Губернатору Оренбургской области
Ю.А. Бергу
Указом главы администрации Оренбургской области от 09.02.2005 N 20-ук утверждено "Положение о порядке согласования комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области сделок по реализации имущества, находящегося в собственности Оренбургской области и закрепленного за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения" (далее по тексту - Положение).
Данный нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, содержит нормы, которые могут вызвать коррупционные проявления субъектов правоприменения и подлежит приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством по следующим основаниям.
Предметом правового регулирования указа от 09.02.2005 N 20-ук являются отношения, возникающие в связи с реализацией органами власти Оренбургской области полномочий собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Оренбургской области и иных вещных прав Оренбургской области по согласованию сделок и реализации, в том числе мены, закрепленного за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества и принадлежащих предприятию акций, вкладов (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ, являющихся государственной собственностью Оренбургской области.
Правовое регулирование указанных вопросов обусловлено положениями ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В соответствии со ст. 125 ГК РФ, от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 2 статьи 3 и п. 2 ст. 15 Закона Оренбургской области от 20.11.2001 N 363/346-II-ОЗ "Об управлении государственной собственностью Оренбургской области" предусмотрено, что от имени Оренбургской области права собственника по владению, пользованию и распоряжению государственной собственностью Оренбургской области осуществляют Правительство Оренбургской области и другие государственные органы в рамках их компетенции в соответствии с Уставом (Основным Законом) Оренбургской области, федеральным законодательством, данным Законом и Соглашениями между Правительством Российской Федерации и Оренбургской областью о разграничении полномочий.
На основании указа Губернатора Оренбургской области от 05.07.2010 N 128-ук "О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области", указа Губернатора Оренбургской области от 14.03.2011 N 120-ук "Об утверждении положения, структуры и предельной численности министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области", правомочия собственника в отношении государственного имущества Оренбургской области осуществляет министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Вопреки перечисленным нормам законодательства, указ от 09.02.2005 N 20-ук в качестве уполномоченного на распоряжение имуществом, являющимся государственной собственностью Оренбургской области, определяет комитет по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области, т.е., орган, не предусмотренный действующим законодательством.
Кроме того, "Положение о порядке согласования комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области сделок по реализации имущества, находящегося в собственности Оренбургской области и закрепленного за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения" содержит нормы, содержащие коррупциогенные факторы и противоречит действующему законодательству.
Так, согласно п. 4 Положения для согласования сделки предприятие представляет ряд документов, перечень которых полностью не определен, имеется формулировка "иные документы", что свидетельствует о неопределенности оснований принятия решения, допускает возможность выборочного изменения объема прав, необоснованного установления исключений из общего порядка принятия решения по согласованию сделок по усмотрению органов государственной власти (должностных лиц), уполномоченных на принятие решений о согласовании сделок, т.е., имеют место коррупциогенные факторы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Нормы положения содержат формулировки, в соответствии с которыми органом государственной власти согласовываются именно сделки государственных унитарных предприятий по реализации закрепленного за ними недвижимого имущества, принадлежащих предприятию вкладов (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ, о чем прямо указано в п.п. 1, 3, 4, 5, так как предусматривается право уполномоченного органа принять решение о согласовании сделки, указывая в таком решении способ, сроки реализации имущества и иные условия совершения сделки. В перечень документов, представляемых предприятием для согласования сделки, включены сведения об отказе участников хозяйственного общества от преимущественного права на приобретение вклада (доли). Одним из видов подлежащих согласованию сделок государственного унитарного предприятия могут быть договоры мены, что предполагает принятия предприятием решения относительно имущества, которое должно поступить в государственную собственность в результате мены, а следовательно, и в отношении собственника, в пользу которого перейдет государственное имущество.
В совокупности перечисленные нормы указывают на то, что способ реализации государственного недвижимого имущества, а также его покупателя предприятие выбирает самостоятельно. Уполномоченный орган государственной власти лишь принимает решение о разрешении совершить соответствующую сделку или отказе в ее согласовании.
Согласно п. 6 Положения способ реализации унитарным предприятием государственного недвижимого имущества на торгах является лишь вариантом, а не обязательным условием.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага) предусмотрен в качестве коррупциогенного фактора.
Правила обязательного согласования сделок с недвижимым имуществом, совершаемых унитарными предприятиями, содержатся в статье 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Однако федеральное законодательство не содержит положений, регламентирующих порядок такого согласования. Не урегулирован вопрос, на каком этапе от принятия унитарным предприятием решения о необходимости реализации имущества, выбора покупателя, подписания соответствующего договора и до фактической передачи имущества или государственной регистрации перехода права на него должно быть получено согласие уполномоченного органа на совершение сделки.
Таким образом, нормы Положения, утвержденного указом Главы администрации области от 09.02.2005 N 20-ук, создают условия для различного рода коррупционных проявлений со стороны субъектов правоприменения, например, совершения притворных сделок по передаче государственного имущества на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию с последующим выводом этого имущества из государственной собственности путем реализации заинтересованным лицам, создания отдельным хозяйствующим субъектам преференций в виде предоставления посредством унитарных предприятий исключительного права на приобретение государственного имущества.
Согласно п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
В соответствии с ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" обязательно применение конкурсных или аукционных процедур при заключении всех договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.
Таким образом, действующее "Положение о порядке согласования комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области сделок по реализации имущества, находящегося в собственности Оренбургской области и закрепленного за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения", как допускающее возможность реализации государственными унитарными предприятиями принадлежащего им на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества без проведения конкурсных или аукционных процедур, так как предусматривает согласование сделок, условия, предметы и стороны которых определяются по усмотрению унитарного предприятия, противоречит федеральному законодательству и создает условия для коррупционных проявлений и совершения действий, запрещенных антимонопольным законодательством.
Руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Указ главы администрации Оренбургской области от 09.02.2005 N 20-ук "Об утверждении Положения о порядке согласования комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области сделок по реализации имущества, находящегося в собственности Оренбургской области и закрепленного за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения", привести в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщить прокурору области в письменной форме.
Прокурор области |
И.В. Ткачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Оренбургской области от 26 июля 2011 г. N 7/1-59-11 на указ главы администрации Оренбургской области от 09.02.2005 N 20-ук "Об утверждении Положения о порядке согласования комитетом по управлению государственным имуществом и природными ресурсами Оренбургской области сделок по реализации имущества, находящегося в собственности Оренбургской области и закрепленного за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения"
Текст протеста официально опубликован не был