Решение Оренбургского областного суда
от 3 сентября 2010 г. N 3-50/2010
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2010 г. N 47-Г10-31 настоящее решение оставлено без изменения
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.
при секретаре Ерш Е.Н.,
с участием прокурора Кобзарь А.П.,
представителя Правительства Оренбургской области Моисеева Я.И., действующего на основании доверенности N 02/16-413 от 18 августа 2010 года, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области Воробьевой И.М., действующей на основании доверенности N 6 от 11 января 2010 года,
рассмотрев 3 сентября 2010 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Оренбургской области о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 4.7 Приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 30 января 2006 года N 28-п "О порядке размещения государственного заказа Оренбургской области", в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 24 ноября 2006 года N 384-п, от 28 декабря 2009 года N 671-п,
установил:
первый заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд заявлением, указывая, что 30 января 2006 года Правительством Оренбургской области принято постановление N 28-п "О порядке размещения государственного заказа Оренбургской области", которое в настоящее время действует в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 24 ноября 2006 года N 384-п, от 28 декабря 2009 года N 671-п (далее - постановление Правительства Оренбургской области N 28-п).
Пунктом 3 указанного постановления утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков Оренбургской области при размещении заказов для государственных нужд Оренбургской области, финансируемых за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования, согласно приложению.
Пункт 4.7 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков Оренбургской области при размещении заказов для государственных нужд Оренбургской области, финансируемых за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования предусматривает, что при размещении государственного заказа Оренбургской области государственный заказчик осуществляет на договорной основе оплату услуг специализированных организаций.
В обоснование своих требований прокурор указал, что пунктом 2.2. постановления Правительства Оренбургской области N 28-п уполномоченный орган должен определить специализированные организации для осуществления функций по размещению заказов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
Пункт 4.7. приложения к постановлению Правительства Оренбургской области N 28-п противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 94-ФЗ выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем размещения заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статьи 5 Федерального закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 94-ФЗ государственными заказчиками могут выступать государственные органы при размещении заказов на оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Одновременное закрепление положений, указанных в пункте 2.2 постановления Правительства Оренбургской области от 30 января 2006 года N 28-п и пункта 4.7. приложения к данному постановлению Правительства Оренбургской области не соответствует пункту 1 статьи 4, статье 5 и пункту 2 статьи 6 Федерального закона N 94-ФЗ.
Кроме того, оспариваемый пункт 4.7 приложения противоречии части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор, уточнив требования, просила признать недействующим и не подлежащим применению пункт 4.7 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков Оренбургской области при размещении заказов для государственных нужд Оренбургской области, финансируемых за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования, приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 30 января 2006 года N 28-п "О порядке размещения государственного заказа Оренбургской области", в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 24 ноября 2006 года N 384-п, от 28 декабря 2009 года N 671-п,
Представитель Правительства Оренбургской области Моисеев Я.И. с требованиями прокурора не согласился и пояснил.
Пунктом 1 постановления Правительства Оренбургской области установлено, что министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для всех государственных заказчиков Оренбургской области.
Пункт 2.2. постановления установил уполномоченному органу определить специализированные организации для осуществления функций по размещению заказов в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 94-ФЗ государственными заказчиками могут выступать государственные органы при размещении заказов на оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Поэтому, по мнению Правительства Оренбургской области, одновременное закрепление положений, указанных в пункте 2.2. обжалуемого постановления Правительства и 4.7. приложения к этому постановлению соответствует части 2 статьи 4, статье 5 и части 2 статьи 6 Федерального закона N 94-ФЗ, так как министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области при размещении заказов выступает не как государственный заказчик, а как уполномоченный орган. Государственные контракты подписывают государственные заказчики.
Утверждение, что на государственных заказчиков возложена оплата цены контракта или иного гражданско-правового договора, стороной которого они не являются, не соответствует действительности, так как оспариваемый пункт 4.7 приложения к постановлению предусматривает, что при размещении государственного заказа Оренбургской области государственный заказчик осуществляет на договорной основе отплату услуг специализированных организаций.
Представитель Управления ФАС по Оренбургской области Воробьева И.М. просила заявление прокурора удовлетворить, считая заявленные прокурором требования обоснованными. Кроме того, пояснила, что привлекая в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 94-ФЗ и п. 2.2. постановления Правительства Оренбургской области N 28-п специализированные организации, уполномоченный орган выступает в качестве заказчика. Следовательно, и оплату из услуг должен производить уполномоченный орган, а не государственные заказчики.
Обязанность по оплате услуг специализированных организации возложенная на третьих лиц - государственных заказчиков, которые не являются стороной государственных контрактов, не соответствует части 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 ст. 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд считает, что пункт 4.7 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 30 января 2010 года N 28-п "О порядке размещения государственного заказа Оренбургской области" подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению по следующим основаниям.
В пункте 1 ст. 525 Гражданского кодекса РФ установлено, что поставка товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ст. 2 данного Федерального закона законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Таким образом, вопросы, непосредственно связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (размещение заказа), прежде всего, регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ, в соответствии со ст. 2 которого субъектам Российской Федерации не предоставлено право принимать свои нормативные правовые акты по указанным вопросам.
В Оренбургской области отдельного закона или иного нормативного правового акта, регулирующего вопросы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд не имеется, и непосредственно применяется вышеуказанный Федеральный закон.
30 января 2006 года Правительством Оренбургской области принято постановление N 28-п "О порядке размещения государственного заказа Оренбургской области", опубликовано в газете "Оренбуржье", N 18 от 04 февраля 2006 года.
В указанное постановление вносились изменения постановлением Правительства Оренбургской области от 24 ноября 2006 года N 384-п, опубликовано в газете "Оренбуржье N 3 от 12 января 2010 года и постановлением Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2009 года N 671, опубликовано в газете "Оренбуржье" N N 3 от 12 января 2010 года.
Установлено, что пунктом 3 постановления Правительства Оренбургской области от 30 января 2006 года N 28-п "О порядке размещения государственного заказа Оренбургской области" утвержден Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков Оренбургской области при размещении заказов для государственных нужд Оренбургской области, финансируемых за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников финансирования, согласно приложению (л.д. 5).
Согласно пункту 4.7 вышеназванного Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков Оренбургской области при размещении заказов для государственных нужд Оренбургской области, государственный заказчик осуществляет на договорной основе оплату услуг специализированных организаций.
Части 1 и 2 статьи 6 Федерального закона N 94-ФЗ предусматривают, что заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе государственного или муниципального контракта или в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, на основе гражданско-правового договора юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее также - конкурс) или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее также - аукцион) - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком.
Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем размещения заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Оренбургской области от 30 января 2006 года N 28-п министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для всех государственных заказчиков Оренбургской области (уполномоченный орган).
Пункт 2.2. постановления предписывает уполномоченному органу определить специализированные организации для осуществления функций по размещению заказов в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ.
Следовательно, уполномоченный орган, в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ и во исполнении постановления Правительства Оренбургской области должен разместить заказ, в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ, чтоб определить специализированную организацию и заключить с ней контракт на оказание услуг. В указанных отношениях уполномоченный орган выступает в качестве заказчика.
Между тем, в соответствии с пунктом 4.7 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области N 28-п, оплату услуг специализированных организаций осуществляют на договорной основе заказчики, которые при привлечении специализированной организации участие не принимали.
В связи с чем суд считает, что требования прокурора являются обоснованными, пункт 4.7 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков Оренбургской области противоречит части 1 и 2 статьи 6 Федерального закона N 94-ФЗ, а также части 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
заявление первого заместителя прокурора Оренбургской области удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4.7 Приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 30 января 2010 года N 28-п "О порядке размещения государственного заказа Оренбургской области", в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 24 ноября 2006 года N 384-п, от 28 декабря 2009 года N 671-п,
Поручить Правительству Оренбургской области опубликовать в газете "Оренбуржье" соответствующее сообщение о решении суда после вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.
Судья Оренбургского Областного суда О.В.Хакимова
Мотивированное решение изготовлено 7 сентября 2010 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 3 сентября 2010 г. N 3-50/2010
Текст решения размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2010 г. N 47-Г10-31 настоящее решение оставлено без изменения