Решение Оренбургского областного суда
от 20 ноября 2009 г. N 3-52/2009
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2010 г. N 47-Г10-1 настоящее решение оставлено без изменения
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Федотовой Л.Б.
при секретаре Терехиной О.Г.
с участием прокурора Горнике Н.В.,
представителя Законодательного Собрания Оренбургской области Должницкой Л.В., доверенность от 30 декабря 2008 года N 23-01/1112-И, Правительства Оренбургской области Трофимова Д.Ю., доверенность от 13 мая 2009 года N 01/13-202, представителя Счетной палаты Оренбургской области Зубовой С.В., доверенность от 19 ноября 2009 года N 33-15/742,
рассмотрев 20 ноября 2009 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Оренбургской области о признании недействующим и не подлежащим применению положений статьи 9 в части распространения полномочий Счетной палаты области на субъектов, имеющих предоставленные налоговые льготы закона Оренбургской области от 06 марта 1998 года N 257/77-ОЗ "О счетной палате Оренбургской области", установил
Первый заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению положений статьи 9 в части распространения полномочий Счетной палаты области на субъектов, имеющих предоставленные налоговые льготы закона Оренбургской области от 06 марта 1998 года N 257/77-ОЗ "О счетной палате Оренбургской области".
В обоснование своих требований указывал, что оспариваемый Закон принят Законодательным Собранием Оренбургской области и опубликован в газете "Южный Урал" от 20 марта 1998 года. Статьей 9 данного Закона области установлено, что контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения области, предприятия, организации, на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций, которые в том числе имеют предоставленные законодательством области или органами государственной власти области налоговые и иные льготы и преимущества.
Согласно ст. 8.1 Закона области в процессе реализации задач, изложенных в статье 2 Закона области, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, что предусматривает организацию и проведение оперативного контроля за исполнением областного бюджета в отчетном году, проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям областного бюджета и бюджета Оренбургского областного фонда обязательного медицинского страхования, экспертизу проектов областного бюджета, законов и иных нормативных правовых актов и другие полномочия.
Ввиду изложенного прокурор считает, что статьей 9 Закона области орган государственного финансового контроля - Счетная палата области наделяется полномочиями проведения проверок организаций вне зависимости от видов и форм собственности, имеющих налоговые льготы. При этом положения закона области, установившие контрольные полномочия Счетной палаты области в отношении указанных субъектов, имеющих налоговые льготы, противоречит требованиям Налогового кодекса.
Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня).
К правам налоговых органов в силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ отнесено и право проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом, а к обязанностям налоговых органов - осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подпункт 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 506 от 30 сентября 2004 года, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
С учетом изложенного прокурор полагает, что Счетной палате области как органу, созданному для осуществления государственного финансового контроля, не могли быть переданы полномочия по контролю за субъектами, имеющими налоговые льготы.
Также считает, что норма статьи 9, в части распространения полномочий Счетной палаты области на субъектов, имеющих предоставленные налоговые льготы, Закона Оренбургской области от 06 марта 1998 года N 257/77-03 "О Счетной палате Оренбургской области" подлежит признанию противоречащими Федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления в силу решения суда.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Горнике Н.В. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представители Законодательного Собрания Оренбургской области Должницкой Л.В., Правительства Оренбургской области Трофимов Д.Ю., Счетной палаты Оренбургской области Зубова С.В., с заявленными требованиями не согласились, возражали против их удовлетворения.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Законодательным Собранием Оренбургской области принят Закон Оренбургской области от 6 марта 1998 года N 257 "О счетной палате Оренбургской области" (с последующими изменениями), опубликованный в издании "Южный Урал" 20 марта 1998 года.
В соответствии со ст. 8.1 оспариваемого Закона области (в редакции законов Оренбургской области от 28 июня 2005 года N 2301/396-111-ОЗ, от 02 мая 2006 года N 110/6-IV-ОЗ) в процессе реализации задач, изложенных в статье 2 настоящего Закона, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, что предусматривает: организацию и проведение оперативного контроля за исполнением областного бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям областного бюджета и бюджета Оренбургского областного фонда обязательного медицинского страхования; экспертизу проектов областного бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, областных программ и иных документов, затрагивающих вопросы областного бюджета; анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Законодательное Собрание области предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства области в целом; подготовку и представление в Законодательное Собрание области заключений по исполнению областного бюджета и бюджета Оренбургского областного фонда обязательного медицинского страхования в отчетном году; подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти области.
Частью 1 статьи 9 названного закона Оренбургской области предусмотрено, что контрольные полномочия счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения области, на Оренбургский областной фонд обязательного медицинского страхования, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки (в т.ч. коммерческие), страховые компании и другие финансово- кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства областного бюджета или используют областную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством области или органами государственной власти области налоговые и иные льготы и преимущества.
По смыслу указанной нормы, Счетной палате Оренбургской области предоставлена функция контроля за соблюдением организациями независимо от их организационно-правовых форм, имеющими налоговые льготы, условий получения указанных льгот.
Однако, в силу действующего законодательства Счетная палата Оренбургской области такими полномочиями не наделена, что следует из статьи 1 Закона Оренбургской области "О Счетной палате Оренбургской области", согласно которой, она является органом государственного финансового контроля и не наделена вышеуказанными полномочиями.
В соответствии со ст. 56 п. 1 Налогового Кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статье 30 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В единую систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
К правам налоговых органов в силу положений п.п. 2 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации отнесено и право проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом, а к обязанности налоговых органов - осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (п.п. 2 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных платежей.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной налоговой службе федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными и внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Частями 2 и 3 статьи 157 Бюджетного кодекса РФ органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право создания органов государственного контроля и определения круга полномочий созданного контролирующего органа в сфере осуществления предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 270 Бюджетного кодекса определены пределы осуществления финансового контроля названными органами.
Указанным законом контрольным и финансовым органам субъектов Российской Федерации предоставлено право на осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Сравнительный анализ оспариваемого нормативного положения с федеральными нормами показывает, что данным положением расширен круг полномочий контрольного финансового органа субъекта РФ - Счетной палаты Оренбургской области.
Следовательно, заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Оренбургской области удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу положений статьи 9 Закона Оренбургской области от 06 марта 1998 года N 257/77-ОЗ "О счетной палате Оренбургской области" в части распространения контрольных полномочий Счетной палаты Оренбургской области на субъектов, имеющих предоставленные законодательством области или органами государственной власти области налоговые льготы.
Поручить Законодательному Собранию Оренбургской области опубликовать соответствующее сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в газете "Южный Урал".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение 10 дней.
Судья Оренбургского областного суда |
Федотова Л.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Оренбургского областного суда от 20 ноября 2009 г. N 3-52/2009
Текст решения размещен на сайте Оренбургского областного суда http:\\www.oblsud.orb.sudrf.ru
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2010 г. N 47-Г10-1 настоящее решение оставлено без изменения