Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 13 сентября 2011 г. N А47-4753/2011
Резолютивная часть решения объявлена 12.09.2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13.09.2011 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пикмулиной Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (г. Оренбург) к обществу с ограниченной ответственностью "Кейф" (г. Оренбург) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования, в сумме 5 171 рублей 40 копеек
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кожемякина О.В. - заместитель начальника юр. отдела (доверенность от 05.09.2011 года N б/н, постоянная);
от заинтересованного лица: Елисеев Владимир Алексеевич - директор (паспорт),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (далее по тексту - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кейф" о взыскании финансовых санкций в размере 5 171 рублей 40 копеек за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
Заявитель поддерживает заявленные требования в полном объеме. Представитель заявителя пояснил, что вина юридического лица имеет место быть.
Ответчик требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка своевременности предоставления Обществом индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В ходе проверки установлен факт несвоевременного представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 полугодие 2010 года.
Согласно сведениям ф. АДВ-6-2 (Опись сведений, передаваемых страхователем на обязательное пенсионное страхование с отражением данных в целом по предприятию) сумма страховых взносов за 1 полугодие 2010 года составила 51 714 рублей.
По результатам проверки составлен акт от 07.09.2010 N б/н, на основании которого Управлением вынесено решение от 29.09.2010 N 21 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде применения финансовой санкции в размере 5 171 рублей 40 копеек.
25.10.2010 Управлением в адрес общества с ограниченной ответственностью "Кейф" выставлено требование N 21, которым заинтересованному лицу в срок до 05.12.2010 предлагалось добровольно уплатить сумму финансовой санкции в размере 5 171 рублей 40 копеек.
Акт проверки от 07.09.2010 N б/н, решение от 29.09.2010 N 21 и требование от 25.10.2010 N 21 о добровольной уплате штрафа в срок до 05.12.2010 направлены в адрес Общества, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями списков почтовых отправлений.
В связи с тем, что Общество в добровольном порядке штраф не уплатило, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.
Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указано, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного Закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей, подтверждены.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Названный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В части 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" указано, что в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Факт непредставления в установленные сроки (несвоевременного предоставления) сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается Протоколом приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 07.09.2010 N 108/14144.
Таким образом, проверкой установлено и подтверждено материалами дела, что страхователем не были представлены сведения по персонифицированному учету за 1 полугодие 2010 года в установленный законом срок до 01.08.2010, сведения представлены 07.09.2010.
В абзаце 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Из содержания указанной нормы следует, что страхователь подлежит привлечению к ответственности как за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, так и за представление неполных и (или) недостоверных сведений. То есть указанная норма права предусматривает два состава правонарушений: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно заявлению, поданному в арбитражный суд, Управление исчислило финансовую санкцию в размере 10% от суммы, указанной в ведомости АДВ-6-2 (51 714 рублей * 10%). Соответственно, страховщиком заявлено требование о взыскании финансовой санкции в сумме 5 171 рубль 40 копеек.
Расчет суммы финансовой санкции произведен заявителем верно. Взыскание указанной суммы производится Управлением в судебном порядке.
Срок на подачу заявления в суд с требованием о взыскании суммы финансовой санкции, исчисленный по совокупности сроков, установленных статями 19, 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", заявителем соблюден.
В отзыве заинтересованное лицо признает факт несвоевременного предоставления сведений, просит суд в связи с наличием смягчающих обстоятельств уменьшить размер штрафа.
По смыслу положений статей 1, 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", статей 2, 3 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" с момента прекращения распространения прямого действия налогового законодательства на правоотношения в сфере пенсионного страхования основу правового регулирования вопросов привлечения к ответственности плательщиков взносов составляют положения главы 6 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Так, нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (часть 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
В статье 44 названного Федерального закона закреплены обстоятельства, смягчающие (отягчающие) ответственность за совершение правонарушения в сфере пенсионного регулирования. Таковыми обстоятельствами являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
При этом частью 4 статьи 44 этого же Федерального закона закреплено право суда, рассматривающего соответствующее дело, установить и учесть при привлечении правонарушителя к ответственности обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.
Санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П).
В силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П).
Суд, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, обстоятельства совершенного Обществом правонарушения и степень его вины, установил в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность: Общество привлекается к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах впервые; страховые взносы уплачены в добровольном порядке; отсутствие умысла, добросовестность Общества как плательщика взносов; нарушение не причинило существенного вреда государственным и общественным интересам.
Принимая во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, суд приходит к выводу о несоразмерности суммы штрафа последствиям совершенного правонарушения и считает возможным уменьшить сумму штрафа до 1 034 рублей 28 копеек.
При таких обстоятельствах требования Управления подлежат удовлетворению частично.
На основании статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины до 500 рублей.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 500 рублей возлагаются на заинтересованное лицо на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кейф" (460009, г. Оренбург, ул. Ткачева, 93, кв. 27, ИНН 5611013073, ОГРН 1025601719340) в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге финансовые санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования, в сумме 1 034 рубля 28 копеек (одна тысяча тридцать четыре рубля двадцать восемь копеек).
2. В остальной части заявленных требований отказать.
3. Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заинтересованное лицо.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кейф" (460009, г. Оренбург, ул. Ткачева, 93, кв. 27, ИНН 5611013073, ОГРН 1025601719340) в доход федерального бюджета расходы по государственной пошлине в сумме 500 рублей (пятьсот рублей).
Исполнительный лист на взыскание финансовых санкций выдать заявителю в порядке ст.ст. 319 и 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району города Оренбурга Оренбургской области в порядке ст.ст. 319 и 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).
Судья |
В.И. Сиваракша |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13 сентября 2011 г. N А47-4753/2011
Текст решения официально опубликован не был