Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 17 марта 2014 г. N 2.8-19/02968@
"О направлении материала для размещения"
Управление ФНС России по Рязанской области (далее - УФНС) направляет для размещения в региональной базе данных письмо УФНС от 14.03.2014 N 2.13-33/02828, содержащее "Разъяснения (рекомендации) о мерах по мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами".
И.о. заместителя руководителя, |
А.В. Лащенов |
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 14 марта 2014 г. N 2.13-33/02828
"Об администрировании земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами"
В Управление ФНС России по Рязанской области (далее - УФНС) поступила информация из Администрации городского округа Рязань по вопросу о порядке исчисления земельного налога (далее - налог) в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами.
В целях организации деятельности подведомственных УФНС территориальных налоговых органов (далее - налоговые инспекции), а также исполнения пункта 2.5 Типового (рекомендуемого) Плана мероприятий ("дорожная карта") по мобилизации дополнительных налоговых доходов бюджета муниципального образования, утвержденного приказом УФНС от 27.02.2014 N 2.1-05-2.13/57@, направляем прилагаемые "Разъяснения (рекомендации) о мерах по мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами".
Начальникам (и.о. начальника) налоговых инспекций необходимо обеспечить изучение и применение положений настоящего письма должностными лицами налоговых инспекций, осуществляющими администрирование налога по обязательствам юридических и физических лиц, а также довести настоящее письмо до сведения органов местного самоуправления, расположенных на подведомственной территории.
И.о. руководителя УФНС России по Рязанской области |
В.А. Морозов |
Приложение
к письму
УФНС России
по Рязанской области
от 14 марта 2014 г. N 2.13-33/02828
(рекомендуемое)
Разъяснения (рекомендации)
о мерах по мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами(1)
1. По вопросу об определении налогоплательщиков и расчете размера доли в праве собственности в отношении земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (далее - кадастровый учет) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее также - Участок), переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 а также в письмах Минэкономразвития России от 16.10.2009 N Д23-3410, от 06.10.2010 N Д23-4017, от 01.06.2011 N Д23-2342 и Минфина России от 02.02.2011 N 03-05-05-02/06, переход Участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связывается с завершением процесса формирования Участка и проведения его кадастрового учета и не требует обязательной государственной регистрации права общей долевой собственности на Участок у собственников помещений в многоквартирном доме.
В данном случае право общей долевой собственности на общее имущество, входящее в состав многоквартирного дома, включая Участок, принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме в силу федерального закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Таким образом, если Участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет, то собственник жилого и (или) нежилого помещения, находящегося в этом доме, признается в отношении такого Участка налогоплательщиком земельного налога (далее - налог), поскольку иное не предусмотрено налоговым законодательством (например, наличие заявленной льготы по уплате налога и т.п.).
Вместе с тем, сведения об Участке, предоставляемые в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут не содержать информации о зарегистрированных в ЕГРП правах на Участок, поскольку в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права на земельный участок носит заявительный характер и, как правило, представление документом-оснований для такой регистрации зависит от волеизъявления правообладателя земельного участка.
В связи с изложенным в письме Минфина России от 25.02.2010 N 03-05-04-02/21 сообщалось о том, что налоговые органы вправе при исчислении налога в отношении Участка использовать информацию о долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая поставленный на кадастровый учет Участок, предоставляемую органами муниципальных образований, с учетом положения статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Учитывая, что до настоящего времени нормативно не установлен формат для предоставления из органов местного самоуправления в налоговые органы вышеуказанных сведений (включая сведения, предусмотренные пунктом 9.2 статьи 85 Налогового кодекса), по соглашению между налоговыми инспекциями и заинтересованными органами местного самоуправления в качестве формата передачи сведений о расчете долей в праве собственности на Участок органами местного самоуправления может быть использован формат, ранее установленный приказом Минфина России от 23.03.2006 N 47н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" и рекомендаций по ее заполнению".
Полученные сведения подлежат вводу в базу данных налогового органа для дальнейшего администрирования налога в отношении Участка с момента его постановки на кадастровый учет.
В целях администрирования налога для ситуаций, когда право долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (включая Участок) не зарегистрировано в ЕГРП, вопросы определения размера доли в праве собственности в отношении Участка, также разъяснялись в письмах Минфина России от 26.12.2006 N 03-06-02-02/154 и от 17.05.2007 N 03-05-05-02/33.
2. По вопросу об определении ставки налога в отношении Участка
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Жилищный кодекс различает понятия "жилого помещения", "нежилого помещения" и "общего имущества в многоквартирном доме".
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Жилищного кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно пункту 6 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, магазины, офисы, гаражи и другие объекты, расположенные в нежилых помещениях, находящихся в многоквартирном доме, не относятся к объектам жилищного фонда.
В соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Участок, занятый многоквартирным домом, который сформирован и в отношении которого проведен кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Поэтому, если Участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен кадастровый учет, то собственникам нежилых помещений (магазинов, офисов, гаражей и др.), находящихся в этом доме, принадлежит доля в праве на этот Участок.
Учитывая изложенное, в отношении доли в праве на Участок, приходящейся на нежилые помещения в многоквартирном доме, налоговая ставка, установленная на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса (не более 0,3 процентов от кадастровой стоимости), не применяется, при этом должна применяться ставка для "прочих" земель (указанный вывод содержится в письме Минфина России от 17.05.2007 N 03-05-05-02/33).
В связи с этим налоговым органам необходимо понимать какая именно доля в праве на Участок приходится в отношении собственников нежилых помещений в многоквартирном доме.
3. По вопросу о расчете налога за Участок, занятый многоквартирным домом, в котором имеются помещения, принадлежащие организации
Положениями статьи 391 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного участка, пропорционально его доле в общей собственности.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П отмечалось, что из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" вытекает, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного участка в соответствии с требованиями законодательства и проведения его кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный участок в ЕГРП не требуется.
В связи с изложенным, организации-собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, сформированных и поставленных на кадастровый учет, должны в установленном порядке исполнять обязанность по уплате земельного налога и представлению налоговой декларации, в т.ч. с получением сведений о налоговой базе и расчетом доли в праве на указанный Участок.
Приложение: рекомендуемый вариант муниципального правового акта по вопросу о формировании Участка и определении размера доли в праве на Участок
______________________________
(1) Настоящие рекомендации направлены на оказание практической помощи территориальным налоговым органам УФНС России по Рязанской области, имеют сугубо информационно-справочный характер, не содержат новых правовых норм и официальных (общеобязательных) разъяснений законодательства и не могут рассматриваться препятствующими непосредственному применению положений нормативных правовых актов.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Рекомендуемый вариант
муниципального правового акта по вопросу о формировании Участка и
определении размера доли в праве на Участок
Постановление/Распоряжение
"___" ____________ г. N _______
"О формировании земельного участка,
на котором расположен многоквартирный
дом и иные входящие в состав такого
дома объекты недвижимого имущества"
На основании статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О
введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 36
Земельного кодекса Российской Федерации, рассмотрев заявление ___________
от "___" __________ г. N __________ о формировании земельного участка, на
котором расположен многоквартирный дом, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Схему расположения земельного участка
площадью ... кв. м(2) на кадастровом плане/кадастровой карте
соответствующей территории, на котором расположен многоквартирный дом и
входящие в состав такого дома объект недвижимого имущества (далее -
Участок), находящийся по адресу: ...
2. Отнести Участок к категории земель: ...; определить вид
разрешенного использования Участка: ...(3).
3. Комитету по управлению муниципальным имуществом /вариант/
обеспечить выполнение кадастровых работ для постановки Участка на
государственный кадастровый учет, а также обратиться с заявлением в орган
(учреждение), уполномоченный на осуществление деятельности по ведению
государственного кадастра недвижимости и государственному кадастровому
учету недвижимого имущества, за проведением государственного кадастрового
учета Участка.
4. Установить, что с момента проведения государственного
кадастрового учета Участок переходит бесплатно в общую долевую
собственность собственников помещений в многоквартирном доме,
расположенном по адресу: ..., в соответствии с прилагаемым списком.
5. Комитету по управлению муниципальным имуществом /вариант/:
- в трехдневный срок после постановки Участка на государственный
кадастровый учет направить копию настоящего постановления/распоряжения, а
также сведения об Участке в налоговый орган (Инспекция ФНС России ...)
для обеспечения взимания земельного налога в соответствии с
законодательством о налогах и сборах;
- в случае изменения в сведениях о собственниках Участка,
содержащихся в настоящем постановлении/распоряжении (пункт 4),
в 10-дневный срок информировать об этом налоговый орган в соответствии с
пунктом 9.2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
______________________________
(2) Конкретный размер земельного участка может рассчитываться в
соответствии с приказом Минземстроя России от 26.08.1998 N 59 "Об
утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров
земельных участков в кондоминиумах", поскольку иное не предусмотрено
законодательством.
(3)
Возможные условия определения вида разрешенного использования Участка |
Рекомендуемый (возможный) вариант определения вида разрешенного использования Участка, принимая во внимание разъяснения Минфина России от Минфина России от 17.05.2007 N 03-05-05-02/33 |
1. Многоквартирный дом из числа объектов многоэтажной жилой застройки без помещений нежилого назначения, не связанных с обслуживанием дома |
"Земельный участок, предназначен для размещения и эксплуатации многоквартирного дома многоэтажной жилой застройки" |
2. Многоквартирный дом из числа объектов многоэтажной жилой застройки с помещением нежилого назначения, не связанного с обслуживанием дома (например, магазин мелкорозничной торговли) |
"Земельный участок, предназначен для размещения и эксплуатации многоквартирного дома многоэтажной жилой застройки, включающего нежилое помещение для коммерческого использования - магазин мелкорозничной торговли общей площадью ... кв. м" |
3. Многоквартирный дом из числа объектов индивидуальной жилой застройки без помещений нежилого назначения, не связанных с обслуживанием дома |
"Земельный участок, предназначен для размещения и эксплуатации многоквартирного дома - объекта индивидуального жилищного строительства" |
4. Многоквартирный дом из числа объектов индивидуальной жилой застройки с помещением нежилого назначения, не связанного с обслуживанием дома (например, ателье) |
"Земельный участок, предназначен для размещения и эксплуатации многоквартирного дома - объекта индивидуального жилищного строительства, включающего нежилое помещение ателье общей площадью ... кв. м" |
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение
к постановлению/распоряжению
от "___" ___________ г.
N _________
Список
собственников помещений в многоквартирном доме,
расположенном по адресу: ..., которым передан
в общую долевую собственность Участок
N |
Фамилия, имя, отчество (при наличии), год рождения/Наименование юридического лица, ОГРН |
Реквизиты документа, удостоверяющего личность/ИНН (при наличии) |
Площадь и номер квартиры |
Размер доли в праве собственности на Участок |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 17 марта 2014 г. N 2.8-19/02968@ "О направлении материала для размещения"
Текст письма официально опубликован не был