Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к муниципальной программе
"Развитие образования в городе
Орске в 2014 - 2016 годах"
(с изменениями от 20 февраля 2014 г.)
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 20 февраля 2014 г. N 939-п в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
подпрограммы "Обеспечение доступности и качества дошкольного образования" муниципальной программы "Развитие образования в городе Орске в 2014 - 2016 годах"
(далее - подпрограмма N 1)
Характеристика
текущего состояния муниципальной системы дошкольного образования
В современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, определено, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Изменение демографической ситуации в городе обостряет ситуацию с обеспечением населения качественным дошкольным образованием в силу нехватки мест в ДОУ.
Подпрограмма N 1 разработана на основе анализа современного состояния образования города Орска и определяет стратегические направления развития системы дошкольного образования на 2014 - 2016 годы. Анализ системы образования выявляет ряд положительных и отрицательных факторов, оказывающих прямое и косвенное влияние на процесс развития дошкольного образования в г. Орске.
В городе количество детей в возрасте от рождения до 7 лет составляет 21018 человек, в том числе от 1 года до 7 лет - 17528 человек.
Система дошкольного образования города Орска представлена 65 образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования, из них 61 ДОУ, при 4-х школах организовано 11 дошкольных групп. ДОУ города посещает 12405 детей от 1,6 до 7 лет. Охват детей дошкольным образованием составляет 67% от общей численности дошкольников в городе.
Следует отметить, что в 1990-х годах в г. Орске функционировали 125 ДОУ. С 1992 года в связи с низкой востребованностью дошкольных образовательных услуг, обусловленной спадом рождаемости, сеть ДОУ города сократилась на 50%.
В ходе целенаправленной деятельности управления образования, образовательных учреждений по повышению доступности предоставляемых образовательных услуг достигнуты определенные результаты.
В г. Орске за период с 2007 по 2011 год в сеть дошкольных учреждений возвращено 11 ДОУ и 28 дошкольных групп. В 2012 - 2013 годах в рамках ведомственной целевой программы "Обеспечение доступности и качества дошкольного образования в г. Орске на 2009 - 2011 годы" муниципальным бюджетом было выделено 85 614,00 тыс. руб.
Одним из положительных аспектов в развитии сети ДОУ является открытие дошкольных групп при общеобразовательных учреждениях (при 4-х ОУ функционирует 11 дошкольных групп). Положительная динамика процента охвата детей дошкольным образованием объясняется еще и тем, что в ДОУ города отмечается превышение норматива наполняемости детьми групп ясельного и младшего дошкольного возраста, что негативно отражается на качестве образовательных услуг, обслуживании детей.
Несмотря на проведенные мероприятия, сохраняется очередность на устройство ребенка в детский сад (на 01.09.2013 года - 4 976 чел.) В Октябрьском и Советском районах города очередность составляет 68%, поэтому, наряду с возращением в систему дошкольного образования ранее перепрофилированных групп и учреждений, возникла потребность в строительстве дошкольных учреждений в данных районах на 360 мест.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 559, в целях повышения доступности дошкольных образовательных услуг в г. Орске планируется провести мероприятия по решению проблемы очерёдности детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения от 3 до 7 лет.
При условии финансовой поддержки из областного бюджета в январе 2014 года планируется дополнительно ввести 795 мест в муниципальных образовательных учреждениях г. Орска согласно таблице.
N п/п |
Наименование объекта строительства |
Количество дополнительных мест |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
МОАУ "СОШ N 5 г. Орска" (детский сад при СОШ) по адресу: г. Орск, пер. Больничный, д. 5 |
100 |
Возврат ранее перепрофилированного здания детского сада |
2 |
МОАУ "СОШ N 24 г. Орска" (детский сад при СОШ) по адресу: г. Орск, ул. Подзорова, д. 79 |
100 |
Перепрофилирование помещений под дошкольные группы |
3 |
МДОАУ "Детский сад N 60 г. Орска" по адресу: г. Орск, ул. Краматорская, д. 9"В" |
150 |
Ремонт аварийного здания |
4 |
МДОАУ "Детский сад N 73 г. Орска" по адресу: г. Орск, пр. Ленина, д. 50"А" |
150 |
Ремонт аварийного здания |
5 |
Перепрофилирование здания МОБУ "СНОШ N 14 г. Орска" под здание ДОУ по адресу: г. Орск, п. Новоказачий, ул. Дубинина, д. 3"Б" |
35 |
Перепрофилирование помещений под дошкольные группы |
6 |
Открытие дошкольных групп при МОАУ "СОШ N 52 г. Орска" по адресу: г. Орск, ул. Ленина, д. 85"Б" |
50 |
Перепрофилирование помещений под дошкольные группы |
7 |
Открытие дошкольных групп при МОАУ "СОШ N 11 г. Орска" по адресу: г. Орск, ул. Тагильская, д. 35 |
35 |
Перепрофилирование помещений под дошкольные группы |
8 |
Открытие дошкольных групп при МОАУ "СОШ N 26 г. Орска" по адресу: г. Орск, ул. Коларова, д. 1 |
100 |
Перепрофилирование помещений под дошкольные группы |
9 |
Открытие дополнительных групп в МДОАУ "Детский сад N 78 "Пчелка" по адресу: г. Орск, ул. Ленинского Комсомола, д. 31 |
50 |
Возврат ранее перепрофилированных групп |
10 |
Открытие дополнительных групп в МДОАУ "Детский сад N 106 г. Орска" по адресу: г. Орск, ул. Андреева, д. 5"А" |
25 |
Возврат ранее перепрофилированных групп |
Итого |
795 |
|
Планируется создать 65 дополнительных мест в ранее перепрофилированном здании детского сада N 14 (МАУ СО СРЦН "Родничок" г. Орска), в настоящее время переданном управлению образования администрации г. Орска, по адресу: г. Орск, ул. Радостева, д. 5.
Кроме того, запланировано строительство 2-х детских садов на 220 и 140 мест в Октябрьском и Советском районах города.
Большое внимание в течение последних пяти лет уделялось созданию благоприятных условий и обеспечению безопасности воспитанников. Результатами совместной деятельности педагогических коллективов, родителей и социальных партнеров можно считать:
- улучшение санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) дошкольных образовательных учреждений города: к 1-й группе СЭБ отнесены 92% учреждений, ко 2-й группе СЭБ - 8%;
- укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений;
- рост объемов ремонтных работ, выполненных в рамках социального партнерства. Особо следует отметить ДОУ N 17, 45, 83, 125;
- укрепление пожарной безопасности детских садов. Проведена огнезащитная обработка чердачных помещений 14 ДОУ, установлена автоматическая пожарная сигнализация в 7 ДОУ;
- своевременная подготовленность ДОУ к отопительному сезону, к началу нового учебного года. В последние годы уделяется должное внимание созданию условий для жизнедеятельности образовательных учреждений, однако, учитывая, что большинство учреждений были построены в 1960 - 1970 годы, проблема заключается в изношенности трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения.
Реально оценивая ход выполнения комплекса мероприятий по реализации концепции модернизации образования, необходимо обратить внимание на решение следующих проблем:
1. При наличии в городе широкой вариативности дошкольных образовательных учреждений сохраняется нехватка мест для детей, имеющих проблемы со здоровьем и развитием.
2. Увеличение рождаемости привело к росту очередности на поступление детей в ДОУ. Самая высокая очередность сохраняется в Советском и Октябрьском районах города.
3. Для обеспечения государственных гарантий доступности дошкольного образования для всех слоев населения, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, требуется развитие и расширение видового разнообразия образовательных и иных услуг для детей, имеющих проблемы со здоровьем и развитием, детей-инвалидов.
4. Анализ возрастного ценза показывает, что в последние годы значительно возросло количество работников, достигших пенсионного возраста и продолжающих работать. В связи с этим актуальна проблема привлечения молодых педагогов. Введение новой системы оплаты труда, направленной на рост доходов педагогических работников и стимулирование достижения ими более качественных результатов, играет ключевую роль в повышении социального статуса педагога, привлечении в дошкольные учреждения молодых кадров.
5. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) возникает потребность переподготовки педагогических кадров для работы в современных условиях.
6. Требует дополнительного оснащения предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО в ДОУ города на 55%.
7. В условиях превышения плановой наполняемости детей в группах ухудшаются показатели здоровья детей. Необходимо реализовывать комплекс мер по укреплению здоровья воспитанников ДОУ совместно с учреждениями здравоохранения.
8. Требует модернизации материально-техническая база дошкольных ДОУ:
- более чем в 76% ДОУ требуется проведение ремонта кровель;
- в целях обеспечения безопасности, во избежание травматизма среди детей и сотрудников необходима замена линолеума;
- детская мебель обветшала и не соответствует эргономическим, гигиеническим и эстетическим требованиям, что влечет за собой негативное воздействие на формирование опорно-двигательного аппарата у детей;
- в 10 ДОУ отсутствуют спальни, дети спят на раскладушках, которые в связи с истечением сроков эксплуатации пришли в негодность, провисли, и это также негативно сказывается на формировании правильной осанки у детей;
- в части ДОУ осветительные приборы не соответствуют установленным нормативам искусственной освещенности, что отрицательно влияет на зрение детей;
- в 15 ДОУ необходим ремонт теневых навесов;
- в 54 ДОУ необходимо частичное восстановление асфальтового покрытия, разрушенного при проведении аварийных работ на системах жизнеобеспечения;
- в 15 ДОУ требуется ремонт ограждения: заборы частично разрушены, что противоречит требованиям безопасности. Учитывая, что дети в соответствии с режимом дня от 3 до 5 часов проводят на воздухе, ДОУ должны обеспечить необходимые условия для прогулок;
- требует значительных финансовых вложений выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ;
- изношенность систем тепло- и водоснабжения приводят к росту затрат на содержание систем жизнеобеспечения.
При условии выполнения намеченных программных мероприятий, к 2014 году проблема устройства детей в ДОУ будет решена, ориентировочно, на 80%.
Анализ состояния проблемы дошкольного образования на муниципальном уровне проводился по следующим направлениям:
1. Обеспечение государственной гарантии на общедоступность дошкольного образования, удовлетворение потребности населения в дошкольных образовательных услугах.
Сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ее реструктуризация за 3 года представлена в таблице.
Год |
Количество образовательных учреждений (ОУ) на начало года (ед.) |
Количество ОУ на конец года (ед.) |
Ликвидировано (ед.) |
Реорганизовано путем присоединения |
Количество ОУ с дошкольными отделениями и (или) группами |
Количество ОУ с ГКП детей |
Семейное воспитание (количество детей) |
2011 |
61 |
63 |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
2012 |
63 |
63 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2013 |
63 |
61 |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
В настоящее время система дошкольного образования города Орска представлена 65 образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования, из них 61 ДОУ, при 4-х школах организовано 11 дошкольных групп.
В г. Орске за последние три года реорганизованы путем присоединения 5 ДОУ (к МДОАУ "ЦРР - детский сад N 116 "Ералашка" г. Орска" присоединены МДОУ "Детский сад N 45 г. Орска" и МДОУ "Детский сад N 100 г. Орска"; к МДОАУ "Детский сад N 83 "Искорка" г. Орска" присоединен МДОУ "Детский сад N 61 г. Орска"; к МДОБУ "Детский сад N 53 г. Орска" присоединен МДОУ "Детский сад N 156 г. Орска"; к МДОАУ "Центр развития ребенка - детский сад N 56 "Надежда" г. Орска" присоединен МДОАУ "Детский сад N 110 "Улыбка" г. Орска"; к МОАУ "СОШ N 24 г. Орска" присоединен МДОБУ "Детский сад N 6 "Ягодка" г. Орска"). В настоящее время присоединенные детские сады являются структурными подразделениями указанных образовательных учреждений.
Существенной характеристикой системы дошкольного образования города является дифференцированность по видам образовательных учреждений, позволяющая удовлетворять различные потребности воспитанников (таблица).
Виды дошкольного образования |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Центры развития ребенка |
7/72 |
7/81 |
7/81 |
7/81 |
Комбинированные детские сады |
19/180 |
20/192 |
20/194 |
20/194 |
Компенсирующие детские сады |
2/11 |
2/11 |
2/11 |
2/11 |
Общеразвивающие детские сады |
31/200 |
33/220 |
33/229 |
33/229 |
Предшкольное образование на базе ДОУ |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
Предшкольное образование на базе СОШ |
12/12 |
12/12 |
12/12 |
12/12 |
Центры раннего развития на базе учреждений дополнительного образования |
2/4 |
2/4 |
2/4 |
2/4 |
Предшкольное образование на базе учреждений дополнительного образования |
2/4 |
2/4 |
2/4 |
2/4 |
Негосударственные дошкольные образовательные учреждения |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
Другое (указать вид) |
0 |
0 |
1 |
1 |
В ходе анализа видового разнообразия учреждений дошкольного образования наблюдаются следующие изменения: уменьшилось количество центров развития ребенка на 50%, учреждений компенсирующей направленности - на 50%. Произошла смена вида у двух учреждений ("Детский сад" - "Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности"). В то же время произошел рост дошкольных учреждений комбинированного вида в связи с социально-экономическими изменениями и потребностями населения: увеличение процента детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речевого развития). Сохраняется устойчивая тенденция к охвату детей дошкольного возраста на базе учреждений общего и дополнительного образования (созданы школы раннего развития и предшкольной подготовки), что позволяет расширить альтернативные формы дошкольного образования на базе данных учреждений и увеличить охват детей дошкольного возраста. В связи с оптимизацией системы общего образования появилась возможность увеличения количества мест для предшкольного образования на базе общего образования для детей, не охваченных дошкольными образовательными услугами, что позволит обеспечить равные стартовые возможности при поступлении в школу, обеспечить доступность дошкольного образования.
Количество детей, охваченных дошкольными образовательными услугами, представлено в таблице.
Показатели |
2012 год |
2013 год |
Количество детей в муниципалитете, всего |
20280 |
21018 |
Охват детей дошкольными образовательными услугами в организациях всех форм собственности и уровней образования, % |
67 |
67 |
Доля семей, чьи дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получать доступные качественные услуги предшкольного образования, от общей численности семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста, % |
94 |
98 |
Для детей с ограниченными возможностями здоровья функционируют 2 детских сада компенсирующего вида, 19 - комбинированного вида. Данные о специальном (коррекционном) образовании представлены в таблице.
N |
Заболевания |
Количество детей, получающих в ДОУ квалифицированную помощь узких специалистов (дефектологов, логопедов, тифлопедагогов и т.д.) |
Из них получают в других формах дошкольного образования квалифицированную помощь узких специалистов (дефектологов, логопедов, тифлопедагогов и т.д.) |
1 |
Нарушения слуха |
7 |
0 |
2 |
Нарушения зрения |
63 |
0 |
3 |
Нарушения речи |
533 |
0 |
4 |
Нарушения опорно-двигательного аппарата |
20 |
0 |
5 |
Интеллектуальные нарушения |
71 |
0 |
6 |
Нарушения эмоционально-волевой сферы |
0 |
0 |
7 |
Другие заболевания |
20 |
0 |
Показатели эффективности коррекционной работы в специализированных детских садах и группах составляют 100%. В городе ежегодно открываются группы ранней коррекции, однако из-за отсутствия условий в ДОУ для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, остается актуальной проблема воспитания и обучения детей данной категории.
Следует отметить недостаточность количества мест для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих речевые нарушения, нарушения слуха, интеллектуальные, неврологические нарушения: ДЦП, гиперактивность, аутизм).
В ДОУ города имеется выстроенная система психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями и особыми образовательными потребностями. Но в настоящий момент отмечается тенденция к увеличению данной категории детей, что вызывает потребность внедрения альтернативных форм коррекционной помощи детям данной категории и их родителям, не посещающие дошкольные учреждения (лекотеки, инклюзивное образование, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания, дистанционное обучение, организация обучения на дому).
Условия содержания и образования детей в ДОУ представлены в таблице.
Режим работы |
Количество ДОУ (дошкольных отделений, групп) |
Круглосуточные группы |
2 группы |
14 часов |
0 |
12 часов |
240 групп |
10 часов |
261 группа |
9 часов |
0 |
3,5 часа |
0 |
Изучение социального запроса субъектов образовательного процесса позволило выделить отсутствие потребности в группах кратковременного пребывания в функционирующих ДОУ. Однако по запросу населения, чьи дети не посещают ДОУ, возникла потребность в открытии групп кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Большое значение придается вариативности содержания образования в ДОУ (таблица).
Показатель |
2011 - 2012 |
2012 - 2013 |
Участие субъектов образовательного процесса (дети, родители, педагоги, социальные партнеры, руководители всех уровней управления) в реализации содержания основной общеобразовательной программы, доля в % |
98 |
98 |
Направленность дополнительных образовательных программ на соблюдение прав, удовлетворение потребностей, обеспечение интересов и развития способностей воспитанников, доля в % |
92 |
94 |
Учет специфики национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в ДОУ, доля в % |
85 |
85,5 |
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ.
Дополнительные образовательные услуги оказывают 85% ДОУ города. Перечень дополнительных образовательных услуг и их стоимость утверждены решением Орского городского Совета депутатов от 02.04.2012 года "Об организации и порядке предоставления дополнительных платных услуг (с прейскурантом цен) муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными управлению образования администрации г. Орска".
Анализ состояния здоровья и условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья воспитанников, позволяет сделать вывод о том, что детей с ослабленным здоровьем (2, 3 группа) составляет 72%, отмечается тенденция сохранения количества детей с 4 группой здоровья (0,7%).
Оценивая условия здоровьесбережения в дошкольных учреждениях города, следует отметить, что 82% ДОУ имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие, дети с ранним детским аутизмом, ДЦП) вызывает необходимость дополнительного открытия комбинированных и компенсирующих групп для интегрированного воспитания и обучения детей с детей данной категорий (в МДОАУ "Детский сад N 60 г. Орска" 4 группы).
Распределение детей по группам здоровья представлено в таблице.
Группы здоровья |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 группа |
22 |
23,2 |
24 |
2 группа |
75 |
72 |
72 |
3 группа |
4 |
3 |
2,9 |
4 группа |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
Условия сохранения и укрепления здоровья воспитанников представлены в таблице.
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Выполнение требований СанПиН 2.4.1.2660-10 по всем показателям |
55 |
|
|
Функционирование комбинированных и компенсирующих групп для интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в % |
35 |
|
|
Обеспечение круглогодичной витаминизации питания дошкольников, а также включение в рацион продуктов питания, обогащенных микронутриентами в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, в % |
98 |
100 |
100 |
Обеспечение соответствия лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к медицинской деятельности дошкольных образовательных учреждений, в % |
82 |
82,2 |
100 |
Кадровая обеспеченность системы дошкольного образования муниципалитета - одно из приоритетных направлений деятельности управления образования и учреждений образования.
Качество образовательных услуг напрямую зависит от качественных характеристик педагогических кадров. Формальными показателями оценки кадрового потенциала являются уровень образования, стаж работы и наличие квалификационной категории у педагогов образовательных учреждений (таблица).
Год |
2012 год |
2013 год |
|
1 |
2 |
3 |
|
Руководители ДОУ |
63 |
62 |
|
Заместители руководителей ДОУ |
36 |
74 |
|
Старшие воспитатели |
59 |
59 |
|
Воспитатели ДОУ |
758 |
767 |
|
Специалисты ДОУ: |
учителя-логопеды |
29 |
33 |
учителя-дефектологи |
6 |
7 |
|
педагоги-психологи |
33 |
25 |
|
инструкторы по ФИЗО |
18 |
16 |
|
музыкальные руководители |
92 |
90 |
|
Младшие воспитатели |
622 |
638 |
|
Обслуживающий персонал |
907 |
943 |
Характеристика кадрового состава представлена в таблице.
Общее количество |
Распределение по образованию |
||||||||||||
по образованию |
имеют педагогическое образование |
имеют педагогическое специализированное (дошкольное) образование |
|||||||||||
всего |
% |
высшее |
среднее специальное |
высшее |
среднее специальное |
высшее |
среднее специальное |
||||||
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
||
1081 |
100 |
526 |
50 |
519 |
49,6 |
521 |
50 |
524 |
50 |
288 |
27 |
396 |
37,5 |
Как видно из таблицы, из 1081 руководящих и педагогических работников специальное дошкольное образование имеют 684 чел. (65,4%).
Характеристика педагогических работников системы дошкольного образования города по стажу работы представлена в таблице.
Общее количество |
Распределение по стажу работы |
||||||||
Всего |
% |
0 - 5 лет |
5 - 10 лет |
10 - 20 лет |
Свыше 20 лет |
||||
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
||
1081 |
100 |
195 |
18,7 |
111 |
10,6 |
280 |
26,8 |
459 |
43,9 |
Как видно из таблицы, большую часть педагогического состава (57%) составляют педагоги, сочетающие опыт и профессиональную компетентность в освоении образовательных технологий нового поколения и в получении высоких результатов обучения. Вместе с тем наметилась тенденция старения педагогических кадров.
Распределение по квалификационным категориям педагогических работников представлено в таблице.
Распределение по квалификационной категории | |||||
1 категория |
высшая |
соответствие |
2 категория |
Без категории |
Всего педагогических работников |
339 |
48 |
3 |
389 |
180 |
959 |
35,4% |
5,1% |
0,3 |
40,4% |
18,8 |
100% |
Результаты аттестации педагогических кадров являются внешней оценкой и показателем уровня их профессионализма. Квалификационные категории имеют 81,2% педагогических и руководящих работников, что свидетельствует о достаточном уровне профессионализма педагогических кадров.
По возрастному принципу педагогические работники распределены в таблице.
Распределение по возрасту | |||||||||||
20 - 25 лет |
25 - 30 лет |
30 - 49 лет |
50 - 54 лет |
55 - 59 лет |
60 лет и выше |
||||||
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
91 |
8.7 |
118 |
11.3 |
555 |
53,1 |
166 |
15,9 |
67 |
6,4 |
48 |
4,6 |
Повышение квалификации и профессиональной переподготовки управленческих и педагогических работников муниципальной системы образования отражено в таблице.
Годы |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доля специалистов муниципалитетов по дошкольному образованию, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке |
0 |
50 |
0 |
50 |
0 |
Доля руководителей ГМО/РМО, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке, в % |
40% |
33% |
50% |
66,6% |
83,3% |
Доля руководителей ДОУ, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке, в % |
18% |
18% |
18% |
11,2% |
33,8% |
Доля педагогических работников ДОУ, обеспечивающих распространение современных моделей доступного и качественного образования, в % |
18% |
18,5% |
18% |
20,6% |
18,8% |
Доля педагогических работников общеобразовательных школ, обеспечивающих предшкольную подготовку, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке, в % |
0 |
35% |
0 |
0 |
0 |
Доля педагогических работников учреждений дополнительного образования, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в установленном порядке, в % |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В системе повышения квалификации педагогических работников активно используются внешние и внутренние ресурсы:
- институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного университета;
- конкурсное движение;
- организация опытно-экспериментальной деятельности на базе ДОУ с привлечением работников педагогического колледжа и ОГТИ;
- организация городских творческих площадок на базе ДОУ.
Широкий выбор учреждений повышения квалификации обеспечивает оптимальный спектр программ дополнительного профессионального образования для педагогических и руководящих работников и тем самым в большей степени удовлетворяет их образовательные запросы.
Система дошкольного образования города Орска обеспечена узкими специалистами: учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, что составляет 18% от общей численности педагогического состава. Следует отметить, что в связи с внедрением альтернативных форм коррекционной помощи и дополнительного открытия групп для детей с ОВЗ наблюдается дефицит специалистов узкой направленности.
В рамках системных обновлений содержания дошкольного образования, а именно: обновления системы управления, внедрения стандарта дошкольного образования, обновления системы оценки качества, обеспечения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГТ - необходимо организовать систему обучения педагогических и управленческих кадров на муниципальном и региональном уровне через внедрение дистанционного обучения, организацию вебинаров, стажировочных площадок на базе МДОБУ "Детский сад N 38 г. Орска", МДОАУ "Центр развития ребенка-детский сад N 56 "Надежда" г. Орска", опытно-экспериментальных площадок на базе МДОАУ "Детский сад N 31 г. Орска", МДОБУ "Детский сад N 91 г. Орска", МДОАУ "Центр развития ребенка-детский сад 94 г. Орска", МДОБУ "Детский сад N 221 г. Орска".
Анализ научно-методических ресурсов муниципальной системы дошкольного образования показал, что в 100% ДОУ имеется основная общеобразовательная программа, структура которой требует приведения в соответствие с федеральными государственными требованиями (вариативная часть).
Программно-методическое обеспечение основной общеобразовательной программы (инвариантная и вариативная часть) не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям (таблица).
Показатели на начало 2012 - 2013 учебный год |
в % |
Наличие основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
100 |
Программно-методическое обеспечение первой (инвариантной) части основной общеобразовательной программы (программы по направлениям развития ребенка-дошкольника) |
100 |
Программно-методическое обеспечение второй части (части, формируемой участниками образовательного процесса) основной общеобразовательной программы (авторские программы по направлениям развития ребенка-дошкольника) |
68 |
Программы учебные и учебно-методические пособия, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. |
76 |
Соблюдение федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
45 |
Качество образовательных программ для дошкольников представлено в таблице.
Показатели на начало 2012 - 2013 учебного года |
в % |
1 |
2 |
Соответствие содержания программ Закону РФ "Об образовании", Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, планируемым результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
30 |
Реализация личностно-ориентированного подхода к развитию и воспитанию дошкольников |
88 |
Наличие образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка", ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей |
100 |
Возможность организации детской жизни в таких формах, как специально организованная образовательная деятельность, нерегламентированные виды деятельности, свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня |
100 |
Оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников |
88 |
Построение программы с учетом специфичных для детей дошкольного возраста и видов деятельности (игровая деятельность, продуктивная деятельность, художественно-творческая деятельность и т.п.) |
72 |
Описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования |
15 |
Обеспечение допустимой (СанПиН) нагрузки на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации |
88 |
В ходе анализа качества дошкольного образования в условиях реализации ФГТ были выявлены следующие особенности. В образовательных учреждениях реализуется личностно ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников (88%), происходит пересмотр содержания дошкольного образования в соответствии с образовательными областями (30%). Однако по-прежнему отмечается наличие трудности в организации детской деятельности по принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей (игровая, совместная партнерская деятельность, самостоятельная) - 95%. Сохраняется ориентир на предметное обучение, обеспечивающее специальную готовность детей к школе. В связи с переуплотнением групп нарушается допустимая нагрузка на ребенка по СанПиН, что приводит к переутомлению и снижению качества дошкольного образования. Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ города показал недостаточность оснащения необходимым материалом и оборудованием в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям и гуманитарной направленности развивающей среды.
Анализ материально-технического ресурса муниципальной системы дошкольного образования показал наличие специализированных помещений в дошкольных учреждениях: кабинеты педагогов-психологов, физкультурные залы, бассейны, методические кабинеты, музыкальные залы, изостудии, кабинеты учителя-логопеда. Из них на достаточном уровне оснащены методические кабинеты, музыкальные залы, кабинеты изобразительной деятельности.
Необходимо дополнительное оснащение спортивным оборудованием, развивающим материалом кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов.
С целью обеспечения доступности, открытости, обмена информацией, создания электронной базы диагностических данных необходимо оснастить автоматизированное рабочее место педагогов в 84% ДОУ. Во всех учреждениях на 01.09.2013 г. оборудовано автоматизированное рабочее место старшего воспитателя. В 44% учреждений созданы автоматизированные рабочие места для административного персонала, имеющего программное обеспечение.
В 92% ДОУ в образовательном процессе широко используются технические средства обучения: магнитофон, DVD-проигрыватель, видеомагнитофон, музыкальный центр, телевизор. 3,2% ДОУ имеют интерактивную доску, проектор, оборудование для организации дистанционного обучения.
Наличие технических средств обучения в ДОУ представлено в таблице.
Показатели на начало 2012 - 2013 учебного года |
% оснащения |
|
Наличие ТСО в образовательном учреждении (магнитофон, DVD-проигрыватель, видеомагнитофон, музыкальный центр, телевизор, компьютер, МФУ, интерактивная доска, проектор и т.п.) |
56 |
|
Автоматизация рабочих мест педагогов ДОУ |
16 |
|
Наличие специализированных помещений |
Кабинет педагога-психолога |
32 |
Физкультурный зал |
31 |
|
Бассейн |
55 |
|
Методический кабинет |
94 |
|
|
Музыкальный зал |
86 |
Изостудия |
89 |
|
Кабинет учителя - логопеда |
42 |
|
Развивающая среда групп ДОУ |
88 |
Информационно-образовательная среда муниципальной системы дошкольного образования представлена в таблице.
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Наличие сайтов |
27% |
50% |
100% |
Наличие диссеминационных продуктов в сети |
10% |
24% |
38% |
Наличие медиатеки |
40% |
62% |
79% |
Современное состояние информационно-образовательной среды муниципальной системы дошкольного образования находится в стадии развития. В 54% ДОУ имеется доступ к сети Интернет. Информационные ресурсы широко используются педагогическими кадрами для диссеминации опыта работы учреждения и педагогов, создания и использования медиатеки в образовательном процессе, электронной базы данных детей дошкольного возраста, обмена информацией с использованием электронной почты, представления информации на сайте управления образования. В 3,2% ДОУ созданы сайты. С целью обеспечения открытости образовательной деятельности ДОУ для родителей и общественности планируется обеспечить доступ к сети Интернет, создать страничку ДОУ на сайте управления образования в течение 2014 г.
Анализ финансирования муниципальной системы дошкольного образования позволяет сделать следующие выводы.
За последние шесть лет осуществлен возврат зданий ранее перепрофилированных детских садов под иные услуги и открытие на их базе ДОУ при условии обязательного проведения капитальных и противоаварийных ремонтных работ: 2007 г. - в п. Степном (МДОБУ "Детский сад N 91 г. Орска") - 24 000 000,00 руб., 2008 г. - в п. Первомайском (МДОАУ "Детский сад N 31 г. Орска"), в Октябрьском районе города - МДОАУ "Детский сад N 46 г. Орска" (47 000 000,00 руб.); 2010 г. - ДОУ N 92 в п. Джанаталапе, МДОАУ "Детский сад N 95 г. Орска" - Октябрьский район, МДОАУ "Детский сад N 98 г. Орска" - ОЗТП (85 614 тыс. руб.); 2011 г. - в рамках ВЦП "Повышение доступности дошкольного образования в Оренбургской области на 2011 г." - 97159 тыс. руб., из них из муниципального бюджета - 14 574 тыс. руб. (Октябрьский район города - МДОАУ "Детский сад N 62 г. Орска", МДОАУ "Детский сад N 40 г. Орска", МДОАУ "Детский сад N 60 г. Орска", МДОАУ "Детский сад N 19 г. Орска", п. Крыловка - МДОАУ "Детский сад N 39 г. Орска").
На открытие дополнительных групп в действующих детских садах из бюджета города выделено: 2008 г. - 4 млн руб., 2009 г. - 5 млн руб., 2010 г. - 15600 тыс. руб., 2011 г - 17600 тыс. руб. Созданы группы на базе школ с проведением капитального и противоаварийных ремонтных работ: 2008 г. - в п. Новая Биофабрика 2 группы (1600 тыс. руб.), 2009 г. - 1 группа в п. Мирный и 1 группа в п. Крыловка (1600 тыс. руб.), 2010 г. - 1 группа в п. Крыловка (800 тыс. руб.), 2011 г. - 1 группа в п. Крыловка (800 тыс. руб.). На базе МДОАУ "Детский сад N 122" дополнительно открыты 2 группы.
Финансирование качества дошкольного образования на муниципальном уровне приведено в таблице.
Показатели |
2011 год |
2012 год |
Повышение квалификации и профессиональной переподготовки управленческих и педагогических работников муниципальной системы образования |
545550 |
656026 |
Оснащение предметно-развивающей среды ДОУ и дошкольных групп |
2835608,0 |
3196715,0 |
Закупка программно-методического обеспечения образовательной деятельности для ДОУ и дошкольных групп |
398 849,0 |
415 253,0 |
Мониторинг качества услуг дошкольного образования выявил, что 100% ДОУ имеют лицензию на образовательную деятельность.
Во всех ДОУ необходимо совершенствование системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ (таблица).
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Соответствие лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к ведению образовательной деятельности всех действующих учреждений, реализующих программы дошкольного образования |
+ |
+ |
+ |
Наличие системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения детьми программы дошкольного образования |
+ |
+ |
+ |
Мониторинг итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлен в таблице.
Виды психофизиологической готовности |
2011 год |
2012 год |
|
Доля детей с достаточным уровнем готовности к школе |
мотивационная |
95 |
92 |
интеллектуальная |
96 |
96 |
|
коммуникативная |
90 |
89 |
|
физическая |
97 |
98 |
|
социальная |
93 |
96 |
|
эмоционально-волевая |
79 |
82 |
Основные цели и задачи подпрограммы N 1
Цель и задачи подпрограммы N 1 на среднесрочный период определены с учётом законодательства Российской Федерации в сфере образования, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 г., целевой программы "Повышение доступности дошкольных образовательных услуг в Оренбургской области" до 2020 года.
Основной целью подпрограммы N 1 является повышение доступности и качества дошкольного образования в муниципальном образовании "Город Орск".
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
1. Развитие инфраструктуры учреждений, обеспечивающих доступность образовательных услуг в сфере дошкольного образования.
2. Совершенствование организационных структур дошкольного образования, обеспечивающих воспитание и обучение детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ.
3. Обеспечение удовлетворенности населения доступностью услуг дошкольного образования.
4. Внедрение эффективных механизмов управления качеством дошкольного образования.
5. Совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для дошкольного образования, обеспечивающей распространение современных моделей доступного и качественного дошкольного образования.
6. Соблюдение законодательства при начислении платы за содержание ребенка в ДОУ.
7. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, развитие коррекционного образования.
8. Внедрение новых организационно-финансовых механизмов развития системы дошкольного образования г. Орска.
9. Создание благоприятных условий и обеспечение безопасности воспитанников и сотрудников ДОУ.
10. Обеспечение условий для бесперебойной жизнедеятельности ДОУ.
Сроки и этапы реализации подпрограммы N 1
Срок реализации подпрограммы N 1 - 2014 - 2016 годы.
Предусмотрено выделение двух этапов:
1. 2014 - 2015 гг. - внесение изменений в действующие нормативные правовые акты в связи с обновлением регулирующих документов по отдельным направлениям развития системы дошкольного образования (примерный регламент и порядок проведения оценки качества образовательных условий в ДОУ, направленных на развитие способностей, стимулирующих инициативность, самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста; положение по стимулированию руководителей ДОУ, направленное на установление взаимосвязи между показателями качества предоставляемых муниципальных услуг учреждением и эффективностью деятельности руководителя ДОУ).
Приоритетным для данного периода является внедрение информационных технологий с целью родительского просвещения, презентация деятельности образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
2. 2015 - 2016 гг. - строительство ДОУ, возвращение в систему дошкольного образования города ранее перепрофилированных зданий детских садов, открытие новых дошкольных мест на базе образовательных учреждений, разработка и апробация новых форм, моделей и структур дошкольного образования, обновление и развитие материально-технической базы ДОУ города, что позволит повысить социально-экономическую эффективность программы и обеспечить 85% охват детей независимо от их места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья доступным и качественным дошкольным образованием, соответствующим современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития муниципального образования "Город Орск".
Для достижения поставленной цели подпрограммы N 1 применяются целевые индикаторы с указанием исходного показателя базового года и целевого значения индикатора согласно таблице.
Перечень
целевых индикаторов подпрограммы N 1
N п/п |
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Исходные показатели базового года |
Целевое значения индикатора |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
1 |
Количество дополнительно созданных мест в образовательных организациях для приема детей дошкольного возраста |
ед. |
1270 |
1773 |
1933 |
1250 |
2 |
Охват детей дошкольным образованием |
% |
70 |
73 |
79,3 |
100 |
3 |
Количество детей дошкольного возраста (3 - 7 лет), посещающих дошкольные учреждения |
ед. |
12405 |
13675 |
15448 |
17381 |
4 |
Уровень удовлетворенности населения доступностью услуг дошкольного образования |
% |
65 |
70 |
85 |
95 |
5 |
Уровень соответствия дошкольного образования современным стандартам |
% |
68,1 |
69 |
70 |
75 |
6 |
Уровень удовлетворенности населения качеством услуг дошкольного образования |
% |
93,0 |
95 |
95 |
95 |
7 |
Обеспеченность ДОУ условиями для сохранения и укрепления здоровья воспитанников |
% |
38,7 |
39,5 |
40,1 |
41,0 |
8 |
Рост количества ДОУ, внедряющих новые организационно-финансовые механизмы развития ДОО |
% |
80 |
82,0 |
82,5 |
83,0 |
9 |
Повышение уровня материально-технической базы ДОУ |
% |
95 |
96,8 |
97,0 |
97,3 |
Система мероприятий подпрограммы N 1 скоординирована по срокам, ресурсам и исполнителям.
Перечень подпрограммных мероприятий реализуется по шести направлениям:
1. Обеспечение доступности и качества дошкольного образования.
2. Внедрение эффективных механизмов управления качеством дошкольного образования.
3. Плата родителей (законных представителей) за содержание ребенка в ДОУ.
4. Создание в ДОУ условий для сохранения и укрепления здоровья.
5. Внедрение новых организационно-финансовых механизмов развития муниципальной системы дошкольного образования.
6. Модернизация материально-технической базы ДОУ.
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 20 февраля 2014 г. N 939-п раздел "Перечень основных мероприятий подпрограммы N 1" настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
Перечень основных мероприятий подпрограммы N 1
N п/п |
Мероприятия подпрограммы N 1 |
Срок |
Исполнитель |
Объем финансирования, тыс. руб. |
|||||||||
начала реализации |
окончания реализации |
всего за 2014 - 2016 годы |
в том числе по годам |
||||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||||||||
ГБ |
ИС |
ГБ |
ИС |
ГБ |
ИС |
ГБ |
ИС |
||||||
1 |
Предоставление дошкольного образования |
Ежегодно, на протяжении действия подпрограммы N 1, с 01 января по 31 декабря |
ДОУ |
77107010116001 |
1399789,00 |
|
467183,00 |
|
489674,00 |
|
442932,00 |
|
|
2 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности - строительство детского сада |
Ежегодно, на протяжении действия подпрограммы N 1, с 01 января по 31 декабря |
УО |
77107090114001 |
14682,00 |
|
14682,00 |
|
0,00 |
|
0,00 |
|
|
3 |
Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования детей в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования |
Ежегодно, на протяжении действия подпрограммы N 1, с 01 января по 31 декабря |
УО |
77107010118024 |
936893,40 |
|
307048,30 |
|
312272,30 |
|
317572,80 |
|
|
4 |
Осуществление переданных полномочий по воспитанию и обучению детей-инвалидов в образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, а также предоставлению компенсации затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому |
Ежегодно, на протяжении действия подпрограммы N 1, с 01 января по 31 декабря |
УО |
77107010118026 |
8912,40 |
|
2920,90 |
|
2970,50 |
|
3021,00 |
|
|
5 |
Осуществление переданных полномочий по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях |
Ежегодно, на протяжении действия подпрограммы N 1, с 01 января по 31 декабря |
УО |
77107010118027 |
1092,10 |
|
357,90 |
|
364,00 |
|
370,20 |
|
|
Всего: |
|
2361368,90 |
|
792192,10 |
|
805280,80 |
|
763896,00 |
|
Оценка эффективности подпрограммы N 1
Оценка подпрограммы N 1 проводится в соответствии с порядком контроля и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ, утвержденным постановлением администрации города Орска от 20 августа 2013 года N 6082-п "Об утверждении Положения о муниципальных программах города Орска"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.