Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 25.12.2018 N 860-пп
Государственная программа Оренбургской области
"Оказание содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом"
16 июля 2019 г., 13 марта 2020 г.
Раздел 1 изменен с 18 марта 2020 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 13 марта 2020 г. N 163-пп
1. Паспорт государственной программы Оренбургской области "Оказание содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом"
(далее - Программа)
Наименование Программы |
- |
государственная программа Оренбургской области "Оказание содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом" |
Дата согласования проекта программы Правительством Российской Федерации |
- |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 года N 411-р |
Уполномоченный орган, ответственный за реализацию Программы |
- |
министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
Цели Программы |
- |
обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (далее - Государственная программа); обеспечение социально-экономического развития Оренбургской области; улучшение демографической ситуации в Оренбургской области |
Задачи Программы |
- |
создание правовых и организационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников в Оренбургскую область; закрепление соотечественников в Оренбургской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции; сокращение дефицита трудовых ресурсов; увеличение числа квалифицированных специалистов; увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; увеличение миграционного притока населения |
Исполнители основных мероприятий |
- |
министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
Этапы и сроки реализации Программы |
- |
2019 - 2024 годы, этапы не выделяются |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
15 263,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2019 год - 2 159,2 тыс. рублей; 2020 год - 3 900,0 тыс. рублей; 2021 год - 3 900,0 тыс. рублей; 2022 год - 3 900,0 тыс. рублей; 2023 год - 702,0 тыс. рублей; 2024 год - 702,0 тыс. рублей |
Основные показатели эффективности Программы |
- |
доля рассмотренных заявлений соотечественников об участии в Программе в общем количестве поступивших заявлений; количество проведенных презентаций, в том числе с использованием технических каналов связи; количество консультаций для соотечественников по вопросам реализации Программы; доля соотечественников трудоспособного возраста, прибывших и вставших на учет в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (далее - УМВД России по Оренбургской области), имеющих среднее профессиональное и высшее образование, в общей численности соотечественников трудоспособного возраста; численность соотечественников, получивших единовременную материальную помощь, включая частичную компенсацию найма жилья на срок не менее 6 месяцев; численность соотечественников, трудоустроенных при содействии государственных казенных учреждений центров занятости населения (далее - ГКУ ЦЗН), из числа соотечественников, обратившихся в ГКУ ЦЗН с целью поиска подходящей работы; количество субъектов малого и среднего предпринимательства, образованных гражданами из числа участников Программы, получивших финансовую поддержку; доля расходов областного бюджета на реализацию основных мероприятий Программы, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся участникам Программы и членам их семей, в общем объеме расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой основных мероприятий; численность занятых соотечественников, в том числе работающих по найму, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств; численность соотечественников, направленных на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования; количество согласованных заявлений об участии в Программе от соотечественников, получающих среднее профессиональное и высшее образование в образовательных организациях, расположенных на территории Оренбургской области; доля соотечественников в возрасте от 14 до 29 лет, прибывших и вставших на учет в УМВД России по Оренбургской области, в общей численности соотечественников, прибывших и вставших на учет в УМВД России по Оренбургской области; численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Оренбургскую область и поставленных на учет |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
оказание содействия переселению в Оренбургскую область 4200 соотечественникам, в том числе по годам: 2019 год - 290 участников Государственной программы, 410 членов семей участников Государственной программы; 2020 год - 290 участников Государственной программы, 410 членов семей участников Государственной программы; 2021 год - 290 участников Государственной программы, 410 членов семей участников Государственной программы; 2022 год - 290 участников Государственной программы, 410 членов семей участников Государственной программы; 2023 год - 290 участников Государственной программы, 410 членов семей участников Государственной программы; 2024 год - 290 участников Государственной программы, 410 членов семей участников Государственной программы; проведение 12 презентаций, в том числе с использованием технических каналов связи; оказание 900 консультаций для соотечественников по вопросам реализации Программы; оказание единовременной материальной помощи, включая частичную компенсацию найма жилья на срок не менее 6 месяцев, 960 соотечественникам; трудоустройство при содействии ГКУ ЦЗН 165 соотечественников из числа соотечественников, обратившихся в ГКУ ЦЗН с целью поиска подходящей работы; предоставление финансовой поддержки 28 субъектам малого и среднего предпринимательства, образованному участниками Государственной программы; обеспечение занятости 1250 соотечественников, в том числе работающих по найму, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств; направление 47 соотечественников на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по профессиям, востребованным на рынке труда области; обеспечение доли соотечественников трудоспособного возраста, прибывших и вставших на учет в УМВД России по Оренбургской области, имеющих среднее профессиональное и высшее образование, в общей численности соотечественников трудоспособного возраста не менее 70 процентов; согласование не менее 365 заявлений об участии в Программе от соотечественников, получающих среднее профессиональное и высшее образование в образовательных организациях, расположенных на территории Оренбургской области; обеспечение доли соотечественников в возрасте от 14 до 29 лет, прибывших и вставших на учет в УМВД России по Оренбургской области, в общей численности соотечественников, прибывших и вставших на учет в УМВД России по Оренбургской области, не менее 25 процентов |
Список сокращений, используемых в Программе
МТиЗН |
- |
министерство труда и занятости населения Оренбургской области; |
МОТ |
- |
Международная организация труда; |
РВП |
- |
разрешение на временное проживание; |
УМВД России по Оренбургской области |
- |
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области; |
участник Государственной программы |
- |
соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом |
2. Общая характеристика сферы реализации Программы
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена потребностью предприятий реального сектора экономики и бюджетной сферы Оренбургской области в трудовых ресурсах. Экономика Оренбургской области на протяжении последних лет развивалась относительно стабильно.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, индекс промышленного производства в 2018 году составил 104,1 процента к уровню 2017 года.
За 2018 год в области выполнено строительных работ на общую сумму 65,7 млрд. рублей (113,6 процента к показателю 2017 года).
Грузооборот транспорта снизился на 1,0 процента, оборот розничной торговли увеличился на 2,9 процента, объем платных услуг - на 2,0 процента.
Индекс продукции сельского хозяйства составил 89,5 процента. Всеми сельхозпроизводителями произведено продукции на сумму 99,6 млрд. рублей.
Среднемесячная заработная плата работников по полному кругу предприятий в 2018 году составила 30,5 тыс. рублей (на 10,8 процента выше, чем в 2017 году).
Несмотря на стабильную социально-экономическую ситуацию в целом, в области продолжается убыль населения и увеличение ее влияния на рынок труда области.
Демографическая ситуация в 2018 году характеризовалась снижением уровня рождаемости (на 3,5 процента) и увеличением уровня смертности (на 0,8 процента). Естественная убыль населения составила 4,3 тыс. человек. Миграционное снижение составило 10,3 тыс. человек.
Общие итоги миграции и естественной убыли населения приведены в таблице:
Таблица
|
|
|
|
|
(человек) |
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Число прибывших |
59340 |
55970 |
54721 |
48622 |
45985 |
Число выбывших |
67525 |
62651 |
59698 |
57101 |
48622 |
Миграционное снижение |
-8185 |
-6681 |
-4977 |
-8479 |
-10294 |
Естественный прирост (убыль) |
729 |
333 |
-196 |
-3372 |
-4326 |
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, численность населения области на 1 января 2019 года составила 1963,0 тыс. человек, из них 1183,5 тыс. человек (60,3 процента) - городское население, 779,5 тыс. человек (39,7 процента) - сельские жители. Отмечается, что 50,4 процента населения области проживает в 4 городах: Оренбурге (580,3 тыс. человек), Орске (231,9 тыс. человек), Новотроицке (91,5 тыс. человек) и Бузулуке (86,1 тыс. человек).
В Оренбургской области, как и в целом по Российской Федерации, сохраняется регрессивный тип населения, когда удельный вес лиц старше трудоспособного возраста превосходит долю детского населения. По состоянию на 1 января 2019 года, численность населения старше трудоспособного возраста, по оценке, составила 498,2 тыс. человек (25,4 процента от общей численности населения), численность детей и подростков до 14 лет - 398,5 тыс. человек (20,3 процента от общей численности населения).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, в 2018 году численность рабочей силы составила 1005,4 тыс. человек (51,2 процента от общей численности населения области), в том числе 960,7 тыс. человек заняты в экономике.
Программа является одной из основных альтернатив использования иностранной рабочей силы в условиях продолжающегося снижения численности населения в трудоспособном возрасте.
Ежегодно в область для работы прибывают 30 тыс. иностранных граждан. Основная часть - это граждане Республик Узбекистан и Таджикистан (80 процентов).
На рынке труда области сохраняется стабильная ситуация. В 2018 году общая численность безработных по методологии МОТ составила 44,7 тыс. человек, численность граждан, зарегистрированных ГКУ ЦЗН в качестве безработных (в среднегодовом исчислении), - 13,3 тыс. человек (на 1,1 тыс. человек меньше, чем в 2017 году), уровень регистрируемой безработицы - 1,3 процента (на 0,1 процента меньше).
В 2018 году работодатели сообщили в ГКУ ЦЗН о наличии 94,9 тыс. вакантных рабочих мест, из них около 70 процентов - по рабочим профессиям.
Повышенным спросом со стороны работодателей пользовались граждане, имеющие рабочие профессии: бурильщики, водители, каменщики, машинисты, монтажники, повара, слесари, токари, трактористы, механизаторы, электромонтеры, электрогазосварщики и другие. Из специалистов были востребованы врачи, инженеры, медицинские сестры, учителя.
Вместе с тем, на рынке труда области существует ряд проблем:
1) сокращение численности населения, в том числе трудоспособного возраста;
2) дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы;
3) территориальная несбалансированность трудовых ресурсов (значительная часть вакансий (порядка 60 процентов) сосредоточена в городах Оренбурге, Орске, Новотроицке и Бузулуке, при этом количество безработных, состоящих на учете в центрах занятости, находящихся на территориях данных городов, составляет 30 процентов от общего количества зарегистрированных безработных.
Для решения этих проблем необходим приток населения в область.
Одной из целей концепции миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года, утвержденной указом Губернатора Оренбургской области от 5 июня 2013 года N 583-ук (далее - миграционная политика), является организация и стимулирование процесса добровольного переселения в Оренбургскую область соотечественников на основе повышения ее привлекательности.
Основными направлениями миграционной политики в рамках создания для соотечественников, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан условий и стимулов для переселения в Оренбургскую область на постоянное место жительства являются:
разработка Программы в соответствии с Государственной программой;
содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на рынке труда области, в том числе в рамках Программы;
создание условий для переселения в Оренбургскую область участников Государственной программы - предпринимателей и инвесторов;
содействие переселению в Оренбургскую область иностранных граждан в целях воссоединения семей;
стимулирование миграции в Оренбургскую область молодежи, имеющей особо востребованные на рынке труда области профессии и специальности, включая выпускников профессиональных образовательных организаций Оренбургской области из числа иностранных граждан, получивших профессию (специальность), востребованную на рынке труда области.
Программа направлена на объединение потенциала соотечественников и потребностей развития Оренбургской области.
Содействие добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества Оренбургской области.
Основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Оренбургскую область являются:
добровольность участия соотечественников в Программе;
финансовая обеспеченность основных мероприятий Программы;
обеспечение баланса интересов соотечественников и принимающего сообщества Оренбургской области;
приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса;
адресность государственных гарантий и социальной поддержки, обусловленность их предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в Программе;
взаимосвязь содержания основных мероприятий Программы и задач социально-экономического развития Оренбургской области;
доступность информации об условиях участия в Программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки, а также о социально-экономических характеристиках Оренбургской области.
Переселение в область соотечественников позволит уменьшить темпы сокращения численности населения области, в том числе трудоспособного возраста, снизить профессионально-квалификационный дисбаланс на рынке труда области.
Таким образом, в Оренбургской области существует реальная необходимость увеличения численности населения и привлечения дополнительной рабочей силы путем оказания содействия добровольному переселению в область соотечественников, проживающих за рубежом.
Приоритетным правом при добровольном переселении будут пользоваться соотечественники, имеющие профессии, востребованные на рынке труда области, в том числе в рамках планируемых к реализации инвестиционных проектов, а также соотечественники, имеющие медицинское или педагогическое образование, инженеры, ученые и специалисты, занимающиеся актуальными научными и технологическими проблемами, семьи соотечественников, воспитывающие трех и более детей.
Кроме того, принять участие в Программе могут соотечественники, получающие среднее профессиональное и высшее образование, в образовательных организациях, расположенных на территории Оренбургской области.
На начало 2018 года в Оренбургской области по образовательным программам дошкольного образования осуществляли деятельность 910 организаций, в которых воспитывались 112,9 тыс. детей.
Кроме того, 902 организации осуществляют образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, из них 892 - государственные и муниципальные и 10 частных организаций осуществляют образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, численность обучающихся в которых составила 22, тыс. человек.
Система среднего профессионального образования включает 52 профессиональные образовательные организации Оренбургской области, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. В них обучались 47,8 тыс. студентов, из них по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 8,6 тыс. человек, специалистов среднего звена - 39,2 тыс. человек.
В системе высшего образования действует 5 образовательных организаций и 13 филиалов, в которых обучались 46,3 тыс. студентов.
В Оренбургской области на базе организаций высшего образования успешно реализуется целевое обучение в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Информация о соотечественниках, желающих переселиться на постоянное место жительства в Оренбургскую область и заключить договор о целевом обучении, будет направляться МТиЗН в министерство образования Оренбургской области.
Использование в отношении участников Государственной программы и членов их семей механизма целевого приема на обучение за счет областного и местных бюджетов (прогнозно) по образовательным программам высшего образования с учетом специальностей и направлений подготовки наиболее востребованных отраслями экономики области не предусмотрено.
Большое внимание в Оренбургской области уделяется семьям с детьми. Независимо от уровня доходов все многодетные семьи пользуются мерами поддержки, предусмотренными законодательством Оренбургской области. В Оренбургской области предусмотрен комплекс мероприятий по:
социальной поддержке семей, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей (компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей для детей в возрасте до 6 лет, получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилья);
бесплатному предоставлению земельных участков;
оказанию адресной социальной помощи многодетным малоимущим семьям, проживающим в сельской местности, на условиях заключения социального контракта;
предоставлению льгот по транспортному налогу.
В 2018 году организациями собственности построена 11921 квартира общей площадью 911,0 тыс. кв. метров, что составило 102,1 процента к 2017 году. В сельской местности построены 335,2 тыс. кв. метров, в г. Оренбурге - 418,8 тыс. кв. метров.
В IV квартале 2018 года цена 1 кв. метра общей площади жилых помещений (по данным обследования организаций, осуществляющих операции с недвижимостью в городах Оренбурге, Орске, Бузулуке) составила на первичном рынке 39 138,02 рубля, на вторичном рынке - 39 875,06 рубля.
Соотечественники, прибывшие в Оренбургскую область, имеют право рассмотреть различные варианты жилищного обустройства в рамках законодательства Российской Федерации и Оренбургской области и принять решение в зависимости от уровня своей материальной обеспеченности (проживание в гостинице, возможность аренды временного жилья, приобретение жилых помещений за счет собственных средств, покупка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность).
Формирование центров временного размещения соотечественников Программой не предусмотрено.
Для участников Программы ГКУ ЦЗН будут подбираться вакансии с предоставлением временного жилья.
Кроме того, для соотечественников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в качестве временного жилья будут предложены варианты размещения в государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания населения Оренбургской области (кризисные отделения для граждан, имеющих обстоятельства, ухудшающие условия их жизнедеятельности) и центре временного размещения вынужденных переселенцев.
Планируется информирование соотечественников по программам ипотечного кредитования строительства (приобретения) жилья, действующим на территории Оренбургской области, после получения гражданства Российской Федерации. Порядок приобретения (получения) земельных участков определяется законодательством Оренбургской области (Законы Оренбургской области от 22 сентября 2011 года N 413/90-V-ОЗ "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", от 16 декабря 2015 года N 3549/989-V-ОЗ "О предоставлении в безвозмездное пользование гражданам земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области или муниципальной собственности на территории Оренбургской области").
Всем соотечественникам, нуждающимся в трудоустройстве, оказываются государственные услуги в рамках законодательства Российской Федерации о занятости населения.
В случае отсутствия подходящей работы ГКУ ЦЗН организуется профессиональное обучение соотечественников по профессиям, востребованным на рынке труда области, в том числе предпринимательской направленности, оказывается содействие в открытии собственного дела.
Программой предусмотрены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки соотечественников. В качестве основной меры социальной поддержки соотечественников предполагается оказание им единовременной материальной помощи, включая частичную компенсацию найма жилья на срок не менее 6 месяцев.
Кроме того, в соответствии с положениями Государственной программы ее участник и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Участники Государственной программы и члены их семей для получения медицинских услуг обращаются в организации здравоохранения по месту размещения.
Документом, на основании которого осуществляется оказание услуг, является полис обязательного медицинского страхования, выданный после оформления разрешения на временное проживание либо свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Информирование о порядке выдачи полиса обязательного медицинского страхования проводится при первичном приеме и постановке на учет.
До получения полиса обязательного медицинского страхования участнику Государственной программы и членам его семьи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно оказываются скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в экстренной и неотложной формах в государственных и муниципальных медицинских организациях, иные виды медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.
Участники Государственной программы и члены их семей проходят медицинское освидетельствование на наличие у них заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), за счет личных средств в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 384н "Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 6 февраля 2015 года N 65-п "О некоторых вопросах медицинского обслуживания иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности" установлен перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории Оренбургской области документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина, заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Объем медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, обеспечивается за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
При получении участниками Государственной программы и членами их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации полисов обязательного медицинского страхования, медицинская помощь оказывается в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Особенности организации оказания медицинской помощи при отдельных заболеваниях, указанных выше, могут устанавливаться отдельными федеральными законами.
Медицинская помощь участникам Программы и членам их семей, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, будет оказываться в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Оренбургской области на соответствующий период.
В целях формирования толерантного отношения к соотечественникам предполагается проведение разъяснительной работы с населением области с помощью средств массовой информации.
Оценка готовности Оренбургской области к приему соотечественников представлена в приложении N 6 к Программе.
Описание территории вселения и регламент приема участников Государственной программы и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории Оренбургской области представлены в приложении N 7 к Программе.
Таким образом, существующая социальная инфраструктура области, дополнительные гарантии и меры социальной поддержки соотечественников способны обеспечить им достойные условия проживания.
За период 2019 - 2024 годов планируется переселить не менее 4200 соотечественников, обеспечив их возможностью обустройства и трудоустройства, а также адаптации и интеграции на территории области.
3. Цель, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Программы
Целями Программы являются:
обеспечение реализации Государственной программы;
обеспечение социально-экономического развития Оренбургской области;
улучшение демографической ситуации в Оренбургской области.
Достижение целей Программы предполагает решение следующих задач:
создание правовых и организационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников в Оренбургскую область;
закрепление соотечественников в Оренбургской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции;
сокращение дефицита трудовых ресурсов;
увеличение числа квалифицированных специалистов;
увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
увеличение миграционного притока населения.
Показатели (индикаторы) реализации Программы представлены в приложении N 1 к Программе.
Реализация Программы позволит создать необходимые правовые, организационные, социально-экономические и информационные условия, способствующие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Оренбургскую область для постоянного проживания, обеспечить миграционный приток за счет привлечения на постоянное место жительства в область 4200 соотечественников к концу 2024 года, привлечь на территорию области не менее 70 процентов квалифицированных специалистов от общего числа участников Государственной программы, обеспечить занятость не менее 1250 участников Государственной программы и членов их семей.
4. Основные мероприятия по реализации Программы
Программа предусматривает реализацию основных мероприятий, способствующих оказанию содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, созданию благоприятных условий их жизнедеятельности и вовлечению их в трудовую деятельность.
В рамках Программы реализуются следующие основные мероприятия:
основное мероприятие 1 "Оказание мер социальной поддержки соотечественникам", в том числе мероприятия по выплате единовременной материальной помощи соотечественникам, включая частичную компенсацию найма жилья на срок не менее 6 месяцев;
основное мероприятие 2 "Оказание содействия в сфере занятости", в том числе мероприятия по:
содействию соотечественникам в поиске подходящей работы;
направлению соотечественников на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования;
основное мероприятие 3 "Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, образованным гражданами из числа участников Программы", в том числе мероприятия по оказанию финансовой помощи соотечественникам в соответствии с настоящей Программой;
основное мероприятие 4 "Информационное обеспечение Программы", в том числе мероприятия по:
информированию соотечественников и населения Оренбургской области о реализации Программы путем размещения информации на информационном ресурсе "Автоматизированная информационная система "Соотечественники" (www.aiss.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), в средствах массовой информации, на Интернет-ресурсах, посредством издания и распространения памяток, буклетов, видео- и других информационных материалов;
предоставлению информационных, консультационных, юридических и других услуг соотечественникам;
информированию соотечественников о работе информационно-аналитической системы Общероссийской базе вакансий "Работа в России", размещенной на сайте www.trudvsem.ru в сети Интернет;
проведению презентаций Программы, в том числе с использованием технических каналов связи;
содействию в подборе вариантов временного жилищного размещения (гостиница, аренда жилья у физических лиц);
информационному содействию в приобретении постоянного жилья, в том числе с использованием ипотечного кредитования;
основное мероприятие 5 "Аналитическое и организационно-правовое обеспечение реализации Программы", в том числе мероприятия по:
организации работы межведомственной комиссии по вопросам реализации государственной программы Оренбургской области "Оказание содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом", образованной в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 10 июля 2014 года N 423-ук (далее - межведомственная комиссия);
организации работы рабочей группы МТиЗН по рассмотрению заявлений соотечественников об участии в Программе (далее - заявление);
мониторингу реализации Программы;
по разработке проектов нормативных правовых актов Оренбургской области, принятие которых необходимо для реализации Программы.
Перечень нормативных правовых актов Оренбургской области, принимаемых в целях реализации Программы, представлен в приложении N 3 к Программе.
В рамках реализации Программы МТиЗН осуществляет следующие полномочия:
принимает решение об участии соотечественников в Программе по итогам рассмотрения информации о потенциальных участниках Программы;
проводит презентации Программы для потенциальных участников Программы;
проводит мероприятия по разъяснению прав и обязанностей участников Государственной программы;
осуществляет мероприятия в сфере занятости населения.
Реализацию основных мероприятий Программы в городских округах и муниципальных районах области осуществляют ГКУ ЦЗН.
В целях осуществления мониторинга реализации Программы в области работает межведомственная комиссия.
Система контроля за реализацией Программы предусматривает:
определение основных мероприятий Программы, реализация которых позволит решить задачи и достичь цели Программы;
подготовку нормативных правовых актов Оренбургской области, регулирующих реализацию Программы;
контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию основных мероприятий Программы;
проведение мониторинга реализации основных мероприятий Программы, подготовку и представление отчетов о ходе реализации Программы в министерство финансов Оренбургской области;
подготовку предложений по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы добровольного переселения соотечественников;
корректировку показателей численности участников Государственной программы, участвующих в Программе, и объемов финансирования основных мероприятий Программы;
оценку влияния реализации Программы на социально-экономическое развитие Оренбургской области;
организацию размещения текста и информации о ходе реализации Программы на сайте МТиЗН в сети Интернет.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Губернатором Оренбургской области, органами государственного финансового контроля, МТиЗН и межведомственной комиссией.
Перечень основных мероприятий Программы представлен в приложении N 2 к Программе.
5. Объемы финансовых ресурсов на реализацию Программы
Расходы по финансовому обеспечению Программы осуществляются за счет средств областного бюджета на реализацию мероприятий, предусмотренных Государственной программой, согласно законодательству Российской Федерации.
Объемы финансовых ресурсов на реализацию Программы представлены в приложении N 4 к Программе.
На реализацию мероприятий Программы возможно привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий областному бюджету на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы.
Включение средств федерального бюджета в объем финансирования мероприятий Программы осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий программы, включенной в Государственную программу, заключенному между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Оренбургской области.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Объемы финансовых ресурсов на реализацию Программы за счет средств областного бюджета и прогнозная оценка привлекаемых на реализацию Программы средств федерального бюджета представлены в приложении N 5 к Программе.
6. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы
Эффективность реализации Программы рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- планируемая эффективность реализации основного мероприятия Программы, характеризуемого n-м показателем (индикатором) Программы, процентов;
- фактическое значение n-го показателя (индикатора) Программы, характеризующего реализацию Программы;
- плановое значение n-го показателя (индикатора);
- номер показателя (индикатора) Программы.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- эффективность реализации Программы, процентов;
- количество показателей (индикаторов) Программы.
При реализации Программы могут возникнуть риски, связанные с:
отсутствием работы у соотечественников и их попаданием в категорию безработных граждан;
интеграцией соотечественников в социальную структуру области;
конкуренцией с населением области, связанной с доступом к объектам социальной инфраструктуры;
возрастанием нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления дополнительного перечня услуг;
ростом межнациональной напряженности;
обособлением соотечественников путем создания этносоциальных групп;
выездом участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из территории вселения ранее чем через 3 года со дня постановки на учет в УМВД России по Оренбургской области в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи;
негативными последствиями привлечения иностранной рабочей силы (вывоз иностранными гражданами из области заработанных денежных средств, отсутствие желания у большинства иностранных граждан интегрироваться в жизнь населения области, рост социальной напряженности в связи с возникновением языковой, культурной и религиозной проблем, ухудшение криминогенной и санитарно-эпидемиологической ситуации);
жилищной необустроенностью соотечественников.
Для управления вышеуказанными рисками предусмотрены следующие мероприятия, направленные на их снижение:
подбор подходящей работы для соотечественников с использованием банка вакансий ГКУ ЦЗН;
содействие соотечественникам в самостоятельном поиске работы;
оказание содействия соотечественникам в организации индивидуальной трудовой деятельности;
организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования соотечественников по профессиям, востребованным на рынке труда области;
организация разъяснительной работы с населением области по вопросам миграционной политики в целях формирования толерантного отношения к соотечественникам;
организация работы с соотечественниками по разъяснению законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства и их ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;
информирование соотечественников после получения ими гражданства Российской Федерации о действующих на территории Оренбургской области программах ипотечного жилищного кредитования, об оказании государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан;
мониторинг реализации Программы, анализ и при необходимости корректировка показателей (индикаторов), мероприятий и объемов финансирования Программы.
В целях минимизации возможных рисков в ходе реализации Программы устанавливаются требования к соотечественникам для их участия в Программе.
Участниками Программы могут быть соотечественники, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью:
из числа квалифицированных работников, имеющих профессии, востребованные на рынке труда области;
осуществляющие трудовую (предпринимательскую) или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность не менее одного года на дату подачи заявления об участии в Программе.
Наличие квалификации у соотечественников подтверждается документами о профессиональном образовании (или квалификации) и опытом работы по соответствующему направлению подготовки (специальности).
Приоритетом при согласовании заявлений пользуются соотечественники, получающие среднее профессиональное и высшее образование в образовательных организациях, расположенных на территории Оренбургской области, по профессиям, востребованным на рынке труда области, имеющие медицинское или педагогическое образование, инженеры, ученые и специалисты, занимающиеся актуальными научными и технологическими проблемами, а также семьи соотечественников, воспитывающие трех и более детей.
Основанием для отказа в согласовании заявления МТиЗН является несоответствие соотечественника требованиям настоящего раздела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.