Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определены главные направления государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности:
- усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков;
- совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью;
- повышение эффективности защиты прав и законных интересов граждан.
Несмотря на определенную стабилизацию, в последнее десятилетие экономической и политической обстановки в Российской Федерации, задача защиты общества и граждан от правонарушений и преступных посягательств остается весьма актуальной. Продолжающийся рост преступности, повышение ее уровня, присущие ей общественно опасные тенденции оказывают отрицательное влияние на все стороны жизнедеятельности государства и общества, серьезно тормозят социально-экономические и политические преобразования.
Дальнейшая криминализация общественных отношений может стать непреодолимой преградой стабилизации общества. Чтобы не допустить этого и взять криминальную ситуацию под контроль, необходимо последовательно реализовывать взвешенную государственную политику борьбы с преступностью, одним из важнейших направлений которой являются предупреждение и профилактика преступлений и правонарушений. Решение проблемы только силами органов внутренних дел невозможно, так как возложенная на них функция по предупреждению преступлений зачастую выходит за пределы правовой и организационной компетенции их подразделений.
Обеспечению государственной и общественной безопасности будет способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, создание единой государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений. Для повышение уровня межведомственного взаимодействия с федеральными органами государственной власти по профилактике терроризма, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления принимают участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах муниципального образования.
Обеспечение безопасности и правопорядка, защиту граждан от преступных посягательств, на территории муниципального образования город Ноябрьск предполагается осуществить за счёт:
- совершенствования организации взаимодействия органов местного самоуправления и правоохранительных органов в сфере профилактики правонарушений;
- совершенствования многоуровневой системы профилактики правонарушений на территории муниципального образования город Ноябрьск;
- профилактики преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних, в первую очередь путём вовлечения подростков "группы риска" в занятия интерактивными видами спорта, развитие волонтёрского и наставнического движений, пропаганда законопослушного образа жизни;
- снижения рецидивной и уличной преступности, привлечение общественных объединений и граждан к охране общественного порядка.
На протяжении ряда лет в городе Ноябрьске осуществляется комплекс мероприятий, направленных на объединение усилий органов местного самоуправления и правоохранительных органов по выстраиванию единой многоуровневой системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности.
От чёткости и слаженности действий всех ветвей власти, умения принимать выверенные решения и грамотно анализировать ситуацию зависит обеспечение общественной безопасности, защита прав и интересов жителей города, результативность борьбы с криминальной угрозой.
В целях обеспечения качественно нового подхода к обеспечению безопасности общественного порядка с 2011 года в рамках окружной долгосрочной целевой программы "Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 - 2013 годы" начато внедрение комплексной интегрированной системы безопасности (далее - КИСБ).
В настоящее время данная система внедрена в городе Ноябрьске.
КИСБ организует межведомственное взаимодействие органов местного самоуправления и правоохранительных органов, предприятий и организаций, действующих на территории муниципального образования город Ноябрьск. В этой связи необходимо осуществить мероприятия по дальнейшему расширению возможностей КИСБ с интеграцией в нее существующих АПК "Безопасный город", функционирующих на территории муниципального образования город Ноябрьск, создать единые центры мониторинга, в которые будут поступать данные с камер систем видеонаблюдения и автоматизированных комплексов фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения АПК "Безопасный город".
Работа центров мониторинга позволит осуществить видеоконтроль за обстановкой, предупреждать чрезвычайные ситуации и своевременно реагировать на происшествия в городе Ноябрьск.
Промышленный прогресс последних десятилетий способствовал стремительному росту населения муниципального образования город Ноябрьск за счет притока трудовой миграций. Кроме того, динамика миграционных потоков в городе и перспективы развития экономики региона однозначно говорят о дальнейшем увеличении числа прибывающих в автономный округ иностранных граждан, что на протяжении пяти лет имеет устойчивую тенденцию к увеличению.
В настоящее время в связи с массовостью и социальной значимостью исполнения государственных услуг и функций в первую очередь в сфере паспортной работы и регистрационного учета граждан необходимо повышать качество взаимодействия подразделений Федеральной миграционной службы России с гражданами и организациями.
Оценивая криминальную ситуацию и прогнозируя возможные тенденции ее развития, также следует учитывать, что преступности присуща определенная инерционность, то есть усилия, предпринимаемые государством в этой сфере, даже при условии их высокой эффективности, оказывают положительное влияние с запозданием на несколько лет.
Разработанная подпрограмма учитывает положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 683, главными направлениями государственной политики на долгосрочную перспективу определены усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "от 31 декабря 2015 г. N 683"
Мероприятия подпрограммы определены в соответствии со стратегическими направлениями социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2025 года, системой ориентиров, задающих целенаправленное движение к неуклонному росту качества жизни населения и повышения устойчивости экономики до 2025 года. Для реализации Стратегии важно сохранение высокого уровня комплексной безопасности муниципального образования город Ноябрьск.
Таким образом, подготовка подпрограммы "Обеспечение правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений на территории муниципального образования город Ноябрьск" на 2014 - 2025 годы обусловлена необходимостью реализации полномочий муниципального образования город Ноябрьск по решению вопросов местного значения, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, а также осуществление добровольной народной дружиной.
К вопросам местного значения городского округа в соответствии с пунктами 7.1, 9 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа, и организация охраны общественного порядка на территории городского округа. Данная Программа призвана решить ряд задач по воссозданию системы социальной профилактики правонарушений, обозначенных в решении Коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе от 29.03.2004 N 1, в Поручении Президента Российской Федерации от 26.09.2005 N ПР-1564 "О создании государственной системы профилактики правонарушений".
Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, административных правонарушений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, обеспечение личной безопасности граждан, защита всех форм собственности, оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" являются задачами полиции.
Комплексный анализ криминогенной ситуации на территории муниципального образования город Ноябрьск свидетельствует об определенных положительных изменениях на основных направлениях борьбы с преступностью. Во многом стабилизации борьбы с преступностью, повышению уровня проводимой сотрудниками территориального органа внутренних дел профилактической работы способствовала реализация "Комплексной целевой программы по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2005 - 2007 годы", "Комплексной целевой программы по усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений на территории муниципального образования город Ноябрьск на 2007 - 2008 годы", "Комплексной целевой программы по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы", а также предпринятые Администрацией города Ноябрьска меры по укреплению материально-технической базы УВД по г. Ноябрьск (в настоящее время - ОМВД России по г. Ноябрьску), прежде всего отдела участковых уполномоченных милиции и отделения по делам несовершеннолетних.
Правовое регулирование деятельности народных дружин на территории муниципального образования город Ноябрьск осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 959 "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации" и утверждено постановлением Администрации города от 05.06.2013 N П-634 "Об утверждении Положения о добровольных формированиях населения по охране общественного порядка на территории муниципального образования город Ноябрьск".
Важнейшей целью социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск является повышение уровня обеспечения общественной безопасности с привлечением населения согласно постановлению Администрации города Ноябрьска от 05.06.2013 N П-634 "Об утверждении Положения о добровольных формированиях населения по охране общественного порядка на территории муниципального образования город Ноябрьск" к участию в добровольной народной дружине. Основным фактором, оказывающим наибольшее отрицательное влияние на криминогенную ситуацию, является: ухудшение социально-экономической обстановки, отсутствие законодательной базы.
Подпрограмма "Обеспечение правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений на территории муниципального образования город Ноябрьск" на 2014 - 2025 годы включает перечень программных мероприятий, выполнение которых позволит обеспечить пресечение правонарушений, в охране общественного порядка на территории муниципального образования город Ноябрьск и увеличить уровень привлечения граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, а также содействие в реализации государственной политики в сфере противодействия преступности.
Существует ряд причин и условий, способствующих совершению правонарушений в местах массового пребывания людей, что, в свою очередь, требует принятия дополнительных мер по их устранению, прежде всего в плане формирования институтов социальной реабилитации граждан, вовлечения в профилактику правонарушений представителей общественных организаций, объединений граждан. Необходим комплексный подход к осуществлению профилактической работы, как со стороны органов внутренних дел, так и со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Необходимым условием успешного решения задач профилактики правонарушений является расширение круга субъектов профилактики преступлений и правонарушений путем включения в их состав представителей общественных организаций, объединений граждан и религиозных конфессий.
Непременным условием поддержания правопорядка на должном уровне являются комплексный подход в организации работы по профилактике преступлений и правонарушений, активное участие общественности. Эффективным механизмом решения проблем профилактики правонарушений являются программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач, перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и их увязка с реальными возможностями местного бюджета. Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.