Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
от 14 декабря 2011 г. по делу N 07-16-32/2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>
при участии представителей:
от заявителя - представитель Кудашевой Елены Георгиевны - Ефимов Иван Васильевич (далее по тексту представитель заявителя) (доверенность от 07.11.2011 г.); от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Оренбургэнергонефть" (далее по тексту ООО "Оренбургэнергонефть", ответчик) - Байкова Лидия Георгиевна (доверенность N 45 от 09.11.2011 г.), Тулекенова Батима Казекеновна (доверенность N 46 от 09.11.2011 г.);
от заинтересованного лица - открытого акционерного общества "Оренбургнефть" - Катаева Светлана Геннадьевна (доверенность N 286 от 16.12.2011 г.),
рассмотрев дело N 07-16-32/2011, возбужденное Приказом N 226 от 21.10.2011 г. по заявлению гражданки Кудашевой Елены Георгиевны в отношении ООО "Оренбургэнергонефть" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту ФЗ "О защите конкуренции"), установила:
В Оренбургское УФАС России обратилась гражданка Кудашева Елена Георгиевна (Оренбургская область, <...>) с жалобой на действия открытого акционерного общества "Оренбургнефть" (далее - ОАО "Оренбургнефть") (461040, Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Магистральная, д. 2), а также общества с ограниченной ответственностью "Оренбургэнергонефть" (г. Бузулук, ул. Гая, д. 94) по отказу согласования заявки на технологическое присоединение земельного участка, расположенного по адресу: Бузулукский район, <...>, к электрическим сетям данных организаций (вх. N 5341 к от 22.08.2011 г.).
Усмотрев в действиях ООО "Оренбургэнергонефть" признаки нарушения антимонопольного законодательства, Оренбургское УФАС России Приказом N 226 от 21.10.2011 г. возбудило дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", выраженным в ущемлении интересов гражданки Кудашевой Е.Г. в части необоснованного уклонения от выдачи технических условий на подключение к электрическим сетям.
На заседании Комиссии представитель заявителя настаивал на основаниях и доводах, изложенных в заявлении.
Представители ООО "Оренбургэнергонефть" вменяемые нарушения не признали. В заседании Комиссии и в своих письменных пояснениях (исх. N 01-02/2338 от 07.10.2011 г.) указали, что в настоящее время договор на технологическое присоединение не направлен Кудашевой Е.Г. по причине не получения ответа на запрос ООО "Оренбургэнергонефть" N 05/2147 от 15.09.2011 г., направленный в адрес ОАО "Оренбургнефть". Запрос касался сроков реконструкции подстанции "Промбаза" для разработки мероприятий в сетях энергоснабжающей организации. Не были согласованы технические условия с главным энергетиком ОАО "Оренбургнефть", выдачу договора на технологическое присоединение Кудашевой Е.Г. необходимо производить с приложением технических условий и мероприятий с определенными сроками реализации.
В письменных пояснениях ООО "Оренбургэнергонефть" указала, что в непосредственной близости к земельному участку Кудашевой Е.Г. на расстоянии 350 м. проходят сети ВЛ-0,4 кВ., являющиеся собственностью ОАО "Оренбургнефть" и находящиеся на обслуживании ответчика. ООО "Оренбургэнергонефть" не осуществляет передачу электроэнергии по сетям 0,4 кВ, ООО "Оренбургэнергонефть" осуществляет передачу электроэнергии до сетей 0,4 кВ Подключение к сетям возможно осуществить при строительстве ВЛ- 0,4 кВ от КТП-6/0,4 кВ. N 4 от ВЛ-6 кВ Ф-"6-й микрорайон" ПС 35/6 кВ "Промбаза" и реконструкции ПС 35/6 кВ "Промбаза" с заменой трансформаторов мощностью 4 МВА на трансформаторы мощностью 6,3 МВА. Представители ООО "Оренбургэнергонефть" уточнили, что технологическое присоединение земельного участка Кудашевой Е.Г. возможно осуществить только по индивидуальному проекту, так как ООО "Оренбургэнергонефть" является организацией, которая обслуживает электрические сети и в тарифе на передачу электроэнергии на 2011 - 2012 гг. не предусмотрены инвестиции на строительство новых сетей.
Кроме того, представители ответчика утверждали, что отсутствует техническая возможность подключения заявителя.
Представитель заинтересованного лица указала, что Кудашевой Е.Г. в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г. (далее - Правила технологического присоединения), необходимо обращаться в сетевую организацию, которой является ООО "Оренбургэнергонефть", осуществляющая передачу электроэнергии по утвержденному тарифу Департаментом по ценам и регулированию тарифов по Оренбургской области.
В результате анализа поступившей информации и нормативно-правовых актов, заслушав мнения сторон и исследовав материалы дела, Комиссия считает, что доказательств по делу достаточно для принятия решения.
Согласно пункту 4.2.1 статьи 4 Главы 1 Устава ООО "Оренбургэнергонефть" и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц N 13645А/2011 от 15.07.2011 г., зарегистрированной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области, основным видом деятельности предприятия является передача электроэнергии.
ООО "Оренбургэнергонефть" на основании договора аренды N 33 от 25.01.2011 г., заключенного с ОАО "Оренбургнефть" (арендодатель) владеет и пользуется имуществом, (перечень которого указан в приложениях 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 к указанному договору аренды являются его неотъемлемой частью), в том числе подстанцией КТП 160-10/0,4-90 У1 (КТП-160/6/0,4 кВ. мощность трансформатора 160 кВ, ТП-13 (приложение N 1 к договору N 33 от 25.01.2011 г.).
В соответствии с пунктом 2 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с Приказом департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов N 38-э/э от 07.06.2011 г. для ООО "Оренбургэнергонефть" утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии.
Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ООО "Оренбургэнергонефть" является сетевой организацией, а в силу требований статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее ФЗ "О естественных монополиях"), статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" ответчик является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.
С учетом изложенного, действия ООО "Оренбургэнергонефть" регламентируются ФЗ "О защите конкуренции".
Статья 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара совершать действия /бездействия/ результатом которых может быть недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или/ ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия как: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (абонентами) в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Часть 1 Статьи 26 Федерального закона РФ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ (далее ФЗ "Об электроэнергетике"), пункт 3 Правил технологического присоединения, указывает на право любых физических и юридических лиц на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. Отказ в технологическом присоединении при выполнении такими лицами указанных условий не допускается (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
20.04.2011 г. ООО "Оренбургэнергонефть" получило заявку Кудашевой Е.Г. от 19.04.2011 г. Указанная заявка соответствовала пункту 14 Правил технологического присоединения.
В нарушение пункта 15 Правил технологического присоединении ООО "Оренбургэнергонефть" не направило в адрес Кудашевой Е.Г. проект договора на технологическое присоединения земельного участка с кадастровым номером 56:08:2105005:81 и технические условия, а рекомендовало обратиться к владельцу электрических сетей ОАО "Оренбургнефть" (письмо от 26.04.2011 г. исх. N 05/951), что свидетельствует об уклонении ООО "Оренбургэнергонефть" от заключения договора на технологическое присоединение и выдачи технических условий Кудашевой Е.Г.
05.05.2011 г. гражданка Кудашева Е.Г. обратилась с заявлением о выдаче технических условий на электроснабжение вышеуказанного земельного участка в ОАО "Оренбургнефть".
Письмом от 20.07.2011 г. исх. N 29-20/07-02 н ОАО "Оренбургнефть" за выдачей технических условий рекомендовало обратиться Кудашевой Е.Г. в сетевую компанию ООО "Оренбургэнергонефть".
Следуя данной рекомендации ОАО "Оренбургнефть" Кудашева Е.Г. 09.08.2011 г. повторно обратилась с заявлением к ООО "Оренбургэнергонефть" с заявкой на технологическое присоединение (письмо вх. N 3060 от 09.08.2011 г.).
Письмом от 16.08.2011 г. исх. N 05/1906 ООО "Оренбургэнергонефть" сообщила Кудашевой Е.Г., что в целях привязки земельных участков к существующим электрическим сетям, а также определения мощности трансформаторных подстанций, необходимой для осуществления электроснабжения участков, отведенных под индивидуальное жилищное строительство, сделан запрос о предоставлении генерального плана застройки в администрацию МО "Бузулукский район". А так же указала, что после получения вышеуказанного плана будут выполнены расчеты режимов электросетей.
Таким образом, ООО "Оренбургэнергонефть" в нарушение п. 15 Правил технологического присоединения в течении 30 дней не направило в адрес Кудашевой Е.Г. проект договора на технологическое присоединение земельного участка с кадастровым номером 56:08:2105005:81 и технические условия, тем самым повторно уклонилось от заключения договора на технологическое присоединение и выдачи технических условий Кудашевой Е.Г.
Довод ООО "Оренбургэнергонефть" об отсутствии технической возможности технологического присоединения, послужившим причиной не заключения договора на технологическое присоединение с Кудашевой Е.Г. и не выдаче технических условий, является несостоятельным по следующим основаниям:
Информация о технической возможности присоединения к электрической сети подстанции "Промбаза" напряжением 35/6 кВ ООО "Оренбургэнергонефть" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приуральское управление Ростехнадзора) отсутствует.
Доказательств обращения ООО "Оренбургэнергонефть" в Приуральское управление Ростехнадзора с заявлением на получение заключения о наличии или отсутствии технической возможности технологического присоединения в материалах дела нет.
Пункт 28 Правил технологического присоединения предусматривает признаки наличия (отсутствия) технической возможности. У Кудашевой Е.Г. максимальная запрашиваемая мощность энергопринимающих устройств, указанная в заявках от 19.04.2011 г. и от 09.08.2011 г. составляет 14 кВт.
Согласно абз. 2 п. 3, п. 33.1 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана заключить договор с лицами, максимальная мощность энергопринимающих устройств у которых составляет до 15 кВт, независимо от наличия или отсутствия технической возможности, таким образом к гражданке Кудашевой Е.Г. требования пункта 28 Правил технологического присоединения, предусматривающего признаки наличия (отсутствия) технической возможности не применяются.
Таким образом, ссылки ответчика на отсутствие технической возможности присоединения, а также необходимости обращения Кудашевой Е.Г. в ОАО "Оренбургнефть", являются необоснованными.
Кудашева Е.Г. правомерно обратилась в ООО "Оренбургэнергонефть", так как именно ООО "Оренбургэнергонефть" является сетевой организацией, владеющей сетями по договору аренды N 33 от 25.01.2011 г., к которым может быть осуществлено технологическое присоединение.
Договор об осуществлении технологического присоединения является публичным, то есть самостоятельность общества в выборе контрагентов ограничена законом.
Данные действия свидетельствует об уклонении ООО "Оренбургэнергонефть" от заключения договора на технологическое присоединение и выдачи технических условий Кудашевой Е.Г.
Тем самым ООО "Оренбургэнергонефть", используя свое доминирующее положение, ущемляет интересы гражданки Кудашевой Е.Г. путем не обоснованного уклонения от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Таким образом, Комиссия считает, что ООО "Оренбургэнергонефть", являясь субъектом естественных монополий и занимая доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, нарушает ст. 26 ФЗ "Об электроэнергетике", пп. 3, 6, 15 Правил технологического присоединения, п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" путем не обоснованного уклонения от заключения договора с Кудашевой Е.Г. на технологическое присоединение, при наличии возможности заключения такого договора, при том, что такое уклонение прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать ООО "Оренбургэнергонефть" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Оренбургэнергонефть" предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем направления Кудашевой Е.Г. проекта договора на оказание услуг по технологическому присоединению земельного участка, расположенного по адресу: Бузулукский район, <...> на границе с г. Бузулук по улице Бобровская, и технические условия, согласно заявкам от 19.04.2011 г. и от 09.08.2011 г.
3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение Комиссии может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии |
<...> |
Члены Комиссии |
<...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 14 декабря 2011 г. по делу N 07-16-32/2011 о нарушении антимонопольного законодательства
Текст решения официально опубликован не был