Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Городской Думы
от 22 апреля 2015 г. N 100-Д
Отчет
о деятельности Счетной палаты города Ноябрьска за 2014 год
Настоящий отчет о работе Счетной палаты города Ноябрьска в 2014 году (далее - отчет) подготовлен и представляется Городской Думе в соответствии со статей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статьи 22 Положения о Счетной палате города Ноябрьска.
В отчете отражена деятельность Счетной палаты города Ноябрьска (далее - Счетная палата) по реализации полномочий, определенных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования.
1. Вводные положения
Счетная палата является постоянно действующим органом местного самоуправления муниципального образования город Ноябрьск, осуществляющим внешний муниципальный финансовый контроль, и образована в целях контроля за исполнением бюджета города, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города.
Кроме того, Счетная палата является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений города.
Полномочия Счетной палаты определены Бюджетным кодексом РФ, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Уставом муниципального образования, Положением о Счетной палате города Ноябрьска, утвержденным Решением Городской Думы от 21.11.2011 N 371-Д (далее - Положение о СП), и иными муниципальными правовыми актами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Решения следует читать как "25.11.2011"
При этом следует отметить, что законодательно установленными полномочиями по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам мероприятий внешнего муниципального финансового контроля, муниципальные контрольно-счетные органы не наделены. Выбор и реализация механизма устранения нарушений осуществляется исполнительным и представительным органом местного самоуправления.
Информация об исполнении в 2014 году Счетной палатой, возложенных на нее полномочий приведена в Приложении N 1.
2. Основные направления деятельности Счетной палаты в 2014 году
Работа Счетной палаты в 2014 году традиционно строилась на укреплении и развитии основополагающих принципов, являющихся базовыми для эффективного функционирования органа внешнего финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Решением Городской Думы от 19.12.2013 N 641-Д "О бюджете муниципального образования город Ноябрьск на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" в целях обеспечения единой системы контроля за формированием и исполнением бюджета муниципального образования город Ноябрьск Председателем Счетной палаты на 2014 год были определены следующие направления деятельности Счетной палаты:
- контроль за предоставлением налоговых и иных льгот и преимуществ, за исполнением бюджета муниципального образования город Ноябрьск, бюджетным процессом, экспертиза проектов муниципальных правовых актов города Ноябрьска, внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования город Ноябрьск;
- контроль за формированием и исполнением доходов бюджета города, управлением и распоряжением муниципальной собственностью;
- контроль за расходами бюджета города в сфере культуры;
- контроль за расходами бюджета города, осуществляемых в рамках Адресной инвестиционной программы, на капитальный ремонт объектов муниципальной собственности;
- контроль за расходами бюджета города в сфере жилищно-коммунального хозяйства, за деятельностью предприятий муниципального сектора экономики.
В рамках осуществления обозначенного контроля проводились контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, направленные на выявление и предупреждение нарушений и недостатков, осуществлялась информационная и иная деятельность.
Основной задачей каждого экспертно-аналитического и контрольного мероприятия было формирование предложений, направленных на повышение эффективности и роста результативности бюджетных расходов. В рамках каждого контрольного мероприятия анализировалось соблюдение проверяемыми объектами действующего законодательства. Изучение нормативных актов в практике их применения позволяло выявлять пробелы и несогласованность норм права, оценивать полноту регламентации деятельности Администрации города.
В контрольной деятельности Счетной палаты в соответствии с поставленными на 2014 год задачами акцент был сделан на проверках эффективности функционирования органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и автономных учреждений. В рамках данных мероприятий исследованы муниципальные правовые акты и качество исполнения органами местного самоуправления установленных им полномочий, проанализирован порядок финансирования расходов предприятия, оказывающего услуги в сфере пассажирских перевозок, и порядок формирования муниципального задания учреждению подведомственному управлению культуры.
Кроме того, особое внимание было уделено качественному анализу и системной оценки достаточности и результативности использования финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования. В 2014 году Счетной палатой осуществлен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых позволили оценить:
- эффективность управления муниципальной собственностью и расходов на ее содержание;
- эффективность использования бюджетных средств, направленных на развитие и модернизацию городской инфраструктуры, благоустройство территории города.
Контроль в сфере строительства и капитального ремонта был и остается одним из приоритетных направлений деятельности Счетной палаты, в связи с чем, по данной теме проведены 1 контрольное и 3 экспертно - аналитических мероприятий в различных отраслях экономики, в ходе которых вновь обращено внимание на системные недостатки и нарушения, связанные в основном с низким качеством подготовки проектно-сметной документации и низким уровнем приемки выполненных работ.
Особенностью работы Счетной палаты в 2014 году также стало расширение взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам повышения качества и прозрачности бюджетного процесса, роста результативности бюджетных расходов, поиска дополнительных резервов доходных источников бюджета. В рамках данного взаимодействия Счетная палата участвует в заседаниях межведомственной комиссии по мобилизации источников доходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск.
Кроме того, Счетная палата регулярно принимала участие в деятельности рабочих групп и комиссий Администрации города, в том числе по вопросам отнесения имущества, к особо ценному движимому имуществу, по оценке имущества, планируемого к внесению в уставный капитал открытого акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск" и др.
Также продолжено расширение и повышение эффективности взаимодействия с контрольными и правоохранительными органами. Совместно с прокуратурой города проведена проверка эффективности использования финансовых ресурсов управляющей компанией ООО "Крепость"; совместно с контрольным органом Администрации города специалисты Счетной палаты приняли участие в проверках автономного учреждения сферы культуры и структурного подразделения Администрации города, являющегося администратором неналоговых доходов бюджета; в рамках контрольного мероприятия проводимого Счетной палатой округа Счетной палатой проведен социологический опрос на территории муниципального образования по теме "Практика обращения с твердыми бытовыми отходами".
Деятельность Счетной палаты в минувшем году также была направлена на обеспечение контроля за соблюдением муниципальными заказчиками законодательства при размещении заказов осуществления закупок. Впервые внедрялись методы контрактного аудита, в ходе которого осуществлялась оценка эффективности осуществления заказчиками функций по планированию и осуществлению закупок. В ходе применения методов контрактного аудита проводилась не только проверка соответствия фактических результатов планируемым, но и наличие соответствующей документальной доказательной базы и оценка объективности формирования начальной максимальной цены.
В 2014 году была продолжена работа по развитию нормативной правовой базы, регулирующей деятельность Счетной палаты. Счетной палатой в соответствии с планом методологического обеспечения деятельности Счетной палаты на 2014 год было разработано 4 стандарта финансового контроля. Проделанная работа по методологическому обеспечению деятельности Счетной палаты также является реализацией ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований".
Кроме того, в связи с внесением изменений в Федеральные законы Счетная палата провела работу по разработке соответствующих изменений в муниципальный правовой акт, регламентирующий деятельность Счетной палаты, в отношении полномочий органа внешнего финансового контроля, в том числе по осуществлению аудита эффективности в сфере закупок и производства по делам об административных правонарушениях. Утверждена новая редакция регламента, заключено в новой редакции Соглашение о взаимодействии между Счетной палатой города Ноябрьска и прокуратурой города.
Счетная палата в 2014 году продолжила взаимодействие с межведомственным Советом при Главе Администрации города по вопросам противодействия коррупции. В рамках данного взаимодействия Счетная палата принимала участие в деятельности межведомственного Совета и комиссий в Городской Думе. В июне 2014 года Счетная палата информировала членов межведомственного Совета об осуществлении комплекса мер по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности ограничений запретов и исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Важным направлением работы Счетной палаты в 2014 году было развитие межмуниципального сотрудничества. С декабря 2011 года Счетная палата входит в состав Союза муниципальных контрольно-счетных органов, осуществляя активное взаимодействие с контрольно-счетными органами других муниципальных образований, в том числе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Как член Союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ Счетная палата приняла участие в едином общероссийском мероприятии контрольно-счетных органов на тему "Обследование (проверка) правомерности и эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами муниципального образования, а также полноты и своевременности поступления в бюджет муниципального образования доходов от распоряжения и использования ими" в рамках которого проведено контрольное мероприятие.
В 2014 году председатель Счетной палаты награждена грамотой Союза муниципальных контрольно-счетных органов за большой вклад в становление и развитие муниципального финансового контроля в Российской Федерации.
В отчетном году Счетная палата приняла участие в заседании Совета муниципальных контрольно-счетных органов ЯНАО. В ходе совещания и круглого стола по вопросам организации и деятельности контрольно-счетных органов в ЯНАО были рассмотрены актуальные для контрольно-счетных органов вопросы развития и совершенствования государственного и муниципального финансового контроля в свете изменений бюджетного законодательств, в том числе результаты проведенных экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Счетной палатой округа, внедрение в деятельность современных информационных технологий и другие вопросы.
Счетной палатой продолжена практика проведения расширенных Коллегий с участием представителей Администрации города. Заседания расширенной коллегии были направлены на формирование совместных решений, в первую очередь, по повышению эффективности работы в сфере устранения выявленных нарушений и совершенствованию нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.
В части повышения эффективности работы по устранению нарушений продолжает действовать механизм осуществления контроля и со стороны Администрации города, направленный на принятие своевременных мер по устранению нарушений бюджетного законодательства субъектами контроля. В этой связи распоряжением Администрации утверждена форма отчета, периодичность и сроки его предоставления органу местного самоуправления и контрольным органам.
3. Основные результаты деятельности Счетной палаты за 2014 год
План работы на 2014 год был сформирован исходя из необходимости реализации возложенных на Счетную палату полномочий.
Реализацию поставленных перед Счетной палатой задач в отчетном периоде обеспечивали 9 сотрудников Счетной палаты, представляющих собой ограниченный потенциал для исполнения полномочий органа внешнего муниципального финансового контроля.
Всего в 2014 году Счетной палатой проведено 423 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, из них:
-105 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 101 экспертиза муниципальных правовых актов;
-22 контрольных мероприятий (с учетом внешней проверки отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности ГАБС за 2013 год);
- 30 проверок в сфере размещения заказа товаров, работ, услуг;
-266 экспертиз по согласованию заключения муниципальных контрактов с единственным поставщиком.
В отчетном периоде проведена одна внеплановая совместная проверка с прокуратурой города по вопросу эффективности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов. По поручению Городской Думы проведено 2 экспертно-аналитических мероприятий.
Динамика проведенных мероприятий представлена следующими показателями:
Вышеприведенные показатели свидетельствуют о значительно возросшем количестве экспертно-аналитических мероприятий в течение последних двух лет, что обусловлено изменениями основных полномочий в сфере внешнего финансового контроля на основании Федерального закона от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" и Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты и краткий обзор осуществленных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за 2014 год приведены в приложениях N 2 и N 3 к отчету.
Объем средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск, охваченных проверками в отчетном периоде составил 2 654 158 тыс. рублей (без учета средств, подлежащих контролю в рамках внешней проверки в сумме 9 663 787 тыс. рублей), внебюджетные средства проверены в объеме 562 222 тыс. рублей, стоимость проверенного муниципального имущества составила 20 186 205 тыс. рублей.
По итогам контроля выявлено нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере на сумму 140 222,8 тыс. рублей, в том числе по итогам экспертно-аналитических мероприятий с нарушением законодательства использованы 626,4 тыс. рублей, из них:
неправомерные, безрезультатные и избыточные расходы - 12 274,2 тыс. рублей;
неэффективное использование бюджетных средств - 27,7 тыс. рублей;
неэффективное использование муниципальной собственности, недопоступление средств в бюджет - 29 491,4 тыс. рублей;
нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом - 5 110,7 тыс. рублей;
нарушения порядка бюджетного учета, отчетности и бухгалтерского учета- 33 032,3 тыс. рублей;
потери доходов бюджета - 7 451,5 тыс. рублей;
нарушения условий предоставления субсидий - 48 423,2 тыс. рублей;
прочие нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов, имеющих стоимостную оценку - 4 411,2 тыс. рублей.
Структура выявленных в 2014 году нарушений представлена на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Структура нарушений
Структурный анализ выявленных нарушений в использовании бюджетных средств показал, что основной объем нарушений составили, такие показатели, как невыполнение условий при предоставлении и использовании субсидий (34% от общей суммы нарушений). На втором месте нарушения по бюджетному учету и отчетности, бухгалтерскому учету (24%), на третьем месте по объему нарушений, находятся нарушения, связанные с неэффективным использованием муниципальной собственности (21%).
Неэффективное использование бюджетных средств, нарушения порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, неправомерные, безрезультатные, избыточные расходы бюджета, прочие нарушения имеют низкий процент в общей структуре выявленных нарушений (соответственно 0,02%, 4%, 9% и 3%).
Такое значительное количество нарушений, установленных в ходе контрольных мероприятий Счетной палаты в структурных подразделениях Администрации города и подведомственных им муниципальных учреждениях, свидетельствует о недостаточной эффективности и результативности ведомственного финансового контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств.
В 2014 году уменьшилась доля нарушений, связанных с неэффективным использованием бюджетных средств, однако в структуре нарушений доля неэффективного использования муниципальной собственности значительна.
Как показали проверки, собственником имущества и учредителем в недостаточной мере осуществляется контроль за использованием муниципального имущества, формированием и поступлением доходов, в результате чего созданы условия для неосновательного обогащения, незаконного использования недвижимого имущества казны и имущества находящегося в пользовании юридическими лицами, что привело к утрате 130 объектов движимого имущества, находящихся в пользовании ликвидированных муниципальных предприятий.
Основная доля нарушений порядка ведения бухгалтерского учета связана с формированием себестоимости услуги, субсидируемой из бюджета а именно, с не обеспечением муниципальным предприятием ведения раздельного учета затрат по источникам финансового обеспечения.
Основную сумму средств, использованных с нарушением требований предоставления субсидий (48 103 тыс. руб.) составляют средства, выделенные УЖКХТЭиС на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги населению по тарифам не обеспечивающим возмещение издержек, которые были предоставлены без выполнения их получателями требований, установленных утвержденным Порядком.
Расчетные потери бюджета (неправомерные, безрезультатные и избыточные расходы) составили 9% от общей суммы нарушений. Основная доля потерь бюджета связана с произведенными из бюджета расходами при предоставлении субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания и на содержание имущества, при расчетах с подрядными организациями в виду неверного определения стоимости производства работ.
Кроме того, в бюджет не в полном объеме поступили доходы, что обусловлено незаконным использованием объектов муниципальной собственности, не реализацией заказчиком предоставленного права требовать неустойку при нарушении договорных обязательств подрядчиками и арендаторами, завышения выкупной цены земельного участка и др.
К потере бюджетом доходов более чем на 7 млн. рублей привели занижение выкупной цены по договорам купли-продажи земельных участков и пропуск сроков исковой давности по взысканию недоимки по арендным платежам.
На диаграмме N 2 представлена информация о допущенных нарушениях в разрезе проверенных субъектов.
Диаграмма 2
Распределение сумм
выявленных нарушений по субъектам проверок
О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информировала Городскую Думу, Главу Администрации города, прокуратуру города, а также доводила результаты мероприятий до сведения руководителей структурных подразделений Администрации города, которым подведомственны проверяемые объекты.
По итогам 2014 года проверяемыми организациями в целях устранения нарушений приняты меры на сумму 6 337 тыс. рублей. Не подлежат устранению выявленные нарушения и недостатки на сумму 111 645,4 тыс. рублей, в основном сложившиеся за счет нарушений в сфере учета и отчетности, а также неэффективных, безрезультатных расходов.
Сведения о выявленных в 2014 году нарушениях
Диаграмма 3
Информация об объемах выявленных нарушений в разрезе контрольных мероприятий и видов нарушений представлена в Приложении 3.
4. Внешний муниципальный финансовый контроль
4.1 Деятельность Счетной палаты по осуществлению
экспертно - аналитических мероприятий
В порядке осуществления экспертно-аналитической деятельности Счетной палатой в 2014 году проведено 371 экспертно-аналитическое мероприятие в рамках которых проводились экспертизы проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в пределах компетенции Счетной палаты, экспертизы муниципальных программ, экспертизы проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годы и отчета об исполнении бюджета за 2013 год, результаты, которых оформлялись в виде заключений.
Основные показатели, характеризующие экспертно-аналитическую деятельность Счетной палаты за период 2013 - 2014 годов, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели |
2013 год |
2014 год |
Изменения |
Количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий, всего, в том числе: |
92 |
371 |
+279 |
экспертизы проектов муниципальных правовых актов органов местного самоуправления |
78 |
101 |
+23 |
количество подготовленных Счетной палатой предложений |
182 |
202 |
+20 |
количество предложений Счетной палаты, учтенных при принятии решений |
81 |
102 |
+21 |
экспертиза материалов, предоставленных в целях согласования заключения контрактов с единственным поставщиком |
|
266 |
|
экспертно-аналитические мероприятия |
|
4 |
|
Увеличение количества экспертно-аналитических мероприятий с 92 в 2013 году до 371 в 2014 году, обусловлено изменением законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг и необходимостью согласования заключения контрактов с единственным поставщиком.
Структура экспертиз муниципальных правовых актов приведена на диаграмме N 4.
Диаграмма N 4
Структура
экспертиз муниципальных правовых актов
В отчетном периоде Счетной палатой проведено 4 экспертно-аналитических мероприятия, из которых 2 проведено сверх утвержденного плана, на основании протокольного поручения Городской Думы.
Перечень экспертно-аналитических мероприятий представлен в Приложении N 2 к Отчету.
4.1.1. Финансовая экспертиза проекта решения Городской Думы "О бюджете муниципального образования город Ноябрьск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
В рамках предварительного контроля осуществлен анализ показателей проекта решения Городской Думы "О бюджете муниципального образования город Ноябрьск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - проект решения о бюджете), анализ наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования, анализ иной информации о социально-экономической развитии и финансовом положении муниципального образования. На основании анализа было подготовлено заключение Счетной палаты на проект решения о бюджете.
Особенностями проекта решения о бюджете согласно пояснительной записке представленной с проектом решения явились:
формирование расходов бюджета с коэффициентом индексации 0,9, за исключением оплаты труда работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, гарантий и компенсаций работников муниципальных учреждений и органов местного самоуправления, за исключением командировочных расходов, публичных нормативных обязательств, увеличением стоимости материальных запасов, в части медикаментов и продуктов питания, организации транспортного обслуживания населения;
повышение оплаты труда на 5,5% отдельным категориям работников бюджетной сферы, подпадающим под действие майских Указов Президента Российской Федерации (педагогические работники дошкольных, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, работники учреждений культуры);
увеличение расходов на оплату коммунальных услуг до уровня прогнозного роста тарифов на 2015 год (увеличение составило в среднем 5%);
изменение размера предельной величины базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в 2014 году - 624 тыс. руб., в 2015 году - 708 тыс. руб.).
Бюджет муниципального образования город Ноябрьск на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов был сформирован без дефицита. Для реализации задач, обозначенных в основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Ноябрьск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Счетная палата обратила внимание на наличие рисков, связанных с сокращением доходной базы бюджета, с высокой зависимостью бюджетной системы муниципального образования город Ноябрьск от поступлений из бюджетов других уровней, ограниченностью внутренних финансовых ресурсов.
Счетной палатой было указано на имеющиеся резервы увеличения доходов бюджета. Планирование доходов по ЕНВД, земельному налогу, доходов от реализации имущества в заведомо заниженных объемах не позволяет своевременно планировать и размещать заказы на выполнение работ в сфере улично-дорожной сети, находящихся в зависимости от климатических условий. В ходе совместной проработки органами местного самоуправления вопросов формирования доходов от реализации имущества по предложениям, изложенным в экспертных заключениях Счетной палаты в 2014 году предупреждено занижение поступлений в бюджет доходов от реализации имущества в размере 28 303,7 тыс. руб., из них на 2015 год - более на 20 399,7 тыс. рублей.
Счетной палатой отмечено, что в проекте решения о бюджете в составе расходов по разделу "Средства массовой информации" установлены расходные обязательства, не относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления, являющееся полномочиями государственных органов, приняты расходные обязательства при отсутствии муниципального правового акта. Расходные обязательства, не относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления, рекомендовано рассматривать как резерв оптимизации расходов бюджета.
Учитывая формирование бюджета в программной структуре расходов по 13 муниципальным программам в заключении на проект решения о бюджете отмечалось:
все муниципальные программы нуждаются в доработке в связи с их несоответствием решению о бюджете;
в основу проектировок бюджета на 2015 - 2017 годы не положены результаты оценки эффективности реализации муниципальных программ в 2014 году;
с переформатированием бюджета муниципального образования из традиционного формата в формат муниципальных программ не достигнута основная цель - увязка бюджетных ассигнований с конкретными достижимыми показателями и мероприятиями. Данные обстоятельства четко просматриваются в муниципальной подпрограмме "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2014 - 2017 годы".
В установленном порядке заключение было направлено в Городскую Думу и Главе Администрации города.
4.1.2. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета муниципального образования город Ноябрьск за 2013 год и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2013 год
Как и в предыдущие годы, одним и основных мероприятий, проведенных Счетной палатой в отчетном периоде в рамках последующего контроля, в соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) и статьи 43 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Ноябрьск, принятого решением Городской Думы от 21 ноября 2013 N 629-Д, является внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 2013 год, без которой представительный орган не имеет права рассматривать данный отчет.
Внешняя проверка является важнейшим комплексным контрольным мероприятием, в рамках которой проводится проверка достоверности бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, дается оценка исполнению бюджета за отчетный год на основе основных факторов, оказавших влияние на исполнение бюджета муниципального образования за 2013 год.
В марте 2014 года была проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2013 год, утвержденных решением Городской Думы от 18.12.2012 N 500-Д "О бюджете муниципального образования город Ноябрьск на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", в том числе проведены проверки с выездом на объекты.
Проверена бюджетная отчетность 27 главных администраторов бюджетных средств и годовой отчет об исполнении бюджета за 2013 год. В результате проведения внешней проверки оформлено 12 заключений по каждому главному администратору бюджетных средств и 1 сводный отчет. Объем проверенных средств в рамках внешней проверки 9 663 787 тыс. рублей.
Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств показала, что несмотря, на то, что большинство рекомендаций Счетной палаты по результатам внешней проверки ГАБС за прошлые годы были учтены, ведомственный финансовый контроль в 2013 году, не отличался достаточной результативностью и эффективностью, о чем свидетельствуют факты нарушений, установленные Счетной палатой, отдельная их часть устранялась в ходе проведения внешней проверки. Вместе с этим, как и в предыдущие года результаты предварительного и последующего контроля свидетельствуют о проблемах с достоверностью бюджетной отчетности, так как в годовых отчетах ГАБС не отражается имеющаяся задолженность перед контрагентами. Подобного рода нарушения были установлены в отчете Управлении жилищно-коммунального хозяйства транспорта энергетики и связи Администрации города в котором не была отражена задолженность на сумму 655 тыс. рублей и в отчете МУ "Дирекция муниципального заказа отсутствовала задолженность на сумму 872 тыс. рублей и 2076 тыс. рублей.
По результатам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств муниципального образования город Ноябрьск, направлены предложения:
департаменту финансов усилить контроль за правильностью заполнения бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств;
главным администраторам бюджетных средств предоставлять соответствующие подробные пояснения по фактам неполного использования средств.
На основании результатов внешней проверки проведена экспертиза отчета об исполнении бюджета муниципального образования город Ноябрьск за 2013 год и подготовлено заключение на соответствующий проект решения Городской Думы.
Целью подготовки заключения является определение полноты поступления доходов и иных платежей в бюджет муниципального образования город Ноябрьск, привлечения и погашения источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования город Ноябрьск, фактического расходования средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск по сравнению с показателями, утвержденными решением Городской Думы по объему и структуре, а также целевого назначения, эффективности финансирования и использования средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск в отчетном году.
Внешняя проверка исполнения бюджета муниципального образования город Ноябрьск за 2013 год показала, что основными причинами сложившейся ситуации с уровнем исполнения бюджета города в 2013 году послужили:
- не поступление в полном объеме средств вышестоящих бюджетов;
- не освоение в полном объеме средств бюджета города, в том числе ввиду включения в бюджет ассигнований предусмотренных на оплату муниципальных контрактов срок окончания работ по которым приходится на 2014 год.
В адрес Председателя Городской Думы, Главы Администрации города направлено заключение с предложениями по повышению результативности бюджетных расходов.
4.1.3 Финансовая экспертиза проектов решений Городской Думы по внесению изменений в бюджет муниципального образования город Ноябрьск
За отчетный период решениями Городской Думы бюджет города увеличен по доходам на 517,2 млн. рублей по расходам на 634,6 млн. рублей.
Счетной палатой в 2014 году проведена экспертиза семи проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в действующее решение о бюджете муниципального образования город Ноябрьск.
Вносимые изменения касались в основном корректировки основных характеристик бюджета муниципального образования город Ноябрьск, перераспределения прогнозируемой экономии бюджетных средств по отдельным статьям расходов между главными распорядителями бюджетных средств, уточнением объема целевых средств, поступивших из окружного бюджета, перераспределением бюджетных ассигнований на основании обращений главных распорядителей бюджетных средств. В заключениях отражался анализ доходных и расходных статей бюджета муниципального образования город Ноябрьск, отмечались имеющиеся недостатки, отражались иные замечания.
В рамках заключений Счетной палатой ставились вопросы о необходимости предоставления главными распорядителями и администраторами бюджетных средств муниципального образования обоснований по увеличению (сокращению) некоторых значимых расходных обязательств для города.
Основная часть рекомендаций Счетной палаты относится к вопросу несоответствия объемов финансового обеспечения муниципальных программ объему бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на реализацию программ, что приводит к нарушению п. 2. ст. 179 БК РФ.
4.1.4. Финансовая экспертиза проектов правовых актов, касающихся расходных обязательств муниципального образования, а также внесение изменений в муниципальные программы
Экспертно-аналитическая деятельность в 2014 году была представлена подготовкой 101 экспертного заключения, в том числе 39 - по проектам муниципальных правовых актов Администрации города и 54 - по проектам решений представительного органа муниципального образования.
В качестве примера результата экспертно-аналитической работы следует привести следующие предложения Счетной палаты, которые приводят к существенному результату:
так предотвращены излишние, неэффективные расходы бюджетных средств за счет:
- ограничения объема возмещения затрат на отдельные мероприятия по организационному обеспечению деятельности органов местного самоуправления.
исключена возможность несоответствия действующему законодательству отдельных проектов путем доработки с участием Счетной палаты, устранения редакционных замечаний, неоднозначных формулировок:
- снят с рассмотрения проект решения Городской Думы, направленный на утверждение Положения о порядке предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством на территории муниципального образования город Ноябрьск, по причине исключения регулирования правоотношений по предоставлению земель для размещения некапитальных объектов торговли;
- доработан проект решения Городской Думы "Об утверждении положения о денежном содержании муниципальных служащих";
- из прогнозного плана приватизации исключены объекты, которые в силу закона не могут быть приватизированы.
По итогу экспертизы проекта решения Городской Думы, которым вносились изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования Счетной палатой были выявлены положительные моменты в части выявления источника увеличения поступления доходов по налогу на землю и арендным платежам за земельные участки на сумму 28 354,3 тыс. руб. в связи с изменением видов разрешенного использования территориальных зон.
Экспертиза двух проектов: "Об утверждении Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования город Ноябрьск" и "О внесении изменений в Положение о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования", позволила исключить из проектов решений коррупциогенные факторы.
По результатам рассмотрения проектов решений Городской Думы (дополнительных материалов к ним) и муниципальных правовых актов Администрации города, Счетной палатой в заключениях высказано 202 предложения. Большая часть предложений направлена на устранение существенных недоработок в рамках обоснований (в том числе финансово-экономических) к проектам нормативных правовых актов, предоставление разработчиками необходимых дополнительных пояснений и информации, что свидетельствует о недостаточном качестве подготовленных документов. Кроме того, часть предложений направлена на корректировку, представленных на экспертизу проектов решений. В ходе рассмотрения вопросов проекты решений дорабатывались разработчиками с учетом предложений и замечаний Счетной палаты. Таким образом, часть предложений Счетной палаты учитывалась разработчиком уже на стадии подготовки заключения.
В 2014 году в Счетную палату представлялись постановления Администрации города, касающиеся внесения изменений и дополнений в муниципальные программы для проведения финансово-экономической экспертизы.
Счетная палата при проведении экспертиз изменений муниципальных программ указывала на то, что многочисленные изменения, внесенные в объемы финансирования муниципальных программ, ведут к рискам не достижения ключевых индикаторов программ и в итоге не достижению целей, задекларированных утвержденными программами.
В заключениях указывалось, что не всегда изменения в показатели объемов финансирования муниципальных программ по мероприятиям вносились с учетом корректировки показателей ожидаемых результатов и показателей для проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ. Иногда отсутствие финансово-экономического обоснования не позволяло оценить корректность ожидаемых результатов, логичность, целостность и обоснованность заявленных потребностей муниципальных программ по мероприятиям, по которым вносятся изменения. Наблюдались арифметические ошибки в подсчетах общих сумм объемов финансирования и ресурсного обеспечения муниципальных программ. За 2014 год подготовлено 36 заключений на вносимые изменения и дополнения в муниципальные программы. Заключения содержали предложения по оценки рисков не достижения запланированных целевых показателей в виду изменения объемов финансирования.
Администрация города в рамках реализации предложений Счетной палаты приводит в соответствие показатели непосредственного и конечного результата реализации мероприятий муниципальных программ, устраняет технические ошибки.
4.1.5 Финансовая экспертиза проектов решений Городской Думы по вопросам распоряжения муниципальным имуществом
В рамках предварительного контроля проведены экспертизы 28 проектов правовых актов Городской Думы по вопросам распоряжения муниципальным имуществом.
В рамках заключений Счетной платой были даны рекомендации о необходимости использования имущества на возмездной основе для увеличения собственной доходной базы, о нецелесообразности передачи на праве безвозмездного пользования имущества государственным учреждениям, которые имеют источники финансирования арендной платы. В основной массе имущество по решению Городской Думы передано на безвозмездной основе и в отдельных случаях с сокращением срока использования, что исключило поступление доходов по решениям принятым только в 2014 году на 29,7 млн. рублей.
4.1.6 Подготовка ежеквартальной информации об исполнении бюджета муниципального образования город Ноябрьск
В рамках оперативного контроля осуществлялась подготовка ежеквартальной информации об исполнении бюджета за 1 квартал, 1 полугодие 9 месяцев 2014 года на основании отчетов об исполнении бюджета муниципального образования.
Информация, подготавливаемая Счетной палатой содержала оценку исполнения доходных и расходных статей бюджета по объему и структуре, а также анализ причин выявленных отклонений.
Результаты проведенного анализа по итогам исполнения бюджета на 01.04.2014, 01.07.2014 и 01.10.2014 года были рассмотрены на заседаниях комиссии по бюджету и налогам Городской Думы.
4.2 Контрольная деятельность Счетной палаты в разрезе направлений
В рамках контрольной деятельности Счетной палатой проведено 9 контрольных мероприятий и 30 проверок в сфере размещения заказа.
Контрольными мероприятиями и проверками были охвачены 39 объектов из них: 2 органа местного самоуправления, 8 структурных подразделений Администрации города, 23 муниципальных учреждений и 1 хозяйствующий субъект.
В 2014 году Счетной палатой осуществлялся контроль:
- за деятельностью муниципальных предприятий города;
- за доходами города и соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- за обоснованностью и эффективностью расходования бюджетных средств в сфере ЖКХ, на благоустройство дворовых территорий, за использованием бюджетных средств, выделяемых в качестве субсидий;
- за расходами в области национальной экономики и инвестиционными расходами;
- за эффективностью расходования средств, в рамках ведомственной программы Администрации города;
- за расходами в социальной сфере;
- за соблюдением законодательства в сфере размещения заказа.
4.2.1 Контроль за доходами города и соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности
Итоги контрольных мероприятий по вопросам реализации полномочий органа местного самоуправления в сфере управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе земельными ресурсами показали следующее:
имеются нарушения и недостатки в управлении и распоряжении объектами движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования;
выявлены факты занижения сумм арендной платы, а также несвоевременной уплаты арендных платежей, что влечет за собой недополученные доходы бюджета города;
не оформлены права на пользование объектами муниципальной собственности и земельными участками, на которых находятся объекты муниципальной собственности, переданные в хозяйственное ведение;
выявлены факты предоставления земельных участков под строительство объектов, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю;
Выявлено недопоступление средств в бюджет города на сумму 26 628 тыс. рублей по причине завышения выкупной цены земельного участка, нарушений условий договоров купли-продажи земельного участка, занижения арендной платы.
Объем нарушений составил в общей сумме 41 339,8 тыс. рублей, возмещению подлежит 17 523,4 тыс. рублей.
4.2.2 Контроль за деятельностью муниципальных предприятий города
Контрольное мероприятие, проведенное в муниципальном унитарном предприятии свидетельствует о наличии недостатков при принятии управленческих решений, при определении размера субсидии и порядка формирования себестоимости услуги, осуществлении внутреннего контроля и контроля за деятельностью предприятия.
Отмечено, что при осуществлении уставной деятельности предприятием нарушены нормы федерального законодательства, положения по бухгалтерскому учету, допущено превышение полномочий при использовании муниципального имущества, не обеспечена сохранность и рациональное использование оборотных активов, искажены данные бухгалтерского учета, завышена себестоимость услуги субсидируемой из бюджета.
Выделяемая из бюджета субсидия обеспечивала не возмещение затрат необеспеченных доходами, а финансирование убытка предприятия, сложившегося по факту деятельности. Финансирование из бюджета убытка Предприятия не создает условий к эффективной деятельности предприятия и мотивации его к снижению затрат.
На счетах предприятия в значительных размерах аккумулируются средства амортизационных отчислений, которые не вовлечены в хозяйственный оборот на протяжении двух лет, и находятся в остатках на счетах предприятия. Муниципальным образованием и предприятием для эффективного использования этих отчислений в качестве инвестиционного ресурса, не установлена амортизационная политика.
Объем нарушений составил в общей сумме 28 374,1 тыс. рублей возмещению подлежит 35,8 тыс. рублей.
4.2.3 Контроль за обоснованностью и эффективностью расходования бюджетных средств в сфере ЖКХ, на благоустройство дворовых территорий, за использованием бюджетных средств, выделяемых в качестве субсидий
Итоги контрольных мероприятий по вопросам компенсации выпадающих доходов организациям коммунального комплекса, благоустройства территории города, капитального ремонта многоквартирных домов и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов показали следующее:
несоблюдение требований бюджетного законодательства, а также правил бюджетного учета;
имеются нарушения и недостатки при осуществлении отдельных государственных полномочий - выделении субсидий организациям коммунального комплекса;
отмечается не принятие и несвоевременная актуализация нормативных правовых актов;
ненадлежащий контроль качества, объемов выполненных работ и сроков их выполнения;
формальный подход со стороны ГРБС в части осуществления функций контроля при выделении средств финансовой поддержки (субсидий);
организация и выполнение переданных государственных полномочий без использования специально переданных средств субвенции, что означает привлечение средств для этих целей из других источников бюджета муниципального образовании;
соглашения на предоставление субсидий заключались поздно, перечисление субсидии организациям коммунального комплекса, производилось с нарушением сроков, установленных соглашениями;
выявлены факты предоставления субсидии организациям коммунального комплекса вне зависимости от выполнения ими условия по установлению в программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности значений целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, без определения результатов от реализации мероприятий программ.
предоставление субсидий и тогда когда в производственных программах получателей субсидий не предусматривались мероприятия по повышению эффективности деятельности организаций и реконструкции системы.
при расчете субсидии использовалась величина расходов, не являющаяся экономически обоснованной, включающая косвенные расходы в отсутствие выбора способа их распределения и рентабельность не обоснованную, ни учетной политикой организации, ни соответствующими расчетами.
выделение средств финансовой поддержки (субсидий) на капитальный ремонт многоквартирных домов, управление которых осуществляет управляющая компания не обеспечено последующим контролем со стороны уполномоченного органа, в результате чего допущено завышение стоимости производства работ, применение завышенных расценок;
по-прежнему при проверках устанавливаются факты не предъявления штрафных санкций за несвоевременность выполнения работ;
В ходе проверок были установлены нарушения на сумму 52 468,8 тыс. рублей, возмещению подлежит 712,8 тыс. рублей.
4.2.4. Контроль за расходами в области национальной экономики и инвестиционными расходами
Проверка инвестиционных расходов бюджета проводилась в отношении объектов адресной инвестиционной программы. В ходе проверки выявлено следующее:
- факты не предъявления штрафных санкций за нарушение условий контрактов, чем исключается возможность пополнения доходов бюджета;
- оплата невыполненных работ, завышение стоимости работ;
- направление бюджетных средств на оплату услуг по обеспечению сохранности материальных ценностей при невыполнении норм ГК РФ и Правил проведения консервации объектов;
- необоснованное заключение муниципального контракта на проведение повторной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, результаты которой не были получены в рамках ранее заключенного контракта.
В ходе проверки были установлены нарушения на сумму 5 001,3 тыс. рублей, возмещению подлежит 3 089,8 тыс. рублей.
4.2.5. Контроль в социальной сфере
В данном направлении была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения культуры ГДКиК "Русь", позволившая оценить законность и результативность использования субсидии, выделенной на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, а также и иные недостатки в деятельности учреждения.
В учреждении допущены нарушения при определении нормативных затрат на муниципальную услугу. В состав нормативных затрат включались затраты на содержание имущества, неиспользуемого при предоставлении муниципальной услуги, а также затраты на оплату труда без учета потребности персонала по категориям с учетом норм труда, исходя из количества штатных единиц и действующей системы оплаты труда, что соответственно приводило к неправильному установлению размера финансового обеспечения муниципального задания.
В итоге финансовое обеспечение муниципального задания МАУК "ГДКиК "Русь" на выполнение муниципальной услуги было установлено выше потребности из-за включения в расчет нормативных затрат расходов не связанных с выполнением муниципального задания, а при расчете нормативных затрат на содержание имущества были включены расходы, исчисленные по завышенным нормативам.
Расчет распределения общехозяйственных расходов между затратами на выполнение муниципального задания, затратами по платной деятельности, затратами на выполнение иных целей не осуществлялся, в виду отсутствия в учреждении нормативного документа, устанавливающего порядок распределения затрат, что привело к искажению величины расходов, связанных с выполнением муниципального задания.
В ходе проверки кроме указанных выше нарушений был выявлен ряд системных нарушений, в том числе при исполнении полномочий учредителями - департаментом по имуществу, управлением культуры. Отмечается не обеспечение контроля со стороны учредителей за закрепляемым за автономными учреждениями имуществом, с позиций его достаточности и необходимости и соответствия уставной деятельности автономного учреждения, исключения возможности, без согласования с собственником, сдачи в аренду муниципального имущества, закрепленного за автономным учреждением в целях оказания им муниципальных услуг.
Установлен факт отсутствия правовых оснований для использования автономными учреждениями имущества стоимостью до 100 тыс. рублей, без которого осуществление основных видов уставной деятельности невозможно.
Итоги контрольного мероприятия также указали на наличие недостатков при формировании органов управления автономного учреждения, а именно наблюдательного совета, без рекомендаций которого учреждением совершались сделки по распоряжению недвижимым имуществом.
Отмечаются нарушения по учету муниципального имущества. Кадастровая стоимость земельного участка отражена в бухгалтерском учете и отчетности по стоимости ниже кадастровой оценки. Отсутствие в учете имущества, полученного на проведение выборов и передвижения маломобильных групп населения, выявленное при выборочной инвентаризации, создает риски утраты прав муниципалитета на имущество.
Еще одной проблемой является не обеспечение своевременной открытости и доступности информации об учреждении, о муниципальном задании, о плане финансово-хозяйственной деятельности, о результатах деятельности и об использовании имущества, о годовой бухгалтерской отчетности учреждения.
В ходе проверки были установлены нарушения на сумму 12 133,8 тыс. рублей, устранению подлежит 6 589,2 тыс. рублей.
4.2.6 Контроль за расходами в других сферах
По результатам проверки деятельности Администрации города по законности и эффективности использования средств местного бюджета на реализацию целевой программы ведомства "Эксплуатация и содержание зданий и помещений Администрации города Ноябрьска" в 2013 году установлено некачественное исполнение главным распорядителем бюджетных средств, предоставленных полномочий, на что указывают следующие нарушения:
- объем финансирования программы не основан на потребности расходов, требуемых для реализации каждого мероприятия, включенного в перечень мероприятий ведомственной целевой программы, что свидетельствует о необоснованности финансовой потребности программы. Результатом этого явилось не достижение запланированного значения целевого показателя "доля площади зданий и помещений Администрации города Ноябрьска, подлежащей текущему ремонту в 2013 году" несмотря на то, что увеличение расходов произошло в 1,7 раза. Не достижение установленного значения планового показателя на 3,1 процентных пункта, при росте на 74,2% фактических расходов на проведение текущего ремонта зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении Администрации города, привело к неэффективному использованию средств бюджета муниципального образования.
- осуществление за счет средств программы содержания помещений, находящихся в пользовании организаций, не входящих в структуру Администрации города Ноябрьска привело к безрезультатным, избыточным расходам бюджета;
- размещение на территории, находящейся в оперативном управлении Администрации города, банкоматов коммерческих организаций и вневедомственной охраны, на безвозмездной основе, что привело к упущенной Администрацией города имущественной выгоде.
- реализация программных мероприятий не обеспечена последующим контролем, на что указывает отсутствие отчетов за ходом реализации программных мероприятий с января по март 2013 года, а содержащиеся в докладе управления делами Администрации города данные, не отражают фактически достигнутые результаты.
В ходе проверки были установлены нарушения на сумму 74,2 тыс. рублей не подлежащие возмещению.
4.2.7 Контроль за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов товаров, работ, услуг для муниципальных нужд
Счетной палатой города Ноябрьска в целях предупреждения нарушений, а также контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов и осуществлении закупок за 2014 год проведены 30 плановых проверок. Предметом проверок являлись средства муниципального образования город Ноябрьск, направленные на обеспечение муниципальных нужд в товарах, работах, услугах. Общая сумма проверенных средств составила 490 169 тыс. руб.
При проведении проверок было рассмотрено 2036 контрактов (договоров), из которых 267 контрактов на сумму 419 424 тыс. руб., заключенные по результатам проведенных электронных аукционов, конкурсов, запросов котировок, а также 1 769 договоров на сумму 70 745 тыс. руб., заключенные у единственного поставщика.
Проверки проведены у 30 муниципальных заказчиков и бюджетных учреждений (далее - заказчики), что составляет 34% от общего числа заказчиков муниципального образования город Ноябрьск. Из заказчиков, охваченных проверкой, доля казенных учреждений составляет 37% (11 заказчиков), бюджетных учреждений - 63% (19 заказчиков).
По результатам проведенных проверок выявлены следующие виды нарушений:
1. Несвоевременное направление заказчиком сведений о заключенных и исполненных контрактах и решений принятых заказчиком о взыскании неустойки выявлено у 11 учреждений в 79 случаях.
2. Изменение условий контракта при его исполнении выявлено у 2-х учреждений в 4 случаях.
3. Нарушения при обосновании заказчиком начальной максимальной цены контракта выявлено у 1 учреждения в 5 случаях.
4. Нарушения при выборе способа размещения заказа (определения поставщика) выявлено у 3 учреждений в 29 случаях.
5. Нарушения требований Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений выявлено у 1 учреждения в 5 случаях.
Результаты проверок свидетельствуют о наличии нарушений при проверке уже завершенных (размещенных) заказов, муниципальные контракты (договоры) по которым заключены. Анализ нарушений показал, что наиболее частыми остаются нарушения в части несоблюдения сроков подачи сведений о заключенных и исполненных контрактах.
Акты проверок и документы, подтверждающие выявленные нарушения, в соответствии с соглашением о взаимодействии от 23.04.2014 N 1/14, по окончанию проверок направлялись в Прокуратуру города для проведения повторной проверки на наличие признаков административных правонарушений и привлечения к административной ответственности виновных лиц. За 2014 год в Прокуратуру города Ноябрьска были направлены 11 актов проверок, так как в составе выявленных нарушений присутствовали признаки административных правонарушений.
Кроме того, в целях исполнения Счетной палатой города Ноябрьска функции по согласованию заказчикам заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для обеспечения нужд муниципального образования было рассмотрено 266 обращений заказчиков. Из них в шести случаях были оформлены отказы в согласовании по следующим причинам:
1) несоответствие проекта контракта утверждённой заказчиком документации о закупке (запрос котировок);
2) не определение объекта закупки;
3) не установление в проекте контракта ответственности исполнителя и установление повторно ответственности заказчика;
4) установление заказчиком времени начала предоставления конкурсной документации ранее размещения извещения о проведении открытого конкурса;
5) несоответствие условий проекта контракта условиям, указанным в конкурсной документации;
6) несоблюдение срока обращения.
5. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
В целом по результатам контрольных и экспертно-аналитическим мероприятиям, проведенным Счетной палатой в 2014 году подготовлено 52 акта, по всем нарушениям в адрес главных распорядителей бюджетных средств было направлено 9 представлений и 2 предписания
Счетной палатой, в целях принятия надлежащих мер и устранения выявленных нарушений и недостатков, в 2014 году, руководителям проверенных организаций направлено 9 представлений, 7 из которых остаются на контроле и 2 предписания, которые сняты с контроля. В 2014 году также исполнены 3 представления, направленные в периоде, предшествующему отчетному. В отчетном периоде по реализации результатов работы Счетной палатой практиковалась такая форма взаимодействия с Администрацией города как рассмотрение итогов контрольных мероприятий на Коллегии Счетной палаты.
Всего по итогам работы за 2014 год предложено устранить нарушений на 28 791,8 тыс. рублей и возместить 21 882,4 тыс. рублей. К дисциплинарной ответственности привлечены 11 должностных лиц, допустивших финансовые нарушения. Меры ответственности к виновным лицам применены не по всем фактам нарушений. Согласно информации к работникам УЖКХТЭиС, НГДИ и МУ ДМЗ, допустившим нарушения не приняты меры, в связи расторжением с ними трудовых отношений. Меры, принятые по результатам проведенных в 2014 году Счетной палатой мероприятий, обеспечили устранение выявленных нарушений на сумму 6 337 тыс. рублей, из них возмещено в бюджет города 166,7 тыс. рублей (таблица 2).
Устранение нарушений
Таблица 2
N |
Наименование |
Устранено финансовых нарушений в 2014 году по результатам проверок (тыс. руб.) |
|
Прошлых лет |
2014 года |
||
1. |
Выполнено работ, оказано услуг |
|
392,6 |
2. |
Возвращено в бюджет |
37,4 |
129,3 |
3. |
Устранены нарушения бухгалтерского учета и формирования бюджетной годовой отчетности |
|
5777,7 |
4. |
Устранены иные нарушения |
|
0,00 |
|
ИТОГО |
37,4 |
6 299,6 |
|
В % от объема нарушений, подлежащих устранению |
Х |
22 |
|
Всего устранено в 2014 году |
Х |
6337 |
В рамках устранения нарушений проводится работа:
- по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства бухгалтерской и бюджетной отчетности объектов проверок;
- по устранению замечаний по капитальному ремонту многоквартирных домов;
- по возмещению средств в бюджет города и предъявлению неустойки подрядным организациям;
- по устранению замечаний в отношении доходов от аренды муниципального имущества, не полученных бюджетом.
По результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в прошлые годы и остающихся на контроле в течение отчетного периода в бюджет города возмещены средства в сумме 37,4 тыс. рублей. На контроле остается сумма не возмещенных средств объеме 4 100,4 тыс. рублей, в том числе в рамках представлений Счетной палаты по результатам проверки капитальный ремонт на объекте "Детская поликлиника" по решению суда от 23.10.2013 N А81-5451/2011 включены в реестр требований кредиторов ОАО "Управление жилищного хозяйства" в третью очередь суммы неустойки и неосновательного обогащения в размере 3 579,1 тыс. рублей, 286,9 тыс. рублей по проверке, проведенной в МУ ДМЗ и неустойку в сумме 234,4 тыс. рублей по результатам проверки "Подготовка города к осенне-зимнему периоду", проведенной в 2011 году с ООО "Внешрегион". Судебные разбирательства продолжаются.
Анализ исполнения представлений показал, что остается проблемным вопрос возмещения средств бюджета подрядными организациями и учреждениями, допустившими нарушения, уклонения от возмещения. Одним из решений данной проблемы является претензионная работа, которая требует особого внимания к срокам и реализации процедуры досудебного урегулирования вопроса возмещения средств. Значительная часть, установленных финансовых нарушений, допущенных подрядными организациями при выполнении работ и оказании услуг, и подлежащих возмещению требует обращения в арбитражный суд. По результатам проверок проведенных в 2014 году МУ ДМЗ подало 3 исковых заявления на взыскание денежных средств на сумму 748 тыс. рублей. Счетная палата участвовала в качестве 3-го лица в одном судебном заседании.
Материалы 21 контрольного мероприятия были направлены в прокуратуру города для рассмотрения вопроса и применения мер прокурорского реагирования. По результатам рассмотренных материалов возбуждено 6 дел об административных правонарушениях, внесено 5 представлений об устранении нарушений закона.
Меры прокурорского реагирования приняты также в отношении одного проекта решения Городской Думы, регламентирующего порядок списания муниципального имущества, который в рамках экспертно-аналитической деятельности был расценен Счетной палатой, как несоответствующим действующему законодательству.
6. Прочие аспекты деятельности
В целом за 2014 год обеспечено участие Счетной палаты в 15 заседаниях депутатских комиссий в 13 заседаниях Городской Думы в заседаниях по рассмотрению и обсуждению муниципальных программ на 2014 - 2017 годы и иных совещаниях с представителями Администрации города.
Проведено 41 заседание Коллегии Счетной палаты, на которых рассматривались результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, стандарты проведения проверок, внесение изменений в план работы, внутренние вопросы деятельности Счетной палаты. Всего рассмотрено 151 вопрос с участием заинтересованных лиц.
Успешно реализовывался в 2014 году принцип гласности и открытости в деятельности Счетной палаты за счет публичного представления на сайте итогов деятельности Счетной палаты, размещения в открытом доступе информации по результатам экспертно-аналитическим и контрольным мероприятиям. Счетная палата регулярно представляет информацию о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях в Городскую Думу и Главе Администрации города.
В 2014 году повышение квалификации прошли 2 работника Счетной палаты по следующим направлениям:
- "Закупки для государственных и муниципальных нужд";
- "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В течение 2014 года сотрудники Счетной палаты участвовали в консультационных семинарах, проведенных негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Дом науки и техники".
В 2014 году Счетная палата участвовала в конкурсе "Лучший сотрудник КСО муниципального образования в ЯНАО", проводимого в целях повышения мотивации служебной деятельности среди контрольно-счетных органов ЯНАО.
В отчетный период предпринимались меры по развитию системы внутренней антикоррупционной безопасности. Утверждены внутренние акты Счетной палаты, направленные на противодействие коррупции. Проводились мероприятия по проверке исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в части, касающейся представления муниципальными служащими Счетной палаты полных и достоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
7. Выводы и основные задачи счетной палаты на 2015 год
В отчетном году Счетной палатой обеспечена реализация возложенных на нее полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. План работы Счетной палаты за 2014 год выполнен в полном объеме.
Усилия Счетной палаты направлены как на предупреждение, так и на контроль устранения нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере. При этом приходится констатировать, что значительный объем выявленных нарушений по объективным причинам является фактически неустранимым. К таким нарушениям относятся факты неэффективного использования бюджетных средств, а также муниципального имущества.
В целях исключения данных нарушений, по мнению Счетной палаты, в первую очередь требуются меры направленные на:
- повышение исполнительской дисциплины сотрудников;
- анализ организации внутреннего ведомственного контроля и повышения его эффективности;
- обеспечение соблюдения требований нормативных правовых актов, условий договоров, платежной дисциплины, периодичности и полноты проведения инвентаризации муниципального имущества, приведение в соответствие с требованиями законодательства учета муниципального имущества.
Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о том, что существует необходимость укрепления финансовой дисциплины в ходе формирования и исполнения бюджета города. Имеются возможности для повышения эффективности управления муниципальной собственностью. Действительный контроль за муниципальными финансовыми ресурсами и имуществом невозможен без взаимодействия всех ветвей власти, без координации внешнего и внутреннего контроля.
Основной задачей Счетной палаты является четкое и качественное выполнение плана работы на 2015 год, утвержденного в декабре 2014 года. В план работы включено 2 экспертно-аналитических мероприятия и 11 тематических контрольных мероприятий, из них 2 совместных со Счетной палатой ЯНАО и Управлением финансового контроля департамента финансов Администрации города.
В качестве приоритетных направлений определены следующие области контрольной, экспертной - аналитической и иной деятельности:
1) Проверки расходования средств на развитие дорожного хозяйства.
2) Анализ результативности деятельности органов местного самоуправления по администрированию доходов, состояния и актуальности реестра расходных обязательств муниципального образования.
3) Контроль за использованием средств, выделенных на капитальный ремонт объектов социальной сферы и жилищного фонда.
4) Оценка эффективности деятельности органа местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности.
5) Оценка эффективности поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
6) Системный мониторинг исполнения бюджета города.
Особое внимание Счетная палата планирует уделить аудиту эффективности закупок, как наиболее перспективному виду контроля, направленному на предотвращение нарушений в финансово-бюджетной сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.