Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Сорочинского городского Совета муниципального образования Сорочинского городского округа Оренбургской области от 30 августа 2016 г. N 164 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного решения
Приложение
к решению Совета депутатов
от 19 марта 2009 г. N 13
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Сорочинский городской округ и их проектов
30 августа 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Сорочинский городской округ и их проектов (далее - Порядок) определяет процедуру проведения экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов согласно Федеральному закону от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" на предмет выявления в них коррупциогенных факторов, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, и последующего их устранения.
Под правовым актом органов местного самоуправления муниципального образования Сорочинский городской округ (далее - муниципальный правовой акт, правовой акт) в настоящем Порядке понимается решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие, либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении:
- действующих муниципальных правовых актов в случаях, установленных настоящим Порядком;
- проектов муниципальных правовых актов при их разработке и прохождении процедуры их согласования.
Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу правовых актов.
1.3. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", подлежат направлению в органы прокуратуры для проведения антикоррупционной экспертизы.
1.4. Рассмотрение актов прокурорского реагирования по результатам антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2. Методика проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Сорочинский городской округ и проектов правовых актов
2.1. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы правового акта органов местного самоуправления муниципального образования Сорочинский городской округ или положения проекта правового акта.
2.2. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
2.3. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Сорочинский городской округ и их проектов
3.1. Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов проводится правовым отделом администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области (далее - уполномоченный орган).
3.2. Проекты нормативных правовых актов, разработанные структурными подразделениями администрации Сорочинского городского округа, Сорочинским городским Советом или должностным лицом, ответственным за подготовку проекта правового акта (далее - разработчик проекта), завизированные соответствующим руководителем и согласованные с заинтересованными подразделениями направляются разработчиком проекта с приложением формы бланка антикоррупционной экспертизы (Приложение N 1 к Порядку) уполномоченному органу для проведения антикоррупционной экспертизы.
3.3. Сорочинский городской Совет, структурные подразделения и должностные лица администрации Сорочинского городского округа при мониторинге применения изданных правовых актов в соответствии со своей компетенцией осуществляют их проверку с целью выявления в них коррупциогенных факторов.
3.4. В случае выявления в правовом акте коррупциогенных факторов, лица, указанные в пункте 3.3. Порядка в течение 3-х календарных дней со дня выявления направляют такой правовой акт с мотивированным заключением в уполномоченный орган для проведения антикоррупционной экспертизы.
3.5. Срок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов, проектов правовых актов не должен превышать пяти рабочих дней со дня поступления проекта правовых актов в уполномоченный орган, за исключением случаев необходимости срочного издания правового акта, когда срок проведения антикоррупционной экспертизы не должен превышать трех календарных дней. Экспертиза наиболее объемных и сложных проектов правовых актов может проводиться в срок до 10 календарных дней.
3.6. Выявленные в правовых актах, проектах правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы с указанием норм (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов), в которых они обнаружены.
3.7. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком правового акта, проекта правового акта.
3.8. Заключение, подготовленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, подписывается начальником уполномоченного органа и должностным лицом, непосредственно проводившим антикоррупционную экспертизу.
3.9. Проекты правовых актов, содержащие коррупциогенные факторы, подлежат доработке и повторной антикоррупционной экспертизе.
3.10. В случае возникновения разногласий, возникающих при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, данные разногласия разрешаются в течение пяти рабочих дней.
3.11. Повторная антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов проводится в соответствии с настоящим Порядком. На заключении, подготовленном по результатам проведения повторной антикоррупционной экспертизы делается пометка "повторное".
4. Независимая антикоррупционная экспертиза
4.1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов).
4.2. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы подлежит обязательному рассмотрению уполномоченным органом в тридцатидневный срок со дня его получения.
4.3. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.