Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 2. Итоги налоговой политики муниципального образования в 2014 году и в первой половине 2015 года
Основным налогом, формирующими доходную часть бюджета города является налог на доходы физических лиц, который поступает в бюджет муниципального образования по нормативу в размере 30% и за 2014 год составил 45,5% от общего объема поступивших налоговых и неналоговых платежей.
Также, в бюджет города поступают налоги на товары, реализуемые на территории Российской Федерации (акцизы), налоги на совокупный доход и налоги на имущество, их общий размер составляет 19% от общего объема поступивших налоговых и неналоговых платежей.
Всего налоговые доходы исполнены в размере 1 859 млн. рублей или на 98,5% от утвержденного годового плана.
Исполнение бюджета муниципального образования город Ноябрьск по доходам в 2014 году осуществлялось в соответствии с изменениями федерального и окружного законодательства, вступившими в силу с 01 января 2014 года.
Поступления налоговых доходов в 2014 году уменьшились в сравнении с прошлым годом на 12,6% в основном за счет налога на доходы физических лиц на 296 млн. рублей.
Уменьшение связано со снижением норматива зачисления в местный бюджет на 10%, что явилось основным отрицательным изменением, влияющих на исполнение местного бюджета. Положительным изменением в законодательстве - увеличение на 20% норматива зачисления по доходам от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков.
Несмотря на данные изменения в 2014 году наблюдается положительная динамика наполнения бюджета муниципального образования собственными доходами к уровню 2013 года, прирост составил около 6%.
За последние пять лет налоговые доходы, в связи с внесением изменений в бюджетное законодательство, влияющих на исполнение местного бюджета, претерпели изменения, что повлияло на снижение налоговых поступлений. Так, налоговые доходы в 2010 году составили 2 098 млн. рублей, а в 2014 году - 1 859 млн. рублей. В абсолютном выражении доходы снизились на 293 млн. рублей.
Показатели доходов местного бюджета представлены ниже (Таблица N 1.)
Таблица N 1
Доходы местного бюджета в 2010 - 2014 годах
(млн. руб.)
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Налоговые доходы в т.ч.: |
2 099 |
2 284 |
2 012 |
2 127 |
1 859 |
Налог на доходы физических лиц |
1 702 |
1 846 |
1 511 |
1 606 |
1 310 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
- |
- |
- |
- |
9 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
145 |
188 |
247 |
258 |
249 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
148 |
152 |
160 |
151 |
154 |
Единый сельскохозяйственный налог |
- |
0,2 |
0,1 |
0,3 |
0,2 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
- |
- |
- |
2,7 |
4 |
Налог на имущество физических лиц |
13 |
4 |
14 |
14 |
16 |
Земельный налог |
44 |
52 |
59 |
73 |
92 |
Государственная пошлина |
47 |
49 |
21 |
22 |
25 |
Прочие налоговые доходы |
|
- 7 |
|
|
|
Справочно: Итого поступило доходов в бюджет города Ноябрьск:
2010 год - 8 139 млн. рублей,
2011 год - 11 509 млн. рублей,
2012 год - 9 165 млн. рублей,
2013 год - 9 414 млн. рублей,
2014 год - 9 975 млн. рублей.
По состоянию на 01.09.2015 года - 5 839 млн. рублей.
Доходы муниципального образования город Ноябрьск за 2014 год исполнены в целом на 9 974 661 тыс. рублей, что составляет 98,2% к уточненному плану года, в том числе:
- по налоговым и неналоговым доходам в сумме 2 876 604 тыс. рублей, или 98,5% к плану года;
- по безвозмездным поступлениям с учетом возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет - 7 098 057 тыс. рублей, или 98,0% к плановым назначениям, из них по финансовой помощи из окружного и федерального бюджета 7 139 569 тыс. рублей, или 98,7% к годовому плану.
Из общей суммы доходов местного бюджета в 2014 году доля:
1) налоговых доходов составила 18,6% или 1 858 615 тыс. рублей;
2) неналоговых доходов - 10,2% или 1 017 989 тыс. рублей;
3) безвозмездных поступлений - 71,2% или 7 098 057 тыс. рублей, в том числе:
- безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 71,6% или 7 139 569 тыс. рублей;
- прочих безвозмездных поступлений - 0,1% или 10 020 тыс. рублей;
- доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет - 950 тыс. рублей;
- возвратов остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет, имеющих целевое назначение - минус 0,5% или 52 482 тыс. рублей.
Постоянное и планомерное проведение мероприятий, направленных на пополнение доходной части местного бюджета, исполнение которых осуществляют главные администраторы (администраторы) доходов бюджета муниципального образования позволило обеспечить дополнительными неналоговыми поступлениями в 2012 - 2014 годах в сумме 26 млн. рублей.
В конце 2014 года был принят Закон автономного округа об установлении единой даты начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, который позволил муниципальному образованию своевременно принять соответствующие решения о переходе к новому порядку исчисления налога.
Таким образом, в муниципальном образовании с 01.01.2015 года введен новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц, отражающий нормы 32 главы Налогового кодекса Российской Федерации. Установлены ставки налога и определены категории налогоплательщиков, которым предоставлено право на льготу.
Следует отметить, что в муниципальном образовании установлена минимальная ставка по налогу на имущество физических лиц, соблюдена цель недопущения значительного роста налоговой нагрузки на население с одной стороны, и сохранения прироста доходов местного бюджета с другой стороны.
В течение 2015 года проводилась работа по выявлению подрядных и субподрядных организаций привлекаемых для выполнения работ, оказания услуг и не поставленных на налоговый учет на территории муниципального образования.
Одним из факторов, влияющих на сохранение роста собственных доходов бюджета, является реализация мероприятий, направленных на пополнение доходной части местного бюджета, утвержденных постановлением Администрации города Ноябрьска от 04.04.2014 N П-346.
Результат проведенных мероприятий подтвержден положительной динамикой поступления доходов. По итогам проведенных мероприятий в 2014 году в бюджет муниципального образования дополнительно поступило 12 млн. рублей.
Кроме того, для эффективной работы по реализации мер, направленных на расширение собственной налоговой базы и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет, а также в целях снижения недоимки по платежам в бюджет, координации межведомственного взаимодействия в целях обеспечения полной и своевременной уплаты обязательных платежей налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории города Ноябрьска, укрепления финансовой дисциплины при использовании муниципального имущества, работает Межведомственная комиссия по мобилизации источников доходов бюджета муниципального образования город Ноябрьск, созданная постановлением Администрации города от 30 июля 2013 года N П-920.
Следует отметить, что при исполнении доходной части бюджета в 2015 году муниципальные власти столкнулись со значительными проблемами, связанными с пересмотром кадастровой стоимости земельных участков арендаторами во внесудебном порядке, то есть с привлечением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Сложилась массовая практика оспаривания кадастровой стоимости земельных участков более чем на 90% в сторону уменьшения.
Следовательно, возвраты доходов местного бюджета, которые уже подкреплены расходными обязательствами, значительны. Выпадающие доходы местного бюджета в 2015 году оцениваются более чем на 32 млн. руб.
На сегодняшний момент муниципальные власти стараются решить эту проблему путем направления исковых заявлений в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа с требованиями об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной, но с применением дополнительных оценочных мероприятий.
Продолжена практика проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот по налогам, подлежащих зачислению в местный бюджет. Все предоставляемые льготы признаны социально-положительными, имеющими бюджетную эффективность.
При этом оптимизация налоговых льгот была названа одной из важнейших задач налоговой политики в Российской Федерации. В целях оптимизации существующей системы льгот произведен отказ от установления новых, а также отмена большинства действующих преимуществ. Таким образом, проведена работа по инвентаризации налоговых льгот и акцентировано внимание на самые социально значимые, учитывая малообеспеченность налогоплательщиков.
По состоянию на 01.01.2015 решениями Городской Думы муниципального образования в дополнение к налоговым льготам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, установлено 4 налоговые льготы, из них 3 по налогу на имущество физических лиц, 1 - по земельному налогу.
Предоставление налоговых льгот обеспечивает оказание муниципальной поддержки малому и среднему предпринимательству, социально незащищенным слоям населения, оптимизацию расходов местного бюджета за счет исключения встречных потоков денежных средств.
В 2010 году в связи с предоставлением льгот по местным налогам в бюджет муниципального образования не поступило почти 9 млн. рублей, что составило 15% объема поступлений по местным налогам, в 2011 году - 8 млн. рублей или 14%, в 2012 году - 7 млн. рублей или 10%, в 2013 году - 15 млн. рублей, что составляет 17% от общей суммы доходов по местным налогам соответственно (таблица N 2).
В 2015 году прогнозируются выпадающие доходы от предоставления льгот по местным налогам в размере 15 млн. рублей
Выпадающие доходы муниципального образования в виде предоставления налоговых льгот фактически являются налоговыми расходами местного бюджета.
Анализ налоговых расходов представляет собой оценку всех ранее принятых решений в области налоговой политики в отношении предоставления льгот.
Таблица N 2
Объем налоговых расходов по местным налогам в местный бюджет в результате действия налоговых льгот, установленных представительным органом муниципального образования
млн. руб.
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Налог на имущество физических лиц |
1 |
1,8 |
1 |
1 |
1 |
Количество физических лиц воспользовавшихся правом на льготу |
5124 |
6399 |
5405 |
5031 |
4163 |
Земельный налог |
8 |
6 |
6 |
14 |
14 |
Количество организаций воспользовавшихся правом на льготу |
72 |
77 |
76 |
78 |
77 |
Источником информации о недополученных доходах в местный бюджет послужили сведения, представленные Межрайонная инспекция ФНС России N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Из таблицы видно, что физические лица и организации стабильно используют свое право на льготы по налогу на имущество. Размер льготы по земельному налогу в суммарном выражении за 2013 - 2014 годы увеличилась, что связано с увеличением налоговой базы, связанной с переоценкой кадастровой стоимости с 2012 года.
В дальнейшем, планируется продолжить проводить оценку эффективности налоговых льгот. Особое внимание предполагается уделить востребованности льготных условий гражданами, имеющими право на льготное налогообложение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.