Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
от 2 сентября 2011 г. N 6887
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела N 05-10-07/2011 (далее - Комиссия) о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - Окшин В.В., руководитель Управления;
Члены комиссии:
Аристархова Т.Н. - начальник отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа;
Тарасенко А .Я. - специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа;
Бровиков Н.А. - специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа;
с участием:
от ООО "Гильдия кровельщиков" - директора Слесарук С.А. (действует на основании Устава, предъявлен паспорт),
в отсутствие представителей заинтересованных лиц:
- ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан" (извещено надлежащим образом, представитель на заседание комиссии не явился)
- МУЗ "Абдулинская районная больница" (заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие);
- ООО Строительная компания "Стройгарант" (заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие);
в отсутствие представителей ответчиков:
- ООО "Светлый дом" (заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие);
- ООО "Фаворит+" (заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие),
рассмотрев материалы дела N 05-10-07/2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Гильдия кровельщиков" (ИНН 5609075139, ОГРН 1105658000942), расположенным по адресу: 460052, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 34, корпус 5, офис 207; Обществом с ограниченной ответственностью "Светлый дом" (ИНН 5609080925, ОГРН 1115658017551), расположенным по адресу: 460052, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 34, корпус 5, офис 206 и Обществом с ограниченной ответственностью "Фаворит+" (ИНН 5614049840, ОГРН 1095658019610), расположенным по адресу: 462430, Оренбургская область, г. Орск, улица Добровольского, д. 14, офис 82, п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Оренбургского УФАС России 30.06.2011 г. поступила жалоба ООО "Южуралспецстрой" (вход. N 3957) на согласованные действия участников открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту хирургического и реанимационного отделений МУЗ "Абдулинская ЦРБ" (N извещения 0353300036811000009) начальная цена контракта 16 575 000 (шестнадцать миллионов пятьсот семьдесят пять тысяч рублей) ООО "Гильдия кровельщиков", ООО "Светлый дом" и ООО "Фаворит+".
В ходе рассмотрения данной жалобы, в порядке предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Оренбургским УФ АС России было принято решение по делу 08-07-269/2011 (исх. N 5082 от 13.07.2011 г.). Данная жалоба, в части действий аукционной комиссии, была признана необоснованной. Материалы данной жалобы переданы должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в части заявленных доводов о наличии сговора между ООО "Гильдия кровельщиков", ООО "Светлый дом" и ООО "Фаворит+".
В ходе рассмотрения материалов жалобы ООО "Южуралспецстрой" в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установлено следующее.
Извещение об открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту хирургического и реанимационного отделений МУЗ "Абдулинская ЦРБ" (N извещения 0353300036811000009) начальная цена контракта 16 575 000 (шестнадцать миллионов пятьсот семьдесят пять тысяч рублей) (далее - аукцион) размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru 27.05.2011 г. Начальная максимальная цена муниципального контракта 16 575 000 (шестнадцать миллионов пятьсот семьдесят пять тысяч рублей). Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 16.06.2011 г. в 09:00. Окончание срока рассмотрения первых частей заявок 23.06.2011 г. Дата и время проведения открытого аукциона 27.06.2011 г. в 09:45.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок N 0353300036811000009 от 22.06.2011 г. к участию в аукционе допущены и признаны участниками аукциона все 9 (девять) участников размещения заказа подавших заявки.
В соответствии с протоколом проведения открытого аукциона в электронной форме N 0353300036811000009-3 от 27.06.2011 г. аукцион начат 27.06.2011 г. в 07:45 (мск.), окончен 27.06.2011 г. в 08:11 (мск.). Таким образом, процедура проведения аукциона заняла 26 минут. Минимальное предложение о цене контракта подано участником N 4 размер предложения 7 498 750 (семь миллионов четыреста девяносто восемь тысяч семьсот пятьдесят рублей), снижение начальной максимальной цены 54,76%. "Второе место" занял участник N 6, предложение о цене контракта - 8 327 500 (восемь миллионов триста двадцать семь тысяч пятьсот рублей) снижение начальной максимальной цены контракта составило 49,76%. На "третьем месте" оказался участник N 1 с предложением о цене контракта в размере 13 980 000 (тринадцать миллионов девятьсот восемьдесят тысяч рублей.), снижение начальной максимальной цены контракта составило 15,66%.
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0353300036811000009-4 от 28.06.2011 г. победителем аукциона признан участник N 1 - ООО "Гильдия кровельщиков". При рассмотрении вторых частей заявок аукционной комиссией было принято решение о несоответствии вторых частей заявок участников N 4 - ООО "Фаворит+" (причина - непредставление свидетельства СРО и решения об одобрении крупной сделки) и N 6 - ООО "Светлый дом" (причина - непредставление свидетельства СРО).
На основании выписок из ЕГРЮЛ и сведений, предоставленных ООО "Гильдия кровельщиков" и ООО "Светлый дом", данные юридические лица входят в одну группу лиц в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "Светлый дом" - учредитель Слесарук Сергей Анатольевич - размер доли 100%, директором ООО "Светлый дом" является Слесарук Александр Анатольевич. ООО "Гильдия кровельщиков" - учредители Слесарук Сергей Анатольевич - размер доли 10/11, Слесарук Александр Анатольевич - размер доли 1/11, директор - Слесарук Сергей Анатольевич.
Место нахождения ООО "Гильдия кровельщиков" - г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 34, корпус 5, офис 207. Место нахождения ООО "Светлый дом" (г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 34, корпус 5, офис 206.
Анализ содержания заявок поданных ООО "Гильдия кровельщиков" и ООО "Светлый дом" позволяет сделать вывод о том, что данные документы составлены одним лицом, поскольку имеют идентичное содержание и оформление текста.
ООО "Светлый дом" представило письменно пояснило (вх. N 4497 от 18 июля 2011 г.), что по его мнению страница проведения аукциона периодически была не активна, при подаче ценового предложения не отображался список ценовых предложений других участников. И директор ООО "Светлый дом" не видел, приняла ли площадка предложение, и поэтому повторил его несколько раз. ООО "Фаворит+" представило письменные пояснения (вх. N 4617 от 22 июля 2011 г.), из которых следует, что данный хозяйствующий субъект в лице директора Болдырева Д.Н. принимал участие в аукционе для получения практических познаний специфики проведения аукционов и работы интерфейса площадки. В процессе подачи ценовых предложений произошел сбой работы системы.
ООО "Южуралспецстрой" предоставило письменные пояснения (вх. N 4520 от 19 июля 2011 г.), согласно которым возможная минимальная цена на право заключения муниципального контракта составила бы 13 260 ООО рублей.
ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан" в ответе на запрос (вх. N 4640 от 22 июля 2011 г.) пояснило, что обращений в службу поддержки от участников размещения заказа по поводу проведения аукциона не поступало. По поводу пояснений ООО "Светлый дом" о том, что страница проведения аукциона периодически была не активна, при подаче ценового предложения не отображался список ценовых предложений других участников. Электронная площадка ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан" пояснила, что в случае если выход на электронную площадку осуществлялся через АРМ участника, изложенная ООО "Светлый дом" ситуация не должна возникнуть.
Приказом Оренбургского УФАС России N 157 от 29.07.2011 г. было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 05-10-07/2011 по признакам нарушения
- ООО "Гильдия кровельщиков" (ИНН 5609075139, ОГРН 1105658000942), расположенным по адресу: 460052, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 34, корпус 5, офис 207;
- ООО "Светлый дом" (ИНН 5609080925, ОГРН 1115658017551), расположенным по адресу: 460052, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Салмышская, д. 34, корпус 5, офис 206
- ООО "Фаворит+" (ИНН 5614049840, ОГРН 1095658019610), расположенным по адресу: 462430, Оренбургская область, г. Орск, улица Добровольского, д. 14, офис 82,
пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения, реализация которого привела к повышению цен на торгах - открытом аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту хирургического и реанимационного отделений МУЗ "Абдулинская ЦРБ" (N извещения 0353300036811000009) начальная цена контракта 16 575 000 (шестнадцать миллионов пятьсот семьдесят пять тысяч рублей).
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно статьи 9 Закона о защите конкуренции, установленные законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.
В соответствии с п. 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Проанализировав материалы дела N 05-10-07/2011, Комиссия приходит к следующим выводам.
ООО "Гильдия кровельщиков" и ООО "Светлый дом" в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" входят в одну группу лиц и их действия необходимо рассматривать как действия единого хозяйствующего субъекта.
В период времени с 10 июня 2011 по 15 июня 2011 г. между ООО "Фаворит+", ООО "Гильдия кровельщиков" и ООО "Светлый дом" было заключено устное соглашение, направленное на ограничение конкуренции, имеющее целью победу на аукционе путем введения в заблуждение других участников аукциона относительно минимальной цены муниципального контракта, а также создания им препятствий для подачи ценовых предложений путем непрерывной подачи ценовых предложений участниками, не имеющими свидетельства СРО о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В целях успешной реализации данного соглашения его участники координировали свои действия путем направления друг другу заявок на участие в аукционе с целью их проверки, распределили между собой роли.
Между участниками соглашения ООО "Гильдия кровельщиков" и ООО "Фаворит+" ранее существовали финансово-хозяйственные связи, договорные отношения.
Далее участники соглашения, с целью его благополучной реализации назвали друг другу номера заявок на участие в аукционе, присвоенные электронной торговой площадкой, что подтверждается их письменными объяснениями. Тем самым участники соглашения нарушили принцип конфиденциальности данных об участниках открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Гражданского Кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624.
При подаче заявок на аукцион ООО "Фаворит+" и ООО "Светлый дом" было заранее известно, что документацией об аукционе предусмотрено наличие свидетельства СРО о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, как обязательное условие признания заявки соответствующей требованиям документации об аукционе. Таким образом, в силу действующего законодательства заявки ООО "Фаворит+" и ООО "Светлый дом" будут признаны несоответствующими требованиям документации об аукционе, что повлечет их отклонение и признание победителем участника размещения заказа, чье ценовое предложение было проранжировано следом за ними.
Далее, 27.06.2011 г. в период времени с 07:45 (мск.) по 08:11 (мск.) ООО "Фаворит+", ООО "Гильдия кровельщиков" и ООО "Светлый дом" во время проведения аукциона приняли участие в данном соглашении, в его реализации.
ООО "Фаворит+" подало минимальное предложение о цене контракта в размере 7 498 750 (семь миллионов четыреста девяносто восемь тысяч семьсот пятьдесят рублей), снижение начальной максимальной цены. Предложение ООО "Светлый дом" при ранжировании получило второе место, предложение о цене контракта составило 8 327 500 (восемь миллионов триста двадцать семь тысяч пятьсот рублей).
Согласно Приложению N 1 к ответу на запрос ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан" (вх. N 4729 от 27 июля 2011 г.) подача ценовых предложений на аукционе происходила следующим образом:
N п/п |
Время подачи предложения |
Комментарий площадки |
Наименование участника |
1 |
07:45:26 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Гильдия кровельщиков" |
2 |
07:45:33 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Светлый дом" |
3 |
07:45:41 |
Цена не принята, так как она вышла за предел шага аукциона |
ООО "Фаворит+" |
4 |
07:45:57 |
Поступило ценовое предложение, оно принято. Вы улучшили свое ценовое предложение (но не цены контракта) |
ООО "Фаворит+" |
5 |
07:46:16 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Южуралспецстрой" |
6 |
07:46:36 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Светлый дом" |
7 |
07:46:57 |
Цена не принята, так как она вышла за предел шага аукциона |
ООО "Фаворит+" |
8 |
07:48:00 |
Цена не принята, так как она вышла за предел шага аукциона |
ООО "Фаворит+" |
9 |
07:48:29 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО СК "Стройгарант" |
10 |
07:48:41 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Фаворит+" с |
11 |
07:48:57 |
Ценовое предложение принято. Вы улучшили свое ценовое предложение (но не цены контракта). |
ООО "Южуралспецстрой" |
12 |
07:49:15 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Южуралспецстрой" |
13 |
07:49:25 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Светлый дом" |
14 |
07:49:52 |
Ценовое предложение принято. Вы улучшили свое ценовое предложение (но не цены контракта). |
ООО СК "Стройгарант" |
15 |
07:50:02 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Фаворит+" |
16 |
07:50:13 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Светлый дом" |
17 |
07:50:32 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Фаворит+" |
18 |
07:50:44 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Светлый дом" |
19 |
07:51:06 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Фаворит+" |
20 |
07:51:12 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Светлый дом" |
21 |
07:51:38 |
Ценовое предложение принято и является лучшим предложением цены контракта |
ООО "Фаворит+" |
22 |
08:01:38 |
Торги перешли в фазу завершения |
|
23 |
08:11:20 |
Ценовое предложение принято. Ваша цена принята. |
ООО "Гильдия кровельщиков" |
ООО "Гильдия кровельщиков" для реализации соглашения в течение десяти минут с момента завершения открытого аукциона в электронной форме подало предложение о цене контракта, в размере 13 980 000 (тринадцати миллионов девятьсот восьмидесяти тысяч рублей.), после чего процедура проведения аукциона была завершена.
Таким образом, участники соглашения в процессе его реализации ограничили конкуренцию путем создания препятствий для других участников аукциона для подачи ценовых предложений. Данные препятствия были созданы участниками соглашения ООО "Фаворит+" ООО "Светлый дом" создавали препятствия путем непрерывной подачи ценовых предложений и снижения цены контракта ниже цены контракта, соответствующей объемам работ и смете, ООО "Гильдия кровельщиков" воспользовалось созданными препятствиями для победы на аукционе. Вследствие этого другие участники размещения заказа ООО СК "Стройгарант" и ООО "Южуралспецстрой" в силу вышеизложенного не смогли подать свои ценовые предложения.
Также участники размещения заказа были введены в заблуждение относительно необходимости подать ценовые предложения в порядке ч. 12 ст. 41.10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поскольку имелись 2 ценовых предложения поступивших от ООО "Фаворит+" и ООО "Светлый дом" содержащих значительно сниженную цену контракта.
Таким образом, участники размещения заказа ООО "Гильдия кровельщиков", ООО "Светлый дом" и ООО "Фаворит+" заключили соглашение ограничивающее конкуренцию и участвовали в нем во время проведения аукциона. Конкретные действия участников соглашения ООО "Светлый дом" и ООО "Фаворит+" по подаче минимальных предложений о цене контракта не имели своей целью заключение муниципального контракта. Целью данных действий являлось прикрытие истинных намерений участников соглашения, создание препятствий для других участников аукциона, и подача ООО "Гильдия кровельщиков" ценового предложения выше того, которое было бы подано иными участниками аукциона, например ООО "Южуралспецстрой", в условиях конкуренции неограниченной действиями по реализации соглашения ООО "Фаворит+" и ООО "Светлый дом".
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла в выводу о заключении между ООО "Гильдия кровельщиков", ООО "Светлый дом" и ООО "Фаворит+" в период с 10 июня 2011 по 15 июня 2011 г. устного соглашения (договоренности), которое приводит или может привести к последствиям в виде ограничения конкуренции на рынке выполнения работ по капитальному ремонту зданий и сооружений на территории г. Абдулино Оренбургской области, а именно к повышению цен на торгах.
Также Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к выводу об участии ООО "Гильдия кровельщиков", ООО "Светлый дом" и ООО "Фаворит+" 27.06.2011 г. в период времени с 07:45 (время московское) по 08:11 (время московское) в соглашении (договоренности), которое привело к последствиям в виде ограничения конкуренции на рынке выполнения работ по капитальному ремонту зданий и сооружений на территории г. Абдулино Оренбургской области, а именно к повышению цен на торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Оренбургского УФАС России по делу N 05-10- 07/2011 о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью "Гильдия кровельщиков", Общество с ограниченной ответственностью "Светлый дом" и Общество с ограниченной ответственностью "Фаворит+" нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Гильдия кровельщиков", Обществу с ограниченной ответственностью "Светлый дом" и Обществу с ограниченной ответственностью "Фаворит+" обязательные для исполнения предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения, совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела N 05-10-07/2011 должностному лицу Оренбургского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации влечет ответственность в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 2 сентября 2011 г. N 6887
Текст решения официально опубликован не был