Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Оренбурга
от 18 августа 2010 г. 5917-п
Муниципальная программа
по повышению эффективности энергопотребления и энергосбережению в городе Оренбурге на 2010 - 2015 годы
27 ноября 2012 г., 12 апреля 2013 г., 13 февраля 2015 г.
Постановлением администрации города Оренбурга от 13 февраля 2015 г. N 278-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт муниципальной программы
Наименование |
Муниципальная программа по повышению эффективности энергопотребления и энергосбережению в городе Оренбурге на 2010 - 2015 годы" (далее - программа) |
Основание разработки |
- Постановление Главы города Оренбурга от 21.10.2009 N 7529-п "О разработке долгосрочной целевой программы по повышению эффективности энергопотребления и энергоснабжению в городе Оренбурге на 2010 - 2015 годы"; |
|
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; - Указ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; - Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; - Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р "Об энергетической стратегии России на период до 2030 года"; - Приказ министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; - Распоряжение Губернатора Оренбургской области от 31.07.2009 N 250-р "О разработке областной целевой программы "Повышение эффективности энергопотребления и энергоснабжение в Оренбургской области на 2010 - 2015 годы". |
Субъект бюджетного планирования - заказчик программы |
Администрация города Оренбурга |
Координатор программы |
Заместитель главы администрации города Оренбурга по городскому хозяйству |
Цели и задачи |
Цели: - обеспечение эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов; - повышение энергетической эффективности и стимулирование энергосбережения в городе Оренбурге; - обеспечение надежности и устойчивости энергоснабжения потребителей города Оренбурга; - снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов всеми категориями потребителей города Оренбурга; - снижение техногенной нагрузки на окружающую среду. Задачи: - осуществление комплекса организационно-правовых и технических мероприятий в области энергопотребления и энергосбережения в бюджетной сфере; - нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов; - обеспечение экономических стимулов к энергосбережению; - планомерное сокращение потребление топливно-энергетических ресурсов. |
Сроки и этапы реализации |
2010 - 2015 годы |
Перечень основных мероприятий |
- проведение организационно-технических мероприятий в области энергопотребления и энергосбережения; - проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов; - обеспечение приборного учета потребляемых топливно-энергетических ресурсов; - заключение энергосервисных договоров; - расширение практики применения энергосберегающих технологий, включая использование альтернативных и возобновляемых источников энергии и др. |
Исполнители |
Администрация города Оренбурга, администрация Южного округа города Оренбурга, администрация Северного округа города Оренбурга, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, управление социальной политики администрации города Оренбурга, управление образования администрации города Оренбурга, управление по культуре и искусству администрации города Оренбурга, комитет по физической культуре и спорту администрации города Оренбурга, управление пассажирского транспорта администрации города Оренбурга, управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Оренбурга, департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, муниципальные и муниципальные автономные учреждения, муниципальные унитарные и казенные предприятия. |
|
Хозяйствующие субъекты, не подведомственные администрации города Оренбурга и привлекаемые к исполнению программы по согласованию или на договорной основе. |
Объемы и источники финансирования |
Средства бюджетов города Оренбурга в рамках бюджетного финансирования, Оренбургской области (субвенции) и собственные средства предприятий. |
Ожидаемые конечные результаты реализации |
- сокращение удельных показателей энергопотребления; - снижение объемов энергопотребления; - снижение затрат бюджета города Оренбурга на энергоснабжение в бюджетной сфере; - снижение техногенной нагрузки на окружающую среду. |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации |
- экономия топливно-энергетических ресурсов; - уровень энергетической паспортизации; установление лимитов потребления энергоресурсов; - доля расчетов потребителей бюджетной сферы по показаниям приборов учета и т.п. |
Организация управления и система контроля за исполнением - координатор программы |
Заместитель главы администрации города Оренбурга по городскому хозяйству |
1. Характеристика проблем
В городе Оренбурге, как и в Российской Федерации, остро стоит проблема экономии топливно-энергетических ресурсов и повышения эффективности их использования во всех сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения городского хозяйства. Длительный период неэффективного использования энергетических ресурсов создали неиспользованный потенциал энергосбережения, достигающий по разным оценкам от 30 до 45% всего текущего объема потребления энергии и, в частности, в топливно-энергетическом комплексе - 33%, промышленности - 32%, жилищно-коммунальном комплексе - 26%.
Приоритетной задачей тарифной политики Российской Федерации в 2010 - 2015 годах является ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер деятельности для снижения нагрузки на конечных потребителей. При этом, Правительством Российской Федерации постоянно декларируется цель перехода к равной доходности поставок энергоресурсов на внешний и внутренний рынки, приведение платежей внутри страны к общемировым нормам.
Прогнозируемые на уровне Правительства Российской Федерации темпы роста цен на услуги естественных монополий (газ, электро- и тепловую энергию) к 2015 году приведут к значительному росту доли затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказания услуг со значительным превышением планируемой инфляции.
Существующие тарифы на энергоресурсы, а также нормативные объемы потребления, учитываемые при заключении договоров с энергоснабжающими организациями, не всегда являются экономически обоснованными из-за отсутствия независимого энергоаудита. Результаты выборочных обследований, научные исследования и опыт практического применения современных технологий учета энергетических ресурсов в различных регионах страны показывают необоснованное завышение ресурсоснабжающими организациями размеров платежей потребителей практически по всем видам энергетических и коммунальных ресурсов (Приложение 1 к Программе).
Данное положение также касается расходов бюджета города Оренбурга. Затраты отраслевых (функциональных) и территориальных органов, учреждений и хозяйствующих субъектов муниципальной бюджетной сферы на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов постоянно растут.
Прогноз цен и тарифов на услуги естественных монополий и коммунальные услуги показывает, что затраты на оплату основных топливно-энергетических и коммунальных ресурсов по основным бюджетным учреждениям образования, здравоохранения, культуры и спорта возрастут в 1,9 - 2,3 раза по сравнению с 2009 годом. В этом случае произойдет деформация структуры расходов бюджетных организаций со значительным ростом доли расходов на коммунальные услуги в общих расходах на муниципальное управление. Доля затрат на оплату коммунальных услуг может вырасти с 5,26% до 8 - 9% от общих расходов на содержание бюджетной сферы, что в свою очередь приведет к снижению эффективности использования бюджетных средств и повышению зависимости расходной части бюджета от изменения тарифов (Приложения 2, 3 к Программе).
Высокая энергоемкость производственно-технологических процессов на хозяйствующих субъектах может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования "город Оренбург" и, как следствие, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Все это является одной из основных "угроз" стабильного социально-экономического развития территории города Оренбурга, проявляющееся в снижении конкурентоспособности отраслей экономики, эффективности муниципального управления и увеличении нагрузки на конечных потребителей по оплате топливно-энергетических и коммунальных ресурсов (услуг).
В условиях роста тарифов на энергоносители актуальное значение приобретает внедрение технологий, направленных на сбережение тепловой и электрической энергии, газа и воды на объектах социальной сферы, жилищно-коммунального комплекса, жилищного фонда, во всех секторах экономики города.
С учетом указанных обстоятельств, проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы города Оренбурга предстоящие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:
- росту затрат хозяйствующих субъектов, расположенных на территории города Оренбурга, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
- снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;
- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных организаций здравоохранения, образования, культуры и т.п.
Программа как организационная основа муниципальной политики в сфере энергосбережения представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Автономное развитие элементов этих мероприятий не позволит снижать удельный показатель энергоемкости темпами, обеспечивающими высокий уровень социально-экономического развития города.
Реализация мероприятий программы позволит проводить единую политику в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Решение задач программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание муниципальных учреждений.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий, затрагивающих систему энергопотребления, предусматривает создание механизмов их координации и распространения на муниципальном уровне, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в системе энергопотребления.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
- неполная обеспеченность приборами учета энергоресурсов потребителей энергоресурсов в городе Оренбурге к 2015 году;
- неполный переход на использование энергосберегающих ламп в городе Оренбурге к 2015 году, что в связи с планируемым запретом на производство и продажу ламп накаливания на территории Российской Федерации негативно повлияет на социально-экономическое развитие;
- рост социальной напряженности, обусловленной снижением качества предоставляемых коммунальных услуг в городе и ростом доли расходов населения города на обеспечение энергетическими ресурсами;
- усиление деградации энергетической инфраструктуры, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию.
Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Оренбурге требует применения программно-целевого метода, поскольку это так же позволит:
- обеспечить контроль, полноту и своевременность его проведения;
- повысить качество выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а так же ответственность за их выполнение;
- обеспечить целевое использование средств в рамках бюджетного финансирования.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные с недостатками в управлении программой, неверно выбранными приоритетами и недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий программы. Данные риски могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов управления и исполнителей, что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.
Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.
Неверно выбранные приоритеты могут существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании мероприятий программы, а также на их соответствие установленным целям и задачам программы.
Недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий программы может привести к неверно регулируемой финансовой поддержке намеченных мероприятий, снижению эффективности использования бюджетных средств. В связи с этим высокому риску будет подвержен процесс создания условий и эффективных механизмов для внедрения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В процессе реализации программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий программы на ситуацию в сфере энергопотребления, их ожидаемой эффективности, а также недостаточной скоординированностью деятельности исполнителей программы на начальных стадиях ее реализации.
В целях управления указанным риском в процессе реализации программы необходимо предусмотреть:
- создание эффективной системы управления на основе распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей программы;
- проведение мониторинга выполнения программы, регулярный анализ и при необходимости ежегодная корректировка индикаторов и показателей, а также мероприятий программы;
- возможность перераспределения объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
2. Основные цели и задачи программы
Реализация поставленных в программе целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов повышения эффективности энергопотребления. Использование программно-целевого метода для решения проблем внедрения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности направлено на создание условий для максимально эффективного управления бюджетными средствами в соответствии с приоритетами муниципальной политики в сфере энергосбережения в условиях бюджетных ограничений.
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических и иных видов ресурсов, и прежде всего, в бюджетной сфере. Срок реализации таких мероприятий определяется, прежде всего, сроками либерализации рынков первичных энергоресурсов (до 2011 года), после чего по прогнозу органов государственной власти цены на энергоносители фактически сравняются с мировыми ценами.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является основным документом, определяющим задачи долгосрочного социально-экономического развития в энергетической сфере, и прямо указывает, что мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью муниципальных программ социально-экономического развития территории конкретного муниципального образования. Он определяет энергосбережение как реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов.
Закон дает характеристики основных понятий и определений:
Энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии.
Энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Повышение энергетической эффективности - реализация организационных, правовых, экономических, технических, технологических и иных мероприятий, направленных на снижение потребления энергетических ресурсов при сохранении или получении большего полезного эффекта от их использования, с учетом соблюдения требований к охране окружающей природной среды, санитарно-гигиенических и иных норм законодательства Российской Федерации.
Реализация энергосберегающей политики в городе Оренбурге должна обеспечить заинтересованность производителей и потребителей энергетических и коммунальных ресурсов в их экономии, сократить финансовые затраты потребителей, включая население, на оплату потребляемых энергетических и коммунальных ресурсов, улучшить экологическую обстановку.
Основными целями реализации программы являются:
- обеспечение эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов;
- повышение энергетической эффективности и стимулирование энергосбережения в городе Оренбурге;
- обеспечение надежности и устойчивости энергоснабжения потребителей города Оренбурга;
- снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов всеми категориями потребителей города Оренбурга;
- снижение удельного показателя энергоемкости отгруженных товаров, выполненных работ и услуг;
- внедрение инновационных энергосберегающих технических средств и технологий;
- использование альтернативных источников энергии;
- снижение техногенной нагрузки на окружающую среду.
Главной целью программы является обеспечение устойчивого и эффективного функционирования сфер экономики за счет рационального использования энергетических ресурсов и перевода на энергосберегающий путь развития, снижение техногенной нагрузки на окружающую среду в городе Оренбурге за счет повышения энергетической эффективности и стимулирования энергоснабжения, расширения использования альтернативных источников энергии.
Для достижения основных целей программы должны быть решены следующие основные задачи:
- осуществление комплекса организационно-правовых и технических мероприятий в области энергопотребления и энергосбережения в бюджетной сфере;
- проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов;
- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов;
- нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов;
- расширение практики применения энергосберегающих технологий;
- проведению энергосберегающих мероприятий (обеспечение приборами учета коммунальных ресурсов, устройствами регулирования потребления тепловой энергии, утепление фасадов) при капитальном ремонте многоквартирных жилых домов, объектов соцкультбыта;
- обеспечение экономических стимулов к энергосбережению;
- подготовка кадров в области энергосбережения, в т.ч. включение в программы по повышению квалификации муниципальных служащих учебных курсов по основам эффективного использования энергетических ресурсов, проведение мероприятий по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения в общеобразовательных учебных заведений;
- разработка и внедрение форм наблюдения за показателями, характеризующими эффективность использования основных видов энергетических ресурсов и энергоемкости экономики города;
- планомерное сокращение потребление топливно-энергетических ресурсов.
Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:
- несвоевременность принятия нормативных правовых и подзаконных актов федерального уровня по реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- ограниченность источников финансирования Программы и неразвитость механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий;
- неопределенность конъюнктуры и неразвитость институтов рынка энергосбережения;
- незавершенность реформирования энергетики и предстоящими изменениями в управлении отраслью на федеральном уровне;
- дерегулирование рынков энергоносителей;
- прогнозируемая в условиях либерализации высокой зависимостью регионального рынка энергоносителей от состояния и конъюнктуры российского и мирового энергетического рынка.
Реализация некоторых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности растянута во времени либо отложена на более дальние сроки в связи с недостаточным наличием средств из-за негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, требует значительных инвестиционных затрат и предусматривает относительно большие сроки окупаемости. Все это также обуславливает долгосрочный характер программы.
Целевыми индикаторами и показателями эффективности программы являются:
- энергоемкость отгруженных товаров, выполненных работ и услуг;
- сокращение расходов бюджета города Оренбурга на обеспечение энергетическими ресурсами учреждений бюджетной сферы в расчете на 1 м2 отапливаемой площади (в тарифах 2010 г.) по отношению к 2009 году, принятому в качестве базисного;
- сокращение расходов бюджета города Оренбурга на обеспечение энергетическими ресурсами учреждений бюджетной сферы в расчете на 1 м3 отапливаемого объема (в тарифах 2010 г.) по отношению к 2009 году, принятому в качестве базисного;
- эффективность использования энергетических ресурсов на отопление в жилых домах, составляющих муниципальный и частный жилищный фонд (рассчитывается как отношение годового полезного отпуска тепловой энергии для отопления жилых домов, составляющих муниципальный и частный жилищный фонд, к отапливаемой площади жилых домов);
- эффективность использования энергетических ресурсов на горячее водоснабжение в жилых домах, составляющих муниципальный и частный жилищный фонд (рассчитывается как отношение годового количества тепловой энергии, отпущенной в сеть для горячего водоснабжения жилых домов, составляющих муниципальный и частный жилищный фонд, к численности человек, проживающих в этих жилых домах);
- уровень обеспеченности потребителей тепловой энергии приборами учета;
- эффективность использования энергетических ресурсов в системе теплоснабжения города (рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового полезного отпуска тепловой энергии всем потребителям теплоснабжающей организацией к годовому отпуску в сеть тепловой энергии теплоснабжающей организацией) и т.п.
3. Перечень мероприятий и источники финансирования Программы
Основу Программы составляют мероприятия, учитывающие специфику энергосбережения по видам экономической деятельности.
Перечень мероприятий по достижению целей и решению поставленных задач должна обеспечить комплексный подход к повышению энергоэффективности экономики хозяйствующих субъектов всех форм собственности, малого и среднего бизнеса, социальной сферы и города в целом.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации разработало рекомендации по формированию региональных и муниципальных программ энергосбережения, изложенные в приказе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17.02.2010 N 61. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 68 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию данного Федерального закона, распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р утвержден примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован при разработке муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Вышеуказанный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности содержит семь основных разделов по следующим направлениям:
- жилищный фонд;
- система коммунальной инфраструктуры;
- организации с участием муниципального образования;
- производители и потребители энергетических ресурсов, организации, осуществляющие передачу энергетических ресурсов;
- использование в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
- транспортный комплекс;
- иные определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления вопросы.
Данный перечень представляет собой примерный набор возможных для применения на практике организационных, технических и технологических мероприятий.
Энергосбережение в бюджетном секторе
В рамках реализации Федерального закона N 261-ФЗ особое внимание уделяется вопросу обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальными учреждениями, которые обязаны обеспечить проведение энергетических обследований (до конца 2012 года), планомерно сокращать потребление энергетических ресурсов.
Существующая в настоящее время негативная динамика показателей энергоэффективности в бюджетной сфере объясняется, прежде всего, отсутствием стимулов к энергосбережению как на уровне главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), так и на уровне подведомственных бюджетополучателей. Это связано с используемым механизмом планирования расходов на коммунальные услуги, исходя из ранее достигнутых объемов бюджетного финансирования, ежегодно увеличиваемых на индекс-дефлятор. Кроме того, экономия, получаемая в случае проведения мероприятий по энергосбережению, как правило, изымается и уровень бюджетного финансирования на следующий бюджетный цикл сокращается на величину этой экономии. В таких условиях какие-либо стимулы к снижению потребления энергоресурсов по инициативе получателей бюджетных средств просто отсутствуют.
Принятие Федерального закона N 261-ФЗ, внесло значительные изменения в Бюджетный и Жилищный кодексы РФ, Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и др. Появились необходимые правовые основы для проведения работ по повышению энергоэффективности в бюджетном секторе, в том числе посредством заключения и реализации энергосервисных договоров (контрактов). Указанные правовые основы прежде всего нашли отражение в ст. 21, 24, 33 и 44 Федерального закона N 261-ФЗ, определяющих механизмы и способы повышения энергоэффективности в государственных учреждениях.
Тем не менее, полноценная интеграция механизмов энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетный процесс возможна при выполнении ряда условий, а именно:
- обеспечение правовой возможности финансирования услуг по энергосбережению за счет части экономии бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям на оплату коммунальных услуг;
- обеспечение гарантированного уровня финансирования услуг энергосервисных компаний на всем протяжении действия энергосервисного договора (контракта);
- обеспечение экономических стимулов к энергосбережению для бюджетных учреждений;
- создание правовых основ для обеспечения процедур заключения энергосервисных контрактов;
- внедрение практики контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов через механизмы государственного задания.
В связи с этим особое значение приобретает необходимость своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов на федеральном и региональном уровнях, развивающих нормы Федерального закона N 261-ФЗ. Важным аспектом проводимой в этом направлении работы должно стать проведение разъяснительной работы среди руководителей бюджетных учреждений о возможностях заключения энергосервисных контрактов и об особенностях закупки энергосервисных услуг.
Организационные мероприятия:
- энергоаудит зданий, строений, сооружений;
- разработка технико-экономических обоснований в целях внедрения энергосберегающих технологий для привлечения внебюджетного финансирования;
- содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций в целях их реализации;
- создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов.
Технические и технологические мероприятия:
- оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- строительство зданий, строений, сооружений в соответствии с установленными требованиями энергетической эффективности;
- повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений при капитальном ремонте, утепление зданий, строений, сооружений;
- перекладка электрических сетей для снижения потерь электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях;
- автоматизация потребления тепловой энергии зданиями, строениями, сооружениями;
- тепловая изоляция трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях;
- восстановление/внедрение циркуляционных систем в системах горячего водоснабжения зданий, строений, сооружений;
- проведение гидравлической регулировки, автоматической/ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков в зданиях, строениях, сооружениях;
- установка частотного регулирования приводов насосов в системах горячего водоснабжения зданий, строений, сооружений;
- замена неэффективных отопительных котлов в индивидуальных системах отопления зданий, строений, сооружений;
- повышение энергетической эффективности систем освещения зданий, строений, сооружений;
- закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности;
- внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей и оптимизация систем электродвигателей;
- внедрение эффективных систем сжатого воздуха зданий, строений, сооружений;
- внедрение систем эффективного пароснабжения зданий, строений, сооружений
- строительство дополнительных энергоэффективных объектов генерации тепловой и электрической энергии в случае невозможности покрытия нагрузок за счет реализации потенциала энергосбережения.
Энергосбережение в школах и больницах
Необходимые условия:
- проведение предварительного энергоаудита;
- 100% оснащение объектов приборами учета энергии и энергоресурсов.
Примерный планируемый состав мероприятий:
- централизованная замена ламп накаливания на энергосберегающие;
- централизованная замена ламп в знаках и указателях типа "Выход", "Не входить" и т.п. на светодиодные указатели;
- рационализация расположения источников света в помещениях;
- автоматическое регулирование электрического освещения путем использования сенсоров освещенности помещений (для учета погодных условий и времени суток);
- автоматическое включение и выключение электрического освещения за счет использования датчиков присутствия людей в помещениях (особенно во вспомогательных, складских и т.п. помещениях);
- покраска стен и полов отражающей краской, для более эффективного использования естественного освещения;
- установка отражающих поверхностей в плафонах ламп;
- утепление внешних стен и крыш зданий;
- ремонт и замена окон и дверей;
- автоматическое регулирование потребления теплоэнергии за счет использования датчиков температуры;
- включение отопления на полную мощность в классах школ только при присутствии учеников;
- закрытие неиспользуемых помещений с отключением отопления;
- замена электродвигателей, используемых в больницах, на более эффективные;
- обеспечение выключения электроприборов из сети при их неиспользовании (вместо перевода в режим ожидания);
- изменение режима работы кухонного оборудования в больницах и школах (плиты, вытяжки, микроволновые печи);
- обеспечение необходимого технического обслуживания холодильников и морозильных камер.
В состав программных мероприятий должны быть дополнительно включены:
- обучение обслуживающего персонала учреждений способам и условиям энергосбережения;
- принятие нормативных и распорядительных документов по мотивации персонала в энергосбережении.
Энергосбережение в административных зданиях
Примерный перечень организационных мероприятий:
- разработка Положения об энергосбережении для организации и подразделений;
- разработка Положения о порядке стимулирования работников за экономию энергии и энергоресурсов;
- введение в организации ответственных за соблюдения режима экономии и порядка их отчетности по достигнутой экономии;
- регулярное проведение в организации совещания по энергосбережению;
- назначение ответственного лица по энергосбережению;
- финансовый учет экономического эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и организация рефинансирования части экономии в проведение новых энергосберегающих мероприятий.
Примерный перечень технических мероприятий:
- установка коллективных приборов учета воды, тепла, газа;
- установка счетчиков расхода воды в точках наибольшего расхода;
- установка теплоотражающих экранов за радиаторами отопления;
- теплоизоляция трубопроводов системы теплоснабжения;
- теплоизоляция обратного трубопровода горячей воды;
- промывка систем отопления;
- установка термостатических регуляторов на радиаторах;
- просушка утеплителей чердачного помещения, утепление чердачных люков;
- замена ламп накаливания на энергоэффективные люминесцентные;
- использование светодиодных светильников для аварийного и дежурного освещения;
- замена ртутных уличных ламп на светодиодные и натриевые;
- установка оптико-акустических регуляторов освещения;
- утепление подвалов с внутренней стороны;
- использование обратной сетевой воды для подогрева тамбуров, холодной воды;
- замена вентильных кранов на рычажные и клавишные;
- применение офисной и бытовой техники с классом энергоэффективности А+ или А++;
- замена окон на пластиковые или деревянные с многокамерными стеклопакетами;
- установка автоматических проветривателей на окнах и в стенах;
- замена и уплотнение дверных косяков, уплотнение дверей;
- устройство дополнительных тамбуров при входе;
- установка автоматических тепловых пунктов с климат-контролем и балансировка систем отопления;
- установка систем подогрева приточного воздуха теплом от вытяжной вентиляции;
- установка дополнительных ИК излучателей в помещениях с высокими потолками;
- теплоизоляция потолков верхних этажей, чердачных перекрытий, плоских крыш, наружных стен теплозащитными штукатурками или дополнительными утеплителями;
- использование стеклянных панелей - ограждений с i, k покрытиями для аккумулирования тепла или теплоизоляции;
- устройство индивидуальных тепловых пунктов;
- дополнительное отопление с использованием утилизации тепла сточных вод и обратной сетевой воды тепловыми насосами;
- дополнительное отопление и горячее водоснабжение с использованием солнечных коллекторов;
- использование частотно регулируемых приводов электродвигателей системы приточно-вытяжной вентиляции;
- применение контроллеров в управлении вентсистем;
- применение водонаполненных охладителей в ограждающих конструкциях для отвода излишнего тепла;
- применение энергоэффективных газовых горелок в топочных устройствах блок котельных;
- применение систем климат-контроля для управления газовыми горелками в блок котельных;
- применение систем климат-контроля для управления газовыми горелками в ИТП;
- применение программируемого отопления в помещениях;
- использование энергоэффективных газовых плит с керамическими ИК излучателями и программным управлением.
Энергосбережение жилищного фонда
Организационные мероприятия:
- установление целевых показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде, включая годовой расход тепловой и электрической энергии на один квадратный метр;
- ранжирование многоквартирных домов по уровню энергоэффективности, выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности, сопоставление уровней энергоэффективности с российскими и зарубежными аналогами и оценка на этой основе потенциала энергосбережения в квартале (районе, микрорайоне);
- повышение энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
- повышение уровня оснащенности общедомовыми и поквартирными приборами учета используемых энергетических ресурсов и воды и внедрение систем дистанционного снятия показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов;
- распространение информации о типовых способах энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- проведение энергетических обследований, включая диагностику оптимальности структуры потребления энергетических ресурсов;
- содействие привлечению частных инвестиций, в том числе в рамках реализации энергосервисных договоров.
Технические и технологические мероприятия:
- строительство многоквартирных домов в соответствии с установленными требованиями энергетической эффективности;
- повышение энергетической эффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов;
- утепление многоквартирных домов, квартир и площади мест общего пользования в многоквартирных домах, не подлежащих капитальному ремонту, а также внедрение систем регулирования потребления энергетических ресурсов;
- модернизация и реконструкция многоквартирных домов с применением энергосберегающих технологий и снижение на этой основе затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению, повышение тепловой защиты многоквартирных домов при капитальном ремонте;
- размещение на фасадах многоквартирных домов указателей классов их энергетической эффективности;
- повышение энергетической эффективности систем освещения, включая мероприятия по установке датчиков движения и замене ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства в многоквартирных домах;
- повышение энергетической эффективности крупных электробытовых приборов (стимулирование замены холодильников, морозильников и стиральных машин со сроком службы выше 15 лет на энергоэффективные модели);
- замена отопительных котлов в многоквартирных домах с индивидуальными системами отопления на энергоэффективные котлы, внедрение конденсационных котлов при использовании природного газа, внедрение когенерации на базе газопоршневых машин и микротурбин;
- повышение энергетической эффективности использования лифтового хозяйства;
- повышение эффективности использования и сокращение потерь воды;
- автоматизация потребления тепловой энергии многоквартирными домами (автоматизация тепловых пунктов, пофасадное регулирование);
- тепловая изоляция трубопроводов и повышение энергетической эффективности оборудования тепловых пунктов, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения;
- восстановление/внедрение циркуляционных систем горячего водоснабжения, проведение гидравлической регулировки, автоматической/ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков;
- установка частотного регулирования приводов насосов в системах горячего водоснабжения;
- перекладка электрических сетей для снижения потерь электрической энергии.
Примерный перечень технических мероприятий по экономии тепла:
- уплотнение притвора окон и дверей;
- установка новых пластиковых или деревянных окон с многокамерными стеклопакетами;
- установка второй двери на входе в квартиру (дом);
- установка теплоотражающего экрана (или алюминиевой фольги) на стену за радиатор отопления;
- замена чугунных радиаторов на алюминиевые;
- остекление балкона или лоджии;
- установка поквартирных теплосчетчиков.
Примерный перечень технических мероприятий по экономии электрической энергии:
- замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие люминесцентные;
- применение местных светильников;
- отключение устройств, длительное время находящиеся в режиме ожидания (телевизоры, видеомагнитофоны, музыкальные центры и т.п.);
- применение техники класса энергоэффективности не ниже А;
- применение светлых тонов при оформлении стен квартиры.
Примерный перечень технических мероприятий по экономии воды:
- установка счетчиков расхода воды;
- применение двухкнопочных сливных бачков;
- проверка наличия утечки воды и т.п.
Примерный перечень технических мероприятий по экономии газа:
- установка счетчиков газа в квартирах, где есть индивидуальные отопительные пункты, и в частных домах с АОГВ и др.
Повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства напрямую не выделена в законе. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения относятся непосредственно к ЖКХ, поскольку ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы. Более 80% стоимости услуг ЖКХ - это поставка электрической энергии, тепла, газа, горячей и холодной воды.
Организационные мероприятия:
- проведение энергетического аудита;
- анализ качества услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения;
- анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;
- оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;
- переход на когенерацию электрической и тепловой энергии;
- оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива.
Технические и технологические мероприятия:
- разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих технологий в целях привлечения внебюджетного финансирования;
- применение типовых технических решений по использованию возобновляемых источников низкопотенциального тепла в системах теплоснабжения, а также для холодоснабжения;
- использование установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных установок с котлом-утилизатором, газотурбинных установок, газопоршневых установок, турбодетандерных установок;
- вывод из эксплуатации муниципальных котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;
- модернизация котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия;
- строительство котельных с использованием энергоэффективных технологий с высоким коэффициентом полезного действия;
- внедрение систем автоматизации работы и загрузки котлов, общекотельного и вспомогательного оборудования, автоматизация отпуска тепловой энергии потребителям;
- строительство тепловых сетей с использованием энергоэффективных технологий;
- замена тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования, применение эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей при восстановлении разрушенной тепловой изоляции;
- использование телекоммуникационных систем централизованного технологического управления системами теплоснабжения;
- установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения;
- внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей тягодутьевых машин и насосного оборудования, работающего с переменной нагрузкой;
- сокращение потерь воды, внедрение систем оборотного водоснабжения;
- проведение мероприятий по повышению энергетической эффективности объектов наружного освещения и рекламы, в том числе направленных на замену светильников уличного освещения на энергоэффективные;
- замена неизолированных проводов на самонесущие изолированные провода, кабельные линии;
- установка светодиодных ламп;
- сокращение объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды;
- выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
- организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, в том числе определение источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Экономия топлива при производстве тепловой и электрической энергии:
- применение рекуперативных и регенеративных горелок;
- автоматизация режимов горения;
- применение беспламенного объемного сжигания;
- сжигание твердого топлива в кипящем слое;
- рекуперация тепла отводимых газов системы дымоудаления.
- подогрев исходной воды или приточного воздуха;
- минимизация величины продувки котла;
- надстройка действующих водогрейных или паровых котлов газотурбинными установками;
- магнитострикционная очистка внутренних поверхностей котлов от накипи;
- устранение присосов воздуха в газоходах и обмуровках через трещины и неплотности;
- сбор и возврат конденсата в котел;
- применение экономайзеров для предварительного подогрева питательной воды в деаэраторах;
- повторное использование выпара в котлоагрегатах. Применение пароструйных инжекторов;
- применение обоснованных режимов снижения температуры теплоносителя;
- использование энергии выделяющейся при снижении давления магистрального газа для выработки электрической и тепловой энергии;
- когенерация;
- тригенерация - совместная выработка электрической, тепловой энергии, холода;
- компенсация реактивной мощности на уровне объекта и т.п.
Повышение энергоэффективности тепловых сетей:
- оптимизация сечения трубопроводов при перекладке;
- прокладка трубопроводов "труба в трубе" с пенополиуретанной изоляцией;
- замена изоляции минераловатой на пенополиуретановую с металлическими отражателями;
- замена металлических труб на асбоцементные;
- электрохимическая защита металлических трубопроводов;
-применение систем дистанционной диагностики состояния трубопроводов;
- применение обоснованных режимов снижения температуры теплоносителя;
- исключение подсоса грунтовых и сточных вод в подземные теплотрассы;
- установка теплосчетчиков на ЦТП;
- замена малоэффективных кожухотрубных теплообменников на ЦТП на пластинчатые;
- установка частотно регулируемых приводов для поддержания оптимального давления в сетях;
- закрытие малоэффективных и ненагруженных котельных;
- проведение мероприятий по оптимизации тепловых режимов здания ЦТП и вторичному использованию тепла обратной сетевой воды и вытяжной вентиляции.
- проведение мероприятий по внедрению системы энергоэффективного освещения (замена ламп накаливания на люминесцентные и светодиодные, промывка окон, окраска стен в светлые тона);
- установка регулируемых вентилей на подаче тепла на нагруженные участки теплотрасс;
- использование мобильных измерительных комплексов для диагностики состояния и подачи тепла, а так же для регулирования отпуска тепла;
- установка теплосчетчиков на входах теплоподачи зданий;
- внедрение кустовых автоматизированных комплексов диспетчеризации ЦТП;
- комплексная гидравлическая балансировка теплосетей;
- официальное принятие показателей энергоэффективности в эксплуатирующих тепловые сети организации и ЦТП;
- премирование работников осуществляющих эксплуатацию теплосетей и ЦТП с учетом показателей энергоэффективности.
Повышение энергоэффективности электрических сетей и системы освещения:
- исключение недогруза/перегруза трансформаторов;
- исключение перегруза длинных участков распределительных сетей;
- установка компенсаторов реактивной мощности у потребителей;
- внедрение распределенной энергетической сетки для компенсации реактивной мощности;
- исключение утечек тока на подземных магистралях;
- своевременная замена изоляторов на ЛЭП;
- повышение качества электрической энергии (применение экранирования, энергосберегающей системы FORCE);
- увеличение загрузки асинхронных двигателей;
- применение автоматических переключателей с соединения "треугольник" на соединение "звезда" при малонагруженных режимах;
- замена асинхронных двигателей синхронными;
- применение частотно регулируемых приводов в системах вентиляции энергообъектов сетей;
- автоматическое поддержание заданного уровня освещенности с помощью частотных регуляторов питания люминесцентных светильников;
- замена ртутных люминесцентных светильников на натриевые и металлогалогенные;
- применение светодиодных светильников для уличного и дежурного освещения;
- применение эффективных электротехнических компонентов светильников;
- использование осветительной арматуры с отражателями;
- применение аппаратуры для зонального отключения по уровням освещенности;
- применение автоматических выключателей для дежурного освещения;
- регулярная очистка прозрачных элементов светильников и датчиков автоматического отключения;
- регулярная очистка стекол в окнах в производственных помещениях и применение светлых тонов при окраске стен;
- использование световодов для подсветки темных помещений;
- разработка энергобаланса сетей и постоянная оценка режимов электропотребления для снижения нерациональных энергозатрат;
- премирование работников осуществляющих эксплуатацию электросетей и сетевых предприятий с учетом показателей энергоэффективности.
Повышение энергоэффективности систем водоснабжения:
- сокращение использование воды на собственные нужды в водозаборных станциях;
- внедрение систем водооборота на водозаборах;
- оптимизация режимов промывки фильтров;
- применение технологии водо-воздушной промывки;
- установка на раструбные соединения ремонтных комплектов;
- использование частотно регулируемых приводов на насосах тепловых пунктов, насосных станциях;
- замена металлических труб на полиэтиленовые;
- применение систем электрохимической защиты стальных трубопроводов;
- внедрение современной запорно-регулирующей и предохранительной арматуры;
- применение сильфонных компенсаторов гидравлических ударов;
- санация ветхих участков водопроводных сетей;
- оптимизация работы системы водоснабжения. Диспетчеризация и автоматизация управления сетями;
- установка на ответвлениях сети датчиков и регуляторов сетевого давления;
- изменение схемы централизованного ГВС из циркуляционного в циркуляционно-повысительную;
- установка счетчиков расхода воды на входах объектов водопотребления;
- установка технологических водомеров на проблемных ответвлениях;
- премирование работников осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения у управляющих организаций с учетом показателей энергоэффективности.
"Нетрадиционные" способы энергосбережения в ЖКХ:
- использование солнечных коллекторов для дополнительного горячего водоснабжения и отопления зданий;
- создание системы сезонного и суточного аккумулирование тепла;
- использование пароструйных инжекторов;
- использование тепловых насосов для отопления и ГВС с извлечением низкопотенциального тепла из:
- канализационных стоков и сбросов промышленных вод;
- тепла подвальных помещений зданий;
- тепла солнечных коллекторов;
- теплого выхлопа вытяжной вентиляции;
- обратной сетевой воды системы отопления.
- применение газогенераторных установок для замещения природного газа и теплоснабжения;
- использование систем распределенной энергетики для организации теплоснабжения населенных пунктов;
- использование мусоросжигающих заводов в системах распределенной энергетики.
Перечень мер энергосбережения в ЖКХ нельзя считать исчерпывающим и способы энергосбережения могут быть разнообразны.
Стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов к повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов
- регулирование цен (тарифов):
- переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования;
- введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления;
- введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням.
- содействие заключению и реализации энергосервисных договоров (контрактов) муниципальными бюджетными учреждениями;
- предоставление поддержки организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с законодательством об энергосбережении в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;
- содействие разработке и установке автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии;
- стимулирование потребителей и теплоснабжающих организаций к снижению температуры возвращаемого теплоносителя.
Увеличение использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии
- увеличение производства электрической энергии с применением установок по использованию энергии ветра и солнца и их комбинаций, содействие строительству малых гидроэлектростанций, а также геотермальных источников энергии в местах возможного их использования;
- установка тепловых насосов и обустройство теплонасосных станций для отопления и горячего водоснабжения жилых домов и производственных объектов тепловой энергией, накапливаемой приповерхностным грунтом и атмосферным воздухом или вторично используемым, а также для оптимизации установленной мощности тепловых электростанций и котельных;
- расширение использования биомассы, отходов лесопромышленного и агропромышленного комплексов, бытовых отходов, шахтного метана, биогаза для производства электрической и тепловой энергии.
Энергосбережение в транспортном комплексе
- планирование работы транспорта и транспортных процессов (развитие системы логистики) в городских поселениях;
- строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
- замещение природным газом бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива.
Информационно-аналитическое обеспечение государственной политики в области повышения энергетической эффективности
- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- составление, оформление и анализ топливно-энергетических балансов.
- учет в инвестиционных и производственных программах организаций коммунального комплекса мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
- организация обучения специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности, в том числе по вопросам проведения энергетических обследований, подготовки и реализации энергосервисных договоров (контрактов).
- проведение региональных и межмуниципальных конкурсов по энергосбережению.
- информирование руководителей государственных и муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения.
- разработка и проведение мероприятий по пропаганде энергосбережения через средства массовой информации, распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В пределах собственных полномочий органов местного самоуправления программа предусматривают формирование и исполнение основных направлений организационно-технической политики органов местного самоуправления города Оренбурга в сфере эффективного использования энергетических ресурсов в соответствии с федеральным и областным законодательством (Приложение 4 к Программе). Все мероприятия сгруппированы в следующие основные разделы:
- проведение комплекса организационных мероприятий энергосбережения;
- реализация ресурсосберегающих технологий в новом строительстве, при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов предприятий и организаций;
- проведение энергоаудита, энергетических обследований как основы определения уровня использования электроэнергии и применения системы стимулов и санкций; ведение энергетических паспортов на предприятиях и в организациях всех видов собственности, бюджетной сфере;
- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов за счет оснащения предприятий современными техническими средствами учета и контроля на всех этапах выработки, переработки, потребления топливно-энергетических ресурсов и т.п.
1. Организационные мероприятия и информационное обеспечение:
- повышение персональной ответственности сотрудников по рациональному использованию энергетических ресурсов, осуществление образовательной деятельности;
- подготовка кадров в сфере энергосбережения, включение в программы повышения квалификации и обучения муниципальных служащих и работников учреждений бюджетной сферы разделов по эффективному использованию энергетических и коммунальных ресурсов;
- организация учебных занятий в средних общеобразовательных учебных заведениях по курсу "Основы энергосбережения";
- участие в конференциях, выставках и семинарах по энергосбережению;
- осуществление информационной поддержки проводимых мероприятий в области энергосбережения;
- распространение социальной рекламы в области энергосбережения;
- обеспечение доступа потребителей к информации по энергосбережению и т.п.
2. Применение энергосберегающих технологий:
- приобретение и монтаж приборов учета энергоресурсов;
- приобретение и монтаж многотарифных электросчетчиков;
- автоматизация систем управления освещением;
- установка энергосберегающих светильников вместо ламп накаливания, в т.ч. на базе светодиодов;
- установка индивидуальных тепловых пунктов на системы отопления с автоматическим управлением по температуре наружного воздуха;
- регулировка (балансировка) систем отопления, холодного и горячего водоснабжения;
- перевод отопления на дежурный режим во внерабочее время и выходные дни;
- перевод зданий и сооружений от централизованного теплоснабжения на индивидуальные "мини-котельные";
- автоматизация работы электрооборудования;
- газификация зданий и сооружений;
- восстановление приточной вентиляции и систем кондиционирования с автоматической системой управления, оптимизация работы вентиляционных систем и систем кондиционирования;
- утепление ограждающих конструкций зданий, чердачных перекрытий, подвалов и фасадов;
- установка теплоотражателей за отопительными приборами;
- замена или ремонт оконных и дверных заполнений;
- перевод транспортных средств на газовое топливо и т.п.
3. Проведение обязательных энергетических обследований, ведение энергетических паспортов и топливно-энергетических балансов:
- проведение обязательного энергетического обследования (энергоаудита);
- разработка и внедрение энергетических паспортов и т.п.
4. Учет энергетических ресурсов:
- оснащение современными техническими средствами (приборами) учета и контроля энергетических ресурсов;
- внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии и т.п.
5. Нормирование потребления энергетических ресурсов:
- разработка и утверждение лимитов и нормативов энергопотребления и т.п.
6. Мониторинг потребления энергетических ресурсов и их эффективного использования:
- введение форм мониторинга потребления ресурсов;
- подготовка ежегодных отчетов о потреблении энергетических ресурсов и др.
Реализация мероприятий позволит:
- внедрить современные энерго- и ресурсосберегающие технологии;
- контролировать количество и качество потребляемых ресурсов, создавать условия для их экономии;
- снизить затраты бюджета города и населения за энергетические и коммунальные услуги;
- обеспечить экономическую заинтересованность потребителей в экономии ресурсов;
- обеспечить улучшение экологической обстановки и повышение экологической безопасности в городе.
В результате выполнения мероприятий Программы планируется достигнуть целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (Приложение 5 к Программе).
4. Ресурсное обеспечение
Основным источником финансирования мероприятий программы являются средства бюджета города Оренбурга и областного бюджета в доле субвенций (Приложение 4 к Программе), а также собственные и кредитные средства предприятий, производящих и потребляющих топливно-энергетические ресурсы (по отдельным отраслевым программам хозяйствующих субъектов, представленных в Правительство Оренбургской области).
Общий объем финансирования программных мероприятий за счет за счет средств бюджета города Оренбурга в 2010 - 2015 гг. должен составить 281,4 млн. руб., в том числе:
- 2010 год - 74,795 млн. руб.;
- 2011 год - 71,004 млн. руб.;
- 2012 год - 58,897 млн. руб.;
- 2013 год - 27,352 млн. руб.;
- 2014 год - 23,617 млн. руб.;
- 2015 год - 25,692 млн. руб.
Постановлением администрации города Оренбурга от 13 февраля 2015 г. N 278-п в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
5. Механизм реализации
Реализация программы осуществляется через выполнение мероприятий и внедрение рыночных механизмов развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных программой.
Координацию деятельности по реализации программных мероприятий, эффективному и целевому использованию средств бюджета города Оренбурга и иных привлекаемых средств, управление и контроль за исполнением программы осуществляет Заместитель главы администрации города Оренбурга по городскому хозяйству - координатор программы.
Координатор программы при необходимости и по заданию заказчика программы вносит изменения в программу по итогам финансового года исполнения программных мероприятий.
Исполнителями программы являются:
- администрация города Оренбурга,
- администрация Южного округа города Оренбурга,
- администрация Северного округа города Оренбурга,
- управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга,
- управление образования администрации города Оренбурга,
- управление социальной политики администрации города Оренбурга,
- управление по культуре и искусству администрации города Оренбурга,
- комитет по физической культуре и спорту администрации города Оренбурга,
- управление пассажирского транспорта администрации города Оренбурга,
- управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Оренбурга,
- департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга,
- управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга,
- муниципальные и муниципальные автономные учреждения,
- муниципальные унитарные и казенные предприятия,
- хозяйствующие субъекты, не подведомственные администрации города Оренбурга, внедряющие механизмы программы и не получающие средств из бюджета города.
В целях привлечения к участию в программе хозяйствующих субъектов, не подведомственные администрации города Оренбурга, администрация города Оренбурга имеет право ходатайствовать перед кредитными, иными организациями, предоставляющими заемные средства таким хозяйствующим субъектам в установленном действующим законодательством порядке о выделении таких средств.
Исполнители программы, в том числе являющиеся главными распорядителями бюджетных средств:
- для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации программы ежеквартально представляют координатору отчет о ходе выполнения программных мероприятий, а также о достижении целевых индикаторов и показателей эффективности программы;
- вносят предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период;
- уточняют затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации программы;
- несут ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию мероприятий программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы по компетенции.
Исполнители программы, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств:
- подготавливают ежегодно годовой отчет о реализации программы в форме доклада с расшифровкой по мероприятиям;
- через уполномоченный орган администрации города Оренбурга размещают муниципальный заказ на выполнение работ и услуг, а также поставку продукции по каждому программному мероприятию.
Исполнители программы обязаны организовать и обеспечить учет целевого расходования бюджетных средств, предоставленных на реализацию мероприятий программы.
Исполнители программы обязаны организовать и обеспечить проведение мониторинга показателей, необходимых для расчета значений целевых индикаторов и показателей эффективности программы, а так же обеспечить учет значений целевых индикаторов и показателей эффективности программы.
Механизм реализации включает следующие основные составляющие:
- формирование современной системы стандартов и нормативов энергосбережения;
- совершенствование нормирования и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов;
- обоснование и мониторинг системы показателей эффективности использования энергетических ресурсов;
- организация работы по реализации ресурсосберегающих проектов и расширению практики применения энергосберегающих технологий при строительстве, модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов;
- подготовка кадров;
- проведение мероприятий по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения и др.
Мониторинг эффективности производства, транспортировки и потребления энергоресурсов осуществляется хозяйствующими субъектами и представляется в уполномоченные государственные органы по следующим основным направлениям:
- учет производства, отпуска и потребления топливно-энергетических ресурсов;
- надзор за рациональным и эффективным использованием энергетических ресурсов в бюджетной сфере;
- контроль за проведением энергетических обследований хозяйствующих субъектов;
- контроль за реализацией мероприятий по энергосбережению, рекомендованных в результате энергетических обследований;
- проведение экспертизы инвестиционных и энергосберегающих проектов;
- контроль за рациональным и эффективным расходованием средств, выделяемых на реализацию энергосберегающих проектов.
Постановлением администрации города Оренбурга от 27 ноября 2012 г. N 3062-п в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Организация управления и система контроля за исполнением
Основными задачами управления реализацией программы являются обеспечение исполнения программных мероприятий и подготовка предложений по корректировке механизма реализации и мероприятий программы по итогам прошедшего финансового года.
Координатор программы:
- осуществляет контроль за ходом реализации программных мероприятий;
- несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы;
- информирует главу администрации города Оренбурга о ходе реализации программы на основании годовой отчетности исполнителей.
Исполнители программы, в том числе являющиеся главными распорядителями бюджетных средств, несут персональную ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию мероприятий программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы, подготавливают отчетность.
Мониторинг энергоресурсосбережения планируется осуществлять поэтапно. С этой целью должна быть создана нормативно-правовая база оперативного сбора информации и отработан механизм взаимодействия всех структур управления энергосбережением с участниками рынка энергоресурсов на федеральном и региональном уровнях.
С учетом положений программы координатор программы:
- обеспечивает реализацию мероприятий и координирует деятельность муниципальных заказчиков;
- производит в установленном порядке отбор исполнителей программных мероприятий, по которым координатор является муниципальным заказчиком, и финансирует в установленном порядке их проведение;
- осуществляет мониторинг хода реализации, в том числе сбор и анализ статистической и иной информации об эффективности использования энергетических ресурсов, организации независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствии целевым индикаторам и показателям;
- согласовывает отраслевые бюджетные заявки и составляет сводную заявку на финансирование мероприятий из бюджета города;
- готовит заключения о результатах работы по энергосбережению в отраслях социальной сферы, экономики и жилищном фонде;
- контролирует совместно с муниципальными заказчиками выполнение в установленные сроки мероприятий, эффективность и целевое использование выделенных на реализацию мероприятий бюджетных средств, а также своевременный возврат бюджетных ссуд и кредитов;
- планирует совместно с другими муниципальными заказчиками мероприятия на очередной финансовый год, готовит предложения по корректировке мероприятий и в установленном порядке представляет их на утверждение в финансовое управление администрации города Оренбурга;
- готовит и (или) согласовывает проекты нормативных правовых актов по вопросам энергосбережения.
7. Оценка социально-экономической и экологической эффективности
В результате реализации мероприятий программы в 2010 - 2015 годах в целом по городу Оренбургу должно произойти снижение удельного показателя энергоемкости товаров, выполненных работ и услуг, а так же ежегодное сокращение расходов бюджета города Оренбурга на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений.
Кроме того, должны повыситься эффективность использования энергетических ресурсов на отопление и на горячее водоснабжение в жилых домах, составляющих муниципальный и частный жилищный фонд, эффективность использования энергетических ресурсов в системе теплоснабжения города и уровень обеспеченности потребителей тепловой энергии приборами учета тепловой энергии (Приложения 6, 7, 8 к Программе).
Реализация политики повышения энергетической эффективности позволит:
- обеспечить энергобезопасность города;
- устойчивое снабжение потребителей энергоресурсами в соответствии с их потребностями;
- снизить долю затрат на энергоресурсы в себестоимости продукции и оптимизировать величину издержек производства;
- снизить расходы бюджета города Оренбурга на энергоснабжение бюджетных организаций и дотации на оплату энергоресурсов населением;
- уменьшить техногенную нагрузку на окружающую среду.
Оценка социально-экономической эффективности программы осуществляется в течение всего срока реализации программы, а при необходимости и после реализации. Показатели снижения энергоемкости продукции на территории города Оренбурга, которые предполагается получить в результате реализации Программы, приведены в Приложении 9 к Программе.
Суммарный экономический эффект за счет снижения энергоемкости производимой продукции в 2010 - 2015 годах составит 1572,3 млн. руб.
Заместитель Главы |
Ю.И. Колыченков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.