25 октября 2011 г. в 12-00 часов состоялось интернет-конференция с руководителем Управления федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области Окшиным Владимиром Васильевичем.
Ведущая интернет-интервью Тюрина Александра (ООО "МастерСофт").
Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить наших гостей - руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области Окшина Владимира Васильевича и начальника отдела государственного заказа Решетову Надежду Юрьевну.
Уважаемый, Владимир Васильевич и Надежда Юрьевна, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня в компанию МастерСофт и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.
Тема интернет-конференции: "Контроль над размещением госзаказов. Госзакупки. Планируемые изменения в законодательстве".
Добрый день, уважаемая аудитория. Во первых, мне хотелось бы выразить слова благодарности организаторам сегодняшней конференции. Надеюсь, что наша встреча пройдет плодотворно, и каждый из нас вынесет определенные полезные вещи для себя. Что касается подготовки материалов к конференции, мы постарались подготовить некоторую практику работы Оренбургского управления в части контроля за размещением государственного заказа. Об этом конкретно будет говорить Надежда Юрьевна. Кроме того на те вопросы, которые были сформулированы и переданы нам, она тоже достаточно подробно осветит. А я расскажу вам о некоторых основных моментах деятельности управления в 2011 г. об основных моментах, которые мы контролируем, соответственно буду готов ответить на некоторые общие вопросы о деятельности управления.
Управление федеральной антимонопольной службы осуществляет антимонопольный контроль на территории Оренбургской области. В сферу деятельности службы входит:
- защита конкуренции, в том числе предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
- контроль за соблюдением субъектами естественных монополий законодательства о естественных монополиях
- контроль за соблюдением законодательства о рекламе
- контроль за соблюдением законодательства о размещении заказа
В соответствии с гл. 8 закона о размещении заказа и административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрении жалоб на действия или бездействия заказчика уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товаров, выполнения работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденных приказом ФАС от 14 ноября 2007 г. N 379 в целях защиты прав и законных интересов участников размещения государственных и муниципальных заказов, а также повышения эффективности их размещения Оренбургским УФАС осуществляется работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов.
Мы пока не сделали вывод хорошо это или плохо, но ежегодно динамика поступления жалоб в Оренбургское управление достаточно активно увеличивается. По итогам работы за 9 месяцев 2011 года мы наблюдаем существенный рост поступивших жалоб, особенно в III квартале этого года. В 2010 году их было 387, сейчас уже мы имеем более 500 жалоб, поступивших в Оренбургское управление.
Что касается, признания жалоб обоснованными или необоснованными: примерно 50% мы признаем обоснованными, а остальные жалобы признаются необоснованными. Обоснованные жалобы делятся на частично обоснованные, без выдачи предписания, и обоснованные с выдачей предписания, с устранением нарушений, и возбуждением административного производства в отношении тех должностных лиц, которые допустили нарушение тех или иных норм кодекса об административных правонарушениях и соответственным наложением административных штрафов.
На текущий момент наложено административных штрафов порядка полутора миллионов рублей. Я напоминаю вам о том, что эти деньги не выплачиваются из бюджетов соответствующих уровней, а из личного дохода тех должностных лиц, которые допустили нарушение той или иной нормы кодекса.
Что касается плановых и внеплановых проверочных мероприятий: напрямую мы контролируем размещение федерального заказа и расходы федерального бюджета, соответственно мы наделены полномочиями на проведения плановых мероприятий федеральных заказчиков. Все остальные внеплановые проверочные мероприятия мы осуществляем только на основании поступивших жалоб в управлению.
По действующему законодательству именно решения комиссии управления Федеральной Антимонопольной службы является окончательным, несмотря на предварительное рассмотрение комиссионных дел в муниципальных образованиях и в региональных контрольных организациях.
Что касается работы по ведению реестра добросовестных поставщиков: - рассмотрено 25 обращений; включены сведения о 5 недобросовестных поставщиках.
Есть мнение, что работа по реестру поведения недобросовестных поставщиков ведется недостаточно эффективно, и порою внесение недобросовестного поставщика услуг, работ или товаров не достигает того эффекта, который необходим. Понятно, что некоторые фирмы в течении недели-двух перерегистрируются и так же совершенно спокойно участвуют в других размещениях заказов.
Планируется внести изменения в 94 закон по внесению в реестр недобросовестных поставщиков не наименования фирмы, которая участвует в торгах, а фамилию учредителя.
Что касается тактики выявления административных правонарушений: на текущий момент рассмотрено управлением более 130 дел об административных правонарушениях в сфере размещения заказов. Я уже сказал, что сумма наложенного штрафа около 1,5 млн. руб. В прошлом году у нас была сумма чуть больше 2,5 млн. руб. В этом году у нас нет проигранных дел комиссионных, есть 3 дела по постановлениям о наложении административного штрафа, но оно не отклонено в полном объеме - факт нарушения был признан, но должностное лицо было освобождено от штрафа в связи с малозначительностью допущенного правонарушения.
Я думаю, что участникам конференции будет интересен вопрос: Что же будет происходить в ближайшее время с 94-м законом и с тем проектом закона о федеральной контрактной системе, которая разработана Министерством экономического развития.
Очень много разговоров идет об этом проекте, а достоверной информации в средствах массовой информации нет. Дело в том, что существует 2 проекта закона о федеральной контрактной системе, и первый проект разработан Федеральной антимонопольной службой. Речь идет о чем: 94-ФЗ регулирует только выбор способа размещения заказа и проведение механизма размещения заказа. Но он не затрагивает самую сложную часть - планирование размещения государственного муниципального заказа, что включает в себя бюджетирование, бюджетную роспись, плановость выделения бюджетных средств и т.д. Также закон не регулирует последнюю часть - это ответственность за исполнение государственного и муниципального заказа. И речь идет о том, чтобы по предложению федеральной антимонопольной службы в течении 2012 - 2013 годов присоединить к действующему 94-ФЗ части о которых я говорил выше. Однако, я думаю, что в течении ноября-декабря резких изменений не произойдет.
Довожу также до вашего сведения: с 1 октября 2010 года уже вступили в действие некоторые нормы закона 210, которые мы будем контролировать: это Закон "Об оказании платных государственных и муниципальных услуг". Закон вступает в действие с 2012 г. в основном в полном объеме, некоторые статьи перенесены на 2-ое полугодие, некоторые статьи на 2013 год. В этом законе речь идет о расчете и методики по оказанию платных государственных и муниципальных услуг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Решетова Надежда Васильевна: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сейчас мы постараемся ответить на ваши вопросы. В настоящий момент некоторые нормы 94-ФЗ достаточно двусмысленны. Если вдруг вопрос потребует дополнительной проработки, мы возьмем его на заметку, оставим свои контактные телефоны, и вы можете позвонить, чтобы побеседовать конкретно по вашему вопросу.
Большинство жалоб в основном связано с переходом на электронные площадки. Прежде всего проблемы возникают с размещением заявок. Например, участник размещения заказов жалуется на то, что его заявка была направлена, но не была зарегистрирована, существуют скриншоты, доказывающее это. А заказчик также представляет скриншот из своих ящиков, где факт поступления данных заявок не был зафиксирован. Естественно в этом случае, мы считаем жалобу необоснованной.
Также проблемы возникают на этапе формирования самой документации. Все забывают про апрельские изменения 2011 г, где речь идет об обосновании цены. Некоторые заказчики не пишут источник получения этой цены. Все таки источники необходимо указывать.
Также необходимо указывать эквивалентности, когда речь идет о товарном знаке.
Есть товарные знаки, смотрим к чему они относятся, к какому товару. Возможно, заказчик покупает что-то в дополнение, например дополнительные запчасти. В этом случае, он вообще может не указывать эквивалент. Если заказчик указывает эквивалент, он должен указывать конкретные характеристики эквивалента, максимальные и минимальные
Поступают к нам жалобы и такие: сама заявка, ее первая часть представлена в форме двух электронных документов - согласие и технические характеристики используемого товара. Участник размещения заказа полагает, поставив галочку "согласие" и приложив "вордовский" документ на технические характеристики, он исполнил свои обязательства. Но исходя из судебной практики, это неверно. Два электронных документа соответственно должно быть прикреплено два документа.
Ведущая: Переходим к вопросам аудитории.
Слушатель 1: Проводим аукционы на строительные работы, на выполнение реконструкции, товаром является работа. Мы заключаем контракт на выполнение работ. Почему тогда есть требование об указании характеристик товара?
Решетова Надежда Васильевна: А из чего вы будете делать?
Слушатель 1: Это материал.
Решетова Надежда Васильевна: 94-ФЗ законом предусмотрено показывать технические характеристики предлагаемого товара. Может быть, в детском садике, который вы строите, окна будут промышленные, а к нему есть определенные требования.
Слушатель 2: Наш университет обладает 26-ю филиалами по Российской Федерации. У нас возникает вопрос: существует письмо Министерства экономического развития от октября 2008 года, что 100 тысячный лимит на квартал по однородным товарам, работам и услугам, распределяется не по трактовке закона, не на заказчика, а включая все филиалы и представительства, которые есть у этого заказчика. Возникает очень большая путаница, 100 тысяч на квартал - это включая все филиалы или все таки на каждый филиал отдельно, поскольку регистрируется как заказчик на площадках самостоятельно?
Окшин Владимир Васильевич: Коллеги, в некоторых вопросах действительно мы сознательно уходим от ответа, в связи с тем, что у нас нет полномочий по разъяснению. Для того, чтобы получить официальный ответ, вам нужно написать официальный запрос. Я хотел бы пригласить для участия в дискуссии представителя уполномоченного органа, представителя регионального правительства начальника управления размещения государственного заказа Миронову Анастасию Николаевну.
Миронова Анастасия Николаевна: Добрый день уважаемые коллеги. Хотелось бы высказать наше мнение, которое в данном случае существует. Мы тоже очень долго обсуждали этот вопрос. В данном случае, поскольку закон говорит, что заказчик вправе размещать вклад до 100 тысяч по одноименке, то в данном случае заказчиком выступает только юр.лицо и все его филиалы. Соответственно, 100 тысяч в квартал - должно быть по юр.лицу.
Слушатель 3: вот сейчас промелькнуло слово одноименка, хотелось бы на ней остановиться. Где посмотреть и как увидеть какие товары именно являются одноименными, списка этого еще не было?
Миронова Анастасия Николаевна: Существует приказ минэкономразвития РФ N 273.
Слушатель 3: Вот пример: допустим мы закупаем те же самые принтеры на 100 тысяч, нам нужны сканеры. Принтеры и сканеры являются одноименными?
Миронова Анастасия Николаевна: нужно смотреть 273 приказ, в нем представлено более 200 групп, и в каждой группе есть ссылки на определенные коды общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Слушатель 4: у нас сейчас готовится большое капитальное строительство, мы сделали технические характеристики на товар. Скажите, согласие должно быть отдельное на контракт?
Решетова Надежда Васильевна: по поводу двух документов мы уже говорили ранее, из закона следует - "согласие и технические характеристики используемого товара.
Слушатель 5: нашему управлению необходимо взять в аренду недвижимое имущество, помещение. Чем мы должны руководствоваться в данной ситуации?
Решетова Надежда Васильевна: что касается аренды, недвижимости, мы придерживаемся все таки позиции министерства экономического развития, то есть, мы аренду не относим ни к товарам, ни к работам, ни к услугам, и на сегодняшний момент вы заключаете договор без проведения конкурса.
Слушатель 6: Здравствуйте! Академия объявила капитальное строительство крупного объекта, и на этапе уже подготовительных работ открылся большой объем дополнительных работ. 94-ФЗ не позволяет нам заключать дополнительное соглашение и увеличивать сумму контракта на 10%. Как по сложившейся практике ФАСы согласовывают по 55 статье данные услуги?
Решетова Надежда Васильевна: Ваши обстоятельства не являются обстоятельством непреодолимой силы, если не дай Бог перекрытие не рухнет, и соответственно данные подрядки продолжают выполнять свой заказ.
Окшин Владимир Васильевич: Вы можете выставить претензии к организации, которая выполняла проектно-сметную документацию.
Слушатель 7: мы составили сметы, 21 июля сдали их на вневедомственную экспертизу, провели эту экспертизу, сдали на аукцион, заявка признана не действительной, нужно проводить государственную экспертизу проводить, как вот в таких случаях? Дважды мы платим за экспертизу.
Миронова Анастасия Николаевна: Вы заявку создавали после того как вступило в силу новое постановление Правительства Оренбургской области о том, что все виды работ капитальные, текущие, прочие за счет средств областного бюджета должны проходить экспертизу в государственной экспертизе. То есть на тот момент если бы вы размещали этот заказ, вы нарушили бы постановление Правительства Оренбургской области, в связи с этим был возврат. При проверке конечно могут возникнуть вопросы. Если они будут касаться нецелевого использования бюджетных средств, то вы вправе направить нам эту заявку вновь и мы укажем на это замечание будет в документации обязательно.
Слушатель 8: вопрос по ОСАГО. У нас машины покупались с разным периодом, и получается в год мы проводим около 3-х конкурсов, то на одну, то на две, то на три машины. Сколько нужно проводить конкурсных процедур в год?
Окшин Владимир Васильевич: чаще всего у нас избирается на конкурсе страховщик, независимо от того, когда выдан страховой полис на тот или иной автомобиль. А контракт заключается со страховой организацией на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности ОСАГО, независимо от того, когда заканчивается страховой полис. Поэтому для вас нужно провести конкурс на выбор страховщика, и определить с ним выдачу страховых полисов, а проведение конкурса обязательно.
Слушатель 9: вопрос опять по стройке, по товарным наименованиям. Было составлено порядка 600 составных инструментов, указаны полностью их технические характеристики. В аукционная документации было требование указать товарный знак в случае, если он отсутствует в нашем техническом задании. Получилось так, что выставилось 7 участников, никто из них не выполнил этого условия, либо допустили другие технические ошибки, после чего неоднократно подавались жалобы. В итоге процедура подписания контракта была затянута на очень длительное время. Будет ли какой то регламент, который будет описывать, что нужно писать в заявке на строй материалы?
Второй вопрос тоже по стройке: очень многие участники на фирменном бланке сделали свои заявки и написали свое согласие. Разве не должно это быть анонимным?
Решетова Надежда Васильевна: технические характеристики в обязательном порядке нужно устанавливать.
Слушатель 9: нужно ли указание участникам размещения заказа товарного знака?
Решетова Надежда Васильевна: если он есть то да.
Наша служба такие вопросы тоже рассматривает, сговор участников и программ.
Слушатель 10: еще один вопрос о неопределяемых количественных критериях. Учитывая, что областной аптечный склад, на протяжении ряда лет оказывает услугу по обеспечению льготной категории граждан лекарственными средствами, играет открытыми конкурсами. Приходится определяться с количественными критериями, которые невозможно определить. Есть в 94-ФЗ указания на то, что когда невозможно определить количество деталей, можно определить одну общую сумму цены. Откуда брать цифры? Из головы?
Решетова Надежда Васильевна: это вопрос достаточно сложный. На мой взгляд, и риск заказчика и риск участника размещения заказа, поскольку, не оговорен объем услуг.
Слушатель 10: а можно опираться на аналогичные проводимые в других регионах, допустим сейчас уже Башкирия, Бурятия, они уже выставили аналогичные конкурсы и судя по всему, они ограничились только указанием общей суммы и больше ничего там нет?
Решетова Надежда Васильевна: в принципе, вы опираться можете на что угодно, лишь бы это соответствовало нормам 94 -ФЗ.
Слушатель 11: хотелось бы вернуться к вопросу об обосновании максимальной начальной цены контракта. Сейчас многие поставщики, коммерческие фирмы присылают нам свои коммерческие предложения с пометкой "конфиденциальная информация". Так как относиться тогда к требованию уполномоченного органа о предоставлении источников информации?
Миронова Анастасия Николаевна: сегодня, Надежда Юрьевна частично отвечала на этот вопрос, что статья 19.1 94-ФЗ указывает что в обосновании начальной максимальной цены должны содержаться источники информации. Но вы можете учитывать что, коммерческие предложения, которые вам направляют поставщики, хранятся в закрытой части. Они хранятся только в системе, их видите вы и мы, больше их никто не видит.
Слушатель 12: не планируется ли выступление УФАС в качестве заказчиков? Чтобы вы размещались так же как и все мы? Был бы очень наглядный пример.
Окшин Владимир Васильевич: мы вообще размещаемся, но в связи с тем, что мы государственный орган, у нас бюджетное финансирование не превышает тех лимитов, о которых мы говорили. И приобретение товаров, работ и услуг у нас практически не происходит. Мебель мы приобретаем частично, компьютеры тоже, поэтому все у нас в рамках нормы закона. У нас в течении месяца работает четвертая комиссия прокуратуры, которая в том числе контролирует наши приобретения, наши закупки. И в том случае, если мы сами будем нарушать нормы 94 закона в превышении сумм, цифр, будет достаточно смешно и это активно будет обсуждаться и в средствах массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интернет-конференция руководителя УФАС по Оренбургской области Владимира Окшина на тему: "Контроль над размещением госзаказов. Госзакупки. Планируемые изменения в законодательстве"
Текст официально опубликован не был