Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к государственной программе
"Охрана окружающей среды
Оренбургской области"
Подпрограмма I
"Регулирование качества окружающей среды и оздоровление экологической обстановки Оренбургской области"
4 июля, 25 декабря 2019 г., 25 августа, 16 ноября 2020 г.
Паспорт изменен с 20 ноября 2020 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 16 ноября 2020 г. N 946-пп
Паспорт подпрограммы I
"Регулирование качества окружающей среды и оздоровление экологической обстановки Оренбургской области"
(далее - подпрограмма)
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Основной вклад в загрязнение окружающей среды Оренбургской области вносят предприятия топливно-энергетического, металлургического, химического, машиностроительного, строительного комплексов, автотранспорт, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство.
Валовой выброс загрязняющих веществ по области в 2017 году составил 475,1 тыс. тонн (по сравнению с 2006 годом отмечается снижение загрязнения воздушного бассейна на 46,2 процента).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, установлена необходимость достижения такого целевого ориентира, как сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения# не менее чем в 5 раз к 2020 году и сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, не менее чем в 4 раза. С 2006 по 2017 годы снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу г. Орска составило в 11 раз, г. Медногорска - 16,6 раза.
На протяжении многих лет город Медногорск являлся одним из наиболее загрязненных городов Оренбургской области. Неблагоприятная экологическая обстановка формируется преимущественно под влиянием выбросов общества с ограниченной ответственностью "Медногорский медно-серный комбинат".
В целом, по спектру и концентрации загрязняющих веществ, степень загрязнения атмосферного воздуха в городе оценивается как "повышенная". Необходимо отметить, что случаев высокого (более 5 ПДК) и экстремально высокого (более 10 ПДК) загрязнения атмосферного воздуха не регистрировалось.
С 2006 по 2017 годы объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города Медногорска был снижен в 16,5 раза и составляет 7,32 тыс. тонн в год (в 2006 году - 120,9 тыс. тонн). При этом эффективность улавливания и очистки в последние годы достигает 95 процентов.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" разработан проект комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города Медногорска.
В такой обстановке очень высока важность деятельности природоохранных органов. На территории области, где действуют более 6 тыс. предприятий и разрабатываются более 140 месторождений нефти и газа, более 120 месторождений ОПИ, требуется постоянный экологический надзор.
Своевременная и достоверная информация о состоянии окружающей среды является необходимой для эффективного функционирования системы регионального государственного экологического надзора.
В связи с необходимостью выполнения работ и оказания услуг природоохранного назначения, в целях обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Оренбургской области и проведения обследований объектов хозяйственной и иной деятельности в части соблюдения ими природоохранного законодательства по поручению органов исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченных на осуществление государственного экологического надзора, создано ГБУ "Экослужба Оренбургской области", являющееся государственной некоммерческой организацией. В составе ГБУ "Экослужба Оренбургской области" функционируют специализированные лаборатории обеспечения государственного экологического надзора, расположенные в городах Оренбурге, Орске, Бузулуке. Такие лаборатории выполняют количественный химический анализ и измерения показателей состава и свойств объектов окружающей среды, включая отбор проб данных объектов. Результаты, полученные структурными подразделениями ГБУ "Экослужба Оренбургской области", предназначены для обеспечения аналитической информацией органов исполнительбной# власти Оренбургской области.
Инженеры-экологи участвуют в проверках предприятий и организаций различных форм собственности, обследованиях ООПТ, мест размещения отходов, оценивают степень воздействия объектов на состояние окружающей среды, осуществляют формирование банка данных и ведение регионального кадастра отходов Оренбургской области, осуществляют сбор, обработку, обновление и представление в МПР области сведений об ООПТ областного значения для ведения государственного кадастра ООПТ Оренбургской области. При обнаружении допущенных нарушений требований природоохранного законодательства информация о выявленных нарушениях передается ГБУ "Экослужба Оренбургской области" контролирующим природоохранным органам.
На базе ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" создана и успешно функционирует территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды (ТСН). Система представлена 10 стационарными и 4 передвижными постами контроля состояния атмосферного воздуха.
Стационарные посты наблюдения, представленные автоматизированными станциями контроля атмосферного воздуха "СКАТ", расположены с учетом розы ветров в районах, наиболее подверженных влиянию выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий, и выполняют исследования путем непрерывной регистрации данных с помощью автоматических устройств. Все результаты измерений, получаемые с каждого поста, в режиме реального времени передаются на единый диспетчерский пульт, где осуществляется анализ и обработка данных.
Территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды области интегрирована в единую систему государственного экологического мониторинга.
Для расширения и укрепления материальной базы, повышения качества выполняемых работ необходимы средства на расходные материалы и приобретение оборудования.
В целях предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду МПР области осуществляются отдельные полномочия Российской Федерации в области экологической экспертизы.
Информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, предназначенная для органов исполнительной власти, учреждений, предприятий промышленности и сельского хозяйства Оренбургской области, - это текущие и прогнозные результаты гидрометеорологических наблюдений, и наблюдения за загрязнением окружающей среды. Целью проведения данных работ является информационное обеспечение управленческих решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, успешное функционирование отраслей экономики, обеспечение защиты жизни и здоровья населения, снижение экономического ущерба от опасных гидрометеорологических явлений и загрязнения окружающей природной среды Оренбургской области.
Начиная с 2014 года в воде подземных источников ряда населенных пунктов восточных районов Оренбургской области в ходе мониторинговых исследований стали фиксироваться случаи превышения критериев предварительной оценки качества питьевой воды по показателям радиационной безопасности. Результаты анализа показали превышения удельной суммарной альфа-активности и значительные превышения удельной активности радона-222 в подземных водах.
С расширением исследований на территории восточных районов области выявляются новые населенные пункты с повышенным содержанием радона в воде подземных источников водоснабжения.
Причиной резкого увеличения ПРН в подземных водах области стали, вероятно, тектонические и геологические процессы, происходящие в земной коре. При этом необходимо отметить, что подземные воды являются единственным источником водоснабжения для населения этой части Оренбургской области.
Критическим путем облучения населения за счет радона, содержащегося в питьевой воде, является переход радона в воздух помещений и последующее ингаляционное поступление дочерних продуктов его распада в организм. Поэтому для оценки целесообразности применения и использования установок для аэрации воды в ряде населенных пунктов необходимо оценить уровни содержания радона в воздухе помещений, особенно связанных с использованием воды.
В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года стратегической целью государственной политики в данной сфере является решение социально-экономических задач, обеспечивающих сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с разделом 11 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основным приоритетом государственной политики в сфере мониторинга загрязнения окружающей среды является информационная поддержка решения задач по обеспечению экологической безопасности экономики и экологии человека.
Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года определяет целью региональной экологической политики улучшение качества природной среды и условий жизни населения, снижение экологической нагрузки на природные комплексы области, внедрение экономических механизмов рационального природопользования.
Устойчивое развитие Оренбургской области, улучшение качества жизни и здоровья ее населения могут быть обеспечены при условии сохранения природно-территориальных комплексов и создания соответствующего качества окружающей среды. Сохранение и восстановление данных комплексов являются одним из приоритетных направлений деятельности МПР области.
Цель подпрограммы - оздоровление экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности на территории Оренбургской области.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
пропаганда экологических знаний;
поддержание эффективного функционирования и совершенствование системы регионального государственного экологического надзора;
проведение государственной экологической экспертизы регионального уровня и повышение ее эффективности;
информационное обеспечение управленческих решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, успешное функционирование отраслей экономики, обеспечение защиты жизни и здоровья населения, снижение экономического ущерба от опасных гидрометеорологических явлений и загрязнения окружающей среды Оренбургской области;
снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников в атмосферу города Медногорска;
улучшение экологического состояния компонентов городской среды.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить:
проведение экспертных работ по обследованию ООПТ и объектов, негативно воздействующих на окружающую среду;
реализацию мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду;
проведение государственной экологической экспертизы регионального уровня;
получение и обработку информационного материала в виде ежемесячных и годового обзоров состояния загрязнения окружающей среды;
перевод 537 тыс. га земель в сельскохозяйственный оборот, снижение расхода воды на 5,4 млн. куб. метров, переработка попутного нефтяного газа в объеме 12,5 млрд. куб. метров;
снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников в атмосферу города Медногорска на 0,692 тыс. тонн.
2. Показатели (индикаторы) подпрограммы
Показателями (индикаторами) подпрограммы являются:
1) количество проведенных мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Значение данного показателя (индикатора) определяется в соответствии с количеством проб компонентов окружающей среды и мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, согласно данным государственного задания ГБУ "Экослужба Оренбургской области";
2) количество городов, в границах которых созданы лесопарковые зеленые пояса.
Значение данного показателя (индикатора) определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами о создании лесопарковых зеленых поясов;
3) количество проведенных мероприятий экологической направленности, в том числе публикаций в средствах массовой информации по экологическому просвещению и формированию экологической культуры населения области.
Значение данного показателя (индикатора) определяется на основании отчетов муниципальных образований Оренбургской области и участников мероприятий о проведенных мероприятиях экологической направленности, мониторинга публикаций в СМИ, факта размещения государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды в Оренбургской области" на сайте МПР области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также количеством проведенных иных мероприятий экологической направленности;
4) доля предоставленной специализированной информации в сферах наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в запланированной к предоставлению.
Значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- доля представленной специализированной информации в сферах наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в запланированной к представлению;
- количество представленной специализированной информации в сферах наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (полученные ежемесячные обзоры состояния загрязнения окружающей среды согласно заключенному контракту);
- количество запланированной к представлению специализированной информации в сферах наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (ежемесячные обзоры состояния загрязнения окружающей среды согласно заключенному контракту);
5) доля заключений государственной экологической экспертизы регионального уровня, отмененных в судебном порядке, в общем количестве заключений государственной экологической экспертизы регионального уровня.
Значение данного показателя (индикатора) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- доля заключений государственной экологической экспертизы регионального уровня, отмененных в судебном порядке, в общем количестве заключений государственной экологической экспертизы регионального уровня;
- количество заключений государственной экологической экспертизы регионального уровня, отмененных в судебном порядке;
- общее количество заключений государственной экологической экспертизы регионального уровня, определяемое в соответствии с распоряжениями МПР области об организации и проведении ГЭЭ;
6) снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городе Медногорске за отчетный год.
Значение данного показателя (индикатора) соответствует данным федерального статистического наблюдения (форма N 2-ТП (воздух) (годовая) "Сведения об охране атмосферного воздуха"), которые формируются в первом полугодии года, следующего за отчетным годом;
Раздел 2 дополнен пунктом 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.