Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 3 марта 2011 г. по делу N А47-10946/2010
Резолютивная часть решения объявлена 01.03.2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03.03.2011 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Насыбуллиной А.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства финансов Оренбургской области (г. Оренбург) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (г. Оренбург).
о признании недействительным решения от 22.12.2010 года N 066 364 10 РК 0002213 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, представители сторон:
от заявителя: Д. - главный специалист (доверенность N 12-06 от 24.01.2011 года, постоянная);
от заинтересованного лица: А. - главный специалист-эксперт юр. отдела (доверенность N б/н от 02.02.2011 года, постоянная);
Установил:
Министерство финансов Оренбургской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (далее - Управление) о признании недействительным решения от 22.12.2010 года N 066 364 10 РК 0002213 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
При разрешении спора по существу в открытом судебном заседании судом установлено следующее.
В период с 25.11.2010 года по 29.11.2010 года Управлением проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов - Министерством.
По итогам проверки составлен акт от 29.11.2010 года N 06636430002540.
22.12.2010 года заместитель начальника Управления, рассмотрев данный акт, вынес оспариваемое Министерством решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 066 364 10 РК 0002213.
Как следует из указанного акта проверки и оспариваемого решения, Министерству вменяется нарушение п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), а именно: несвоевременное представление расчета за 9 месяцев 2010 года по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
За данное нарушение Министерство привлечено оспариваемым решением Управления к ответственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ в размере 394 365,35 рублей (5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета).
Заявитель не согласился с оспариваемым решением Управления и обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Министерство в своем заявлении указывает на то, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2010 года по форме РСВ-1 был направлен своевременно - 15.10.2010 года - в электронной форме, а 24.11.2010 года данный отчет был представлен в Управление повторно с целью исправления технической ошибки - в первоначально представленном расчете был неверно указан код отчетного периода - 06 вместо 09. При этом все остальные количественные и качественные показатели не изменились.
По мнению Управления, датой представления расчета Министерства является именно 24.11.2010 года, поскольку не имелось никаких оснований считать, что представленный ранее расчет с кодом 06 является расчетом за 9 месяцев 2010 года, а не за 6 месяцев этого же года.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит заявленные Министерством требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Такой расчет представляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 года N 894н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам".
Методическими рекомендациями по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утвержденными Распоряжением Правления ПФ РФ от 05.05.2010 года N 120р "Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах" предусмотрено, что должностное лицо территориального органа ПФР в период трех месяцев со дня представления расчета по страховым взносам по формам РСВ-1, РСВ-2, утвержденным Приказами Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 года N 894н "Об утверждении Формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" и N 895н "Об утверждении Формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам", проводит камеральную проверку таких расчетов.
В случае установления фактов нарушения плательщиками страховых взносов установленных сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам такие факты отражаются в акте камеральной проверки, который составляется в порядке и сроки, установленные статьей 38 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный данным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Ответственность, предусмотренная указанной статьей, совпадает с ответственностью, предусмотренной законодательством о налогах и сборах за аналогичное правонарушение - несвоевременное представление налоговой декларации.
Материалами дела подтверждено, что расчет, представленный Министерством 24.11.2010 года, является повторным. Первоначальный отчет был представлен 15.10.2010 года - заблаговременно до истечения установленного приведенным п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ срока.
Данный факт Управление не отрицает, однако указывает на то, что у него не имелось оснований полагать, что представленный ранее расчет с кодом 06 является расчетом за 9 месяцев 2010 года, а не за 6 месяцев этого же года.
Приведенный довод Управления судом не принимается, поскольку и первичный расчет, представленный в электронном виде 15.10.2010 года, и повторно представленный 24.11.2010 года расчет отражают одни и те же показатели и не содержат каких-либо различий по своему содержанию, за исключением одного - указания отчетного периода на титульном листе.
Изучив представленные сторонами доказательства по делу по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что Министерством действительно была допущена техническая ошибка на титульном листе расчета по форме РСВ-1 ПФР, заключавшаяся в неверном указании кода отчетного периода.
Такая ошибка плательщика страховых взносов, впоследствии устраненная им при ее обнаружении, не может служить основанием привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку диспозиция данной нормы предусматривает ответственность плательщиков страховых взносов за непредставление расчетов в установленный законодательством срок, а не за представление расчета, оформленного с ошибками.
При таких обстоятельствах, исходя из телеологического толкования приведенных норм Федерального закона N 212-ФЗ, суд считает, что в действиях Министерства отсутствует состав вменяемого Управлением правонарушения.
На основании изложенного оспариваемое решение Управления является незаконным, соответственно, заявленные Министерством требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ при принятии решения арбитражный суд наряду с решением иных вопросов распределяет судебные расходы и решает вопрос о сохранении действия мер по обеспечению иска.
Судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 4 000 рублей за рассмотрение заявления и ходатайства о принятии обеспечительных мер, понесенные Министерством, подлежат отнесению на Управление на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Относительно действия обеспечительных мер суд считает, что они должны сохранять свое действие до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
1. Заявленные Министерством финансов Оренбургской области требования к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании недействительным решения от 22.12.2010 года N 066 364 10 РК 0002213 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от 22.12.2010 года N 066 364 10 РК 0002213 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства финансов Оренбургской области.
2. Обеспечительные меры отменить со дня вступления решения суда в законную силу.
3. Судебные расходы отнести на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (460021, г. Оренбург, проезд Знаменских, 1, ИНН 5610112152, ОГРН 1065658011869) в пользу Министерства финансов Оренбургской области (460000, г. Оренбург, ул. Советская, 54, ИНН 5610008401, ОГРН 1025601036493) государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины в сумме 4000 рублей выдать Министерству финансов Оренбургской области в порядке ст.ст. 319 и 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aac.ru) или ФАС Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).
Судья |
В.И. Сиваракша |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 3 марта 2011 г. по делу N А47-10946/2010
Текст решения официально опубликован не был