Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
от 10 июня 2011 г. N 3947
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - Окшина В.В. членов Комиссии: Мочаловой Е.В., Мурзиной Л.С., Одзиляевой И.Г., Величко Д.Г.,
в присутствии представителей Главы муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области Ермоша Л.Ю. (доверенность N 1112 от 02.06.2011 г.), Дмитриенко В.М. (доверенность N 1111 от 02.06.2011 г.),
рассмотрев дело N 06-05-14/2011 по признакам нарушения Главой м/о Сакмарский район Оренбургской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии нормативного акта, который может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров автотранспортом (Постановление N 111-п от 01.11.2007 г. "О порядке формирования сети регулярных муниципальных автобусных маршрутов на территории Сакмарского района" (п. 9, п. 11, п. 20 Порядка формирования сети регулярных муниципальных автобусных маршрутов на территории Сакмарского района), установила:
24 марта 2011 г. Оренбургское УФАС России в порядке осуществления государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства на рынке услуг по перевозке пассажиров автотранспортом, на основании статей 22, 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" направило в адрес Администрации муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области запрос (исх. N 1883) о предоставлении необходимых копий документов.
11 апреля 2011 г. в Оренбургское УФАС России были представлены документы по организации пассажирских перевозок (исх. N 720 от 08.04.2011 г.).
В ходе анализа Постановления главы муниципального образования Сакмарский район N 111-п от 01.11.2007 г. "О порядке формирования сети регулярных муниципальных автобусных маршрутов на территории Сакмарского района" в пунктах 9, 11, 20 Порядка формирования сети регулярных муниципальных автобусных маршрутов на территории Сорочинского района (приложение к постановлению) были усмотрены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом Оренбургского УФАС России N 74 от 17.05.2011 г. возбуждено дело N 06-05-14/2011.
В ходе рассмотрения дела представитель Главы муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области факт нарушения признал, пояснил следующее: "При разработке постановления главы МО N 111-п за основу было взято постановление Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 г. N 250-п "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области".
В п. 9 порядка формирования автобусных маршрутов по области указывается срок действия паспорта автобусного маршрута - 3 года. Руководствуясь данным пунктом в районном порядке, также было установлено 3 года, но только не срок действия паспорта, а срок действия договора, т.к. считали эти два понятия взаимосвязанными по смыслу.
В п. 11 одно из оснований для отказа в выдаче разрешения является отсутствие необходимости в дополнительных рейсах на имеющемся маршруте. Данная формулировка была введена из-за целесообразности факта присутствия на одном маршруте двух и более перевозчиков, что неизбежно могло привести к конфликту их интересов в борьбе за пассажиров, но не в сфере их качественно обслуживания, а в сфере погони по маршруту за количеством перевозимых пассажиров, что приводило бы к авариям и несчастным случаям с людьми. И такие факты известны не только в области, но и в других регионах России.
В п. 20 устанавливается срок действия решения уполномоченного органа об исключении из районного реестра в один год. На сегодня объяснить причину внесения этой нормы в порядок затрудняюсь объяснить. Скорее это было чисто технической ошибкой, на которую никто не обратил внимание перенеся её из проекта постановления в принятое (действующее) постановление.
Следует отметить, что те ограничения в районном порядке которые отмечены выше, на практике ни разу не применялись на практике и, следовательно, не было случаев, что бы кому-то из перевозчиков было отказано по этим основаниям.
В настоящее время поручено соответствующим службам администрации района переработать порядок формирования сети регулярных муниципальных автобусных маршрутов на территории района в соответствии с требованиями Закона Оренбургской области от 4 марта 2011 года N 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области".
Заслушав пояснения стороны, исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.
В ходе анализа Постановления главы муниципального образования Сакмарский район N 111-п от 01.11.2007 г. "О порядке формирования сети регулярных муниципальных автобусных маршрутов на территории Сакмарского района" было установлено следующее.
Приложением к Постановлению главы муниципального образования Сакмарский район N 111-п от 01.11.2007 г. предусмотрен Порядок формирования сети регулярных муниципальных автобусных маршрутов на территории Сакмарского района (далее по тексту - Порядок).
Согласно п. 9 Порядка Уполномоченный орган заключает договор с перевозчиком и выдает разрешение на осуществление пассажирских перевозок на срок 3 года.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности. Часть 1 статьи 55 Конституции РФ содержит исчерпывающий перечень допустимых оснований законного ограничения прав и свобод. В соответствии с указанной статьей права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с п. 62 ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Статья 8 Закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" четко определяет общее правило, согласно которому срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения лицензия на осуществление перевозок пассажиров предоставляется на 5 лет.
Таким образом, законодательно очерчен минимальный срок действия лицензии - 5 лет.
Следовательно, положение, установленное п. 9 Порядка, вводит ограничения в отношении осуществления деятельности по перевозке пассажиров.
Пунктом 11 Порядка установлены основания для отказа в согласовании паспорта, схемы и расписания движения маршрута, в том числе, отсутствие необходимости в дополнительных рейсах на маршруте.
Между тем, необходимость в дополнительных рейсах на маршруте может быть установлена по результатам исследования пассажиропотока. Согласно Приказу Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 данное исследование проводится автотранспортными предприятиями (п.п. 6, 34, 35 Правил, утвержденных Приказом N 200) и предполагает определение экономических показателей перевозочной деятельности на маршруте. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Низкорентабельность или убыточность пассажирских перевозок на предлагаемом маршруте относится на риск предпринимательской деятельности конкретного перевозчика.
Таким образом, положения абзаца вышеуказанного пункта являются необоснованным препятствием в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом.
Пунктом 20 Порядка установлен срок действия решения уполномоченного органа об исключении из районного реестра - 1 год. В соответствии с п. 21 Порядка перевозчик вправе после окончания данного срока переоформить документы на открытие автобусного маршрута с внесением его районный реестр, представив в уполномоченный орган документы в соответствии с настоящим Порядком.
Установление срока, указанного в п. 20 Порядка не предусмотрено ни федеральными, ни региональными нормативными актами. Следовательно, положения указанных пунктов Порядка вводят ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности - оказания услуг по перевозке пассажиров.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем установления не предусмотренных законодательством требований к хозяйствующим субъектам.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 10.06.2008 г.) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 20 Устава м/о Сакмарский район Оренбургской области структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют:
- представительный орган Сакмарского района - Совет депутатов;
- глава Сакмарского района;
- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация Сакмарского района;
- контрольный орган Сакмарского района - Ревизионная комиссия.
Согласно ст. 27 Устава м/о Сакмарский район Глава муниципального района издает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Главой м/о Сакмарский район Оренбургской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" (п. 9, п. 11, п. 20 Порядка формирования сети регулярных муниципальных автобусных маршрутов на территории Сакмарского района, утверждено Постановлением N 111-п от 01.11.2007 г. "О порядке формирования сети регулярных муниципальных автобусных маршрутов на территории Сакмарского района").
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Главу муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Главе муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области предписание об изменении акта нарушающего антимонопольное законодательство, для чего: п. 9, п. 11, п. 20 Порядка формирования сети регулярных муниципальных автобусных маршрутов на территории Сакмарского района, утверждено Постановлением N 111-п от 01.11.2007 г. "О порядке формирования сети регулярных муниципальных автобусных маршрутов на территории Сакмарского района" привести в соответствие с действующим законодательством РФ.
3. Передать материалы дела N 06-05-14/2011 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 10 июня 2011 г. N 3947
Текст решения официально опубликован не был