Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одобрена
постановлением Правительства
Оренбургской области
от 9 марта 2007 г. N 96-п
Областная целевая программа
"Образование Оренбуржья на 2007 - 2010 годы"
Паспорт Программы
Наименование - областная целевая Программа "Образование Оренбуржья на
Программы 2007 - 2010 годы" (далее - Программа)
Основание для - распоряжение Губернатора Оренбургской области от
разработки 10.07.2006 N 309-р "О разработке областной целевой
Программы программы "Образование Оренбуржья на 2007 - 2010 годы"
Заказчик - Правительство Оренбургской области
Программы
Разработчик и - министерство образования Оренбургской области
исполнитель
Программы
Основная цель - обеспечение условий удовлетворения потребностей
Программы населения и рынка труда Оренбургской области в
качественном образовании
Основные задачи - обновление содержания и технологий образования;
Программы развитие системы обеспечения качества образовательных
услуг;
повышение качества управленческих решений на всех
уровнях образования;
развитие общественно-гражданских форм управления в
системе регионального образования;
обновление и качественное совершенствование кадрового
потенциала системы образования;
совершенствование механизмов экономического
обеспечения системы образования
Сроки реализации - 2007 - 2010 годы
Программы
Объемы и - финансирование Программы осуществляется за счет
источники средств областного бюджета в размере 24,308
финансирования млн. рублей, в том числе:
в 2007 году - 6,077 млн. рублей;
в 2008 году - 6,077 млн. рублей;
в 2009 году - 6,077 млн. рублей;
в 2010 году - 6,077 млн. рублей.
Финансирование осуществляется в пределах средств,
выделенных исполнителям мероприятий Программы на
очередной финансовый год
Система - Правительство Оренбургской области, общественный совет
организации по образованию при Губернаторе Оренбургской области,
контроля за министерство образования Оренбургской области
исполнением
Программы
Ожидаемые - выравнивание доступа к получению качественного
конечные резуль- образования за счет:
таты реализации внедрения различных моделей образования детей
Программы и предшкольного возраста с целью обеспечения равных
показатели соци- стартовых возможностей для последующего обучения в
ально-экономиче- начальной школе, профильного обучения;
ской эффективно- выработки управленческих решений на основе
сти результатов мониторинговых исследований по оценке
качества образования;
создания условий для открытого образовательного
пространства педагогическим работникам.
Реализация Программы предполагает:
увеличение численности детей, вовлеченных в новые
интеграционные модели образования, на 10 процентов;
увеличение численности учащихся 9 - 11 классов,
обучающихся по программам предпрофильной подготовки,
вариативным и элективным курсам, программам
профильного обучения, индивидуальным учебным планам,
на 20 процентов;
увеличение предметов общего образования, обеспеченных
учебно-методическими комплектами нового поколения, до
40 процентов;
увеличение удельного веса пользователей
образовательными услугами на базе ресурсных центров
до 40 процентов;
100-процентное внедрение автоматизированных
информационных систем в образовательные учреждения;
увеличение удельного веса образовательных
учреждений (далее - ОУ), использующих образовательные
ресурсы, в том числе Интернет-ресурсы, до 90
процентов;
увеличение числа педагогических и руководящих кадров,
вовлеченных в дистанционные формы обучения, до 40
процентов;
увеличение удельного веса ОУ, вовлеченных в процесс
создания собственных сайтов, до 25 процентов;
увеличение доли выпускников из малообеспеченных семей
и из сельских районов, поступивших в вузы, ссузы и
учреждения начального профессионального образования
(далее - НПО) по результатам единого государственного
экзамена (далее - ЕГЭ) и новой формы итоговой
аттестации, до 80 процентов;
повышение результативности участия в олимпиадах,
смотрах, конкурсах;
увеличение количества гражданских институтов,
участвующих в экспертной деятельности органов
управления образованием и ОУ, в 3 раза;
100-процентное участие ОУ в независимых формах
контроля знаний выпускников (ЕГЭ, централизованное
тестирование, PISA, TIMSS и др.);
увеличение доли педагогических, инженерно-
педагогических и руководящих кадров, использующих
различные базы для повышения уровня профессионализма,
в 4 раза; прошедших аттестацию в альтернативных
формах, - до 100 процентов;
уменьшение количества несовершеннолетних в
возрасте 8 - 15 лет, не обучающихся в ОУ по
неуважительным причинам;
100-процентное вовлечение муниципальных органов
управления образованием и ОУ в мониторинг качества
образования;
повышение уровня оплаты педагогического труда на 30
процентов, переход на нормативное подушевое
финансирование;
рост количества выпускников учреждений
профессионального образования, трудоустроенных в
соответствии с потребностями экономики;
снижение детской преступности.
Характеристика состояния региональной системы образования
В основу анализа функционирования региональной системы образования в целом были положены результаты исследования, проведенного в области в 2006 году в рамках реализации проекта "Мониторинг системы образования Оренбургской области как средство повышения качества образования" под эгидой Национального фонда подготовки кадров.
Актуальность данной Программы связана с проведением в области широкомасштабных изменений в рамках стратегии модернизации образования:
реструктуризация сети образовательных учреждений;
новые модели финансирования образовательных учреждений;
формирование системы мониторинга качества образования и независимой оценки качества образования;
обновление структуры и содержания образования;
введение профильного обучения на старшей ступени общего образования.
В этих условиях возникли необходимость совершенствования региональной системы образования и управления образовательным пространством, а также потребность в формировании единой региональной политики в системе контроля и оценки качества образования.
В области ведется системная работа по развитию информационно-образовательной среды. Для реализации приоритетных направлений системы образования Оренбуржья:
создана система независимой оценки качества образования с привлечением родителей и общественности;
формируются механизмы мотивации особых достижений в педагогической и управленческой деятельности. Этому в большой мере способствует реализация приоритетного национального проекта "Образование", в рамках которого в 2006 году государственную поддержку получили 57 общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, 18 образовательных учреждений получили гранты Губернатора Оренбургской области, дополнительное вознаграждение - классные руководители (более 15 тыс. человек), лучшие учителя (192 человека) и талантливая молодежь (74 человека) поощрены премиями федерального уровня. Ежегодно 60 лучших педагогов награждаются премией Губернатора Оренбургской области, 175 лучших учащихся и студентов получают губернаторскую стипендию, школы подключаются к широкополосной сети Интернет, оснащаются учебно-наглядными пособиями и оборудованием, школьными автобусами (73 шт.);
создана новая структура для решения проблем информатизации - региональный центр дистанционного обучения на базе государственного учреждения "Региональный центр развития образования".
Система образования области состоит из образовательных учреждений тех уровней и типов, которые позволяют удовлетворить образовательные запросы различных групп населения.
Основой формирования жизнеспособной личности является дошкольное образование.
По состоянию на 1 сентября 2006 года в Оренбургской области функционируют 800 дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) всех типов и видов, которые посещают более 70 тысяч детей от 1,5 до 7 лет, что составляет 57,1 процента от общего количества проживающих в области детей дошкольного возраста.
Остаются за рамками системы дошкольного образования по различным причинам 42,9 процента детей данного возраста: состояние здоровья детей, отсутствие дошкольного учреждения по местожительству; отсутствие мест в ДОУ (очередь в области на получение места в ДОУ на 1 сентября 2006 года - 5380 детей).
В области ведется работа по созданию базы данных о детях, не посещающих детские сады. Развиваются новые формы предоставления услуг детям дошкольного возраста в условиях неполного дня, неполной недели. Открыты 720 групп кратковременного пребывания (далее - ГКП) различных видов (по подготовке к школе, оздоровительные, прогулочные, адаптационные и т.д.), которые посещают 7 тыс. детей. Режим работы в ГКП составляет от 1 до 6 часов в день. С учетом этих групп охват детей дошкольным образованием в области составляет более 77 процентов. Для обеспечения всем дошкольникам равных стартовых возможностей при поступлении в школу в регионе начали развиваться различные формы получения детьми 5 - 6-летнего возраста предшкольного образования на базе дошкольных ОУ, центров дополнительного образования, в общеобразовательных школах и т.д. В области уже сформировано несколько моделей предшкольной подготовки как промежуточной ступени между детским садом и школой.
В связи с большой социальной значимостью выравнивания возможностей при поступлении детей в образовательные учреждения на региональном уровне предстоит решить ряд задач в этом направлении, в том числе:
повышение качества и доступности дошкольного образования;
усиление контроля за качеством предоставляемых образовательных и других видов услуг населению на основе экспертизы учебных планов ДОУ, утвержденных и согласованных с органами управления образованием и Роспотребнадзора, обеспечение ДОУ образовательными программами и полным комплектом учебно-методических пособий к ним;
создание условий для открытия на базе образовательных учреждений необходимого количества коррекционных групп по предшкольному образованию для детей, имеющих отклонения в развитии.
Изменения, происходящие в системе общего образования области в настоящее время, подчинены главной задаче - повышению качества и доступности образования.
В предшествующие годы в области проводилась целенаправленная работа по расширению образовательного пространства, созданию инновационных образовательных учреждений, предлагающих широкий спектр образовательных услуг высокого качества.
Следует отметить положительные тенденции в обеспечении прав детей на получение образования.
В 2005/06 учебном году успешно освоили программы основного общего и среднего общего образования 43925 выпускников 9 - 11 классов (9 класс - 25159 человек, 11 класс - 18766 человек), что составляет 99,7 процента от общего числа выпускников (2004/05 учебный год - 99,6 процента).
В течение трех последних лет более половины (58 - 60 процентов) выпускников 9 классов продолжают обучение в 10 классе, что свидетельствует о повышении престижа среднего (полного) общего образования.
Положительными тенденциями, свидетельствующими о повышении качества образования в общеобразовательных учреждениях, являются:
увеличение процента медалистов (с 5,8 процента в 2005 году до 6,2 процента в 2006 году);
сокращение второгодничества (в 2001 году - 309 человек, в 2006 году - 116 человек). Общее число учащихся, оставленных на повторный год обучения, снизилось с 1843 человек до 593 человек (0,6/0,2 процента);
снижение числа учащихся, выпускаемых из школ со справкой (в 2001 году - 23 человека, в 2006 году - 7 человек). В 2006 году осуществлен 100-процентный выпуск учащихся 9 и 11 классов в 22 территориях области;
отчисление учащихся из школ до получения ими основного (общего) образования сократилось в 4 раза; отчисление детей в возрасте до 15 лет - в 11,5 раза; число детей, не обучающихся в школе по неуважительным причинам, - более чем в 4 раза.
Вместе с тем органами управления образованием отдельных территорий области недостаточно четко организована работа по сохранению контингента обучающихся общеобразовательных учреждений. В 2005/06 учебном году допущены:
отчисления из школ детей в возрасте до 15 лет (13 человек) в 4 территориях области;
отсев детей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, колонии (51 человек) в 16 территориях области.
В области продолжает развиваться система работы по поддержке способных и одаренных детей. Районные и городские олимпиады школьников по общеобразовательным предметам проводятся во всех муниципальных образованиях области. В 2006 году на областном этапе приняли участие более 1200 учащихся. В результате увеличилось количество призовых мест (по сравнению с 2005 годом), занятых учащимися сельских школ (с 37 до 40).
Оренбургские школьники достойно представляют область на всероссийских и международных олимпиадах по географии, физике, биологии, химии, информатике, татарскому и башкирскому языкам (19 дипломов, в том числе 1 диплом - на международной олимпиаде). Этому способствуют предварительные учебно-тренировочные сборы, проводимые профессорско-преподавательским составом областных вузов, а также работа областных очно-заочных школ "Поиск", "Эрудит", "Дар" и их филиалов в 42 муниципальных образованиях области.
Оренбургская область в 2006 году продолжила участие в эксперименте по ЕГЭ - одном из самых массовых нововведений в системе российского образования.
В рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 (12) классов ЕГЭ проведен по двенадцати общеобразовательным предметам: русскому языку, математике, физике, химии, биологии, истории России, географии, обществознанию, литературе, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому).
Анализ количественных показателей первой волны ЕГЭ - 2006 позволяет выявить на фоне общего снижения количества выпускников в области (2005 год - 20694 человека, 2006 год - 19004 человека) следующие тенденции:
снижается общее количество участников ЕГЭ (2005 год - 15883 человека, 2006 год - 14534 человека);
снизилось по сравнению с 2005 годом количество участников по истории, математике, физике, литературе, биологии, русскому языку;
увеличилось по сравнению с 2005 годом число участников по обществознанию, географии, химии, иностранным языкам.
В 2006 году в области не было выпускников, получивших 100 баллов на ЕГЭ, 25 человек получили от 95 до 99 баллов.
Процент учащихся, получивших неудовлетворительные оценки на всех экзаменах, проводимых в форме и по материалам ЕГЭ, составил 8,8 процента, в то время как по Российской Федерации - 11,6 процента. Процент двоек, полученных оренбургскими выпускниками по французскому языку, обществознанию, химии, биологии, литературе, русскому языку, математике, физике, ниже среднероссийских показателей, выше - по английскому, немецкому языкам, истории.
В 338 общеобразовательных учреждениях области осуществляется профильное обучение. Различными профилями обучения охвачены 12024 школьника.
Введение профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях предполагает изменение формы приема в профильные школы и классы.
В 2006 году область впервые приняла участие в эксперименте по новой форме итоговой аттестации для учащихся 9-х классов.
В эксперименте приняли участие 1275 школьников (по алгебре - 794 и по русскому языку - 481). 70 процентов выпускников 9-х классов сдали экзамены по русскому языку по новой форме на "хорошо" и "отлично", по математике таких же результатов добились 60 процентов выпускников.
В настоящее время министерством образования Оренбургской области и органами управления образованием принимаются меры по формированию системного комплексного подхода по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.
Важным направлением в этой работе является обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды.
В настоящее время 388 школ имеют медицинские кабинеты, но лишь 48 процентов из них оборудованы в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
В решении проблемы здоровьесбережения важное значение имеет повышение уровня культуры здоровья учащихся. В настоящее время в образовательных учреждениях области апробируется междисциплинарная программа "Здоровье". Сегодня в области насчитывается около 40 школ, где педагогические коллективы внедряют в учебный процесс элементы здоровьесберегающих технологий доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
Одним из основополагающих направлений оздоровления учащихся является организация физкультурно-оздоровительной работы.
С сентября 2002 года в общеобразовательных учреждениях области в учебные планы введен третий урок физической культуры. В 2006/07 учебном году третий час физической культуры проводится в 97 процентах общеобразовательных учреждениях, причем в 87 процентах - на всех ступенях общего образования.
С 2003 года учащиеся 9-х классов сдают обязательный экзамен по физической культуре, в котором принимают участие более 30 тыс. учащихся (средний процент качества составляет 83 процента). Ежегодно проводится областная олимпиада по физической культуре, победители которой третий год подряд становятся призерами Всероссийской олимпиады.
Здоровье школьников зависит от организации качественного и безопасного питания учащихся. На 1 октября 2006 года процент охвата учащихся всеми видами питания составил 99,4 процента, в том числе горячим питанием - 83,2 процента.
Основными проблемами при организации питания школьников являются недостаточное финансирование и слабая материально-техническая база школьных пищеблоков.
Важнейшим аспектом деятельности министерства образования Оренбургской области по сохранению и укреплению здоровья школьников является организация их отдыха, оздоровления и летней занятости. Система данной работы отлажена и осуществляется на межведомственной основе.
Оренбургская область в значительной степени является аграрной. Система общего образования на 84 процента (по России - 69,8 процента) состоит из сельских школ, в которых обучаются почти 49 процентов (30,6 процента) учащихся и работают 69 процентов (40,7 процента) учителей области.
В результате исследования региональной системы образования в рамках реализации проекта "Мониторинг системы образования Оренбургской области как средство повышения качества образования" было выделено несколько наиболее распространенных (типичных) разновидностей учебных заведений, обладающих определенными сочетаниями качеств, выраженных в высокой степени. Одним из значимых показателей отнесения школы к той или иной группе является результат обучения.
В группе школ, имеющих статус или специализацию, но небольшую долю учителей с высшей квалификационной категорией, в региональной выборке представлено 44 процента школ (в общефедеральной выборке - 22 процента).
В группу школ, имеющих статус или специализацию с высокой долей учителей с высшей квалификационной категорией, включено только 6 процентов (в общефедеральной выборке - 22 процента).
Высокостатусные общеобразовательные учреждения составляют 4 процента выборочной совокупности школ региона против 16 процентов школ в федеральной выборке.
Общеобразовательные учреждения, демонстрирующие "высокие" результаты образовательного процесса, составляют 7 процентов (в России - 19 процентов). Школы, имеющие "средние" результаты обучения, составляют 37 процентов (в России - 60 процентов). В группу, демонстрирующую "низкие" результаты, попадают 56 процентов школ (в России - 22 процента). Значительная часть школ, имеющих или статус, или специализацию, показывают низкую долю учителей с высшей категорией - 57 процентов. Из них 83 процента - сельские школы (в общефедеральной выборке - 20 процентов).
Таким образом, доступность качественного образования в Оренбургской области в наибольшей степени связана с образовательными учреждениями, имеющими "повышенный" статус. В данном случае отмечается довольно высокая эффективность системы образования - соответствие результатов обучения качеству основных характеристик процесса.
При этом выявлено наличие школ, имеющих "высокие" результаты обучения, но не обладающих статусом. В целом этот ресурс невелик по сравнению с общим количеством обследованных образовательных учреждений региона.
Главным фактором, влияющим на профиль доступности качественного образования, является значительная часть сельских школ в структуре образования области, определяющих сдвиг в сторону "низких" результатов обучения.
В настоящее время система школьного образования, особенно на селе, существенно меняется из-за сложной демографической ситуации в стране, вызванной, прежде всего, особенностями расселения, низкой рождаемостью, миграционными процессами.
В ходе мониторингового исследования были выявлены группы учебных заведений региона, характеризующихся высоким уровнем качества как процесса, так и результата обучения (учреждения общего образования - 3,2 процента и учреждения начального профессионального образования - 20 процентов). Данные образовательные учреждения представляют собой ресурс качественного образования в области.
Изучение доступности качественного образования позволило выявить препятствия, которые ограничивают доступ к этим ресурсным площадкам. В процессе исследования выявлена первичность территориального барьера, который в совокупности с социокультурным и экономическим барьерами порождает прочие формы неравенства.
Наиболее низкий уровень территориальной доступности отмечается в населенных пунктах с единственной школой. В среднем 35 процентов родителей старшеклассников Оренбургской области отметили данный показатель выбора школы (по России - 17,4 процента), при этом "заложниками" местожительства оказались более 50 процентов учащихся школ, не обладающих статусом и расположенных в основном в сельской местности.
В тех населенных пунктах, где есть выбор школ, возникает необходимость преодоления территориальных барьеров. Наиболее существенным ограничением доступности качественного образования являются социокультурные барьеры (культурный и социальный капитал семьи учащегося, включающий в себя образование родителей, сферу их занятости и занимаемую должность).
Соответственно, наличие у родителей высшего образования, должностного статуса гарантирует школьнику в большей степени возможность попасть в учебное заведение, имеющее статус (гимназию или лицей).
Особенно низка доля родителей с высшим образованием в группе школ, не имеющих ни статуса, ни специализации. Это школы, расположенные в сельской местности (80 процентов).
В качестве показателя экономических ресурсов использовались данные о материальном положении семей. Соответственно, семьи с низким материальным достатком обучают детей в образовательных учреждениях низкорезультативного уровня (в основном сельские школы). Семей с высоким уровнем достатка выявлено незначительное количество - 1 процент, в связи с этим они не оказывают влияния на уровень доступности качественного образования.
Однако даже некоторый рост материального благополучия позволяет родителям не отдавать детей в школы, демонстрирующие "низкие" результаты. В Оренбургской области отношение семей к платности обучения в подавляющем большинстве отрицательное.
В обследованных общеобразовательных учреждениях области уровень компьютеризации постепенно возрастает: в школах, не имеющих ни статуса, ни специализации - 23,2 процента; в высокостатусных образовательных учреждениях - 76,4 процента. По мнению родителей, экономические барьеры являются главным препятствием в получении качественного образования.
Информационные и мотивационные барьеры характеризуются вовлеченностью родителей учащихся в школьную жизнь, представлениями об уровне образования, достаточном для достижения успеха в жизни. Значительная часть родителей отмечает необходимость высшего образования, полученного в престижном вузе.
Таким образом, в Оренбургской области, как и в России в целом, причинами, обусловливающими выбор "сильной" школы, являются престиж, наличие специализации и хорошая подготовка к обучению в вузе. Выбор "слабой" школы определяется легкостью поступления, отсутствием платы и территориальной близостью.
Престиж учебного заведения важен для учащихся и их родителей не столько в контексте будущих планов, сколько в связи с настоящим статусом.
Установки у учащихся и родителей на получение качественного образования в Оренбургской области связаны с представлениями и о качестве процесса, и о качестве результата. При этом родители менее чем дети удовлетворены качеством образования. Родители учащихся как "сильных", так и "слабых" школ находят много положительных качеств в образовательном процессе, которые оправдывают сделанный выбор. Соответственно, ориентирующиеся на доступность получают доступность, ориентирующиеся на качество, насколько им позволяют ресурсы, - качество.
Собранные в результате исследования данные обеспечили органы управления образованием области современной, достоверной, унифицированной информацией о доступности качественного образования. Оценка и системный анализ полученной информации позволили выявить тенденции и динамику процессов, происходящих в образовательной системе Оренбургской области.
Для совершенствования системы общего образования необходимо решить следующие задачи:
освоение новых программ профильного образования;
реализация государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения;
внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса;
освоение новых технологий обучения одаренных учащихся и студентов;
создание новых моделей интегрированных комплексов образовательных учреждений, реализующих программы различных уровней образования (детский сад - школа, школа - вуз);
внедрение моделей государственно-общественного управления в образовательные учреждения;
формирование системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) всех типов и видов, направленной на создание условий доступности и качества образовательных услуг.
Формирование региональной системы профессионального образования осуществляется на основе стратегии развития Оренбургской области до 2030 года, в которой особое внимание уделяется непрерывности и преемственности образовательных программ, реструктуризации сети образовательных учреждений профессионального образования и оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда.
Молодежь области ориентируется на получение все более высокой профессиональной квалификации. В последние годы заметно увеличилось количество учебных заведений и расширился спектр реализуемых образовательных программ, активно развивается сеть филиалов и представительств вузов и ссузов.
Структура подготовки рабочих и специалистов складывается в основном на основе запросов потребителей образовательных услуг (учащихся, родителей), в меньшей степени - на основе потребностей экономики и рынка труда.
В области активно продолжается формирование новых структурных форм в сфере профессионального образования:
университетские округа (ОГУ и ОГАУ);
учебно-научно-производственные комплексы;
ассоциации и системы профильного непрерывного образования.
В Оренбургской области на данном этапе продолжаются процессы интеграции и реструктуризации сети учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, активно внедряются многоуровневые модели и новые образовательные технологии на основе сопряженных учебных планов и программ.
В области действует широкая сеть учреждений высшего профессионального образования различных форм собственности, осуществляющих подготовку по широкому перечню специальностей: экономика, здравоохранение, культура, юриспруденция, менеджмент и другие.
Региональная система среднего профессионального образования (далее - СПО) в Оренбургской области представлена 56 образовательными учреждениями и структурными подразделениями в составе высших учебных заведений, реализующими программы базового и повышенного уровней, и действует как звено в системе непрерывного образования, ориентируясь на удовлетворение потребности личности, общества и экономики региона в подготовке квалифицированных специалистов данного уровня.
Динамику объемов и структуру подготовки специалистов среднего звена характеризует стабильный уровень приема и сохранение численности контингента учреждений СПО, обучающегося на бюджетной основе. При этом сохраняется численность обучающихся на договорной основе с полным возмещением затрат за обучение. По области это составляет около 30 процентов от общего контингента обучающихся, в основном по специальностям экономического и гуманитарного профилей, сферы информационных и компьютерных технологий.
Система начального профессионального образования области включает в себя 54 образовательных учреждения: 13 профессиональных лицеев и 41 профессиональное училище.
В рамках проекта "Мониторинг системы образования Оренбургской области как средство повышения качества образования" проводилось исследование доступности качественного среднего (полного) общего образования и в учреждениях начального профессионального образования. В целом материалы, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что все образовательные учреждения НПО Оренбургской области, наряду с профессиональной подготовкой, дают среднее (полное) общее образование. Объем среднего (полного) общего образования от общего объема учебного времени, регламентированного образовательными стандартами по профессиям, составляет 30,4 процента. Профессиональной подготовке отводится 69,6 процента общего объема учебного времени.
При этом в большинстве профессиональных училищ и лицеев отсутствует углубленное изучение общеобразовательных дисциплин. На рынке труда в большей мере под качественным образованием понимают хорошую профессиональную подготовку, усиленную общеобразовательной.
Основное различие между учреждениями НПО области заключается в том, насколько они ориентированы на предоставление возможности учащимся продолжить образовательную траекторию. Одни из них реализуют механизмы, мотивирующие учащихся на повышение образовательного статуса, другие - нацелены на позиционирование себя в качестве последнего образовательного института, дающего шанс выпускникам быть востребованными на рынке труда.
Для учащихся учреждений НПО и их родителей существенными являются как показатели доступности (отсутствие платы за обучение), так и показатели качества.
Условием для успешного поступления в вуз становится качество образования в учреждениях НПО. Таким образом, шансы получить качественное образование в учреждениях НПО довольно высоки. Однако анализ ситуации свидетельствует о том, что для получения качественного среднего (полного) общего образования требуется преодолеть те же барьеры доступности (территориальный, экономический, социокультурный).
Анализ состояния позволяет выявить следующие проблемы в развитии региональной системы непрерывного профессионального образования:
снижение престижа рабочих профессий, специальностей технического, сельскохозяйственного профилей и социальной сферы;
нарушение баланса подготовки специалистов со средним, высшим и начальным профессиональным образованием;
сокращение подготовки специалистов технического профиля;
отсутствие системного изучения потребностей рынка труда.
Для решения выявленных проблем определены приоритетные направления развития системы СПО и НПО:
обеспечение социально-экономического обоснования развития системы начального и среднего профессионального образования в области;
разработка инновационных моделей развития начального и среднего профессионального образования в области;
модернизация материальной инфраструктуры;
обеспечение социальной функции образовательных учреждений по отношению к социально незащищенным категориям граждан: дети-сироты, дети из неблагополучных и малообеспеченных семей;
создание информационных ресурсов для дальнейшего развития начального и среднего профессионального образования в области.
Для всех уровней образования актуальными остаются проблемы воспитания юных граждан Оренбуржья. Современная школа должна предоставлять условия для развития социально успешной личности. С этой целью в области сохранена и развивается система воспитания, основанная на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, социума и общественных организаций, определены приоритеты воспитания подрастающего поколения.
В области уделяется внимание вопросам развития кадрового потенциала в сфере воспитания: сохранен институт классных руководителей, старших вожатых, педагогов дополнительного образования, заместителей директоров по воспитательной работе, введено более 350 ставок заместителей директоров по гражданскому и патриотическому воспитанию. Вопросы развития воспитания нашли свое отражение во всех программах курсов, семинаров и других форм повышения квалификации работников образования всех уровней.
Вместе с тем введение в штатное расписание образовательных учреждений новых должностей: психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов происходит медленно и в недостаточном количестве. Не решена в массовой практике задача создания в каждом образовательном учреждении социально-психолого-педагогических служб. Эта проблема требует особого внимания не только руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Патриотическое воспитание детей и молодежи является важнейшей составной частью всей воспитательной работы, которая проводится в области. Эта деятельность носит системный, межведомственный характер и имеет сложившуюся нормативно-правовую базу.
С целью координации работы и осуществления первоочередных мер, направленных на решение проблем в вопросах патриотического воспитания, при Правительстве Оренбургской области в июне 2005 года создан постоянно действующий областной межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию, реализуется региональная программа "Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2006 - 2010 годы", одной из ключевых задач которой является создание областного методического центра по обобщению, анализу и распространению опыта работы по патриотическому воспитанию в нашей области, а в перспективе - областного центра военно-патриотической работы с детьми и молодежью.
В целях организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи, формирования единых подходов к профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних министерство образования Оренбургской области взаимодействует с региональной общественной организацией "Родители Оренбуржья". В Оренбургской области развиваются новые современные формы работы с семьей и родительской общественностью: открываются консультационные пункты по вопросам воспитания на базе ОУ и по местожительству, семейные клубы "выходного дня", создаются ассоциации родителей-профессионалов (юристов, врачей и т.д.). На областном и муниципальном уровнях поощряется формирование в ОУ воспитательных систем, направленных на подготовку молодежи к семейной жизни, формирование у подрастающего поколения нормальной полоролевой и семейной идентификации, традиционных нравственных и семейных ценностей, навыков социальной, в том числе семейной, адаптации.
Родительским комитетам (советам), а также другим органам государственно-общественного управления отводится важная роль в реализации приоритетного национального проекта "Образование". Попечительские советы, родительские комитеты, ассоциации выпускников, советы школ - прообразы будущих управляющих советов получили возможность участвовать в обсуждении критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений и учителей, оценке конкурсных материалов потенциальных участников. Сегодня в области действуют около 1500 родительских советов, свыше 1000 советов учреждений образования, 365 ассоциаций выпускников, 900 советов старшеклассников, 440 советов педагогов-ветеранов, свыше 300 попечительских советов.
Важная роль в воспитании молодого поколения отводится учреждениям дополнительного образования детей.
На 1 января 2006 года в области действуют 143 учреждения дополнительного образования детей, в том числе центры (39,2 процента), школы (30,1 процента), станции (14 процентов), дома (9,8 процента), дворцы (2,1 процента), оздоровительно-образовательные лагеря (2,8 процента), клубы (1,4 процента), детские студии (0,7 процента).
Государственные учреждения дополнительного образования детей (5): областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, областной Центр детского научно-технического творчества, областной Центр детско-юношеского туризма и краеведения, областной детский эколого-биологический центр осуществляют координирующую, информационно-организационную, программно-методическую функции поддержки развития дополнительного образования детей в области.
Такая структуризация сети позволяет иметь единый банк данных, включающий в себя анализ кадров, программ, массовых мероприятий, научно-методическое обеспечение по каждому направлению деятельности; активно участвовать в планировании, координации взаимоотношений между учреждениями дополнительного образования детей, школами, другими заинтересованными социальными институтами.
Учреждения дополнительного образования детей - идеальная и уникальная система, обеспечивающая взаимодействие дошкольного, общего и профессионального образования. Выступая в качественно новом состоянии социально-педагогического института, учреждения дополнительного образования детей представляют собой инновационную сферу вариативного, неформального, непрерывного образования, где образование интегрировано в воспитание и дает возможность личности реализовать себя на всех ступенях развития. Почти 90 процентов школ области сотрудничают с ними. На базе общеобразовательных учреждений функционирует около 12 тысяч детских объединений по интересам, что значительно обновляет содержание внеурочной деятельности и подтверждает востребованность детьми и их родителями системы дополнительного образования детей.
Каждое третье учреждение дополнительного образования детей области участвует во всероссийских и межрегиональных мероприятиях. Ежегодно свыше 1,5 тысячи воспитанников защищают честь области на олимпиадах, фестивалях, спортивных соревнованиях, конкурсах, демонстрируя высокий уровень достижений (свыше 50 процентов участников становятся призерами или дипломантами).
На основании анализа состояния системы воспитания и дополнительного образования определены следующие направления деятельности:
развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений, создание эффективных локальных гуманистических воспитательных систем;
приобщение к опыту созидательной деятельности, включение воспитанников в разностороннюю деятельность на благо родного края;
реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
содействие семейному воспитанию, улучшению условий жизнедеятельности семей с детьми, расширению просветительской деятельности по распространению педагогических знаний среди родителей и общественности;
обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции и т.п.;
совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности учреждений дополнительного образования детей всех видов и типов в соответствии с российским законодательством;
сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей в области;
обеспечение воспитанникам государственных гарантий доступности и равных возможностей получения дополнительного образования.
Одним из приоритетных направлений деятельности региональной системы образования является работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которых в области насчитывается 12 тысяч. Региональная система специального (коррекционного) образования обеспечивает им равные со всеми права на образование, постоянно развивается и совершенствуется.
В области имеется сеть специальных образовательных учреждений и классов коррекции. В 36 интернатных учреждениях, в которых обучается 2910 детей, реализуются все виды общеобразовательных программ. Используется индивидуальная форма обучения детей-инвалидов на дому, организована коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по следующим направлениям: коррекция зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи.
Выявлены проблемы, препятствующие оказанию комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: недостаточное обеспечение системы раннего выявления детей с отклонениями в развитии в целях проведения своевременной их коррекции и реабилитации; несоответствие учебно-методической и кадровой оснащенности общеобразовательных учреждений, реализующих программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений государственным образовательным стандартам.
Вышеназванные проблемы позволили определить следующие направления деятельности:
совершенствование сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений для удовлетворения потребностей в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении;
совершенствование нормативно-правовых основ управления системой специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов;
информационно-технологическое, научно-методическое и кадровое обеспечение образовательной деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
В области проводится системная работа по охране прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На территории Оренбургской области проживает 8,5 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в среднем по области от 64 процентов до 70 процентов детей передаются на воспитание в семьи граждан. Для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создана оптимальная сеть учреждений для детей-сирот: 2 дома ребенка, 13 детских домов и 5 школ-интернатов.
Приоритетной формой устройства детей остается опека. На содержание более чем 4,5 тысячи опекаемых детей выплачиваются денежные средства. В области продолжается работа по развитию института приемных семей, в 2006 году передано на воспитание в 117 приемных семей свыше 300 детей.
Согласно Закону Оренбургской области "О патронатном воспитании" на 1 января 2007 года на патронат передано 47 воспитанников из 4 интернатных учреждений области.
Дает положительные результаты работа по профилактике социального сиротства: снизилось число детей, переданных под опеку с добровольного согласия родителей, и число детей, возвращенных в интернатные учреждения из замещающих семей, растет число детей, возвращенных в родные семьи.
Ведется работа по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Имеют закрепленное жилье 36 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право проживания закреплено за 44 процентами детей указанной категории. Активизировалась работа по предоставлению безвозмездной ссуды на приобретение жилья: в 2004 году - 8 человек, в 2005 году - 18 человек, в 2006 году - 40 человек.
Анализ существующих проблем позволяет сформулировать следующие направления деятельности:
развитие системы государственного воспитания через создание комплекса условий (нормативных, кадровых, информационных, материальных и др.), обеспечивающих полноценную социализацию и интеграцию в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание механизмов социального и межведомственного партнерства с целью реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение образования;
повышение эффективности профилактической работы по предупреждению социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних.
Выявленные проблемы требуют комплексного решения. Реализация направлений развития региональной системы образования позволит скоординировать действия всех заинтересованных структур в ходе исполнения данной Программы. Программа ориентирована на создание единых условий для развития рыночных механизмов в сфере регионального образования, на реализацию принципа равных возможностей и доступа к качественному образованию, на обеспечение единой государственной политики в сфере регионального образования.
Нормативно-правовая база для разработки Программы
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803;
Национальной Доктриной развития российского образования до 2021 года;
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
Образовательная политика Оренбургской области выстраивается на основе исполнения Закона Оренбургской области от 18 октября 2006 года N 717/144-IV-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области" и следующих областных комплексно-целевых программ, направленных на развитие системы образования:
программа "Педагогические кадры Оренбуржья на 2004 - 2008 годы";
программа "Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2006 - 2010 годы";
областная целевая программа "Безопасность образовательного учреждения на 2004 - 2007 годы";
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.