Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Основные итоги социально-экономического развития муниципального образования город Новый Уренгой
1.1. Общие индикаторы развития экономики
Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования город Новый Уренгой за 2010 - 2013 годы сложились на следующем уровне:
Таблица 1
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013 в % к 2012 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Постоянное население по состоянию на конец года |
Тыс. чел. |
105,5 |
112,2 |
116,5 |
115,8 |
99,4 |
Количество предприятий и организаций |
Ед. |
3 577 |
3 511 |
3 482 |
3 456 |
99,3 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупными организациями и субъектами среднего предпринимательства |
% к уровню предыдущего года |
91,0 |
109,3 |
60,6 |
137,3 |
226,6 |
Объем работ по виду деятельности "строительство" |
Млн. руб. |
25 929,8 |
28 022,4 |
17 493,3 |
14 549,9 |
83,2 |
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования |
Тыс. кв. м. общей площади |
23,1 |
28,8 |
38,6 |
21,8 |
56,6 |
Инвестиции в основной капитал |
Млн. руб. |
35 634,2* |
67 731,2* |
63 551,7* |
58 875,2 |
92,6 |
Оборот розничной торговли через все каналы реализации |
Млн. руб. |
24 471,4* |
27 844,9* |
30 086,3* |
30 406,0 |
101,1 |
Оборот общественного питания |
Млн. руб |
3 876,2 |
3 818,7 |
3 844,0 |
4 140,6 |
107,7 |
Объем платных услуг населению |
Млн. Руб. |
8 007,0 |
8 135,9 |
8 679,8 |
н/д |
|
Грузооборот транспорта |
Млн. т. км |
236,2 |
246,0 |
242,5 |
206,7 |
85,3 |
Пассажирооборот автобусов общего пользования |
Тыс. пасс.-км |
124 178,4 |
134 433,4 |
176 445,4 |
75 393,5 |
42,7 |
Среднесписочная численность работников крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства: |
Чел. |
62 367* |
60 951 |
60 483* |
60 369 |
99,8 |
в том числе по отрасли "Добыча полезных ископаемых" |
Чел. |
12 507 |
12 654 |
12 063* |
12 268 |
101,7 |
Среднемесячная начисленная заработная плата на одного работника крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства |
Руб. |
59 146,1* |
65 236,6 |
71 015,0* |
79 518,6 |
112,0 |
в том числе по отрасли "Добыча полезных ископаемых" |
Руб. |
104 258,3* |
103 884,0 |
112 751,3* |
125 720,9 |
111,5 |
Просроченная задолженность по заработной плате по крупным и средним предприятиям (без субъектов малого предпринимательства) на конец года |
Млн. руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
Численность официально зарегистрированных безработных по состоянию на конец года |
Чел. |
719 |
491 |
348 |
296 |
85,1 |
Нагрузка незанятого населения, обратившегося в государственное учреждение службы занятости, на одну заявленную вакансию |
Чел. |
0,8 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
66,7 |
Финансовый результат (прибыль(+), убыток (-) организаций, без субъектов малого предпринимательства |
Млн. руб. |
8 323,1 |
23 254,2 |
41 740,0 |
11 747,5 |
28,1 |
Прибыль прибыльных предприятий |
Млн. руб. |
19 690,7 |
36 940,8 |
46 799,4 |
34 513,0 |
73,8 |
Исполнение бюджета: |
|
|
|
|
|
|
- доходы |
Млн. руб. |
10 980,7 |
11 803,3 |
9 615,3 |
9 500,2 |
98,8 |
- расходы |
Млн. руб. |
9 395,7 |
11 447,8 |
9 962,1 |
10 299,5 |
103,4 |
*- уточненная информация
Среди отрицательных тенденций можно отметить снижение объема работ по виду деятельности "Строительство", грузооборота транспорта. Также, в отчетном году произошло существенное уменьшение таких показателей, как ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, пассажирооборот автобусов общего пользования. Несколько снизилась численность постоянного населения по состоянию на конец года по данным органов государственной статистики.
Среди положительных тенденций можно наблюдать устойчивый рост среднемесячной начисленной заработной платы на одного работника крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства, оборота розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг населению, снижение уровня безработицы.
1.2. Анализ состояния экономики муниципального образования город Новый Уренгой
1.2.1. Промышленность
За 2013 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупными организациями и субъектами среднего предпринимательства увеличился по сравнению с 2012 годом на 37,3%.
Добыча полезных ископаемых увеличилась на 41,2% в сравнении с 2012 годом, объем обрабатывающего производства увеличился на 5,2%. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды за отчетный год значительно увеличилось и составило 145,1% от уровня предыдущего периода.
Таблица 2
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013 год в % к 2012 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ собственными силами предприятий, всего (млн. рублей) |
39 067,2 |
42 935,0 |
26 027,0 |
35 733,8 |
137,3 |
в том числе по видам деятельности: |
|
|
|
|
|
- добыча полезных ископаемых |
12 595,7 |
17 875,2 |
16 366,0 |
23 106,3 |
141,2 |
- обрабатывающие производства |
17 017,0 |
19 703,7 |
3 477,3 |
3 657,5 |
105,2 |
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
9 454,6 |
5 356,1 |
6 183,7 |
8 970,0 |
145,1 |
1.2.2. Транспорт
Существующее транспортное обеспечение муниципального образования представлено автомобильными дорогами, железнодорожными путями, воздушным и водным сообщением.
На территории муниципального образования зарегистрировано 62,8 тыс. транспортных средств, в том числе в собственности граждан 39,14 тыс. единиц, что составляет 62,3% от общего количества зарегистрированных транспортных средств. За последние три года количество транспортных средств увеличилось на 21,1%, по сравнению с 2012 годом рост составил 9,0%. Парк автотранспортных средств увеличивается, главным образом, за счет автомобилей индивидуальных владельцев. Обеспеченность населения собственными автотранспортными средствами составила на начало 2014 года 336,14 единицы на 1000 человек населения (на начало 2013 года - 287,6).
В 2013 году перевозка грузов крупными и средними автотранспортными организациями увеличилась на 2,6% по сравнению с 2012 годом. Численность перевезенных пассажиров по данным органов государственной статистики, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизилась на 22,1% и составила 10 828,9 тыс. человек.
Таблица 3
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2013 год к 2012 году, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Перевезено грузов, тыс. тонн |
1 893,5 |
2 912,7 |
2 782,8 |
2 854,5 |
102,6 |
Грузооборот, млн. тонн-км |
236,2 |
246,0 |
242,5 |
206, 7 |
85,3 |
Перевезено пассажиров автомобильным транспортом, млн. человек |
11,1 |
11,2 |
13,9 |
10,8 |
77,9 |
В общем объеме грузооборота автомобильным транспортом организациями (без учёта субъектов малого предпринимательства) в Ямало-Ненецком автономном округе доля муниципального образования город Новый Уренгой за 2013 год составила 40,0%, что выше уровня прошлого года на 4,1%.
1.2.3. Строительство и инвестиции
В 2013 году объем строительных работ на территории муниципального образования город Новый Уренгой крупными организациями и субъектами среднего предпринимательства составил 14,5 млрд. рублей, что ниже уровня прошлого года на 17,1%. В общем объеме работ, выполненных собственными силами организаций (без субъектов малого предпринимательства), по виду деятельности "строительство" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа доля муниципального образования город Новый Уренгой составляет 15,8%. По данному показателю в абсолютном выражении муниципальное образование город Новый Уренгой является лидером среди муниципальных образований автономного округа, а в расчете на душу населения занимает 6 место.
За 2013 год на территории муниципального образования город Новый Уренгой введено в эксплуатацию 21 834 кв. м. жилья (что на 43,4% меньше чем в 2012 году), из них введено в действие индивидуальных жилых домов общей площадью 3 116 кв. м. В расчете на 1 000 жителей по общему вводу жилья среди муниципалитетов автономного округа Новый Уренгой занимает 12 место, в абсолютном выражении - 4 место.
В 2013 году на территории муниципального образования город Новый Уренгой введены в эксплуатацию: Дом жизни (ЗАГС) в мкр. Восточный (общей площадью 4 236,5 кв. м.), спортивная площадка СОШ N 4 на ул. Молодежной (общей площадью 2 592,0 кв. м.), полигон твердых отходов строительных материалов и конструкций (северная промзона) I очередь (карта складирования твердых отходов строительных материалов и конструкций - 25 640 кв. м.; площадка для складирования отработанных шин, покрышек и металлолома - 3 792 кв м.; площадка под кавальер грунта - 2 754 кв. м.), АЗС N 173 в пос. Коротчаево (производительностью 500 заправок в сутки), наружное освещение улицы Промысловой от ул. Геологоразведчиков до проезда N 6П в Восточной промзоне (протяженность линии освещения - 1144,2 п.м.) и другие объекты.
Привлечение инвестиций остается важнейшим условием успешного развития муниципального образования. По предварительным итогам 2013 года в экономику города привлечено 58,9 млрд. рублей инвестиций, что на 7,4% ниже уровня 2012 года.
В общем объеме инвестиций, привлеченных в 2013 году, собственные средства предприятий составили 25,0 млрд. рублей, привлеченные средства - 33,9 млрд. рублей, бюджетные средства - 0,7 млрд. рублей, кредиты банков - 32,3 млрд. рублей.
Доля муниципального образования город Новый Уренгой в общем объеме инвестиций по Ямало-Ненецкому автономному округу составляет 11,9%.
1.2.4. Потребительский рынок
На территории муниципального образования город Новый Уренгой по состоянию на 01.01.2014 функционируют 553 организации торговли и 119 предприятий общественного питания. Обеспеченность населения города площадью торговых объектов на 1 тыс. человек на 01.01.2014 составила 265,3%, что выше уровня прошлого года на 50,3% (в 2012 году - 215,0%).
Оборот розничной торговли по итогам 2013 года составил 30 406,0 млн. рублей (табл. 4). По данному показателю Новый Уренгой, как и в прошлом году, находится на 2 месте в автономном округе, уступая городу Ноябрьск. Рост оборота розничной торговли по сравнению с 2012 годом составляет 101,1%.
Таблица 4
Показатели |
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Оборот розничной торговли по всем формам проявления* |
Млн. руб. |
24 471,4 |
27 844,9 |
30 086,3 |
30 406,0 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
% |
94,0 |
104,1 |
107,0 |
н/д |
в т.ч. торговля: |
|
|
|
|
|
продовольственными товарами* |
Млн. руб. |
15 187,7 |
16 810,0 |
18 297,1 |
н/д |
доля в товарообороте |
% |
62,1 |
60,4 |
60,8 |
- |
из неё: продажа алкогольных напитков и пива |
Млн. руб. |
2 234,0 |
2 415,8 |
2 594,9 |
н/д |
непродовольственными товарами* |
Млн. руб. |
9 283,7 |
11 034,9 |
11 789,3 |
н/д |
доля в товарообороте |
% |
37,9 |
39,6 |
39,2 |
- |
Индекс физического объема оборота розничной торговли непродовольственными товарами * |
% к предыдущему году |
99,6 |
110,8 |
105,4 |
н/д |
* Информация уточнена по данным органов государственной статистики
Оборот общественного питания по всем каналам реализации в 2013 году составил 4 140,6 млн. рублей, рост составил 107,7% в действующих ценах относительно предшествующего года (табл. 5). Для сравнения: по Ямало-Ненецкому автономному округу в целом оборот общественного питания за 2013 год увеличился на 7,1% в действующих ценах.
Среднедушевое потребление услуг общественного питания в Новом Уренгое в 2013 году выросло на 106,1% по сравнению с 2012 годом и составило 35 663,3 рублей в год.
Таблица 5
Показатели |
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Оборот общественного питания |
Млн. руб. |
3 876,2 |
3 818,7 |
3 844,0 |
4 140,6 |
Темп роста в действующих ценах |
% |
108,2 |
98, 5 |
100,7 |
107,7 |
Темп роста в сопоставимых ценах |
% |
103,6 |
91,2 |
95,8 |
101,0 |
1.2.5. Финансы
По итогам 2013 года крупными и средними организациями получен положительный финансовый результат в размере 11 747,5 млн. руб. Доля прибыльных организаций составила 64,7%, убыточно сработали 35,3% организаций.
Состояние платежей и расчетов в организациях за 12 месяцев 2013 года характеризовалось следующими показателями.
Размер кредиторской задолженности - 230 880,9 млн. рублей, что на 16,85% выше значения по состоянию на конец 2012 года. Просроченная кредиторская задолженность составила 2,17% от всей задолженности и сложилась в сумме 5 013,9 млн. рублей (в 2012 году - 5 786,2 млн. рублей).
За 12 месяцев 2013 года дебиторская задолженность по сравнению с показателями на конец 2012 года уменьшилась на 9,4% и достигла объема в 169 007,7 млн. рублей. Доля просроченной задолженности в общем объеме составила 4,8%. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской за 12 месяцев 2013 года составило 61 873,2 млн. рублей или 36,6% от уровня дебиторской задолженности. Существенно уменьшилась сумма просроченных платежей в бюджеты всех уровней и составила 0,9 млн. рублей (в 2012 году - 128,6 млн. рублей).
1.2.6. Бюджет муниципального образования
За 2013 год в бюджет муниципального образования город Новый Уренгой поступило 9 500,16 млн. рублей, что на 1,2% меньше 2012 года, или 99,7% уточненных годовых назначений.
Налоговых и неналоговых доходов поступило 4 982, 7 млн. рублей, что на 9,1% выше уровня поступлений отчетного прошлого года, безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 4 557, 3 млн. рублей или на 12,9% ниже поступлений прошлого года.
В общем объеме поступлений доля налоговых и неналоговых доходов составляет 52,4%, безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 47,6%.
Основным источником собственных доходов является налог на доходы физических лиц - 74%. Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют 10%, налоги на совокупный доход - 8%.
Структура доходных источников представлена в табл. 6
Таблица 6
(в % к общей сумме доходов)
Вид доходов |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы всего |
100,0 |
100,0 |
100 |
100 |
в том числе: - налоговые и неналоговые доходы |
40,3 |
40,5 |
47,5 |
52,4 |
- безвозмездные поступления |
59,7 |
59,5 |
52,5 |
47,6 |
Задолженность по платежам в бюджет муниципального образования город Новый Уренгой по состоянию на 01.01.2014 составила 241,2 млн. рублей, что на 33% выше уровня прошлого года (рост задолженности сложился в основном по арендной плате за земельные участки и муниципальное имущество).
Расходная часть бюджета муниципального образования город Новый Уренгой за 2013 год выполнена в сумме 10 299,5 млн. рублей, что на 3,4% выше уровня отчетного периода прошлого года.
Бюджет исполнен с дефицитом, сумма дефицита составила 799, 3 млн. руб. Источником погашения дефицита явились остатки бюджетных средств на начало года.
Как и в предыдущие годы, бюджет имеет социальную направленность, его удельный вес в общем объеме расходов составляет больше половины расходов. Из них, на образование - 68,7%, культуру - 4,4%, физическую культуру и спорт - 2,5%, социальную политику - 24,4%.
Обеспечение контроля за соблюдением бюджетного законодательства осуществлялось за счет проведения предварительного и последующего контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Было проведено 49 плановых проверок, 26 внеплановых, 4 проверки по заданию Прокуратуры. По итогам проведенной работы возмещено в бюджет муниципального образования в течение отчетного периода 949,3 тыс. руб., - почти в 4 раза меньше чем в 2012 году, что свидетельствует об усилении исполнительской дисциплины и принятии мер к недопущению нарушений в сфере бюджетного законодательства.
В течение года проводился ежеквартальный мониторинг объема задолженности, результаты которого рассматривались на заседаниях Совета по финансово-бюджетной политике. В 2013 году проведено 4 заседания, на которые были приглашены 111 плательщиков, имеющих задолженность по арендной плате за земельные участки, арендной плате за муниципальное имущество, договорам купли-продажи, уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налоговым платежам в бюджеты всех уровней. По итогам проведенных заседаний в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации поступило 397 млн. рублей, в том числе в бюджет муниципального образования - 37,6 млн. рублей.
На протяжении 2013 года бюджет муниципального образования был сбалансирован, кассовых разрывов при его исполнении не возникало, кредиты в банке не привлекались, муниципальные гарантии не выдавались.
В мае 2013 года внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленные на формирование бюджетов всех уровней по программно-целевому принципу, в связи с чем в отчетном году в муниципальном образовании город Новый Уренгой проведена работа по формированию нормативно-правовых основ для внедрения на местном уровне нового инструмента программно-целевого бюджетирования - муниципальных программ.
В 2013 году разработан и утвержден перечень муниципальных программ муниципального образования город Новый Уренгой, порядок разработки и реализации муниципальных программ, методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования город Новый Уренгой.
Итогом проведенной работы стал сформированный бюджет муниципального образования города Новый Уренгой на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годы на основе 11 утвержденных муниципальных программ муниципального образования город Новый Уренгой, объем финансирования которых составил 99,3% от общего объема расходов бюджета муниципального образования город Новый Уренгой на 2014 год.
Стабильное поступление доходов обеспечило устойчивое положение бюджета муниципального образования и планомерное финансирование расходов по запланированным направлениям, в том числе по выплате заработной платы, с учетом ее повышения, полного перехода на отраслевую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, индексацию мер социальной поддержки населения, участию города в софинансировании строительства и благоустройства объектов в рамках региональных и муниципальных целевых программ.
1.3. Труд и занятость, демографические показатели, уровень жизни
1.3.1. Демографические показатели
Одним из важнейших показателей социальной обстановки и главным критерием оценки качества жизни населения является демографическая ситуация.
Численность населения муниципального образования город Новый Уренгой на 01.01.2014 составила по данным органов государственной статистики 115,8 тысяч человек или 21,4% от общей численности населения Ямало-Ненецкого автономного округа. В настоящее время город Новый Уренгой по численности населения является первым по величине городом автономного округа. Основную часть населения - 61,3% составляют граждане трудоспособного возраста.
Динамика естественного движения населения муниципального образования город Новый Уренгой за 2010 - 2013 годы
Таблица 7
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Число родившихся, чел. |
1 627 |
1 709 |
1 891 |
1 837 |
Число умерших, чел. |
397 |
390 |
406 |
388 |
Естественный прирост, (убыль), чел. |
1 230 |
1 319 |
1 485 |
1 449 |
Коэффициент рождаемости, человек на 1000 населения |
15,5 |
15,7 |
16,5 |
15,8 |
Коэффициент смертности, человек на 1000 населения |
3,8 |
3,6 |
3,6 |
3,3 |
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения, человек на 1000 населения |
11,8 |
12,1 |
13,0 |
12,5 |
В муниципальном образовании в течение 5 последних лет наблюдается естественный прирост населения. Количество зарегистрированных новорожденных в 2013 году превышает показатель 2010 года на 12,9%, по сравнению с 2012 годом показатель уменьшился на 2,9%. Количество зарегистрированных актов о смерти за отчетный период снизилось по сравнению с 2010 годом на 2,3% или 9 случаев. По сравнению с 2012 годом смертность снизилась на 4,4% или на 18 зарегистрированных случаев.
Коэффициент естественного прироста населения за 2013 год составил 12,5 человек на 1 000 населения.
По итогам 2013 года число зарегистрированных браков и разводов уменьшилось в сравнении с прошлым годом на 11,4% и 15,2%, составив соответственно 1 137 и 615 единиц.
Динамика абсолютных показателей миграции населения Нового Уренгоя за 2010 - 2013 годы приведена в таблице 8.
Таблица 8
(человек)
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Прибыло |
3 282 |
12 565 |
14 852 |
16 335 |
Выбыло |
4 075 |
7 117 |
12 107 |
17 832 |
Общий объем миграции |
7 357 |
19 682 |
26 959 |
34 167 |
Миграционный прирост, убыль (-) населения |
-793 |
5 448 |
2 745 |
- 1 497 |
1.3.2. Труд и занятость
В 2013 году численность трудовых ресурсов Нового Уренгоя в среднегодовом исчислении составила 74,8 тыс. человек (в 2012 году - 73,7, в 2011 году - 76,3 тыс. человек).
Изменение структуры трудовых ресурсов в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, характеризуется ростом доли занятых в экономике.
Общая численность безработных (ищущих работу и не занятых трудовой деятельностью) в отчетном году снизилась по сравнению с 2012 годом на 7,5% и составила 1 837 человек. В том числе, официально зарегистрировано в качестве безработных 795 человек (в 2012 году - 991 человек). Из них на учете в Государственном казенном учреждении ЯНАО "Центр занятости населения города Новый Уренгой" на конец 2013 года состояли 296 человек. По сравнению с 2012 годом число официально зарегистрированных безработных снизилось на 14,9% или на 52 человека (табл. 9).
Пособие по безработице на конец 2013 года получали 249 человек, что составляет 84,1% от общей численности официально зарегистрированных безработных на конец 2013 года.
Таблица 9
Период |
Число не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости, человек |
Из них имеют статус безработного, человек |
Число безработных в % к предыдущему году |
1 |
2 |
3 |
4 |
На конец 2010 года |
775 |
719 |
119,0 |
На конец 2011 года |
536 |
491 |
68,3 |
На конец 2012 года |
405 |
348 |
70,9 |
На конец 2013 года |
364 |
296 |
85,1 |
Нагрузка незанятого населения, обратившегося в ГКУ ЯНАО "Центр занятости населения город Новый Уренгой", на одну заявленную вакансию составила на конец 2013 года 0,2 человека против 0,3 на конец 2012 года. По Ямало-Ненецкому автономному округу к концу декабря 2013 года данный показатель составил 0,3 человека.
Уровень зарегистрированной безработицы по отношению к экономически активному населению сократился и на конец 2013 года составил 0,4%.
Численность экономически активного населения муниципального образования город Новый Уренгой по оценке в 2013 году составила 73,3 тыс. человек.
На долю крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства приходится 87,0% работающих. Среднесписочная численность работников данных организаций за 2013 год осталась на уровне прошлого года и составила 60,4 тыс. человек.
Число вакантных рабочих мест в крупных и средних организациях города на конец декабря 2013 года составляло 1 979 единиц и увеличилось за год на 521 место.
По информации, представленной территориальным органом государственной статистики по кругу крупных и средних организаций города, в 2013 году сохранилось традиционное для муниципального образования город Новый Уренгой распределение занятых по видам экономической деятельности.
Основная часть работников занята в организациях промышленной отрасли. В 2013 году в них работало около 16 тыс. человек или 26,5% от общей численности занятых в экономике. Также относительно высокие доли занятых в отраслях: транспорт и связь (12,7 тыс. человек или 21,0%), строительство (9,7 тыс. человек или 16,0%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (6,5 тыс. человек или 10,8%).
Рост численности занятых зарегистрирован по следующим видам экономической деятельности: предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; транспорт и связь; здравоохранение и предоставление социальных услуг; промышленность; финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. По отдельным видам экономической деятельности численность работников сократилась и в абсолютных и в долевых показателях: снижение занятых в строительстве до 16,0% (против 17,5% в 2012 году), в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования до 2,3% (против 2,8% в 2012 году), образование до 6,6 (против 7,0% в 2012 году).
Среднемесячная заработная плата (без выплат социального характера), начисленная работающим на предприятиях и организациях города (без субъектов малого предпринимательства) за 2013 год составила 79 518,6 рублей и возросла по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 12,0% (в 2012 году - 71 015,0 рублей).
Для сравнения: среднемесячная начисленная заработная плата на одного работающего в целом по Ямало-Ненецкому автономному округу за 2013 год составила 71 533 рублей. Рост среднемесячной начисленной заработной платы на одного работающего по сравнению с 2012 годом составил 8,7%.
Абсолютные величины средней заработной платы работников предприятий и организаций по городу Новый Уренгой (без субъектов малого предпринимательства) по видам экономической деятельности и темпы роста абсолютных значений по сравнению с предыдущим годом представлены в таблице 10.
Таблица 10
N п/п |
Вид экономической деятельности |
Среднемесячная заработная плата на одного работающего, рублей |
||
январь - декабрь 2012 года* |
январь - декабрь 2013 года |
январь - декабрь 2013 года в % к январю - декабрю 2012 года |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Всего |
71 015,0 |
79 518,6 |
112,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
1 |
добыча полезных ископаемых |
112 751,3 |
125 720,9 |
111,5 |
2 |
обрабатывающие производства |
64 517,5 |
71 208,9 |
110,4 |
3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
76 720,8 |
81 591,7 |
106,4 |
4 |
строительство |
52 685,2 |
59 192,0 |
112,4 |
5 |
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
42 167,0 |
46 916,2 |
111,3 |
6 |
гостиницы и рестораны |
34 748,2 |
34 168,8 |
98,3 |
7 |
транспорт и связь |
58 094,3 |
62 301,0 |
107,2 |
8 |
финансовая деятельность |
87 705,7 |
98 161,6 |
111,92 |
9 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
77 571,4 |
85 232,4 |
109,9 |
10 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
69 756,8 |
80 010,1 |
114,7 |
11 |
образование |
45 729,5 |
56 501,6 |
123,6 |
12 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
57 305,0 |
65 821,0 |
114,9 |
13 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
52 759,0 |
58 242,2 |
110,4 |
* - уточненная информация
Наибольший рост заработной платы по отношению к 2012 году наблюдается у работающих в организациях по видам экономической деятельности: образование - 23,6%, здравоохранение и предоставление социальных услуг - 14,9%, государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование - 14,7%, строительство - 12,4%.
Минимальный рост заработной платы зафиксирован у работников в организациях по видам экономической деятельности: производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 6,4%, транспорт и связь - 7,2%.
По-прежнему наблюдается межотраслевая дифференциация по уровню оплаты труда работников.
Наиболее низкий уровень заработной платы в 2013 году у работников предприятий по видам экономической деятельности: "гостиницы и рестораны" - 34 168,8 рублей. Самый высокий уровень оплаты труда, как и в прошлые годы, сложился у работников предприятий по виду экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" - 125 720,9 рублей. Выше среднего уровень оплаты труда работников и в таких видах деятельности, как
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 81 591,7 рублей, финансовая деятельность - 98 161,6 рублей, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 85 232,4 рублей, государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование - 80 010,1 рублей.
Разрыв в оплате труда самого высокооплачиваемого и низкооплачиваемого видов экономической деятельности составляет 3,7 раза.
Средняя заработная плата по муниципальному образованию город Новый Уренгой обеспечивала в отчетном периоде 6,6 прожиточных минимумов.
По информации органов государственной статистики в течение 2013 года просроченная задолженность по заработной плате отсутствовала.
1.3.3. Уровень жизни населения
Приоритетной задачей социально-экономического развития города является повышение жизненного уровня и благополучия населения - прежде всего за счет увеличения доходов жителей.
Наиболее важными социально-экономическими индикаторами, характеризующими уровень жизни населения, являются денежные доходы и расходы. Основные статьи доходов населения: заработная плата и пенсии.
Средний размер выплаченной пенсии в муниципальном образовании город Новый Уренгой за отчетный период составил 16 069,4 рубля или 169,4% от величины прожиточного минимума, установленного Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа для данной категории населения.
Вследствие роста доходов на протяжении последних лет доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума постоянно сокращалась и по итогам 2013 года оценивается на уровне 1,0% (в 2012 году 1,1%).
Денежные доходы в среднем на душу населения в муниципальном образовании город Новый Уренгой в 2013 году сложились в сумме 64,49 тыс. рублей в месяц с ростом на 25,0% к уровню 2012 года, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения (скорректированные на уровень инфляции и сумму обязательных платежей) выросли на 25,4%.
1.3.4. Муниципальный заказ
В 2013 году в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение муниципального заказа осуществлялось для 69 муниципальных заказчиков и муниципальных бюджетных учреждений.
Закупочная деятельность проводилась на основании сформированных и утвержденных Плана муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, закупаемых за счет средств бюджета муниципального образования город Новый Уренгой и планов-графиков размещения заказов и исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
В 2013 году было размещено 34 открытых конкурса, 559 открытых аукционов в электронной форме, 462 запроса котировок, обработано более 61 тыс. электронных заявок и документов, вносимых в автоматизированную систему "Бюджет".
Суммарный объем муниципального заказа составил 3 131,5 млн. рублей, в том числе путем проведения открытых конкурсов на сумму 179,1 млн. рублей, путем проведения открытых аукционов в электронной форме - 2 474, 5 млн. рублей, путем проведения запросов котировок - 91, 6 млн. рублей. Способом признания единственного исполнителя было размещено 386,2 млн. рублей, в том числе закупки малого объема составили 166, 9 млн. рублей.
Объемы размещенных денежных средств на торгах и внеконкурсных процедурах в 2013 году (тыс. руб.)
В целом из общего количества поданных заявок (2 935) за отчетный год на разыгрываемые лоты количество победителей составило 1 159. Сумма заключенных муниципальных контрактов по результатам размещения заказов в 2013 году составила 2 820, 6 млн. рублей.
В результате проведенных конкурсных и внеконкурсных процедур муниципальным образованием город Новый Уренгой получена экономия бюджетных средств в сумме 255,2 млн. рублей, что составило около 8% от суммы всего размещенного заказа (в 2012 году - около 7%).
За счет полученной экономии обеспечивается выполнение дополнительных ремонтных работ на объектах социальной сферы, приобретение дополнительного оборудования для нужд муниципального образования и другое.
По результатам 2013 года у субъектов малого предпринимательства города Новый Уренгой было размещено 11,58% муниципальных заказов от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642. По сравнению с предыдущим периодом данный показатель остался на том же уровне, что соответствует требованиям, установленным законодательством в сфере размещения заказов (не менее 10% и не более 20% от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг). Сумма заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства составила 134, 8 млн. рублей.
Показателем, характеризующим деятельность муниципального образования в сфере размещения заказов, как направленную на реализацию мер по преодолению коррупции и четкому следованию муниципального образования нормам антимонопольного законодательства, является отсутствие (либо процент ниже 1) признанных обоснованными контрольным органом жалоб участников размещения заказа.
Так за 2013 год в Управление Федеральной антимонопольной службы по ЯНАО на действия заказчиков, членов Единой комиссии, уполномоченного органа было подано 12 жалоб участников размещения заказа на действия Единой комиссии по размещению заказов, из которых 11 жалоб признаны УФАС по ЯНАО необоснованными, 1 жалоба - частично обоснованной.
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
В целях реализации Федерального закона о контрактной системе была проведена работа по организации перехода Администрации города Новый Уренгой и заказчиков муниципального образования город Новый Уренгой на контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
С целью правильного применения законодательства о закупках при переходе на контрактную систему были проведены обучающие семинары для заказчиков, а также организовано повышение квалификации специалистов уполномоченного органа, контрольного органа Администрации города Новый Уренгой, членов Единой комиссии и заказчиков муниципального образования город Новый Уренгой.
1.4. Создание условий для обеспечения жителей муниципального образования город Новый Уренгой услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания
Современный потребительский рынок муниципального образования город Новый Уренгой отмечается стабильностью, с высокой степенью товарной насыщенности, развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
В последние годы потребительский рынок заметно изменился, повысились требования к культуре обслуживания, качеству и ассортименту товаров, возрос приток покупателей в организованную торговую сеть.
В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2012 N 152-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по сбору сведений для формирования и ведения торгового реестра Ямало-Ненецкого автономного округа" Администрацией города Новый Уренгой осуществляется сбор сведений для формирования и ведения торгового реестра Ямало-Ненецкого автономного округа.
По состоянию на 01.01.2014 на территории муниципального образования город Новый Уренгой осуществляют торговую деятельность и оказывают услуги населению:
- 553 объекта торговли, в том числе 482 магазинов, 62 павильона, 9 киосков, торговая площадь которых 102,52 тыс. кв. м. (рост по сравнению с прошлым годом составил 112,3% или 11,3 тыс. кв. м.);
- 288 мастерских бытового обслуживания;
- 119 общедоступных предприятий общественного питания на 6 271 посадочное место (по сравнению с 2012 годом количество посадочных мест увеличилось на 3,4%);
- 1 рынок на 126 торговых места;
- 6 автосалонов и 23 автозаправочные станции.
За 2013 год открылись 36 новых магазинов с общей торговой площадью 7 470,6 кв. м, 8 предприятий общественного питания на 364 посадочных места, 20 мастерских бытового обслуживания (и 1 мастерская бытового обслуживания возобновила работу).
Розничная продажа алкогольной продукции в муниципальном образовании город Новый Уренгой осуществляется в 218 объектах потребительского рынка, в том числе в 154 магазинах и 64 предприятиях общественного питания (в 2012 году - в 223 объектах потребительского рынка, в том числе в 156 магазинах и 67 предприятиях общественного питания).
В целях организации летнего досуга горожан, расширения объектов общественного питания организована летняя торговля с установкой 6 летних кафе (в 2012 году - 8 летних кафе).
Для более полного удовлетворения спроса населения канцелярскими товарами и школьно-письменными принадлежностями на городской площади с 01.08.2013 по 10.09.2013 была организована школьная ярмарка. В рамках проведения общегородских мероприятий организована выездная торговля.
В целях наблюдения за изменением цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и осуществления единой государственной политики в области регулирования цен (тарифов) в Ямало-Ненецком автономном округе специалистами Администрации города Новый Уренгой в течение года проводился мониторинг цен:
- еженедельно по 27 наименованиям продовольственных товаров первой необходимости в 20-ти предприятиях розничной торговли;
- еженедельно по ценам на горюче-смазочные материалы;
- ежемесячно по объёмам продаж и ценам на социально значимые продовольственные товары в разрезе 10 объектов (предприятий розничной торговли) наблюдения;
- ежеквартально по оптово-отпускным и розничным ценам на хлеб и хлебобулочные изделия по 5-ми предприятиям - производителям в разрезе 20-и торговых предприятий.
В целом, состояние товарных запасов в организациях розничной и оптовой торговли стабильное и обеспечивает различные запросы населения города в необходимых товарах и услугах. Наблюдается улучшение качества предоставления услуг вновь открываемых предприятий общественного питания.
1.5. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства
Одним из приоритетных направлений стратегического развития города является поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства.
Основные направления реализации муниципальной политики в области малого и среднего предпринимательства в 2013 году отражены в муниципальной долгосрочной целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новый Уренгой на 2011 - 2013 годы".
Важным показателем, характеризующим развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования, является плотность размещения данной категории предприятий в расчете на 10 000 жителей. На территории муниципального образования город Новый Уренгой данный показатель по оценке за 2013 год составил 467,6 субъекта.
Численность работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса с учетом индивидуальных предпринимателей по оценке за 2013 год составила 14,2 тыс. человек.
Реализация мероприятий программы осуществляется в тесном взаимодействии с Некоммерческой организацией "Новоуренгойский фонд развития предпринимательства" (далее - Фонд), а также представителями сообщества предпринимателей.
Следует отметить, что в 2013 году сохранился перечень мероприятий, реализуемых в рамках долгосрочной целевой программы. К наиболее значимым направлениям можно отнести:
- оказание финансовой поддержки субъектам предпринимательства;
- оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (предоставление в аренду муниципального имущества, отчуждение муниципального имущества в частную собственность в соответствии с федеральным законом 159-ФЗ);
- проведение семинаров, круглых столов, посвященных различным проблемам развития предпринимательства;
- участие в выставках, семинарах, конференциях различных уровней.
По состоянию на 31.12.2013 выкуплены 7 объектов недвижимости общей площадью 1,2 тыс. кв. м, 24 объекта общей площадью 5,7 тыс. кв. м состоят в Перечне объектов, находящихся в пользовании у субъектов малого бизнеса.
Ведется реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки. Реестр размещен на официальном сайте муниципального образования город Новый Уренгой и подлежит регулярному обновлению по мере появления новых сведений о получателях поддержки.
В реестр включено 525 записей о субъектах малого и среднего предпринимательства, видах и объемах поддержки, в том числе:
- по имущественной поддержке в виде передачи в пользование муниципального имущества (аренды) на льготных условиях - 422 записи;
- по финансовой поддержке - 103 записи.
В конкурсном отборе на оказание финансовой поддержки в 2013 году приняли участие 34 субъекта малого и среднего предпринимательства. За счет средств бюджетов различного уровня и внебюджетных средств финансовая поддержка оказана 24 субъектам малого предпринимательства, или 72,7% от общего числа участников конкурса. В рамках реализации бизнес-проектов предусмотрено создание 27 и сохранение 223 рабочих мест.
Победителями конкурсного отбора на предоставление грантовой поддержки признаны 10 начинающих субъектов малого предпринимательства с бизнес-проектами для организации деятельности по продаже кофе из кофе-автоматов, открытию кабинета проведения процедур баротерапии, агентства по подбору персонала, детского клуба, скалодрома, ветеринарной аптеки и т.д. Общая сумма грантов составила 2,4 млн. рублей.
Субсидии на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования общей суммой 921,0 тыс. рублей предоставлены 2 субъектам малого предпринимательства на приобретение автотранспортных средств (экскаватор, каток дорожный и т.д.).
Трем субъектам малого предпринимательства предоставлены субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам, а также лизинговых платежей по договорам лизинга общей суммой 972,8 тыс. рублей на покупку нежилых помещений, автотранспортных средств.
На реализацию проектов по приобретению автотранспортных средств, строительного оборудования предоставлены субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) общей суммой 8,1 млн. рублей 3 субъектам малого предпринимательства.
На создание инновационной компании был предоставлен грант в сумме 500,0 тыс. рублей 1 субъекту малого предпринимательства на реализацию инновационного бизнес-проекта "Ветеринарная клиника нового поколения".
Открытый конкурс инвестиционных проектов по выделению субъектам малого и среднего предпринимательства заемных средств был проведен Фондом. Для участия в конкурсе поступило 5 заявок от претендентов, которым была оказана финансовая поддержка в размере 4, 9 млн. рублей на реализацию инвестиционных проектов по открытию гостиницы, модернизации оборудования для хлебобулочного цеха и т.д.
Фондом также предоставляются услуги бизнес-инкубатора для субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях развития Фонда и его бизнес-инкубатора в 2013 году приобретены моноблоки (3 шт.), ноутбук, столы (3 шт.), шкафы (9 шт.), стулья (3 ед.), ресепшн, телевизор. Фонду были переданы в пользование 125 единиц движимого имущества (компьютерное оборудование, офисная мебель).
В средствах массовой информации выпущено более 200 информационных материалов по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса, в том числе о мерах финансовой поддержки, о подготовке и проведении выставочных мероприятий, об участии предпринимателей в общегородских и благотворительных мероприятиях, о деятельности предпринимателей на территории муниципального образования (производимых товарах, оказываемых услугах).
Администрацией города Новый Уренгой проведен конкурс среди электронных средств массовой информации по освещению актуальных вопросов развития предпринимательства на территории муниципального образования (2 номинации), в котором принимали участие журналисты ООО "Импульс", ТРК "Сигма". По результатам конкурсного отбора определены 6 победителей, которые получили денежное поощрение. Победителем в номинациях признано ООО "Импульс".
В отчетном периоде освещение деятельности малых и средних предприятий проводилось муниципальным учреждением "Новоуренгойская городская газета "Правда Севера" на основании муниципального контракта на оказание информационных услуг путем производства тематического приложения "Свое дело", посвященного вопросам развития предпринимательства в муниципальном образовании город Новый Уренгой, тиражом 2500 экземпляров.
1.6. Развитие инновационной деятельности
В рамках муниципальной долгосрочной целевой программы "Инновационное развитие муниципального образования город Новый Уренгой на 2012 - 2014 годы" была проведена следующая работа.
В 2013 году был проведен конкурс инновационных проектов, в котором приняли участие 8 предприятий и организаций различных форм собственности. Гранты в форме субсидии на реализацию инновационных проектов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на 2013 год (2 569,0 тыс. рублей), выделены 4 участникам, признанным победителями по итогам оценки, на реализацию инновационных проектов по внедрению возобновляющихся источников энергии, технологии химико-термической обработки деталей, создание геофизической лаборатории и электронного справочника города Новый Уренгой.
Также впервые в муниципальном образовании проведен конкурс изобретений (на уровне патентов). В пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на 2013 год (370,0 тыс. рублей), поощрительные выплаты выделены 2 победителям конкурса.
Сформирована информационная база данных субъектов инновационной деятельности муниципального образования город Новый Уренгой и размещена на официальном сайте муниципального образования город Новый Уренгой. На данный момент в базе данных содержится информация о 14 субъектах инновационной деятельности и о реализуемых ими инновационных проектах (количество субъектов в базе увеличилось на 5 единиц по сравнению с 2012 годом).
Также инновационная деятельность, информация о конкурсах, проводимых мероприятиях в рамках инновационной деятельности активно освещалась в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования город Новый Уренгой.
В 2013 году организованы и проведены 2 семинара на темы "Инновации в управлении: критерии для выявления инновационной составляющей в инновационном проекте", "Инновации в жилищно-коммунальном хозяйстве (энергосбережение и энергоэффективность)" (в числе участников семинаров - представители инновационной инфраструктуры, субъектов инновационной деятельности, организаций ЖКХ, члены комиссий и советов в сфере инноваций, количество участников - 55 человек) (в 2012 году - 1 семинар с количеством участников - 25 человек).
Также 20-22 марта 2013 года организована и проведена специализированная выставка "Газ. Нефть. Новые технологии - Крайнему Северу", в которой приняли участие более 60 участников из различных городов Российской Федерации. В рамках данной выставки проведены 3 семинара-презентации, научно-практическая конференция с участием специалистов предприятий топливно-энергетического комплекса, круглый стол на тему "Транспортные дирижабли Ямало-Ненецкого автономного округа" и другие.
На территории муниципального образования город Новый Уренгой продолжается развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе, субъектов инновационной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.