Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации района
от 7 июля 2011 г. N 508-п
Положение
о порядке проведения эвакуационных мероприятий на территории муниципального образования Александровский район при возникновении чрезвычайных ситуаций
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, порядок планирования, организации и поведения эвакуационных мероприятий на территории муниципального образования Александровский район.
2. Основные задачи эвакуационных мероприятий:
- сохранение жизни и здоровья населения;
- снижение возможных потерь населения и животных;
- сохранение материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях.
3. Эвакуационные мероприятия планируются и подготавливаются заблаговременно и осуществляются при угрозе возникновения или в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
Эвакуационные мероприятия включают в себя следующие понятия:
- чрезвычайная ситуация (далее именуется - ЧС) - это обстановка на определенной территории области, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природой среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
- зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
- эвакуация - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон ЧС или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также жизнеобеспечение эвакуируемых в безопасных районах.
- безопасный район - территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной чрезвычайной ситуации, подготовленная для размещения населения, материальных и культурных ценностей, эвакуируемых из зоны возможной чрезвычайной ситуации или из зоны чрезвычайной ситуации.
- жизнеобеспечение населения в чрезвычайной ситуации - комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание минимальных условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни здоровья и работоспособности людей во время осуществления эвакуации, на маршрутах и в местах размещения эвакуированных.
4. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуации вводятся следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС) проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.
Упреждающая эвакуация в зависимости от прогнозных данных может проводиться в сроки от нескольких десятков минут до нескольких суток.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из опасных районов проводится в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза здоровью людей. Необходимость введения подобной защитной меры, а также сроки ее осуществления определяются комиссиями по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
5. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и профессионально-технических училищ.
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
6. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровья людей, оцениваемое по критериям, установленным для каждого вида опасности.
Право принятия решения проведения эвакуации принадлежит руководителю гражданской обороны органа местного самоуправления, на территории которого возникла или прогнозируется чрезвычайная ситуация.
II. Организация планирования эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи
7. Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы. К эвакуационным органам относятся:
- эвакуационные комиссии;
- эвакоприемные комиссии;
- приемные эвакуационные пункты;
- группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
- оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.
8. Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, учащихся общеобразовательных учреждений, по предприятиям, организациям, учреждениям, учебным заведениям. Эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания - организовывается по месту жительства через жилищно-коммунальные органы. В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
9. Деятельность эвакуационных органов включает планирование, подготовку и непосредственно проведение эвакомероприятий по защите населения, оставшегося без крова, в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
10. Планированию эвакуации предшествует изучение эвакуационными органами, аварийно-спасательными службами района руководящих и нормативных документов, директивных указаний, сбор и подготовка необходимых исходных данных, выбор и рекогносцировка районов.
11. Планирование эвакуационных мероприятий осуществляется во взаимодействии со службами гражданской обороны района, начальниками военных комиссариатов, а также организациями по вопросам выделения сил и средств, предназначенных для организации и проведения эвакуационных мероприятий, первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, обмена информацией об обстановке, использования техники и другим вопросам.
Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов или приложения к "Плану действий по предупреждению и ликвидации ЧС".
12. Районы временного размещения, планируемые для расселения пострадавшего населения, должны отвечать основным требованиям, в том числе:
находиться за пределами зон действия ЧС;
обеспечивать необходимые условия для жизни людей;
соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Для кратковременного размещения эвакуируемого населения могут использоваться служебно-бытовые помещения, клубы, лечебно-оздоровительные учреждения и другие здания с возмещением в установленном порядке затрат их владельцам.
Население, подлежащее эвакуации, включается в эвакуационные списки, которые корректируются в течение года и при возникновении угрозы ЧС.
13. В зависимости от обстановки на территории района могут вводиться следующие режимы функционирования эвакуационных органов:
режим повседневной деятельности - функционирование при нормальной радиационной, химической, пожарной, медицинской и гидрометеорологической обстановке;
режим повышенной готовности - функционирование при угрозе возникновения ЧС;
режим чрезвычайной ситуации - функционирование при возникновении и ликвидации ЧС.
14. Основные задачи эвакуационных комиссий:
- в режиме повседневной деятельности:
разработка планов эвакуации населения в безопасную зону с соответствующими органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ежегодное уточнение этих планов;
оказание помощи в разработке планов обеспечения эвакуационных мероприятий и мероприятий по подготовке к размещению эвакуируемого населения в безопасных районах, контроль за выполнением этих мероприятий;
создание базы данных по зонам возможной эвакуации;
контроль за созданием, комплектованием и подготовкой подчиненных эвакуационных органов;
периодическое проведение заседаний, на которых рассматриваются планы эвакуации населения, разработанные подчиненными эвакуационными органами, планы приема и размещения эвакуируемого населения в безопасных зонах, результаты проверок состояния планирования эвакуационных мероприятий на объектах экономики;
учет общественных площадей, используемых под пункты временного размещения, пункты длительного проживания на соответствующей территории;
учет и распределение транспорта для обеспечения эвакуационных мероприятий;
организация взаимодействия с военным комиссариатом по вопросам оказания всесторонней помощи при эвакуации;
периодическое проведение штабных тренировок с подчиненными эвакуационными органами с целью проверки готовности их по предназначению;
разработка и учет документов по проведению эвакуационных мероприятий;
- в режиме повышенной готовности:
контроль за приведением в готовность подчиненных эвакуационных органов;
уточнение категорий и численности населения;
уточнение плана эвакуации населения, контроль за проведением этой работы в подчиненных эвакуационных органах;
контроль подготовки к эвакуации населения, пунктов посадки и высадки населения;
контроль подготовки транспортных средств для перевозки людей;
уточнение совместно с транспортными органами порядка использования всех видов транспорта, выделяемого для вывоза населения из опасных районов в безопасные районы, в пункты временного размещения и пункты длительного проживания;
осуществление контроля за приведением в готовность имеющихся защитных сооружений;
уточнение с подчиненными и взаимодействующими эвакуационными комиссиями планов приема, размещения и обеспечения населения в безопасных районах;
- в режиме чрезвычайной ситуации (при проведении эвакуационных мероприятий):
поддержание связи с подчиненными эвакуационными органами и транспортными службами;
контроль хода оповещения населения и подачи транспорта в пункты посадки;
руководство работой подчиненных эвакуационных органов по сбору эвакуируемого населения и отправке его в безопасные районы;
информирование эвакоприемных комиссий, администраций пунктов временного размещения и пунктов длительного проживания о количестве выводимого (вывозимого) населения по времени и видам транспорта;
сбор и обобщение данных о ходе эвакуации населения;
организация первоочередного жизнеобеспечения и защиты населения.
15. Экстренная эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания сборных эвакуационных пунктов.
Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.
Задачи оперативных групп:
оповещение, сбор, учет и организация посадки эвакуируемого населения на транспорт по местонахождению (месту жительства или работы);
распределение эвакуируемого населения по транспортным средствам, формирование эвакуационных колонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакуационных органов;
организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.
III. Проведение эвакуации населения
16. Проведение эвакуации населения из зон ЧС в каждом конкретном случае определяется условием возникновения и развития ЧС, характером и параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.
Население района в мирное время может быть подвержено различным видам ЧС, при которых население, попадающее в зоны (районы) возможных ЧС, будет выводиться, отселяться или эвакуироваться.
Основными видами ЧС, при которых население будет выводиться, отселяться или эвакуироваться являются:
- аварии на взрывопожароопасных объектах;
- затопления;
- массовые пожары;
- взрывы.
17. При получении достоверного прогноза возникновения ЧС проводятся подготовительные мероприятия с целью создания благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС.
К подготовительным мероприятиям относятся:
- приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;
- уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
- распределение транспортных средств по пунктам посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
- подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей;
- подготовка к развертыванию ПЭП, пунктов посадки - высадки;
- проверка готовности системы оповещения и связи; приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.
18. С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
- оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;
- развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;
- сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;
- формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспорта к пунктам посадки и посадка населения на транспорт;
- прием и размещение эваконаселения в безопасных районах заблаговременно подготовленных по первоочередным видам обеспечения.
19. Катастрофическое Затопление
Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения), производится при угрозе или в случае разрушения дамб и повышения уровня воды в паводок в реках и других водоемах.
Вывод, отселение и эвакуация населения из зон (районов) возможных затоплений спланирован двумя способами: первый - заблаговременный планомерный, второй - экстренный, при резком повышении уровня воды.
19.1. Заблаговременное отселение
При реальной угрозе затопления населенных пунктов сельских администраций, которое может возникнуть при подъеме уровня воды, издается распоряжение "Об организации выполнения противопаводковых мероприятий".
При получении данного распоряжения, председатель эвакуационной комиссии собирает оперативную группу, уточняет задачу всем членам группы, оперативная группа приступает к выполнению "Плана эвакуации населения при катастрофических затоплениях".
К "Ч" + 4 час, после получения сигнала, для организованной эвакуации населения развертываются ПЭПы, в соответствии с планами.
Для вывоза расселяемого населения из зон (районов) возможных затоплений для каждого ПЭП спланирован автотранспорт, который подается на ПЭП к "Ч" + 4 час, в соответствии с планами.
Отселяемое и эвакуируемое население из зон (районов) возможных затоплений будет расселяться в безопасной зоне, в соответствии с планами.
19.2. Экстренная эвакуация.
В случае резкого повышения уровня воды население, попавшее в зоны (районы) затопления, будет спасаться на крышах и не затапливаемых участках. Снятие жителей и вывоз их в места сбора будет проводиться спасательными командами на плавсредствах (лодках).
Для вывоза пострадавшего населения к "Ч" + 4 час. прибывает автотранспорт к местам временных причалов, в соответствии с планом.
В результате затопления (наводнения), как правило, остаются значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения. Поэтому возвращение (реэвакуация) населения возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ.
Вывод населения при наводнениях (паводке) планируется и производится заблаговременно из тех домов и учреждений, которые могут подвергнуться затоплению в соответствии с прогнозом максимального уровня подъема воды в реках.
Размещение населения производится в заранее назначенных местах (гостиницах, школах, кинотеатрах, спортивных сооружениях и других общественных и культурно-просветительных учреждениях).
20. При крупномасштабных пожарах на пожароопасном объекте или лесных или степных пожарах вблизи населенных пунктов эвакуация населения проводится самостоятельно или организованно в минимальные сроки до подхода фронта воздействия поражающих факторов.
В условиях непосредственного воздействия на население поражающих факторов пожара проводится экстренная эвакуация населения.
Укрытие населения в защитных сооружениях осуществляется с целью предотвращения теплового и отравляющего воздействия поражающих факторов пожаров. В населенных пунктах, удаленных от очага пожара, но расположенных в зонах сильного задымления и загазованности, укрытие населения осуществляется также в жилых и производственных зданиях с максимально возможной их герметизацией.
IV. Обеспечение эвакуационных мероприятий
21. В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещения, разведки.
22. Организация и порядок подготовки к проведению мероприятий по видам обеспечения возлагаются на соответствующие службы Александровского районного звена Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а координацию действий осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
23. Созданные службы гражданской обороны Александровского района решением руководителя гражданской обороны района, председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности могут привлекаться для обеспечения эвакуационных мероприятий в зависимости от сложившейся обстановки.
24. Транспортное обеспечение эвакуационных перевозок возлагается на автотранспортные организации независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности.
Работа общественного транспорта в ходе эвакуации населения предполагает различные варианты его возможного использования: доставка населения от места жительства к пунктам временного размещения, пунктам длительного проживания, доставка от места жительства до мест размещения, вывоз (вывод) эвакуируемого населения из зоны ЧС в безопасные районы.
Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации формируются автомобильные колонны от транспортных организаций, предусмотренные планом эвакуации, а также из транспорта частных владельцев.
Личный транспорт владельцев объединяется в группы (отряды) на договорной основе в случае добровольного согласия его владельцев. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются, учитываются.
Автотранспортные средства частных владельцев сводятся в самостоятельные колонны, которые формируются органами ГИБДД.
25. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения включает следующие мероприятия:
- осуществление нарядами жесткого пропускного режима, предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий;
- проведение полного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакуации;
- оказание содействия (при необходимости) должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации порожнего и пригодного для перевозки людей транзитного транспорта в целях обеспечения быстрейшего вывоза людей из зон ЧС;
- охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на эвакообъектах (ПЭП, пунктах посадки и высадки), маршрутах эвакуации, в населенных пунктах и в местах размещения эвакуированного населения, предупреждение паники и дезинформационных слухов;
- охрана объектов в установленном порядке на этот период;
- регулирование дорожного движения на маршрутах эвакуации;
- сопровождение автоколонн с эвакуированным населением;
- обеспечение установленной очередности перевозок по автомобильным дорогам и режима допуска в зоны ЧС;
- ведение борьбы с преступностью в населенных пунктах, на маршрутах эвакуации и в местах размещения;
- организация регистрации в органах ОВД эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы (создание банка о нахождении граждан, эвакуированных из зон ЧС).
26. Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуированного населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травм в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней.
Весь комплекс мероприятий по медицинскому обеспечению эвакуируемого населения планируется заблаговременно и осуществляется в период эвакуации.
Заблаговременно проводится:
- планирование всего комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению эвакуируемого населения;
- подготовка органов управления, медицинских формирований, учреждений здравоохранения к медицинскому обеспечению эвакуируемого населения;
- планирование обеспечения медицинским имуществом эвакуируемого населения и развертываемых медицинских учреждений и формирований;
- санитарно-просветительская работа среди населения.
При возникновении техногенных аварий и стихийных бедствий до начала эвакуации осуществляются:
- уточнение планов организации медицинского обеспечения эвакуируемого населения;
- подготовка к развертыванию и развертывание медицинских пунктов на ПЭП, пунктах посадки, высадки и в пути следования; назначение в состав эвакуационных комиссий представителей от органов здравоохранения;
- усиление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований на пунктах общественного питания, водоснабжения и банно-прачечного обслуживания эвакуируемого населения, а также ПЭП и в пути следования.
При проведении эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
- развертывание медицинских пунктов на ПЭП, пунктах посадки, высадки и в пути следования, предусмотренных планами эвакуации, организация на них круглосуточного дежурства медицинского персонала для оказания медицинской помощи эвакуируемому населению;
- организация медицинского обслуживания нетранспортабельных больных;
- контроль за санитарным состоянием мест временного пребывания и постоянного размещения эвакуируемого населения;
- непрерывное наблюдение за эпидемической обстановкой, выявление инфекционных больных и выполнение других противоэпидемических мероприятий;
- снабжение медицинских пунктов, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемических учреждений и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения медицинским имуществом. Руководство медицинским обеспечением осуществляют соответствующие руководители здравоохранения района.
За своевременность развертывания медицинских пунктов на ПЭП, их оснащение медицинским имуществом, качество медицинского обслуживания эвакуируемого населения на этих пунктах, в пути следования и в местах размещения непосредственную ответственность несут руководители лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанными планами медицинского обеспечения.
27. Инженерное обеспечение создает необходимые условия для эвакуации населения из зон ЧС путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эвакуируемого населения и в районах размещения. Инженерное обеспечение осуществляется организациями службы инженерного обеспечения района.
Характер и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий обстановки, вида и масштаба эвакуации населения, наличия сил и средств.
Инженерное оборудование районов размещения эвакуируемого населения включает в себя:
оборудование общественных зданий, сооружений и устройство временных сооружений для размещения эвакуируемых;
оборудование сооружений для временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;
оборудование пунктов водоснабжения.
28. Материально-техническое обеспечение возлагается на организации служб коммунально-бытового обеспечения, обеспечения горюче-смазочными материалами, обеспечения питанием и предметами первой необходимости
Материально-техническое обеспечение заключается в организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации, снабжении горюче-смазочными материалами и запасными частями, продуктами питания и предметами первой необходимости, обеспечении необходимым имуществом.
Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах обеспечения рассчитывается путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения.
Комплекс коммунально-бытового обеспечения включает в себя:
организацию и оборудование пунктов для временного (длительного) размещения (проживания) пострадавшего населения;
обеспечение водоснабжением и теплом пострадавшего населения;
организацию оборудования временных и стационарных объектов и пунктов быта (бань, прачечных и т.д.).
29. Обеспечение связи в период эвакуации возлагается на службу связи и оповещения и заключается в оснащении пунктов временного размещения, пунктов длительного проживания, органов управления эвакуационными мероприятиями стационарными или передвижными средствами связи, в организации и осуществлении бесперебойной связи на всех этапах эвакуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.