Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
от 10 июня 2011 г. N 3943
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - Окшина В.В. членов Комиссии: Мочаловой Е.В., Мурзиной Л.С., Одзиляевой И.Г., Величко Д.Г.,
в присутствии представителя Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области Хохловой В.А. (доверенность N б/н от 06.06.2011 г.),
в присутствии представителя заинтересованного лица - МУП "ПАТП" Илекское" - директора Садыкова А.М. (полномочия по уставу),
рассмотрев дело N 06-05-17/2011 по признакам нарушения Администрацией м/о Илекский район Оренбургской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во включении в состав межведомственной транспортной комиссии хозяйствующего субъекта, что может повлечь ограничение конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (постановление администрации м/о Илекский район N 372-п от 21.04.2011 г.), установила:
24 марта 2011 г. Оренбургским УФАС России в порядке осуществления государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства на рынке услуг по перевозке пассажиров автотранспортом, на основании статей 22, 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в адрес Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области был направлен запрос (исх. N 1873) о предоставлении необходимых копий документов.
18 апреля 2011 г. в Оренбургское УФАС России были представлены документы по организации пассажирских перевозок (исх. N 1691 от 25.04.2011 г.).
В ходе анализа представленных документов было установлено следующее.
17.03.2008 г. Администрации м/о Илекский район Оренбургской области принято постановление N 156-п "О создании районной межведомственной транспортной комиссии".
Приложением N 1 к постановлению администрации Илекского района N 156-п от 17.03.2008 г. утвержден состав районной межведомственной транспортной комиссии. В состав комиссии включен, в том числе, председатель ИРООООО "Союз ветеранов локальных войн и военных конфликтов".
Приложением N 2 к постановлению администрации Илекского района N 156-п от 17.03.2008 г. утверждено Положение о районной межведомственной транспортной комиссии.
21.04.2011 г. Администрацией м/о Илекский район принято постановление N 372-п "О внесении изменений в постановление главы администрации Илекского района от 17.03.2008 г. N 156-п".
Пунктом 1.3 постановления предусмотрено: "В приложении N 1 слова: "Садыков А.М. - председатель ИРООООО "Союз ветеранов локальных войн и военных конфликтов" (по согласованию) заменить словами: "Садыков А.М. - директор МУП "ПАТП Илекское".
В постановлении Администрации м/о Илекский район N 372-п от 21.04.2011 г. были усмотрены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом Оренбургского УФАС России N 77 от 17.05.2011 г. возбуждено дело N 06-05-17/2011.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области факт нарушения признал, пояснила следующее: "Постановлением администрации района от 21.04.2011 г. N 372-п были внесены изменения в постановление главы администрации района от 17.03.2008 г. N 156-п "О создании районной межведомственной транспортной комиссии", согласно которому в состав комиссии был включен Садыков А.М. - директор МУП "ПАТП "Илекское".
Постановлением администрации района от 30.05.2011 г. N 508-п Садыков А.М. - директор МУП "ПАТП "Илекское" был исключен из состава комиссии, в которую он был включен ошибочно.
С момента введения Садыкова А.М. в состав комиссии и по настоящее время заседания комиссии не проводились".
В ходе рассмотрения дела представитель МУП "ПАТП "Илекское", пояснил следующее: "До получения определения о назначении к рассмотрению дела N 06-05-17/2011, директор МУП "ПАТП "Илекское" не был уведомлен, что является членом межведомственной транспортной комиссии. На заседания не приглашался, никаких уведомлений и заседаниях комиссии не получал, ни в каких документах комиссии не расписывался".
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания возложены на органы местного самоуправления.
Согласно ст. 7 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 N 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 16.02.2011 N 4326) к полномочиям органа местного самоуправления относятся, в том числе:
- создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования, между поселениями муниципального района, городского округа;
- принятие муниципальных правовых актов по созданию условий и организации транспортного обслуживания населения по муниципальным маршрутам;
- организация и осуществление муниципального контроля, организация и осуществление мониторинга эффективности муниципального контроля в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Кроме того, согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ (в ред. от 01.03.2011 г.) "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.
К признакам ограничения конкуренции отнесены, в частности обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (п. 17 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ).
Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (п. 5 ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
МУП "ПАТП Илекское" (ОГРН 1095658013791, ИНН 5629020339, 461350 Оренбургская область, с. Илек, ул. Комарова, 13 "а") внесено в ЕГРЮЛ 15.06.2009 г. МУП "ПАТП Илекское" имеет лицензию на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок пассажиров более восьми человек N АСС-56-006466 от 15.07.2009 г. Лицензия выдана на срок до 13.07.2014 г.
Таким образом, МУП "ПАТП Илекское" являются хозяйствующим субъектом в понимании ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно данным районного реестра перевозчиков кроме МУП "ПАТП Илекское" на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров внутри Илекского района свою деятельность осуществляют: ИРООООО "СВЛВВК", ИП Бижанов Н.Ж., ИП Байбатыров О.И., ИП Горшков Г.В., ИП Руденко В.А., ИП Нестеренко С.А., ИП Жеребятникова И.И., ИП Шукшин А.П., ИП Секретов В.В., ИП Дугинова Н.В.
Согласно п. 1 Положения о районной межведомственной транспортной комиссии (приложение N 2 к постановлению администрации Илекского района N 156-п от 17.03.2008 г.) районная межведомственная транспортная комиссия обеспечивает взаимодействие органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, организаций района в сфере деятельности автомобильного пассажирского транспорта общего пользования на регулярных автобусных маршрутах. Основной задачей районной межведомственной транспортной комиссии является, в том числе подготовка и внесение в установленном порядке предложений Главе администрации района по вопросам деятельности автомобильного пассажирского транспорта общего пользования на регулярных автобусных маршрутах (п. 6 Положения).
Районная межведомственная транспортная комиссия осуществляет в пределах своей компетенции анализ деятельности перевозчиков всех форм собственности в сфере автомобильного пассажирского транспорта общего пользования на регулярных автобусных маршрутах (п. 10 Положения).
Комиссия осуществляет комплексные проверки исполнения законодательства в сфере транспортных услуг и деятельности перевозчиков всех форм собственности на регулярных муниципальных автобусных маршрутах района (п. 11 Положения).
Включение в состав районной межведомственной транспортной комиссии представителя МУП "ПАТП Илекское" создает для МУП возможность воздействовать на общие условия оказания услуг на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, что может повлечь ограничение конкуренции.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 10.06.2008 г.) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 18 Устава м/о Илекский район Оренбургской области структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют:
- представительный орган муниципального района - Совет депутатов;
- глава м/о - Глава муниципального района;
- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация муниципального района;
- контрольный орган муниципального района - Ревизионная комиссия.
Согласно ст. 24 Устава м/о Илекский район Администрация Илекского района наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования.
По вопросам местного значения население района непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" "целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков".
Согласно ст. 22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Администрацией м/о Илекский район Оренбургской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося во включении в состав межведомственной транспортной комиссии хозяйствующего субъекта, что может повлечь ограничение конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (постановление администрации м/о Илекский район N 372-п от 21.04.2011 г.),
Вместе с тем, 30.05.2011 г. администрацией м/о Илекский район принято постановление N 508-п. Согласно п. 1.1 вышеуказанного постановления Садыков А.М. - директор МУП "ПАТП "Илекское" исключен из состава комиссии.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о добровольном устранении Администрацией м/о Илекский район Оренбургской области нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Администрацию муниципального образования Илекский район Оренбургской области нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, дело N 06-05-17/2011 в отношении Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области прекратить.
3. Передать материалы дела N 06-05-17/2011 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 10 июня 2011 г. N 3943
Текст решения официально опубликован не был