - Решение) (том N 1, листы дела NN 36 - 86).
Заявитель оспаривает Решение в части неуплаты и неполной уплаты налога на добычу полезных ископаемых в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 222870 рублей, начисления пени по НДПИ в сумме 958996 рублей, уплаты недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 2480794 рублей.
Основные доводы налогоплательщика состоят в следующем.
Общество имеет Лицензию на право пользования недрами для геологического изучения Корниловской площади ОРБ 00998 НП (далее - лицензия) (том N 1, листы дела NN 1 - 4 - 108).
Заявитель считает, что им правомерно при расчете налога на добычу полезных ископаемых применены нормативы технологических потерь Открытого акционерного общества "Татнефть" как оператора (далее - нормативы потерь оператора) (том N 1, лист дела N 110).
Для подтверждения обоснованности применения нормативов потерь общество представило Отчет о научно-исследовательской работе "Разработка нормативов технологических потерь нефти на Донском месторождении Корниловской площади для ООО "Нефтесервис" на 2006 год", который был сделан Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Нефтетехпроект" (том N 2, листы дела NN 146 - 151) (далее - отчет ООО "НПФ "Нефтетехпроект").
Ответчик по заявлению возражает, считая, что налогоплательщик неправомерно применил нормативы потерь оператора.
Третьи лица подтвердили отсутствие у заявителя нормативов потерь, утвержденных в установленном порядке.
На основании имеющихся доказательств, доводов сторон Арбитражным судом Оренбургской области пришел к следующим выводам.
На основании статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" налогоплательщик имеет лицензию, которая дает ему право на геологическое изучение недр без права на добычу полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1 имеющаяся лицензия удостоверяет права ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, не связанных с добычей.
Методическими указаниями по определению технологических потерь нефти на предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации РД 153-39-019-97 и Инструкцией по нормированию технологических потерь нефти на нефтегазодобывающих предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации РД 153-39-018-97, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 16 июня 1997 года и согласованными с Госгортехнадзором России 30 мая 1997 года письмом N 10-03/284 установлено, что определение технологических потерь нефти осуществляется территориальными и специализированными научно-исследовательскими институтами. ООО НПФ "Нефтетехпроект" таким статусом не обладает.
В ходе проверки налоговым органом были направлены запросы в Управление Оренбургнедра и Управление Ростехнадзора, из содержания которых следует отсутствие у ООО "Нефтесервис", утвержденных в установленном законодательством порядке, нормативов технологических потерь (том N 2, листы дела NN 144, 145, том N 3, листы дела NN 1, 2).
Отчет ООО "НПФ "Нефтетехпроект" таким документом не является, поскольку не согласован в проверяемый период с Управлением Ростехнадзора.
В ходе выездной налоговой проверки установлено необоснованное применение в проверяемый период налоговой ставки 0 процентов, предусмотренную пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ установлено, что налогообложение ставкой 0 процентов производится в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 921 утверждены Правила нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Постановление Правительства РФ N 921).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ N 921 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) нормативы потерь утверждаются Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Представленный отчет ООО НПФ "Нефтетехпроект" таким документом не является.
Нормативы потерь оператора ООО "Татнефть" в установленном порядке не утверждены, кроме того они имели место в 2008 году, за рамками проверяемого периода.
Действующим законодательством право налогоплательщика использовать нормативы потерь оператора не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Метод определения количества добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно и отражается в учетной политике, общество применяет косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого в проверяемом периоде (том N 6, листы дела NN 100 - 105).
Расчет количества добытого полезного ископаемого был произведен налогоплательщиком самостоятельно и налоговым органом он не оспаривается. Оснований для применения подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ у налогового органа не имелось.
Форма 6-ГР утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 июня 1999 года N 44 "Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием" (далее - Постановление Госкомстата РФ N 44).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Госкомстата РФ N 44 статистическая отчетность по форме 6-ГР предоставляется юридическими лицами в территориальные органы Госгортехнадзора для формирования государственного баланса запасов полезных ископаемых (далее - госбаланс).
Согласно пункту 4 статьи 342 Налогового кодекса РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение госбаланса, направляет в налоговые органы данные этого баланса, а не форму 6-ГР.
Для целей налогообложения принимаются данные госбаланса, а не форма 6-ГР, в которой не предусмотрено указание сведений о нефти, соответствующей Государственному стандарту Российской Федерации "Нефть. Общие технические условия" Р 51858-2002 (далее - ГОСТ Р 51858-2002), а также о ее количестве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 345 Налогового кодекса РФ обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщика возникает с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.
В спорный период ООО "Нефтесервис" осуществляло незаконную добычу полезных ископаемых, поскольку лицензией на геологическое изучение недр право на добычу не установлено.
Доводы заявителя о том, что в отчетности были допущены ошибки, не принимаются судом во внимание, поскольку не предоставлены доказательства их устранения в установленном порядке до начала или в ходе проверки.
Не принимается судом ссылка заявителя на то обстоятельство, что необходимость применения потерь у него возникла лишь с 25 ноября 2008 года с учетом изменения редакции пункта 5 Постановления Правительства РФ N 921. Заявителем не представлены суду нормативы потерь, утвержденные в установленном порядке, с этой даты.
Изменившаяся редакция пункта 5 Постановления Правительства РФ N 921 касается изменений наименования министерств, но на порядок утверждения нормативов потерь не влияет.
Процессуальных нарушений в ходе проведения проверки, которые могли бы послужить основанием для признания Решения недействительным, судом не установлено.
Представленные третьими лицами документы, касающиеся нарушений законодательства по лицензированию, не могут быть приняты в качестве доказательств по делу, как не относящиеся к предмету спора.
Анализируя имеющиеся по делу доказательства, доводы сторон и на основании статей 137, 138, 339, 342, 345 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает, что в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Нефтесервис" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по недропользованию по Оренбургской области, Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, о признании недействительным Решения N 10-20/12749 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30 октября 2010 года в части неуплаты и неполной уплаты налога на добычу полезных ископаемых в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы - 222870 рублей, начисления пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 958996 рублей, уплаты недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 2480794 рублей следует отказать.
Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей возлагаются на заявителя на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Принятые по делу обеспечительные меры отменить с момента вступления решения суда в законную силу на основании статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 97, 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Нефтесервис" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по недропользованию по Оренбургской области, Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, о признании недействительным Решения N 10-20/12749 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30 октября 2010 года в части неуплаты и неполной уплаты налога на добычу полезных ископаемых в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы - 222870 рублей, начисления пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 958996 рублей, уплаты недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 2480794 рублей отказать.
2. Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей возложить на заявителя.
3. Принятые по делу обеспечительные меры отменить с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полнм объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasio.arbitr.ru.
Судья |
Л.А. Жарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23 сентября 2010 г. N А47-972/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника