Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства области
от 24 августа 2012 г. N 702-п
Концепция
управления долговыми обязательствами Оренбургской области
11 октября 2013 г., 3 октября 2014 г., 4 апреля 2016 г., 28 сентября 2017 г.
1. Цель, принципы и основные задачи долговой политики Оренбургской области
Управление государственным долгом Оренбургской области является одним из важных компонентов системы управления финансовыми средствами Оренбургской области. Эффективное управление государственным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления с использованием четких процедур и механизмов и публичного раскрытия информации о долговой политике Оренбургской области.
В рамках концепции управления долговыми обязательствами Оренбургской области (далее - концепция) под долговой политикой Оренбургской области понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления государственными заимствованиями Оренбургской области в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основной целью управления государственным долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств Оренбургской области в полном объеме по более низкой стоимости на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Принципами долговой политики Оренбургской области являются:
сохранение объема долговых обязательств Оренбургской области на экономически безопасном уровне;
полнота и своевременность исполнения долговых обязательств Оренбургской области;
сокращение стоимости обслуживания долга;
прозрачность управления долгом и доступность информации о долге.
Основными задачами управления государственным долгом являются:
модернизация системы управления долгом, в частности, системы учета прямых и условных обязательств;
повышение эффективности государственных заимствований Оренбургской области (далее - заимствование);
оптимизация структуры долга с целью минимизации его обслуживания;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;
совершенствование учета и отчетности по обслуживанию долга и обеспечение раскрытия информации о долге.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 г. N 704-п раздел 2 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
2. Планирование прямых и условных обязательств
2.1. Разработка программы государственных внутренних заимствований Оренбургской области (далее - заимствований) и программы предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год и плановый период осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Оренбургской области "О бюджетном процессе в Оренбургской области" и настоящей Концепцией.
2.2. Министерство финансов Оренбургской области на основе прогноза социально-экономического развития и показателей проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период разрабатывает проект программы заимствований и проект программы государственных гарантий.
2.3. Процесс планирования государственного долга Оренбургской области, включая условные обязательства, состоит из двух этапов:
I этап - планирование расходов на погашение и обслуживание действующих долговых обязательств Оренбургской области;
II этап - планирование объемов вновь привлекаемых прямых и условных обязательств.
2.4. Основной целью планирования погашения и обслуживания уже имеющегося государственного долга Оренбургской области является оценка возможности его погашения за счет доходов областного бюджета в планируемом финансовом году.
2.5. При планировании новых долговых обязательств должны быть соблюдены ограничения, накладываемые на размер дефицита областного бюджета, объем государственного долга Оренбургской области, объем расходов на его обслуживание и предельный объем заимствований, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2.6. К прямым обязательствам Оренбургской области относятся долговые обязательства, определенные статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением государственных гарантий.
Условные обязательства Оренбургской области - это обязательства по государственным гарантиям, то есть обязательства, выплаты по которым могут возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных обстоятельств.
2.7. Исходной информацией для планирования прямых и условных обязательств Оренбургской области являются:
прогноз доходов, расходов и источников финансирования дефицита областного бюджета (за исключением заимствований);
потребность в предоставлении государственных гарантий Оренбургской области, определяемая на основе приоритетов государственной экономической политики Оренбургской области;
информация о существующих прямых и условных обязательствах Оренбургской области.
2.8. Министерство финансов Оренбургской области на основе исходной информации определяет:
долговую нагрузку областного бюджета в соответствии с методикой расчета долговой нагрузки на областной бюджет, утвержденной Правительством Оренбургской области;
необходимые и предельные объемы привлечения долговых обязательств Оренбургской области в соответствии с методикой расчета предельного объема заимствований с учетом их влияния на долговую нагрузку областного бюджета, утвержденной Правительством Оренбургской области;
прогноз возможного объема предоставления гарантий Оренбургской области в соответствии с программой предоставления государственных гарантий Оренбургской области;
структуру государственного долга Оренбургской области в рамках подготовки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и разрабатывает в соответствии с ограничениями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, критериями оценки государственного долга Оренбургской области и заимствований, утвержденными Правительством Оренбургской области, проект программы заимствований на очередной финансовый год и плановый период.
2.9. Результатом планирования прямых и условных обязательств Оренбургской области являются:
проект программы государственных гарантий Оренбургской области, который представляет собой перечень предоставляемых государственных гарантий Оренбургской области на очередной финансовый год и плановый период;
проект программы заимствований на очередной финансовый год и плановый период, который представляет собой перечень всех заимствований в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы государственного долга Оренбургской области, по каждому виду заимствований.
2.10. Проект закона Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период вносится в Законодательное Собрание Оренбургской области и содержит проекты программ заимствований и государственных гарантий Оренбургской области на очередной финансовый год и плановый период, а также устанавливает:
предельный объем государственного долга Оренбургской области на очередной финансовый год и каждый год планового периода;
верхний предел государственного долга Оренбургской области по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;
верхний предел долга по государственным гарантиям Оренбургской области по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;
объем расходов на обслуживание государственного долга Оренбургской области в очередном финансовом году и плановым периоде.
2.11. Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Оренбургской области по номинальной стоимости на очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливаются Правительством Оренбургской области в соответствии с верхним пределом государственного долга Оренбургской области, установленным законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
3. Основные долговые инструменты Оренбургской области
Основными долговыми инструментами, имеющими перспективное значение для развития системы управления государственным долгом Оренбургской области, являются:
кредиты от кредитных организаций;
выпуск государственных ценных бумаг Оренбургской областью;
государственные гарантии Оренбургской области;
бюджетные кредиты из федерального бюджета.
3.1. Кредиты от кредитных организаций
Одним из инструментов финансирования дефицита бюджета и погашения долговых обязательств Оренбургской области являются кредиты от кредитных организаций (далее - кредиты).
Среди кредитов от кредитных организаций выделяют кредиты на срок и кредитные линии (возобновляемые и невозобновляемые).
Кредиты на краткосрочный период привлекаются на покрытие кассового разрыва, возникающего в ходе исполнения областного бюджета; на среднесрочный и долгосрочный период - для покрытия дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.
Вышеуказанные мероприятия осуществляются в целях обеспечения своевременного и качественного исполнения действующих социально-экономических обязательств Оренбургской области, реализации инициатив, направленных на повышение качества жизни населения области.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 3 октября 2014 г. N 721-п в подраздел 3.2 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
3.2. Выпуск государственных ценных бумаг Оренбургской области
Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.
Государственные облигации Оренбургской области выпускаются в форме именных бездокументарных ценных бумаг, именных документарных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением (учетом), документарных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением (учетом) глобального сертификата.
По срокам облигации могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет включительно) или долгосрочными (от 5 до 30 лет).
Преимуществами государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, являются рыночный способ размещения и обращения и конкурентный механизм ценообразования.
Заимствования на организованном рынке ценных бумаг осуществляются в следующих целях:
создание гибкой системы управления государственным долгом;
диверсификация долгового портфеля;
использование достоинств облигационного займа как инструмента привлечения средств;
аккумулирование средств наиболее широкого круга инвесторов.
Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.
3.3. Государственные гарантии Оренбургской области
Предоставление государственных гарантий Оренбургской области является одной из форм поддержки инвестиционной деятельности в Оренбургской области и реализации проектов, не имеющих инвестиционной составляющей. Порядок предоставления государственных гарантий регулируется Законом Оренбургской области "О порядке предоставления государственных гарантий Оренбургской области".
При предоставлении государственных гарантий особые требования предъявляются к финансовому состоянию принципалов (заемщиков), качеству инвестиционных проектов, размеру и степени ликвидности обеспечения исполнения гарантий и оформлению гарантий.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 4 апреля 2016 г. N 235-п в подраздел 3.4 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
3.4. Бюджетные кредиты федерального бюджета
Используются все возможности получения бюджетных кредитов из федерального бюджета по причине наименьшей стоимости их обслуживания. Заемные средства в форме бюджетных кредитов из федерального бюджета имеют в основном целевое назначение, определенное кредитором, либо жестко ограничены по объему.
Статьей 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации.
Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется в размере, не превышающем одной двенадцатой утвержденного законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на срок, не превышающий 50 дней, при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года. Плата за пользование бюджетными кредитами на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации - 0,1 процента годовых.
Оренбургская область будет использовать подобный механизм для ликвидации возникающих в течение финансового года кассовых разрывов, что позволит финансировать исполнение расходных обязательств областного бюджета, не прибегая к рыночным заимствованиям, тем самым сократить объемы государственного долга региона и сэкономить расходы на обслуживание государственного долга.
4. Осуществление государственных внутренних заимствований и проведение операций с государственным долгом Оренбургской области
4.1. Операции с долговыми обязательствами Оренбургской области
В рамках исполнения областного бюджета и управления государственным долгом Оренбургской области осуществляются следующие операции с долговыми обязательствами области:
привлечение заемных средств;
обслуживание долговых обязательств;
погашение долговых обязательств, в том числе досрочное погашение долговых обязательств;
предоставление, отзыв, исполнение государственных гарантий;
учет долговых обязательств.
4.2. Оперативное управление государственным долгом Оренбургской области
В связи с наличием уже принятых областью долговых обязательств вопросы оперативного управления государственным долгом в целях обеспечения в дальнейшем устойчивости экономической и финансовой системы Оренбургской области приобретают особую актуальность.
Главной целью системы оперативного управления государственным долгом Оренбургской области следует признать сглаживание пиков долговых платежей и экономию бюджетных ассигнований, предусмотренных для обслуживания и погашения долговых обязательств.
К методам оперативного управления государственным долгом Оренбургской области в рамках исполнения бюджета текущего года относятся:
корректировка сроков привлечения заемных средств, предусмотренных программой государственных внутренних заимствований Оренбургской области, для финансирования утвержденного объема дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств;
накопление средств на едином счете по учету средств областного бюджета, необходимых для погашения долговых обязательств по мере возможности;
досрочное погашение долговых обязательств;
сокращение объема заимствований;
использование различных инструментов заимствований.
Корректировка сроков привлечения заемных средств при условии сохранения общих параметров бюджета текущего года предусматривает их перенесение на более ранние или поздние сроки в соответствии с распределением заимствований, утвержденным кассовым планом. Критерием определения необходимости ее осуществления является реальное финансовое состояние области, то есть фактическое поступление доходов и фактическое использование предусмотренных бюджетом ассигнований.
В случае временного снижения фактического поступления доходов от запланированного уровня, который может повлечь срыв в финансировании утвержденных на данный период расходов, может быть принято решение о досрочном привлечении заемных средств, предусмотренных на последующие периоды финансового года. В случае опережающего поступления запланированных доходов и (или) экономии утвержденного объема бюджетных расходов может быть принято решение о перенесении государственных заимствований на более поздние сроки или досрочном погашении долговых обязательств области.
Корректировка сроков привлечения заемных средств может также мотивироваться складывающейся конъюнктурой на рынке заимствований, когда за счет изменения утвержденных сроков привлечения заемных средств достигается сокращение расходов по обслуживанию государственного долга области.
Накопление средств на едином счете по учету средств областного бюджета средств, необходимых для погашения долговых обязательств, должно быть направлено в первую очередь на сглаживание пиковых нагрузок на областной бюджет и исключение в связи с этим резкого снижения уровня финансовой обеспеченности расходов бюджета.
Накопление средств, необходимых для погашения в установленные сроки долговых обязательств Оренбургской области, может осуществляться в году, предшествующем пиковой нагрузке, а также в рамках формирования проекта бюджета года, на который она приходится. В году, предшествующем пиковой нагрузке, накопление средств может осуществляться за счет доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения областного бюджета, а также за счет экономии в расходах.
Средства, накопленные в текущем финансовом году для погашения долговых обязательств Оренбургской области следующего года, могут являться составной частью свободного остатка средств на начало следующего финансового года и использоваться на погашение этих обязательств в порядке, установленном бюджетным законодательством.
В целях избежания образования на счете областного бюджета значительной суммы не использованных в текущем бюджетном обороте средств, в зависимости от суммы накапливаемых финансовых ресурсов могут корректироваться сроки привлечения заемных средств, предусмотренных программой государственных внутренних заимствований Оренбургской области на очередной финансовый год и плановый период. Это означает, что за счет средств, имеющихся на счете по учету средств областного бюджета, осуществляется финансирование расходов текущего финансового года, а привлечение заемных ресурсов, предусмотренных на их финансирование, осуществляется в сроки, максимально приближенные к концу года или сроку исполнения долговых обязательств. Такой механизм регулирования накопления средств для погашения долговых обязательств следующего финансового года обеспечивает экономию расходов по обслуживанию долговых обязательств в текущем году. В то же время необходимо учитывать складывающуюся конъюнктуру на рынке долговых инструментов.
Досрочное погашение долговых обязательств Оренбургской области может осуществляться за счет дополнительно полученных доходов, экономии по расходам и (или) привлечения новых, более дешевых, заимствований. К досрочному погашению могут быть приняты обязательства как текущего финансового года, так и планового периода.
Сокращение объема государственных заимствований должно осуществляться при стабилизации финансового положения за счет получения дополнительных доходов и оптимизации утвержденных расходов. Сокращение объема государственных заимствований в текущем финансовом году должно рассматриваться как одна из мер снятия пиковых нагрузок по погашению долговых обязательств будущих периодов.
Использование тех или иных инструментов заимствований осуществляется в зависимости от ситуации на финансовом рынке и рассматриваемых условий заимствований.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 г. N 704-п раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
5. Управление рисками исполнения областного бюджета в части заимствований
5.1. Основными рисками при исполнении областного бюджета в части заимствований являются:
риск процентной ставки, показывающей вероятность неблагоприятного для Оренбургской области изменения стоимости заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;
риск недостаточного поступления доходов в областной бюджет на финансирование расходов;
риск снижения ликвидности рынка.
5.2. Целями управления рисками при исполнении областного бюджета в части заимствований являются:
снижение рисков неисполнения областного бюджета в части, касающейся финансирования расходов областного бюджета за счет заемных средств;
сглаживание пиков платежей по финансированию дефицита областного бюджета и погашению долговых обязательств;
повышение степени предсказуемости действий по привлечению заемных средств;
совершенствование системы управления государственным долгом Оренбургской области.
5.3. В текущем финансовом году и плановом периоде осуществляется планирование заимствований Оренбургской области с учетом необходимости обеспечения оптимальной ликвидности областного бюджета, недопущения срывов в финансировании расходов областного бюджета, снижения рисков неисполнения областного бюджета в целом и по заимствованиям в частности.
5.4. Планирование осуществляется на основе прогнозов поступления доходов, финансирования расходов и привлечения заимствований, статистического анализа исполнения предыдущих лет с соблюдением следующих требований:
учет экономических возможностей по мобилизации ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на финансовых рынках при планировании заимствований;
планомерный характер заимствований, при котором объемы заимствований должны распределяться в течение года таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий заимствований;
осуществление управления ликвидностью и заимствованиями Оренбургской области для сглаживания пиков платежей по финансированию дефицита областного бюджета и погашению государственного долга Оренбургской области при планировании, исполнении областного бюджета и заимствований;
включение всего финансового года в период планирования;
разработка и использование программных средств планирования заимствований, позволяющих проводить оперативный анализ планов и рисков, возникающих при привлечении заемных средств.
5.5. Во избежание рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом Оренбургской области, министерством финансов Оренбургской области проводится анализ долговых обязательств Оренбургской области с использованием следующих индикаторов:
наличие просроченного прямого государственного долга Оренбургской области, просроченных гарантий. Данный индикатор свидетельствует о том, что кредитоспособность Оренбургской области при невыполнении своих долговых обязательств находится на минимально возможном уровне;
доля погашения долговых обязательств в текущем (очередном) финансовом году (за исключением суммы погашения привлекаемых и погашаемых в течение финансового года кредитов от кредитных организаций и бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации) в объеме государственного долга Оренбургской области. Данный индикатор свидетельствует о том, насколько выгодны условия заимствования, а также оценивает размер дополнительной нагрузки на областной бюджет в результате использования заемных средств, позволяет оценить способность Оренбургской области выполнять обязательства по собственным долгам после осуществления текущих обязательных денежных расходов. Значение данного индикатора больше 0,5 свидетельствует о высокой долговой нагрузке Оренбургской области в текущем году и о том, что долговые обязательства могут быть погашены в том числе за счет перекредитования, что повышает кредитный риск;
доля выплат по среднесрочным и долгосрочным обязательствам в объеме государственного долга Оренбургской области. Данный индикатор показывает долговую нагрузку Оренбургской области с инвестиционной составляющей;
доля выплат по краткосрочным обязательствам (за исключением бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации) в объеме государственного долга Оренбургской области. Значение индикатора более 0,3 свидетельствует о недостаточности бюджетных средств для выполнения собственных обязательств и, как следствие, чрезмерном количестве кредитов на покрытие кассовых разрывов;
доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в объеме государственного долга Оренбургской области. В условиях высокого валютного риска значение данного индикатора более 0,8 свидетельствует о вероятности невыполнения Оренбургской областью своих обязательств, поскольку областной бюджет имеет источники доходов в рублевом эквиваленте.
5.6. Анализ рисков осуществляется по следующей форме:
Форма анализа рисков
N |
Наименование индикатора |
Рекомендуемое значение |
1. |
Доля просроченного прямого долга Оренбургской области в объеме государственного долга Оренбургской области |
0,0 |
2. |
Доля просроченных гарантий в объеме государственного долга Оренбургской области |
не более 0,1 |
3. |
Доля погашения долговых обязательствах в текущем финансовом году в объеме государственного долга Оренбургской области |
менее 0,5 |
4. |
Доля выплат по среднесрочным и долгосрочным обязательствам в объеме государственного долга Оренбургской области |
не менее 0,7 |
5. |
Доля выплат по краткосрочным обязательствам в объеме государственного долга Оренбургской области |
не более 0,3 |
6. |
Доля долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в объеме государственного долга Оренбургской области |
менее 0,8 |
6. Методика оценки долговой устойчивости
6.1. Показатели долговой устойчивости областного бюджета направлены на:
снижение риска неисполнения долговых обязательств в условиях, при которых новые заимствования невозможны;
безусловное исполнение социально значимых и первоочередных расходов бюджета;
сокращение стоимости обслуживания долга.
6.2. Расчет показателей долговой устойчивости областного бюджета проводится при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, при внесении изменений в областной бюджет на очередной финансовый год и плановый период, а также при подготовке проектов правовых актов Правительства Оренбургской области о принятии отдельных долговых обязательств Оренбургской областью.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 г. N 704-п пункт 6.3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
6.3. Перечень показателей долговой устойчивости областного бюджета:
1) ограничения, распространяющиеся на текущий и очередной финансовые годы, а также плановый период (i = 1, 2, 3, 4), где i = 1 - текущий финансовый год, i = 2 - очередной финансовый год, i = 3 и i = 4 - два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом.
Наименование показателя |
Допустимый уровень (процентов) |
Кризисный уровень (процентов) |
отношение долговой нагрузки i-го года (за исключением суммы погашения привлекаемых и погашаемых в течение финансового года кредитов от кредитных организаций и бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации) к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации соответствующего (i-го) года |
<= 18 |
> 18 |
2) ограничения, действительные за пределами планового периода (i = 5, ...., N, где i = 5 - год, следующий за последним годом планового периода, N - год погашения самого долгосрочного займа).
Наименование показателя |
Допустимый уровень (процентов) |
Кризисный уровень (процентов) |
отношение объема погашения долговых обязательств (за исключением суммы погашения привлекаемых и погашаемых в течение финансового года кредитов от кредитных организаций и бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации) i-го года к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации последнего года планового периода (i = 4) |
<= 18 |
> 18 |
6.4. Методика оценки долговой устойчивости определяет два уровня требований, предъявляемых к показателям долговой устойчивости:
требования допустимого уровня носят рекомендательный характер. Выполнение указанных требований свидетельствует о способности Оренбургской области полностью исполнить свои долговые обязательства в условиях дестабилизации долговых рынков и краткосрочного спада бюджетных поступлений;
требования кризисного уровня носят обязательный характер. Оценка показателей на кризисном уровне свидетельствует о возникновении рисков неисполнения Оренбургской областью своих долговых обязательств за счет доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета (без учета заимствований) в соответствующем временном периоде.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 г. N 704-п в пункт 6.5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
6.5. Меры по обеспечению долговой устойчивости:
в случае несоответствия показателей долговой устойчивости, установленных пунктом 6.3 настоящей концепции, требованиям допустимого уровня в период до окончания текущего финансового года осуществляется планирование мер, обеспечивающих приведение показателей долговой устойчивости к рекомендуемому уровню;
несоответствие показателей долговой устойчивости, указанных в пункте 6.3 настоящей Концепции, требованиям допустимого уровня в одном из периодов планирования требует проведения безотлагательных мер по приведению таких показателей в соответствие с установленными требованиями допустимого уровня. Для этого необходимо изменение сроков исполнения долговых обязательств Оренбургской области в соответствующем периоде планирования.
Привлечение новых долговых обязательств с погашением в указанном периоде планирования до приведения показателей долговой устойчивости в соответствие с установленными требованиями допустимого уровня не допускается.
7. Управление источниками финансирования дефицита областного бюджета
Оптимизация источников финансирования дефицита областного бюджета подразумевает решение следующих задач:
финансирование дефицита областного бюджета и обеспечение стабильности финансирования расходов;
использование свободных средств областного бюджета, временно невостребованных для финансирования расходов областного бюджета.
Первая задача решается в контексте тех целей и мер, которые изложены в разделе 6 настоящей концепции. Суть ее сводится к тому, что государственные заимствования привлекаются не только для финансирования возникшей потребности финансирования дефицита областного бюджета, но и в целях резервирования дополнительных средств для сглаживания пиков платежей по погашению государственного долга.
Свободные средства областного бюджета, являясь временно невостребованными для финансирования расходов, могут быть использованы по двум основным направлениям:
операции по сокращению долга;
операции по размещению средств областного бюджета на банковских депозитах.
На операции досрочного погашения государственного долга Оренбургской области необходимо накладывать ограничения, поскольку это может привести к некоторым отрицательным последствиям, в том числе к:
дополнительным расходам областного бюджета на погашение долга, не предусмотренным областным бюджетом на соответствующий финансовый год;
снижению ликвидности рынка;
выводу денежных ресурсов из финансовой системы Оренбургской области.
Досрочное погашение долга возможно в период текущего профицита и более эффективно в отношении долговых инструментов, которые погашаются в текущем финансовом году. Это позволит уменьшить расходы на обслуживание государственного долга, особенно в отношении заимствований с высокой процентной ставкой и большой долей расходов в абсолютном значении.
Операции на открытом рынке позволяют управлять ликвидностью областного бюджета, дополнительно обеспечивать поступления в областной бюджет. Размещение областных средств на банковских депозитах осуществляется в соответствии со статьей 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации и порядком размещения средств областного бюджета на банковские депозиты, утвержденным Правительством Оренбургской области.
8. Учет государственных долговых обязательств
8.1. Государственные долговые обязательства Оренбургской области могут существовать в виде обязательств по:
государственным ценным бумагам Оренбургской области;
бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
кредитам, полученным Оренбургской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
государственным гарантиям Оренбургской области.
8.2. В объем государственного долга Оренбургской области включаются:
номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Оренбургской области;
объем основного долга по кредитам, полученным Оренбургской областью;
объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Оренбургской областью;
объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств Оренбургской области.
В объем государственного внутреннего долга Оренбургской области включаются:
номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Оренбургской области, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
объем основного долга по кредитам, полученным Оренбургской областью, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Оренбургской областью, выраженным в валюте Российской Федерации;
объем обязательств Оренбургской области перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств Оренбургской области, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации.
8.3. Государственная долговая книга Оренбургской области (далее - долговая книга) представляет собой систему учета и регистрации всех государственных долговых обязательств (в том числе гарантий) Оренбургской области, их условий, а также объемов долга в разрезе всех кредиторов.
Ведение долговой книги осуществляется министерством финансов Оренбургской области.
Информация о долговых обязательствах вносится министерством финансов Оренбургской области в долговую книгу в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.
В долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Оренбургской области по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в долговую книгу устанавливаются министерством финансов Оренбургской области.
В долговой книге в том числе учитывается информация о просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств Оренбургской области.
8.4. Информация о долговых обязательствах муниципального района или городского округа, отраженная в муниципальной долговой книге, ежемесячно подлежит представлению в министерство финансов Оренбургской области не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Объем информации, порядок и сроки ее передачи устанавливаются министерством финансов Оренбургской области.
Информацию о долговых обязательствах городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, финансовые органы городских и сельских поселений представляют в финансовый орган муниципального района. Финансовый орган муниципального района представляет сводную информацию о долговых обязательствах поселений, входящих в состав муниципального района, в министерство финансов Оренбургской области одновременно с представлением информации о долговых обязательствах муниципального района.
Ответственность за достоверность данных о долговых обязательствах, муниципального образования, переданных в министерство финансов Оренбургской области, несет финансовый орган муниципального образования.
8.5. Информация о долговых обязательствах Оренбургской области, отраженная в долговой книге, а также информация о долговых обязательствах муниципальных образований Оренбургской области подлежит передаче Министерству финансов Российской Федерации министерством финансов Оренбургской области.
Ответственность за достоверность переданных в Министерство финансов Российской Федерации данных о долговых обязательствах Оренбургской области и муниципальных образований несет министерство финансов Оренбургской области.
8.6. Заемщики средств, полученных под государственную гарантию Оренбургской области, представляют министерству финансов Оренбургской области информацию о возникновении, изменении и исполнении долговых обязательств по форме, утвержденной Правительством Оренбургской области, с приложением копий платежных документов не позднее следующего дня за днем возникновения и исполнения долгового обязательства.
8.7. Ежемесячно данные долговой книги сверяются с отчетностью, представляемой министерством финансов Оренбургской области в Министерство финансов Российской Федерации.
8.8. Данные о состоянии государственного долга Оренбургской области отражаются в составе отчета об исполнении консолидированного бюджета Оренбургской области за соответствующий период.
8.9. Информация, содержащаяся в долговой книге, является конфиденциальной.
8.10. Информация, содержащаяся в долговой книге по всем долговым обязательствам, может быть представлена органам законодательной и исполнительной власти Оренбургской области, Счетной палате Оренбургской области по соответствующим запросам.
8.11. Иным юридическим и физическим лицам сведения, содержащиеся в долговой книге, представляются министерством финансов Оренбургской области в форме выписки из долговой книги по указанию министра финансов Оренбургской области.
9. Контроль за состоянием государственного долга Оренбургской области
9.1. В целях осуществления Правительством Оренбургской области контроля за состоянием государственного долга области министерство финансов Оренбургской области осуществляет мониторинг состояния государственного долга области посредством:
получения от заемщиков средств, полученных под государственную гарантию Оренбургской области, копий платежных документов и информации о возникновении, изменении и исполнении долговых обязательств по форме, утвержденной Правительством Оренбургской области;
получения информации о муниципальном долге от финансовых органов муниципальных образований области;
проведения совместных с соответствующими министерствами Оренбургской области и контролирующими органами проверок исполнения долговых обязательств.
9.2. Министерство финансов Оренбургской области проводит мониторинг и оценку государственного и муниципального долга, государственных заимствований в соответствии с нормами и требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.