Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Администрации
муниципального образования
г. Новый Уренгой
от 6 ноября 2015 г. N 233
Основные направления
бюджетной политики муниципального образования город Новый Уренгой на 2016 - 2018 годы
I. Общие положения
Основные направления бюджетной политики муниципального образования город Новый Уренгой подготовлены в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.4 статьи 5 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Новый Уренгой, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 31.05.2007 N 206.
Разработка основных направлений бюджетной политики муниципального образования город Новый Уренгой проводится в соответствии с бюджетной политикой Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 - 2018 годы.
Целью Основных направлений бюджетной политики является описание условий, применяемых для составления проекта бюджета муниципального образования город Новый Уренгой на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов, подходов к его формированию, финансовых взаимоотношений с бюджетом Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - окружным бюджетом), а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная политика сохраняет направленность на обеспечение ответственного управления муниципальными финансами и предсказуемости бюджетной деятельности муниципального образования город Новый Уренгой в среднесрочной перспективе.
II. Основные результаты бюджетной политики в 2014 году и первом полугодии 2015 года
В течение 2014 года и первой половине 2015 года органами местного самоуправления муниципального образования город Новый Уренгой последовательно решались основные задачи бюджетной политики, поставленные ранее.
Реализация целей и задач, предусмотренных основными направлениями бюджетной политики муниципального образования город Новый Уренгой в истекшем периоде, проводилась во взаимосвязи с основными положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, ежегодного доклада Губернатора автономного округа о положении дел в автономном округе.
Основными результатами успешно реализуемой бюджетной политики муниципального образования в 2014 году и первом полугодии 2015 года явилось:
- обеспечение сбалансированности местного бюджета;
- исполнение всех принятых социальных, публичных обязательств;
- обеспечение условий для эффективного использования общественных финансов;
- создание механизмов дальнейшего совершенствования бюджетного процесса.
Подтверждением высоких результатов в области эффективного и ответственного управления системой общественных финансов в муниципальном образовании является высокая оценка, данная департаментом финансов автономного округа качеству организации бюджетного процесса муниципального образования город Новый Уренгой среди муниципальных образований округа. Муниципальное образование город Новый Уренгой вошло в первую (высшую) группу качества организации бюджетного процесса в Ямало-Ненецком автономном округе.
Начиная с 2014 года, Администрацией города Новый Уренгой формирование и исполнение бюджета муниципального образования осуществляется в программном формате.
Программный бюджет муниципального образования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, сформированный на основе 11 утвержденных муниципальных программ, исполняется с учетом необходимости реализации запланированных мероприятий. На эти цели предусмотрено 99,3 процента расходов бюджета муниципального образования. При переходе к программному бюджету изменен порядок составления и утверждения бюджета, с 2014 года введена новая классификация целевых статей расходов бюджета, обеспечивающая привязку бюджетных ассигнований бюджета к муниципальным программам.
В целях анализа эффективности бюджетных расходов в разрезе мероприятий муниципальных программ, а также оценки эффективности реализации муниципальных программ утвержден Порядок проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования город Новый Уренгой. В первой половине 2015 года проведена оценка эффективности муниципальных программ по итогам их реализации за 2014 год.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета велась работа по выявлению и использованию возможности оптимизации бюджетных расходов, в рамках реализации Плана мероприятий по оптимизации расходов бюджета, утвержденного распоряжением Администрации города. В результате проделанной работы в отчетном году удалось добиться экономии бюджетных средств, сократить неэффективные расходы, провести инвентаризацию сети по организациям образования, культуры, молодежной политики, разработать ряд правовых актов направленных на повышение эффективности бюджетных средств.
В условиях экономического кризиса при формировании бюджета на 2015 год расходы, кроме защищенных статей (заработная плата, начисление, социальные выплаты) были сокращены на 10% по сравнению с бюджетом на 2014 год.
В начале 2015 года в связи со сложной экономической ситуацией была продолжена работа по оптимизации и повышению эффективности расходов. Администрацией города были приняты следующие нормативно-правовые акты:
- распоряжение Администрации города Новый Уренгой от 16.02.2015 N 144-р "О мерах по сокращению расходов бюджета муниципального образования город Новый Уренгой в 2015 году";
- распоряжение Администрации города Новый Уренгой от 18.03.2015 N 301-р "Об утверждении Плана мероприятий по оптимизации расходов бюджета муниципального образования город Новый Уренгой на 2015 - 2017 годы";
- распоряжение Администрации города Новый Уренгой от 08.07.2015 N 797-р "Об экономии бюджетных средств".
В целях реализации положений Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части государственного (муниципального) финансового контроля определен орган внутреннего муниципального финансового контроля, подготовлена нормативная правовая база по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и контроля в сфере закупок.
В целях реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" создан орган Администрации города "Управление организации закупок", уполномоченный по определению поставщиков. Определен порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом. Разработаны нормативные правовые акты Администрации города Новый Уренгой в данной сфере, пересмотрены контрольные функции в сфере закупок для муниципальных нужд, утвержден план мероприятий по реализации федерального закона. Созданы контрактные службы, определены контрактные управляющие. Проведена работа по организации перехода заказчиков муниципального образования город Новый Уренгой на контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Одним из направлений повышения эффективности бюджетных расходов является улучшение работы контрольных органов.
В целях внедрения единой методики осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Администрацией города утвержден порядок, который определяет правила осуществления главными распорядителями средств местного бюджета, главными администраторами доходов местного бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита местного бюджета внутреннего финансового контроля и на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита.
В целях обеспечения функционирования информационной среды управления общественными финансами проведена работа по модернизации АС "Бюджет" в части:
- планирования бюджетных ассигнований в увязке с целями и результатами деятельности, формирования решения о бюджете и поправок к нему;
- формирований муниципальных заданий, поэлементного расчета затрат учреждений с автоматической выгрузкой на сайт ГМУ (www.bus.gov.ru);
- ведения аналитического учета деятельности учреждений в разрезе муниципальных услуг, анализа и оценки показателей деятельности муниципальных учреждений по установленным формам и методикам.
В целях обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса новацией стало создание "Бюджета для граждан", где в доступной для понимания форме предоставлена информация о бюджете. Бюджет для граждан размещен на сайте муниципального образования в сети Интернет, также выпущены брошюры.
Местный бюджет сохранил свою социальную направленность. В 2015 году бюджетные средства, предусмотренные на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с утвержденным графиком поэтапного повышения средней заработной платы, позволили существенно сократить разрыв средней заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению со средней заработной платой по экономике автономного округа. В целях улучшения качества жизни населения и увеличения реальных доходов работников бюджетной сферы в 2015 году в бюджете города осуществлено финансовое обеспечение повышения фонда оплаты труда работников, попавших под действие указов Президента Российской Федерации, на 5,5 процентов.
С 1 января 2015 года Правительством автономного округа принято решение не делегировать муниципальным образованиям государственные полномочия в области социального обслуживания населения. В соответствии с распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа проведены мероприятия по приему в государственную собственность автономного округа муниципальных учреждений социального обслуживания. Таким образом, муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр "Садко" и муниципальное бюджетное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" обрели статус государственных учреждений.
С 2015 года изменился механизм предоставления государственной финансовой поддержки предприятиям жилищно-коммунального комплекса, который заключается в отказе от сложившейся практики предоставления субвенций муниципальным образованиям на исполнение отдельных государственных полномочий по возмещению выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям. С 2015 года субсидии предоставляются из окружного бюджета непосредственно ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим коммунальные услуги населению по льготным тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Продолжена реализация бюджетной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг. В связи с поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в целях перехода с 2016 года формирования перечней услуг по единым правилам утвержден Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг, в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Продолжена работа по проведению оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Оценка качества финансового менеджмента направлена на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности ГРБС, а также на выявление проблем, связанных с исполнением полномочий участников бюджетного процесса. По результатам проведенной оценки качества за 2014 год грант за высокое качество финансового менеджмента получили два главных распорядителя бюджетных средств.
Средняя рейтинговая оценка по главным распорядителям бюджетных средств по итогам мониторинга за 2014 год составила 4 балла, что на 0,3 больше итогов 2013 года. Данные показатели свидетельствуют о повышении качества организации бюджетного процесса главными распорядителями бюджетных средств.
Результаты мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, размещены на официальном сайте Администрации города.
Стабильное поступлений доходов обеспечило устойчивое положение бюджета муниципального образования и планомерное финансирование расходов по запланированным направлениям.
В целом следует отметить, что в прошедшем периоде бюджет муниципального образования был сбалансирован, кассовых разрывов при его исполнении не возникало. Нес взятые бюджетные обязательства выполнены. Не смотря на исполнение бюджета с дефицитом, не пришлось привлекать кредитные ресурсы для выполнения взятых обязательств. Муниципальный долг составили гарантии муниципального образования. На протяжении 2014 года и первого полугодия 2015 года муниципалитетом продолжалось последовательное решение задач устойчивого функционирования инфраструктуры города, повышения эффективного муниципального управления.
III. Основные направления бюджетной политики на 2016 - 2018 годы
Бюджетная политика муниципального образования город Новый Уренгой основана на Концепции социально-экономического развития города до 2020 года и призвана обеспечивать сохранение социально-ориентированной направленности бюджета и повышение благосостояния жителей муниципального образования.
В условиях замедления темпов роста экономики необходимо обеспечить выполнение поставленных ранее целей и задач, которые остаются актуальными на сегодняшний день, обеспечить реалистичность бюджетного планирования, достаточность финансовых ресурсов для исполнения расходных обязательств, а также точность оценки этих обязательств в долгосрочном периоде.
Таким образом, первостепенной задачей, стоящей перед Администрацией города, при реализации бюджетной политики является минимизация рисков, связанных с формированием и исполнением бюджета. Решение этой глобальной задачи в рамках проводимой бюджетной политики потребует реализации целого комплекса мер, главными из которых остаются:
- обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета;
- повышение качества формирования и исполнения бюджетов;
- повышение эффективности оказания муниципальных услуг;
- обеспечение прозрачности и открытости муниципальных финансов
- совершенствование муниципального финансового контроля.
При формировании проекта бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов для достижения среднесрочных целей бюджетной политики особое внимание следует уделить решению следующих задач:
3.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования
В соответствии с основными направлениями бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 - 2018 годы проект окружного бюджета будет формироваться в условиях замедления темпов роста экономики, ограниченности финансов, непредсказуемости экономической ситуации в среднесрочной перспективе.
Учитывая вышеуказанное, в целях снижения рисков разбалансированности как окружного, так и местных бюджетов, следует ограничить рост бюджетных расходов. Принятие новых расходных обязательств либо увеличение действующих расходных обязательств должно быть подкреплено соответствующим источником финансирования.
Необходимо продолжить работу по выявлению и использованию возможности оптимизации бюджетных расходов и перераспределения высвободившихся ресурсов на увеличение бюджетных расходов, не обеспеченных доходными источниками.
Обеспечение расходных полномочий муниципального образования собственными доходными источниками финансирования является необходимым условием бюджетной политики в целом.
В связи с чем при формировании проекта бюджета на следующий бюджетный год, в целях его сбалансированности необходимо продолжить соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
- определение или пересмотр приоритетов тех или иных мероприятий;
- оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности;
- ограничение принятия новых расходных обязательств;
- недопущение увеличения финансирования действующих обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами;
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;
- недопущение кредиторской задолженности;
- сокращение дефицита бюджета;
- обеспечение безопасного уровня муниципального долга;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств;
- усиление роли финансового контроля в управлении бюджетным процессом, в том числе в целях оценки эффективности направления и использования бюджетных средств и анализа достигнутых результатов при выполнении муниципальных заданий.
3.2. Повышение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании
С целью повышения качества управления, перехода к современным методам программно-целевого планирования с 2014 года осуществлен переход на программный принцип составления бюджета.
Применение программ в качестве основного инструмента для достижения поставленных целей и основы для бюджетного планирования находится на начальном этапе, в связи с чем следует совершенствовать нормативную базу по разработке муниципальных программ.
Программы должны стать документами стратегического планирования с отражением в них показателей стратегических документов и их целевых значений. В дальнейшем, при переходе на долгосрочное планирование, представляется необходимым разработка механизма установления в бюджетном прогнозе муниципального образования на долгосрочный период предельных расходов по каждой программе на весь срок ее реализации.
Также следует обеспечить дальнейшую интеграцию муниципальных программ в процесс бюджетного планирования, в том числе регламентировать процесс выделения дополнительных ресурсов, увязав его с приоритетностью программ, качеством и эффективностью реализации. При этом необходимость исполнения полномочий в условиях жестких финансовых ограничений предполагает расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по перераспределению средств внутри программ. Любые новые потребности должны укладываться в программные бюджеты отраслей, а не возникать в ходе их реализации без указания конкретных источников финансирования.
На перспективу предстоит работа над качеством муниципальных программ, механизмом контроля за их реализацией, оценке эффективности.
В процессе формирования и обсуждения муниципальных программ должен выработаться самый эффективный из возможных способов достижения целей программы, обеспечиваться повышение эффективности бюджетных расходов.
При оценке реализации муниципальных программ неэффективные программы должны быть сокращены или реализация отдельных подпрограмм или мероприятий должна быть прекращена.
Накапливая опыт в реализации программного бюджета, предполагается решить следующие вопросы:
- добиться исполнения всех решений в пределах утвержденных предельных объёмов расходов на реализацию муниципальных программ (в случае, если в рамках программы ответственный исполнитель не находит резервов для реализации решения, он должен инициировать корректировку или отмену такого решения);
- расширить полномочия ответственных исполнителей муниципальных программ по перераспределению средств между мероприятиями муниципальных программ;
- по мере возможности сократить число соисполнителей и участников муниципальных программ (необходимо уходить от практики размывания ответственности за неисполнение показателей муниципальных программ, вся полнота ответственности должна быть возложена на ответственных исполнителей программ);
- "переформатировать" структуру муниципальных программ и перевести "программную" структуру расходов бюджета в соответствии с
- новой структурой муниципальных программ. Начиная с бюджета на 2016 год, в состав бюджетной классификации введены не только программы и подпрограммы, но и основные мероприятия;
- расширить практику рассмотрения докладов ответственных исполнителей о ходе реализации программ на заседаниях бюджетной комиссии, Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой;
- обеспечить реальную ответственность управлений и департаментов Администрации города за качество и эффективность реализации муниципальных программ.
3.3. Оптимизация бюджетных расходов и повышение их эффективности
Главным инструментом сохранения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов.
На уровне Правительства Российской Федерации, Правительства автономного округа принимаются решения о сокращении расходов бюджетов. Это направление оптимизации бюджетных расходов необходимо применить и в отношении местных бюджетов.
В этой связи необходимо продолжить работу, направленную на сокращение неэффективных расходных обязательств и выявление экономии бюджетных средств по действующим расходным обязательствам.
Такими мерами, как и в предыдущие годы, будут являться:
3.3.1. Оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд
Эффективность бюджетных расходов во многом опирается на создание современной и качественной системы закупок для государственных и муниципальных нужд.
Несмотря на то, что с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - федеральный закон) остается не решенным ряд вопросов, которые будут решаться поэтапно, по мере введения в действие отдельных положений федерального закона.
С 1 января 2016 года вступают в силу положения федерального закона, регулирующие следующие сферы деятельности заказчиков и участников закупки:
- существенно изменяется и конкретизируется порядок планирования закупок, составления и утверждения планов закупок, обоснования закупок.
Заказчики будут обязаны помимо плана-графика утверждать план закупок, в котором необходимо будет указывать цели осуществления закупок, наименования объектов закупки, сроки (периодичность) осуществления закупок, объемы финансового обеспечения, некоторые иные сведения;
- вводится необходимость включать в единую информационную систему (далее - ЕИС) информацию о ценах товаров (работ, услуг), складывающихся на товарных рынках, и запросах цеп, размещаемых заказчиками при определении начальной (максимальной) цены контракта.
Такая информация будет включаться в ЕИС в целях содействия заказчикам в определении и обосновании начальных (максимальных) цен контрактов с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- вводится нормирование в сфере закупок.
Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам (работам, услугам) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая подведомственные казенные учреждения). К числу указанных требований относятся требования к предельной цене товаров (работ, услуг); количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров (работ, услуг). Такие требования позволят избежать закупок товаров (работ, услуг), которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.
С 1 января 2017 года в сфере закупок начнет действовать казначейский контроль. В рамках казначейского контроля будет проводится сквозная проверка в ЕИС сведений о каждой закупке (начиная с планирования и до включения в реестр контрактов данных о соответствующем контракте).
3.3.2. Проведение мероприятий по оптимизации расходов с определением приоритетов бюджетных расходов, как в целом по бюджету, так и в рамках ведомственных расходов отдельно взятого субъекта бюджетного планирования
Бюджетные учреждения по-прежнему не заинтересованы в повышении качества оказываемых ими услуг, в снижении издержек, в конкуренции за потребителем. В результате не реализуются задачи повышения эффективности бюджетных расходов. Несмотря на регулярную работу по оптимизации бюджетной сети, существенной экономии бюджетных средств не выявлено. По-прежнему остро стоит вопрос о целесообразности существования ряда муниципальных учреждений дополнительного образования. Недочеты в планировании становятся причиной неудовлетворительного исполнения, постоянных требований об увеличении расходов.
Субъектам бюджетного планирования необходимо продолжить работу по оптимизации действующих расходных обязательств, оптимизации структуры бюджетной сети, структуры и численности работников, добиваться экономии затрат, в том числе и в части субсидии на выполнение муниципального задания. Для полной систематизации сети бюджетных учреждений необходимо проинвентаризировать муниципальные учреждения по их отраслевой принадлежности.
Следует обозначить вопрос оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления. В целях оптимизации текущих расходов на содержание органов местного самоуправления установлены нормативы расходов, доводится предельная нормативная численность муниципальных служащих. Установлен порядок командирования муниципальных служащих с нормативами расходов. Дальнейшее совершенствование эффективности бюджетных расходов будет проводиться по оптимизации штатной численности аппарата управления за счет исключения избыточных и дублирующих функций, перевода лиц, замещающих должности муниципальной службы и не выполняющих функции муниципального управления, на не замещающие должности муниципальной службы.
3.3.3. Повышение качества бюджетного планирования на основе муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг и нормативов затрат на оказание муниципальных услуг
Одним из направлений бюджетной политики, а значит и осуществления бюджетного процесса является удовлетворение потребностей населения в муниципальных услугах, которые в конечном итоге должны положительным образом влиять на качество жизни населения.
Таким образом, одним из приоритетов проводимой бюджетной политики в среднесрочной перспективе должно стать повышение эффективности оказания муниципальных услуг.
В целях повышения эффективности оказания муниципальных услуг необходимо создать стимулы для более рационального и экономного использования бюджетных средств.
Для решения данной задачи необходимо муниципальные услуги привести в соответствие законодательству о разграничении полномочий между публично-правовыми образованиями. Расходы бюджета но соответствующим разделам бюджетной классификации не всегда соответствуют расходным обязательствам публично-правовых образований. При этом работы, стоимость которых возможно определить на основе нормативных затрат, должны быть переквалифицированы в услуги, а работы, стоимость которых невозможно определить с помощью нормативных затрат, должны быть переданы на рынок.
В соответствии с принятыми поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации с первого января 2016 года ведомственные перечни государственных и муниципальных услуг должны формироваться на основе базового перечня государственных (муниципальных) услуг, сформированного и утвержденного федеральными органами исполнительной власти. Базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ является основой для обеспечения единых подходов для определения муниципальных услуг, возможности их сравнения и анализа по объему, качеству и иным показателям. Главным распорядителям бюджетных средств муниципального образования город Новый Уренгой в предстоящем году предстоит завершить работу по формированию ведомственного перечня услуг на основе базового (отраслевого) перечня.
Нормативные затраты на финансовое обеспечение муниципального задания, начиная с 2016 года, должны рассчитываться с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Необходим переход от финансирования по индивидуальным затратам к единым групповым базовым нормативам (с учетом региональной и отраслевой специфики).
Еще одним из направлений оптимизации бюджетных расходов, связанных с выполнением муниципального задания, являются остатки средств на счетах муниципальных автономных и бюджетных учреждений. В целях снижения остающихся на конец года у муниципальных автономных и бюджетных учреждений остатков субсидий на выполнение муниципального задания главным распорядителям бюджетных средств (органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя) необходимо усилить контроль за его выполнением, рассчитывать объем субсидии на выполнение муниципальных заданий на основании единых нормативов по соответствующим услугам и работам с применением корректирующих коэффициентов.
3.3.4. Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств
В целях повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств планируется внесение изменений и дополнений в перечень показателей оценки качества финансового менеджмента, в которых будут учтены современные требования, предъявляемые к бюджетному процессу.
Главным распорядителям бюджетных средств следует разработать показатели качества в отношении своих подведомственных учреждений, в том числе выполнения муниципального задания.
Используя результаты оценки качества услуг, в среднесрочной перспективе необходимо внедрить систему рейтингования муниципальных учреждений с последующим учетом данных рейтинга при определении объема субсидий на выполнение муниципального задания.
3.4. Усиление роли финансового контроля
Одной из основных задач ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов является совершенствование процедур последующего контроля в финансово-бюджетной сфере.
Развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля будет обеспечиваться путем:
- совершенствования системы и методов внутреннего муниципального финансового контроля;
- переориентации внутреннего муниципального финансового контроля на контроль по соблюдению участниками бюджетного процесса и их должностными лицами требований бюджетного законодательства;
- координации планов контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля с учетом риск-ориентированного планирования;
- усиления контроля за эффективностью использования бюджетных средств, муниципального имущества, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности выполнения муниципальных заданий;
- своевременного выявления допущенных нарушений, достаточной обоснованности выводов по итогам контрольных мероприятий;
- применения исчерпывающих мер бюджетной и административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Будет продолжено развитие внутреннего муниципального финансового контроля.
Реализация полномочий по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ в конечном итоге должна обеспечить получение оценки результатов программно-ориентированного бюджетирования в целом и на уровне каждой программы. Такой подход позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений.
По результатам проводимых контрольных мероприятий органом внутреннего муниципального финансового контроля выдаются предписания и представления, на основании которых производится возмещение нецелевых, необоснованных и неправомерных расходов, должностные лица привлекаются к административной и дисциплинарной ответственности, что также способствует повышению эффективности расходования бюджетных средств.
При реализации результатов проверок в дальнейшем необходимо в полной мере применять наказания за бюджетные нарушения.
Важной задачей органов внутреннего финансового контроля является проведение всестороннего анализа систем внутреннего финансового контроля и аудита, обеспечивающего надлежащее качество внутреннего финансового контроля, новые полномочия, которые создают необходимые условия для обеспечения высокого качества управления финансами на ведомственном уровне.
Эффективная работа современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита позволит обеспечить более полный и своевременный контроль внутренних бюджетных процедур, а, следовательно, существенно улучшит финансовую дисциплину ведомств.
В целях осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита нормативным правовым актом был утвержден порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита местного бюджета.
Данным порядком установлены требования к организации, планированию и проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, составлению и представлению отчетности о результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Проводимый анализ органами внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению главными распорядителя внутреннего финансового контроля и аудита, обеспечит надлежащее качество внутреннего финансового контроля, что также будет способствовать повышению эффективности использования средств местного бюджета.
Контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении муниципальных заданий будет способствовать выполнению муниципального задания в соответствии с целями и в полном объеме. Проводимый анализ учредителями по предоставленной отчетности позволит своевременно скорректировать показатели государственного задания и объем субсидии.
В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" существенно изменилась практика в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В настоящее время отсутствие обоснования планируемых и осуществляемых закупок приводит к закупке товаров, которые обладают избыточными потребительскими свойствами.
Впервые заказчики начнут формировать планы закупок, начиная с бюджетного цикла на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в связи с чем кроме обоснования начальной (максимальной) цены каждой закупки, необходимо будет обосновать объект закупки, способ закупки и требования к участникам закупки.
При осуществлении контроля за соблюдением требований к обоснованию закупок, в случае признания планируемой закупки необоснованной, будут выдаваться предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, что позволит привлечь к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований Федерального закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В условиях реформирования системы внутреннего муниципального финансового контроля, внедрения контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд актуальным остается повышение качества и результативности осуществляемых контрольных мероприятий, как одного из важных направлений повышения эффективности бюджетных расходов.
Деятельность в сфере внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
- повышение эффективности контроля над использованием бюджетных средств, за соблюдением муниципальными учреждениями требований к объемам и качеству оказания муниципальных услуг;
- внедрение механизмов финансового контроля, направленных на предотвращение нарушений при расходовании бюджетных средств с одновременным усилением персональной ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований законов и иных нормативных актов;
- внедрение системы мониторинга и анализа качества контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля на основе установленных количественных показателей эффективности;
- оказание методической помощи главным распорядителям бюджетных средств, в целях повышения качества внутреннего ведомственного финансового контроля и контроля в сфере закупок.
Реализация данных направлений позволит получить объективную оценку эффективности и результативности бюджетных средств.
3.5. Обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса Бюджетная политика в этом направлении должна обеспечить прозрачность и открытость бюджетного процесса. Население должно быть проинформировано, в каком объеме и на какие цели расходуются бюджетные средства.
Одним из инструментов в данном направлении является реализуемая во всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Как составная часть электронной модели государственного управления, система "Электронный бюджет" нацелена на реализацию следующих задач:
- повышение качества и эффективности государственного управления, включая управление бюджетными средствами;
- обеспечение открытости деятельности государственных органов, включая сам процесс этой деятельности, а не только публикацию отчетов;
- создание современных технологических решений, позволяющих гибко настраивать все бизнес-процессы и обеспечивающих возможность коллективной работы пользователей.
В муниципальном образовании на сегодняшний день проводится работа по формированию реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее - Сводный реестр) в системе "Электронный бюджет". С 1 января 2016 года участники бюджетного процесса будут вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, только при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в Сводный реестр.
Планируется дальнейшее совершенствование системы "Электронный бюджет" и к 2018 году поставлена задача публикации на Едином портале бюджетных данных финансовыми органами всех публично-правовых образований Российской Федерации.
На уровне муниципального образования в целях обеспечения открытости бюджетного процесса, усиления роли гражданского общества в осуществлении бюджетного процесса, издана брошюра и опубликован на официальном сайте Администрации города Новый Уренгой "Бюджет для граждан", где в доступной для понимания форме представлена информация о бюджете. В целях повышения уровня открытости и понятности бюджетных данных будет продолжена регулярная публикация "Бюджета для граждан" к бюджету муниципального образования город Новый Уренгой.
В дальнейшем необходимо будет совершенствовать данное направление бюджетной политики и осуществить следующие мероприятия:
- создание условий для получения гражданами в открытом доступе и в полном объёме актуальных данных, связанных с осуществлением бюджетного процесса;
- обеспечение открытости органов местного самоуправления муниципального образования по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, путем освещения основных целей, задач и ориентиров бюджетной политики;
- разработка и внедрение механизмов взаимодействия с гражданами по бюджетным вопросам, в рамках которых определены процедуры принятия решений и их влияния на эти решения.
Дальнейшее развитие информационных технологий, перевод их на качественно новый уровень сбора и обработки информации, посредством которых будет обеспечена прозрачность бюджетного процесса, позволит в дальнейшем обеспечить принятие эффективных управленческих решений, результатом реализации которых будет являться улучшение уровня жизни населения.
Проводимая бюджетная политика в целом соответствует целям экономического развития муниципального образования город Новый Уренгой, повышения качества жизни граждан. Основные принципы бюджетной политики в муниципальном образовании остаются такими же, как и в предыдущие годы:
- прозрачность и публичный характер всей деятельности органов местного самоуправления в сфере общественных финансов;
- строгое соблюдение законодательства при формировании и исполнении бюджета на всех его стадиях;
- обоснованность и эффективность бюджетных расходов;
- ограничение бюджетного дефицита, муниципального долга;
- исполнение принятых социальных обязательств;
- повышение качества публичных услуг, предоставляемых гражданам;
- повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств;
- совершенствование практики и внедрение системы оценки результативности бюджетных расходов и эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере финансов;
- совершенствование деятельности муниципальных контрольных органов по контролю за эффективным использованием бюджетных средств, в том числе в вопросах оценки результатов использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа достигнутых результатов, утвержденных в муниципальных заданиях.
Последовательная реализация стратегических ориентиров бюджетной политики будет способствовать созданию прочной основы финансовой стабильности, устойчивости бюджета муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.