Я, Главный государственный санитарный врач по Оренбургской области Верещагин Н.Н., проанализировав донесения городских и районных Центров Госсанэпиднадзора о санитарном состоянии населенных мест и в соответствии с письмом Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко N 1100/919-04-111 от 26.03.2004 г., установил:
В городах и сельских населенных пунктах имеет место значительное загрязнение почвы отходами производства и потребления, а также бытовыми отходами. Ежегодно на территории области образуется 30-40 млн. тонн отходов, а общие запасы учтенных отходов достигают 1,4 млрд. тонн. На полигоны и свалки твердых бытовых отходов ежегодно вывозится до 700 тысяч тонн органических отходов.
Число полигонов и свалок для твердых бытовых отходов, не отвечающих требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" остается высоким. Из 1794 полигонов и свалок, имеющихся в области, только 16 или 0,89% отвечает санитарным требованиям.
Во многих городах и районах полигоны не имеют гидроизолирующего (бетонного, глиняного или другого) основания, препятствующего распространению токсичных веществ по водоносным горизонтам. Проекты полигонов и технические регламенты их эксплуатации либо не разрабатываются, либо реализуются не полно, многие полигоны практически исчерпали свои объемы вместимости.
Так, в Пономаревском районе ни одна из имеющихся 22 свалок твердых бытовых отходов не отвечает санитарным правилам. Ни на одной свалке не проводились геологические и гидрогеологические изыскания, не разработаны проекты. Отходы складируются навалом, без промежуточной и окончательной изоляции уплотненного слоя ТБО грунтом, отсутствуют земляные обваловки мест захоронения отходов, загрязняются участки земли, прилегающие к подъездным дорогам, допускается слив жидких фекальных стоков, вывозимых из выгребных ям населенных пунктов.
В Оренбургском районе планово-регулярная очистка бытового мусора организована только в 11-ти селах из 61. Стихийные свалки навоза и мусора выявляются во многих селах района.
Подобные нарушения имеют место практически в каждом городе и районе области.
Система очистки населенных мест в области несовершенна, не соблюдаются сроки плановой очистки территорий от бытового мусора, особенно в неканализованном жилом секторе. Имеет место нехватка специализированного автотранспорта и контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов, отсутствуют условия для мойки и дезинфекции автотранспорта, что приводит к высокому уровню микробного загрязнения почвы территорий жилой застройки. Ежегодно выявляются сотни несанкционированных свалок, допускается сжигание мусора в жилой и лесопарковой зоне.
В среднем по области более 5% проб почвы в селитебной зоне не соответствуют гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. В г. Орске данный показатель составляет 20,0%, в г.Оренбурге - 18,6%.
Доля пищевых в составе бытовых отходов по стране составляет одну треть, нарушения требований по их сбору и утилизации приводит к увеличению заселенности населенных мест грызунами, являющихся переносчиками таких инфекционных заболеваний, как ГЛПС и лептоспироз. В последние годы заболеваемость этими инфекциями по области и число пострадавших от укусов мышевидными грызунами возрастают, чему способствует и снижение объема дератизационных работ.
Большой проблемой является систематическое неуправляемое загрязнение почвы ртутью в результате вывоза на полигоны ТБО, а в ряде случаев и на несанкционированные свалки ртутьсодержащих ламп и приборов с ртутным заполнением.
Вывоз на полигоны и свалки отходов, содержащих токсичные вещества приводит к интенсивному загрязнению почвы тяжелыми металлами (свинец, ртуть, кадмий), ежегодно возрастает доля исследованных Центрами Госсанэпиднадзора проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям. Количество проб почвы в целом по области не отвечающих гигиеническим нормативам по содержанию тяжелых металлов за последние 5 лет выросло с 17,4% в 1999 году до 24,7% в 2003 году.
Потенциальную опасность для человека представляют больничные отходы и лекарственные препараты с просроченным сроком действия. Вопросы их утилизации остаются нерешенными во многих городах и районах.
Остается не решенной проблема хранения и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов. В хозяйствах и на базах сельхозхимии области в настоящее время их накоплено более 170 тонн.
В целях улучшения санитарного состояния территорий населенных мест и профилактики инфекционных заболеваний, на основании статьи 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановляю:
1. Главным государственным санитарным врачам по городам и районам:
1.1. Провести проверку санитарного состояния населенных мест и совместно с органами местного самоуправления организовать работу по устранению выявленных нарушений в системе сбора, удаления и переработки бытовых и промышленных отходов, а также обеспечению сохранности пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов до решения вопросов их утилизации.
1.2. Потребовать от руководителей муниципальных образований и жилищно-коммунальных служб приведения всех полигонов и свалок твердых бытовых отходов соответствие с требованиями СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
1.3. Установить строгий контроль за соблюдением требований санитарного законодательства при сборе, транспортировке, хранении и обезвреживании отходов производства и потребления, обратив особое внимание на медицинские отходы.
1.4. Предусмотреть при разработке региональных целевых программ в области обращения отходов производства и потребления, принятие эффективных мер по стимулированию инвестиций в строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, транспортировку бытовых и промышленных отходов, рекультивацию свалок и полигонов ТБО, а в городах - создание условий для раздельного сбора, сортировки и переработки бытового мусора и промышленных отходов.
1.5. Усилить разъяснительную работу в средствах массовой информации об эпидемиологической опасности несанкционированных свалок, негативных последствиях нарушений в области санитарной очистки населенных мест для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
1.6. Принять меры по повышению действенности государственного санитарного надзора с широким использованием мер административного принуждения, в том числе передачу дел в следственные органы за нарушение санитарного законодательства в этой области.
1.7. Вопрос о санитарном состоянии территорий населенных мест вынести на заседания горрай. СПК.
1.8. Информацию о выполнении данного Постановления представить к 10.06.04 г.
1.9. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на заместителя главного государственного санитарного врача по области Макарову Т.М.
Главный государственный
санитарный врач по области |
Н.Н.Верещагин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.