Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда
от 29 февраля 2012 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Имамова Ю.М., судей областного суда Федотовой Л.Б., Ившиной Т.В., при секретаре Ваулиной А.В., рассмотрела 29 февраля 2012 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Сыромятниковой Т.И. по доверенности от 2 декабря 2011 года Сыромятникова А. Г. на решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 8 декабря 2011 года по гражданскому делу по заявлению Сыромятниковой Т.И. о признании незаконными решения (разъяснения) Юго-Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области и бездействия государственного органа.
Заслушав доклад судьи Имамова Ю.М., выслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области Приймак Л.Г., просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия установила:
Сыромятникова Т.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными решения и бездействия Юго-Западного территориального отдела (ЮЗТО) Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области.
В обоснование своих требований заявитель указала, что 24 августа 2008 года она приобрела у индивидуального предпринимателя Спигиной В.В. холодильник-морозильник ***. Однако купленный товар оказался некачественным, поэтому в соответствии с законодательством она предъявила продавцу претензию о расторжении договора купли-продажи и возврате покупной цены товара, от чего продавец отказался. В последующем она обратилась в ЮЗТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области с просьбой обратиться в суд с иском в ее интересах.
20 августа 2011 года она получила ответ с разъяснением права требовать проведения экспертизы качества товара, после чего может быть решен вопрос об обращении в суд. Считает, что Управлением Роспотребнадзора в Оренбургской области, в нарушение пункта 1 части 1 ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан", не было обеспечено объективное и всестороннее рассмотрение ее обращения, в нарушение пункта 3 части 1 ст. 10 указанного Федерального закона не были приняты меры, направленные на защиту ее нарушенных прав. Полагает, что разъяснение о том, что предъявление иска в интересах конкретного гражданина является правом, а не обязанностью Управления противоречит пункту 8.4.6 Положения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В связи с этим Сыромятникова Т.И. просила признать решение ЮЗТО Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области незаконным и нарушающим ее конституционное право на государственную защиту.
Определением суда от 1 декабря 2011 года в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (л.д.18).
В судебном заседании представитель Сыромятниковой Т.И. - Сыромятников А.Г. просил заявление удовлетворить.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Клещукова И.И., действующая на основании доверенности от 30 марта 2011 года N 7, в удовлетворении заявления просила отказать.
Решением Сорочинского районного суда Оренбургской области от 8 декабря 2011 года в удовлетворении заявления Сыромятниковой Т.И. отказано в связи с необоснованностью.
С таким решением суда не согласен представитель заявителя Сыромятников А.Г., который в своей кассационной жалобе просит его отменить и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы и оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданам предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
В силу части 1 ст. 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
При этом в соответствии с частью 1 ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4).
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, на что прямо указывается в пунктах 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 322.
Роспотребнадзор и его территориальные органы обеспечивают своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимают по ним решения и направляют заявителям ответы в установленный законодательством срок (пункт 5.12 названного Положения).
Во исполнение указанных полномочий письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 марта 2008 года N 01/2555-8-32 "Об оптимизации форм и методов работы по рассмотрению обращений потребителей" обращено внимание территориальных органов на то, что обращения граждан о нарушениях их прав подлежат обязательному рассмотрению с точки зрения системного характера обращений с целью установления меры (формы) реагирования (пункт 4).
При наличии оснований Роспотребнадзору и его территориальным органам, в соответствии с частью 1 ст. 46 ГПК РФ, пунктом 7 части 4 ст. 40 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", а также пунктом 8.4.6. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 20 июля 2006 года N 215, предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов потребителей по их просьбе.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы о том, что Роспотребнадзор и его территориальные органы во всех случаях обязаны обращаться в суд с иском являются несостоятельными.
Судом установлено, что 25 июля 2011 года Сыромятникова Т.И. обратилась к руководителю Управления Роспотребнадзора в Оренбургской области с жалобой на индивидуального предпринимателя Спигину В.В., в которой просила обратиться в ее интересах в суд с заявлением о расторжении заключенного 24 августа 2008 года договора купли-продажи холодильника-морозильника, взыскании покупной цены в размере 25 208 рублей 30 копеек, неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки, убытков и компенсации морального вреда.
Данное обращение 2 августа 2011 года зарегистрировано во входящей корреспонденции Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области и 4 августа 2011 года перенаправлена в Юго-западный территориальный отдел для принятия мер и дачи ответа потребителю, куда оно поступило 8 августа 2011 года вх. N 560 (л.д. 53).
По жалобе Сыромятниковой Т.И. Юго-западным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области была проведена проверка, которая показала, что она 24 августа 2008 года купила у индивидуального предпринимателя Спигиной В.В. холодильник-морозильник DAEWOO RF-417 S 802VNA01091 за 22 000 рублей. В пределах гарантийного срока приобретенный товар подвергался ремонту 26 августа 2010 года и 10 сентября 2010 года, после чего принимался потребителем.
В июле 2011 года Сыромятникова Т.И. вновь заявила о неисправности товара - "не морозит", в связи с чем сервисным центром "Альянс" проводились исследования его технического состояния и актом N 215 от 11 июля 2011 года установлено, что температурные режимы изделия в норме.
После исследования холодильник также был возвращен потребителю.
Других дефектов, которые не были устранены, в ходе эксплуатации товара не возникало.
При этом Сыромятникова Т.И. в своем письменном заявлении (претензии) от 10 июля 2011 года просила продавца вернуть уплаченные ею денежные средства за купленный холодильник, указывая в качестве основания на ненадлежащее качество приобретенного товара. В свою очередь ИП Спигина В.В., ссылаясь на акт исследования технического состояния товара, расторгать договор и возвращать деньги отказалась и предложила, в случае возникновения спора, провести экспертизу, о чем 19 июля 2011 года уведомила потребителя.
С учетом данных обстоятельств и отсутствия неустраненных неисправностей товара, а также о нарушенных правах заявителя-потребителя продавцом, который не уклонялся от досудебного порядка урегулирования возможного спора, Юго-западным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в ответе от 15 августа 2011 года N 460 дано разъяснение о порядке защиты прав Сыромятниковой Т.И. в случае их нарушения.
Поскольку обжалуемый ответ дан по результатам объективно проведенной проверки, в установленный законом срок, по существу поставленных вопросов и по содержанию он соответствует действующему законодательству, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Сыромятниковой Т.И.
Также не подлежат удовлетворению доводы кассационной жалобы о том, судом незаконно было отказано в государственной защите нарушенного права потребителя, т.к. из оспариваемого ответа следует, что Сыромятниковой Т.И. предлагалась защита ее права путем привлечения данного государственного органа к судебному процессу для дачи заключения по делу.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ (действовавшими до 1 января 2012 года), судебная коллегия определила:
Решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 8 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Сыромятниковой Т.И. - Сыромятникова А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 февраля 2012 г.
Текст определения официально опубликован не был