Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Орского городского
Совета депутатов Оренбургской области
от 4 июня 2007 г. N 24-378/376
Порядок
проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам
6 сентября 2010 г.
1. Общие положения
1.1. Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам производится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета города.
1.2. Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам (далее порядок) определяет объекты предстоящей оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам, условия предоставления налоговых льгот, перечень и последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к применению результатов оценки. Применение настоящего порядка позволяет обеспечить регулярную оценку планируемых и фактических результатов предоставления налоговых льгот.
1.3. Настоящий порядок распространяется на предоставленные решениями Орского городского Совета депутатов, а также планируемые к предоставлению налоговые льготы по местным налогам (далее налоговые льготы).
1.4. В настоящем порядке используются следующие основные понятия и термины:
- налоговая льгота - предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;
- оценка эффективности - процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности в разрезе отраслей (видов деятельности);
- категория налогоплательщиков - группа налогоплательщиков, осуществляющих определенный вид деятельности. Под видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности в целях применения льгот понимается основной вид деятельности, соответствующий присвоенному в установленном порядке коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, и по которому объем реализованной продукции (товаров, услуг) составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализации;
- бюджетная эффективность - оценка результата хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы с точки зрения влияния на доходы и расходы местного бюджета;
- социальная эффективность - социальные последствия предоставления налоговых льгот для общества в целом, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения в результате осуществления деятельности организаций - получателей льгот.
В отдельных случаях социальная эффективность может равняться сумме экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения категориями налогоплательщиков социальных задач, трансфертные издержки или выделение средств на поддержку социально незащищенных категорий граждан.
Иные понятия и термины используются в значениях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Основные принципы и цели установления налоговых льгот
2.1. Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
а) налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством;
б) налоговые льготы устанавливаются отдельным категориям налогоплательщиков.
2.2. Основными целями предоставления налоговых льгот являются:
а) обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для города видов хозяйственной деятельности;
б) стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой городу продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития города;
в) создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности в городе;
г) создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных категорий граждан;
д) оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для города социальных задач;
е) оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан.
3. Виды налоговых льгот и условия их предоставления
3.1. Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам на основании решений Орского городского Совета депутатов.
3.2. Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:
а) изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налогообложения;
б) освобождение от уплаты налога (полное или частичное);
в) установление уровня налоговой ставки ниже максимального значения, установленного налоговым законодательством Российской Федерации.
3.3. Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджет города.
3.4. Налоговые льготы устанавливаются на срок не менее одного налогового периода по соответствующему налогу.
3.5. Налогоплательщики могут отказаться от использования налоговой льготы. Отказ от использования осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, предоставляемого в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.
При этом неиспользованные в текущем налоговом периоде налоговые льготы не подлежат переносу на иные налоговые периоды, зачету в счет предстоящих платежей по налогам или возмещению за счет средств бюджета города.
3.6. В целях обеспечения эффективности предоставления налоговых льгот и их соответствия общественным интересам запрещается предоставление налоговых льгот при низкой оценке бюджетной и социальной эффективности. При рассмотрении предложений о предоставлении налоговых льгот в обязательном порядке проводится оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящим порядком в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности).
4. Порядок оценки эффективности налоговых льгот
4.1. Объектом предстоящей оценки является бюджетная и социальная эффективность от предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
4.2. Оценка производится уполномоченным органом в разрезе отдельно взятых видов местных налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности). Уполномоченный орган - орган администрации города, который определяется распоряжением главы города.
4.3. Оценка эффективности налоговых льгот производится в следующие сроки:
а) по планируемым к предоставлению налоговым льготам - в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот;
б) по предоставленным налоговым льготам по состоянию на конец отчетного года - в срок до 1 июня года, следующего за отчетным.
4.4. Источником информации для расчетов оценки эффективности налоговых льгот служат данные налоговой отчетности (отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ по форме 4-НМ, отчет о базе налогообложения по основным видам налогов по форме 5-НБ), а также иная достоверная информация. При отсутствии необходимых данных в этих видах отчетности (или их недоступности), используется статистическая отчетность, предоставляемая органами статистики и финансовым управлением администрации города Орска, и иные виды информации, включая оценки экспертов и данные, предоставленные получателями налоговых льгот или претендующими на их получение по запросу уполномоченного органа.
4.5. При проведении оценки эффективности налоговых льгот уполномоченным органом используются следующие показатели:
а) налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного периода;
б) ставка налога;
в) льготная ставка налога (при предоставлении льготы по пониженной ставке);
г) сумма сокращения базы налога (при полном или частичном освобождении базы налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;
д) фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;
е) стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;
ж) сумма начисленных налогов в бюджет города;
з) сумма уплаченных налогов в бюджет города;
и) сумма задолженности по уплате налогов в бюджет города;
к) сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;
л) использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, строго по целевому назначению.
4.6. Оценка эффективности налоговых льгот производится уполномоченным органом в 4 этапа.
4.7. На первом этапе производится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями Орского городского Совета депутатов налоговых льгот.
По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме, согласно приложению 1 к настоящему порядку.
При предоставлении новых налоговых льгот по местным налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие поправки.
4.8. На втором этапе определяются потери (суммы недополученных доходов) бюджета города, обусловленные предоставлением налоговых льгот.
Оценка потерь производится по следующим формулам:
1) в случае если предоставление льготы заключается в освобождении от налогообложения части базы налога:
Спб = Сснб х НС, где
Спб - сумма потерь (сумма недополученных доходов) бюджета города;
Сснб - сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот;
НС - действующая в период предоставления льгот ставка налога;
2) в случае если предоставление льготы заключается в обложении части базы налога по пониженной налоговой ставке:
Спб = БНл х (НСб - НСл), где
Спб - сумма потерь (сумма недополученных доходов) бюджета города;
БНл - размер базы налога, на которую распространяется действие льготной ставки;
НСб - действующая (предполагаемая) в период предоставления льгот базовая ставка налога;
НСл - льготная ставка налога.
Сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот (Сснб) представляет собой:
а) по земельному налогу - кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения, облагаемых по более низкой налоговой ставке;
б) по налогу на имущество физических лиц - инвентаризационную стоимость строений, помещений и сооружений, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке.
Сводная оценка потерь бюджета при использовании налоговых льгот осуществляется по форме, согласно приложению 2 к настоящему порядку.
4.9. На третьем этапе производится оценка бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот.
Бюджетная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков определяется по формуле:
Дельта Р = (дельта Н)Х1 + (дельта Т)Х2 + Э, где
дельта Р - сумма бюджетной эффективности налоговых льгот, тыс.руб.;
дельта Н - увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков;
дельта Т - увеличение фонда оплаты труда;
Х (1, 2) - соответствующая ставка налога (соответствующий коэффициент межбюджетного регулирования);
Э - снижение расходов бюджета.
Увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков (ДН) определяется как разница между налогооблагаемой базой налога на конец отчетного периода (Нк) и налогооблагаемой базой налога на начало отчетного периода (Нн) в тыс. руб.:
дельта Н = Нк - Нн.
Увеличение фонда оплаты труда определяется как разница между размером фонда оплаты труда на конец отчетного периода (Тк) и фондом оплаты труда на начало отчетного периода (Тн) в тыс. руб.:
дельта Т = Тк - Тн.
Сводная оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот осуществляется по форме, согласно приложению 3 к настоящему порядку.
Социальная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков рассчитывается в зависимости от отраслей экономики, которым предоставляется льгота:
а) при предоставлении налоговой льготы организациям, функционирующим в отрасли, предоставляющей работы и услуги населению, социальная эффективность рассчитывается по формуле:
К2 К1
CE = (--- - ---) х P1 + (N х Z) + S, где
Т2 Т1
Р1 - стоимость предоставляемой услуги (работ) на начало периода оценки;
К1 - количество работ и услуг (за год), предоставляемых на территории города на текущий момент. Рассчитывается как общий объем выполненных работ и оказанных услуг в рассматриваемом периоде;
К2 - количество работ и услуг (за год), предоставляемых в результате расширения деятельности организаций. Рассчитывается на основе данных организаций;
Т1 - годовое потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на текущий момент на территории города. Заявители предоставляют обоснованный расчет;
Т2 - потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на территории города на момент завершения предоставления льгот. Заявители предоставляют обоснованный расчет;
N - число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
Z - годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот, в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу;
S - сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям К1, К2, Т1, Т2, N, Z, Р1 либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю;
б) при предоставлении налоговой льготы отраслям, не предоставляющим услуги населению, эффективность рассчитывается по формуле:
CE = (N х Z) + S, где
N - число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
Z - годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта, в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу;
S - сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям N и Z, либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю;
в) при предоставлении налоговых льгот физическим лицам социальный эффект принимается равным сумме предоставленной налоговой льготы.
4.10. На четвертом этапе производится оценка эффективности налоговых льгот путем сопоставления суммы потерь (суммы недополученных доходов) бюджета города, обусловленных предоставлением льгот, с суммой бюджетной или социальной эффективности от предоставления налоговых льгот.
Эффективность предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы определяется по формуле:
Эфф = дельта С/Спб, где
дельта С - сумма бюджетной или социальной эффективности предоставления налоговых льгот, тыс. рублей;
Спб - сумма потерь бюджета города по данному налогу, тыс. рублей.
Сводная оценка эффективности налоговых льгот осуществляется по следующей форме, согласно приложению 4 к настоящему порядку.
Если значение графы 5 меньше 1, то эффективность предоставленной налоговой льготы имеет низкое значение, если больше 1 - эффективность высокая.
Превышение суммы эффективности от предоставления налоговых льгот над суммами потерь бюджета города означает высокую эффективность оцениваемых налоговых льгот.
Получение (планирование) меньшей эффективности от предоставления налоговых льгот по сравнению с фактическими (плановыми) потерями бюджета города, вызванными предоставлением налоговых льгот, означает низкую эффективность налоговых льгот.
4.11. При выявлении фактов низкой эффективности налоговых льгот налоговые льготы не предоставляются, а предоставленные подлежат отмене. Исключение может быть сделано отдельным видам деятельности, определенным в прогнозе социально-экономического развития города Орска, утвержденным решением Орского городского Совета депутатов, в качестве приоритетных для развития города.
4.12. Уполномоченный орган в месячный срок осуществляет подготовку заключений по результатам оценки эффективности налоговых льгот и проектов решений об отмене или изменении условий предоставления налоговых льгот и вносит их на рассмотрение Орского городского Совета депутатов. Данные проекты должны быть приняты Орским городским Советом депутатов до принятия бюджета города на очередной финансовый год.
5. Применение результатов оценки эффективности налоговых льгот
5.1. По результатам проведения оценки составляется аналитическая записка, которая представляется:
а) по налоговым льготам за истекший финансовый год - главе города Орска и в Орский городской Совет депутатов в срок до 10 июня года, следующего за отчетным;
б) по планируемым к предоставлению налоговым льготам - главе города Орска в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот.
5.2. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот за истекший финансовый год должна содержать:
а) полный перечень предоставленных на территории города налоговых льгот;
б) полную информацию о потерях бюджета города (планируемых и фактических) по причине предоставления льгот;
в) сведения о бюджетной и социальной эффективности действующих налоговых льгот в динамике (не менее 3-х лет);
г) предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот в зависимости от результатов оценки эффективности.
5.3. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот должна содержать:
а) полную информацию о прогнозируемых потерях бюджета города в случае принятия решения о предоставлении льгот;
б) прогноз бюджетной и социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот в динамике по годам на среднесрочную перспективу (не менее 3-х лет); обоснованные предложения по предоставлению иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, налоговые или бюджетные кредиты и др.) с использованием методик, утверждаемых порядком проведения оценки эффективности и результативности предоставления бюджетных средств по видам бюджетной поддержки;
в) другие формы муниципальной поддержки, предоставленные в настоящий момент данной категории налогоплательщиков.
5.4. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются для:
а) разработки бюджета города на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;
б) своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;
в) разработки предложений отраслевыми (функциональными) органами администрации города по совершенствованию мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков;
г) введения новых видов налоговых льгот (внесения изменений в предоставленные налоговые льготы).
Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 6 сентября 2010 г. N 68-1230 в пункт 5.5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня опубликования названного решения
5.5. Информация о результатах проведения оценки эффективности налоговых льгот публикуется в газете "Орская газета" ежегодно в срок до 10 июня года, следующего за отчетным.
6. Мониторинг результатов оценки эффективности налоговых льгот
6.1. Регулярность проведения оценки эффективности налоговых льгот обеспечивается постоянно действующей системой их мониторинга уполномоченным органом в сроки, установленные пунктом 4.3. настоящего порядка.
6.2. В процессе мониторинга уполномоченный орган направляет дополнительные запросы получателям налоговых льгот по категориям налогоплательщиков для получения информации по следующим показателям мониторинга:
а) фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;
б) стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;
в) сумма начисленных налогов в бюджет города;
г) сумма уплаченных налогов в бюджет города;
д) сумма задолженности по уплате налогов в бюджет города;
е) сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;
ж) использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, строго по целевому назначению;
з) иные сведения, необходимые для оценки эффективности налоговых льгот.
Перечень получателей налоговых льгот, подлежащих мониторингу, определяется уполномоченным органом.
6.3. В целях проведения мониторинга оценки налоговых льгот получатели налоговых льгот - объекты мониторинга в обязательном порядке предоставляют в уполномоченный орган ответы на запросы в установленные сроки.
6.4. Полученная информация используется уполномоченным органом для проведения оценки эффективности фактически предоставленных налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков.
При этом уполномоченный орган обеспечивает оценку и сопоставление предоставляемых льгот с планируемыми параметрами эффективности по каждому виду льгот в разрезе отраслей экономики.
<< Назад |
Приложение 1. >> Реестр предоставленных налоговых льгот |
|
Содержание Решение Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 4 июня 2007 г. N 24-378/376 "Об утверждении порядка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.