Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению
Администрации г. Салехарда
от 16 июля 2014 г. N 1124-р
Муниципальная Модель
выявления, поддержки и развития одарённых детей
Качественный скачок в развитии экономики повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать проблемы, создавать новые технологии и идеи, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Тенденции современного развития ставят перед сферой образования новые задачи - отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одарённым и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования. Решение этих задач позволит сохранить и преумножить интеллектуальный потенциал страны, компенсировать потребность общества в творческих человеческих ресурсах.
На совместном заседании президиумов Государственного совета Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 22 апреля 2010 года отмечалась необходимость формирования общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодёжи. При этом особое внимание было обращено на региональные и муниципальные звенья системы.
Таким образом, четко обозначена позиция государства в работе с одарёнными детьми, показана стратегическая направляющая современной образовательной деятельности.
В Салехарде работе с талантливыми детьми уделяется большое внимание. Реализуется подпрограмма "Организация и проведение мероприятий в системе образования города Салехарда" муниципальной программы "Развитие образования" на 2014 - 2016 годы". Однако, несмотря на масштабность и разноплановость, эта работа в основном не имеет единого научно-методического и информационного пространства и на муниципальном уровне представлена отдельными мероприятиями и программами.
Муниципальный уровень работы с одарёнными детьми в основном проявляется в организации и проведении мероприятий. При этом мониторинг мероприятий и учёт данных по талантливым детям не имеют системного характера, требуют развития сетевое взаимодействие образовательных организаций и учреждений, работающих с одарёнными детьми, отсутствует система повышения квалификации педагогов по работе с талантливыми обучающимися, недостаточно эффективно внедряются дистанционные образовательные технологии.
Настоящая Модель выявления, поддержки и развития одарённых детей (далее - Модель) опирается на положения национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", материалы "Рабочей концепции одарённости", разработанной ведущими отечественными специалистами в области психологии одарённости под редакцией Д.Б. Богоявленской - В.Д. Шадрикова (2003 г.), Концепцию российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.
Модель развития системы работы с талантливыми обучающимися должна стать основным документом, определяющим стратегию развития деятельности по поиску, воспитанию и обучению одарённых детей в городе Салехарде. Целью разработки модели является определение стратегии развития системы работы с интеллектуально одарёнными обучающимися.
Необходимо объединить и систематизировать всю ту деятельность, которая осуществляется в муниципальном образовании в отношении одарённых детей в единую систему, задать инновационные ориентиры работы с талантливыми детьми. Поставлена задача создания целостной системы по выявлению, психолого-педагогической поддержке интеллектуально одарённых детей, созданию единого организационного и образовательного пространства.
Система работы с талантливыми детьми должна включать в себя целый ряд составляющих, направленных на создание условий для благоприятного психологического и психофизического развития детей на всех этапах взросления, с тем, чтобы способствовать максимальному сохранению и развитию их природного дара и в зрелом возрасте.
На основе имеющегося состояния дел по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью, а также изучения теоретических подходов к данной проблеме были определены следующие основные идеи:
1. Рассмотрение системы образования, культуры и спорта муниципального образования как образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности ребёнка и обеспечивающей возможности для его самоопределения и самореализации, раскрытия индивидуальных способностей и дарований, создающей условия для достижения жизненного успеха.
2. Рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания одарённых детей, при этом, отбор целей, содержания и форм работы с одарёнными детьми должен производиться на основе принципов индивидуализации и дифференциации, позволяющих полно учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся.
3. Обеспечение непрерывности развития одарённого ребёнка в соответствии с его образовательными потребностями на уровне всех ведомств социальной сферы муниципального образования.
4. Согласование терминологического аппарата с целью определения с какими именно видами одарённости или таланта предстоит работа, с какими категориями детей будет вестись работа и на каком уровне.
5. Обеспечение взаимодействия субъектов образовательного пространства города с целью координации их деятельности, интеграции их усилий, обеспечения системности в работе с одарёнными детьми, интеграции ресурсов и оптимизации процесса управления.
6. Создание координируемой системы ресурсного (нормативно-правового, информационного, кадрового, научно-методического, материально-технического) обеспечения процесса сопровождения одарённых детей в рамках муниципального образовательного пространства. Определение важнейшим компонентом образовательной среды информационного пространства, что позволит одарённому ребенку осуществить выбор вида деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней.
7. Рассмотрение комплекса условий и средств развития одарённого ребенка как многоуровневой системы, включающей в себя следующие взаимосвязанные уровни: региональная, муниципальная, институциональная системы выявления, поддержки и развития одарённых детей, участники образовательных отношений.
Цель работы с одарёнными обучающимися - обеспечение условий для личностного развития, самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации одарённых детей, привлечения их для работы в городе с целью содействия развитию инновационного потенциала окружной столицы; дальнейшее совершенствование муниципальной системы выявления, развития и адресной поддержки одарённых детей.
Задачи, обеспечивающие достижение цели, ориентированы на совершенствование каждого элемента системы работы с одарёнными детьми.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Отработать механизм межведомственного взаимодействия и координации работы организаций образования с одарёнными детьми на территории города Салехарда.
2. Оптимизировать процесс управления взаимодействием между образовательными организациями по созданию новых условий для развития одарённых детей.
3. Создать единое правовое, научно-методическое и информационное пространство по работе с одарёнными детьми.
4. Сохранить и развить сеть организаций и учреждений, специализирующихся на работе с одарёнными детьми.
5. Создать систему непрерывного социально-педагогического сопровождения одарённых детей.
6. Обеспечить участие одарённых обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях, соревнованиях, направленных на выявление юных дарований и расширение возможностей для их самореализации и совершенствования способностей.
7. Развивать систему выявления талантливых обучающихся и их привлечения к участию в мероприятиях муниципальных программ.
8. Создать необходимые условия для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, становления личности и развития природных задатков детей.
9. Разработать и внедрить на территории города Салехарда систему обязательной профессиональной подготовки и переподготовки педагогических работников (методистов, педагогов, педагогов-психологов, воспитателей), а также работников альтернативных организационных форм дошкольного образования детей раннего возраста по вопросам ранней детской одарённости.
10. Создать условия для формирования профессиональных сообществ педагогов, специалистов, обладающих необходимыми личностными и профессиональными качествами.
11. Совершенствовать систему информационного обеспечения процесса выявления, поддержки и развития одарённых детей и талантливой молодежи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
12. Привлекать научные организации, образовательные организации высшего образования, общественные организации, бизнес-сообщества для выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодежи.
13. Продолжать развивать меры социальной поддержки одарённых детей.
14. Предусмотреть систему "социальных лифтов" для одарённых детей.
Модель предусматривает принцип оптимальной достаточности содержания для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности обучающихся, что позволяет определить приоритетную сферу их интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Использование такой модели, несомненно, позволит осуществлять сопровождение детей с предпосылками одарённости в образовательной деятельности, способствуя развитию их способностей и творческого потенциала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.