Об изменениях законодательства по вопросам:
1. О применении ККТ при розничной торговле пивом.
В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции, обязаны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику начиная с 1 января 2013 г.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта более 5% объема готовой продукции, обязаны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику начиная с 22.07.2011 г., если иное не установлено федеральным законом.
Вместе с тем, п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) определено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. 2 и 3 указанной статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги).
Таким образом, налогоплательщик единого налога на вмененный доход вправе выбирать между применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и выдачей по требованию покупателей (клиентов) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
Следует учитывать, что в случае осуществления наличных денежных расчетов с применением контрольно-кассовой техники налогоплательщик единого налога на вмененный доход обязан соблюдать требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике Федеральным законом N 54-ФЗ и Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 г. N 470.
В случае осуществления наличных денежных расчетов с выдачей по требованию покупателей (клиентов) документов, подтверждающих прием денежных средств и содержащих обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, налогоплательщики единого налога на вмененный доход, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, вправе не применять контрольно-кассовую технику.
Реквизиты документа, подтверждающего прием денежных средств, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумма оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
2. О порядке учета денежной наличности у юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет, юридических лиц, применяющих упрошенную систему налогообложения, а также индивидуальных предпринимателей.
Центральным банком РФ утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ от 12.10.2011 г. N 373-П (далее - Положение), которое вступило в силу с 1 января 2012 г.
В соответствии с Положением юридические лица, ведущие бухгалтерский учет, а также юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, и индивидуальные предприниматели обязаны с 01.01.2012 г. соблюдать порядок ведения кассовых операций, в том числе:
- определять лимит остатка наличных денег;
- хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег;
- оформлять кассовые операции приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002;
- обеспечивать наличие кассовых документов и других документов, оформляемых при ведении кассовых операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в РФ;
- вести кассовую книгу 0310004.
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет ответственность, установленную ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которой предусмотрен штраф в размере 4000 - 5000 руб. на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) и 40000 - 50000 руб. на юридических лиц.
Такие сообщения по установленным формам в соответствии с Приказом ФНС России от 28.09.2009 г. N ММ-7-6/475@ должны отправляться в течение трех дней со дня:
- открытия или закрытия счета, изменения реквизитов счета организации (предпринимателя);
- предоставления (прекращении) права организации (предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
- изменения реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
До этой даты представлять такие сведения можно было также на бумажном носителе.
4. О мерах налоговой ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.
В случае установления факта осуществления предпринимательской деятельности без регистрации виновное лицо привлекается к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 116 НК РФ.
Штраф за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе составляет 10 000 руб., за ведение деятельности без постановки на учет необходимо заплатить 10% от полученных за этот период доходов, но не менее 40 000 руб.
Л. Негодяева,
начальник контрольного отдела
"Налоговый Вестник Оренбургской области", N 2, февраль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый Вестник Оренбургской области"
Журнал зарегистрирован Поволжским межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Регистрационный номер ПИ N 7-0617 от 07.05.2001 г.
Адрес редакции:
ООО "Каталоги Справочники Путеводители",
Лицензия ИД N 03579 от 19.12.2000 г.
460021, г. Оренбург, ул. Восточная, 42/1, секция 2
Тел. (3532) 58-18-42, 707-505
E-mail: ksp@mail.esoo.ru
Председатель общественного редакционного совета Г.В.Кузнецов
Члены общественного редакционного совета:
Г.В.Гармаш / С.А.Киселев / В.В.Семенов / Т.Н.Свиридова /
Т.Н.Кулакова / Н.П.Шевченко
Главный редактор журнала "Налоговый Вестник Оренбургской области" О.Г.Репников
Зам. главного редактора журнала "Налоговый Вестник Оренбургской области" Н.Х.Сафронова
Подписка на издание доступна в полном объеме в любом почтовом отделении, в редакции, через наших агентов или в заочном порядке.
Подписной индекс издания в каталоге "Почта России" - 14860.