Заявление прокурора Оренбургской области от 19 сентября 2003 г. N 8-18-2003
о признании недействующим и неподлежащим применению закона
Оренбургской области "Об организации и деятельности административных
комиссий в Оренбургской области"
(извлечение)
См. решение Оренбургского областного суда от 13 октября 2003 г. N 3-85/03
21 августа 2002 года Законодательным Собранием Оренбургской области принят закон "Об организации и деятельности административных комиссий в Оренбургской области". Закон опубликован в журнале "Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области" от 21.09.2002, в газете "Южный Урал" N 174 от 10.09.2002.
Закон противоречит федеральному законодательству.
Согласно ст.6 Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.95 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения не относится рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Административное законодательство - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - п. "к" ч.1 ст.72 Конституции РФ. Действующим законодательством применение норм административного законодательства возложено на органы государственной власти.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются соответствующими органами, в том числе и административными комиссиями (подпункт 4 ч.2 ст.22.1 КоАП РФ) в пределах полномочий, установленными этими законами.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти - ст. 12 Конституции РФ. В соответствии с п.2 ст.132 Конституции РФ, п.6 ст.5, п. 4 ст.6 Федерального закона N 154-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться законами органов государственной власти субъектов РФ отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления этих полномочий определяются законами субъекта РФ. Финансовые средства, необходимые для осуществления таких полномочий ежегодно предусматриваются в бюджете субъекта РФ - ст. 38 Закона.
На основании п.3 ст.4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Законом области обязанности по разрешению дел об административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, профилактика административных правонарушений возложена на административные комиссии, создаваемые представительными органами местного самоуправления - ст.ст.1, 3, 5 закона области, т.е. фактически они наделены государственными полномочиями по применению законодательства об административных правонарушениях. Но вопрос об одновременной передаче необходимых материальных и финансовых средств для выполнения этих полномочий в законе не решен. В бюджетах области на 2002, 2003 годы не предусмотрены финансовые средства на осуществление этих полномочий. В нарушение закона в ст.20 закона области материально-техническое обеспечение административных комиссий возложено на органы местного самоуправления.
Осуществление контроля за деятельностью административных комиссий в ст.7 закона области возложено на органы местного самоуправления, что противоречит положениям п.4 ст.6 Федерального закона N 154-ФЗ.
Положения ст.ст.1, 4 закона области в части образования административной комиссии и утверждения ее состава представительными органами местного самоуправления, ст.7 закона предусматривающей, что административные комиссии в своей деятельности ответственны перед соответствующими органами местного самоуправления, противоречат ст.2 Федерального закона N 154-ФЗ. Согласно закону местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией и решением вопросов местного значения - п.3 ст.14 Федерального закона. Уставами муниципального образования определяются полномочия представительного органа местного самоуправления - п.4 ст.15 Федерального закона.
Противоречит закону абзац 10 ст.15 закона области о вынесении административными комиссиями определения о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера, либо применять иные меры воздействия в соответствии с действующим законодательством, так как законами субъектов РФ могут устанавливаться только два вида административного наказания - предупреждение и административный штраф - п.3 ст.3.2 КоАП РФ, которые вправе налагать административные комиссии, созданные субъектом РФ в соответствии со ст.22.1 КоАП РФ.
На основании абзаца 3 ст.19 закона области жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в административную комиссию, которой вынесено постановление по делу. Между тем, Конституцией РФ (ст.46), федеральным законодательством гарантировано каждому обжаловать решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. непосредственно в суд.
Кроме этого, в законе не определено, какую конкретно категорию дел рассматривают административные комиссии (абзац 1 ст.5 закона области), не дан перечень лиц, компетентных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами области, что не позволяет применять данный закон.
Оспариваемый закон области противоречит федеральному законодательству и нарушает права и интересы органов местного самоуправления области и неопределенного круга лиц, проживающих на территории области, так как влечет дополнительные расходы местных бюджетов. Помимо этого закон нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Прокуратурой области 03.09.2003 в Законодательное Собрание области был принесен протест на оспариваемый закон области, но на заседании Законодательного Собрания 17.09.2003 он не рассмотрен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.22, 23, 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст.45, 251 ГПК РФ, прошу:
Признать закон Оренбургской области N 173/28-III-ОЗ от 28.08.2002 "Об организации и деятельности административных комиссий в Оренбургской области" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия.
Пригласить для участия в рассмотрении дела в качестве специалиста представителя управления юстиции Оренбургской области - г.Оренбург, ул.Пушкинская, 10.
О дне слушания дела сообщить прокурору области.
Заместитель прокурора области
советник юстиции |
С.В.Табельский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявление прокурора Оренбургской области от 19 сентября 2003 г. N 8-18-2003 о признании недействующим и неподлежащим применению Закона Оренбургской области "Об организации и деятельности административных комиссий в Оренбургской области" (извлечение)
Текст Заявления официально опубликован не был