Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Система индикативно-прогнозных показателей экономической и социальной эффективности сценариев. Макроэкономический прогноз социально-экономического развития Ноябрьска (базовый сценарий)
Статья 12. Система индикативно-прогнозных показателей экономической и социальной эффективности сценариев
Разработка и реализация стратегических направлений социально-экономического развития муниципального образования г. Ноябрьск на долгосрочную перспективу обусловливает необходимость выявления важнейших целевых ориентиров развития его экономики и социальной сферы на период до 2025 года, позволяющих оценить эффективность реализации самой Стратегии.
Данные ориентиры количественно определяются прогнозными параметрами ключевых характеристик сравнительного социально-экономического положения города, включая динамику состояния муниципальной экономики и уровня жизни городского населения. С другой стороны, используемая система индикативно-прогнозных индикаторов призвана обеспечить проведение сравнительной оценки экономической и социальной эффективности различных сценариев (вариантов) долгосрочного муниципального развития.
Выбор и обоснование системы индикативно-прогнозных показателей социально-экономического развития муниципального образования г. Ноябрьск и проведение сравнительной оценки отдельных сценариев его развития определяются следующими основными принципами:
- комплексность сравнительной оценки различных сценариев муниципального развития, обеспечивающая учет основных направлений динамики экономического и социального развития города на долгосрочную перспективу;
- обеспечение максимальной репрезентативности показателей, используемых для сравнительной оценки отдельных аспектов развития муниципальной экономики и уровня жизни населения города;
- максимальная адаптация системы индикативно-прогнозных показателей экономической и социальной эффективности сценариев к существующей статистической отчетности по муниципальным образованиям с учетом доступности и регулярной обновляемости используемой информации;
- обеспечение сопоставимости параметров экономической и социальной эффективности сценариев долгосрочного развития города по годам прогнозируемого периода;
- обеспечение сопоставимости параметров используемой системы индикативно-прогнозных показателей социально-экономического развития города с соответствующими прогнозными характеристиками по другим муниципальным образованиям автономного округа и ЯНАО в целом;
- возможность использования результатов сравнительной оценки различных социально-экономических сценариев в системе принятия регулятивных решений на муниципальном и региональном (субъекта Российской Федерации) уровнях управления городским развитием.
Наиболее репрезентативной формой используемой системы индикативно-прогнозных показателей, в части стоимостных индикаторов, являются динамические индексы данных показателей, рассчитываемые по годам прогнозируемого периода в соотношении к их абсолютному уровню по состоянию за принятый в расчетах отчетный (базисный) год.
При разработке прогнозных оценок по основным параметрам сопоставляемых сценариев экономического и социального развития города учитываются достигнутые в отчетном периоде сравнительные характеристики развития экономики и социальной сферы на его территории, прогнозные показатели социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на долгосрочную перспективу, а также разрабатываемые Минэкономразвития РФ сценарные условия и параметры Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
Основными направлениями сравнительной оценки экономической и социальной эффективности сценариев развития муниципального образования г. Ноябрьск на период до 2025 г. выступают: а) ожидаемые социально-демографические тенденции; б) динамика занятости экономически активного населения; в) динамика доходов населения; г) динамика промышленного производства и тенденции развития ее структурообразующих отдельных видов экономической деятельности; д) динамика общей эффективности экономики; е) прогнозируемые тенденции изменения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов; ж) прогнозируемые тенденции на муниципальном потребительском рынке.
В основе прогноза социально-экономического развития города на долгосрочную перспективу и сравнительной оценки эффективности отдельных сценариев его развития лежит долгосрочный прогноз по каждому из сценариев среднегодовой численности населения. Прогнозная численность населения непосредственно определяет показатели развития отраслей социальной инфраструктуры, сферы бытовых услуг, транспорта, жилищного строительства, муниципального потребительского рынка, локального рынка труда и т.д.
Неотъемлемой составной частью долгосрочного прогноза социально-экономического развития территории муниципального образования выступает прогноз занятости экономически активного населения, тесно связанный с параметрами прогноза экономической эффективности его экономики. Основным индикатором занятости населения служит показатель среднегодовой численности занятых в экономике, определяемый общей среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях муниципального образования.
Денежные доходы населения в реальном выражении обусловливают общий достигнутый уровень его жизни. Их величина определяется, с одной стороны, размером средней заработной платы работников в отраслях экономики, а, с другой стороны, объемом доходов, полученных от предпринимательской деятельности, объемом доходов от собственности, а также общей величиной пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат населению. Основным индикатором динамики доходов населения, традиционно используемым в прогнозных оценках регионального развития и учитывающим динамику инфляционных процессов в экономике, является индекс реальных располагаемых денежных доходов населения. Другим важнейшим индикативно-прогнозным индикатором денежных доходов населения по муниципальному образованию выступает показатель (индекс) динамики реальной заработной платы работников.
Ключевыми характеристиками, в существенной степени предопределяющими сравнительную эффективность различных сценариев экономического развития муниципального образования г. Ноябрьск, являются динамический индекс объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг, а также индексы производства по следующим видам экономической деятельности: а) "добыча полезных ископаемых"; б) "обрабатывающие производства"; в) "производство и распределение электроэнергии, газа и воды".
Важнейшим условием реализации различных альтернативных сценариев социально-экономического развития города является инвестиционная деятельность на территории муниципального образования, ее характер, тенденции и общие масштабы. При этом динамика инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, обусловливающая перспективы роста экономики муниципального образования г. Ноябрьск, а также социального развития города в течение прогнозного периода, оценивается на основе показателя (индекса) динамики общего объема инвестиций в основной капитал.
Одной из ключевых составляющих сравнительной оценки вероятных сценариев социально-экономического развития города выступает прогнозная оценка долгосрочных тенденций роста муниципального потребительского рынка товаров и услуг. Они определяются, прежде всего, перспективной динамикой реальных денежных доходов населения, а также ожидаемыми перспективами улучшения инфраструктурной обустроенности территории, повышения степени ее транспортной доступности. Основными индикаторами роста муниципального потребительского рынка являются показатели (индексы) динамики, соответственно, оборота розничной торговли и объема платных услуг населению.
В целом, для проведения сравнительной оценки экономической и социальной эффективности различных сценариев развития муниципального образования г. Ноябрьск на период до 2025 года будет использована следующая система индикативно-прогнозных показателей с соответствующими единицами измерения:
- среднегодовая численность населения, тысяч человек;
- среднегодовая численность занятых в экономике, тысяч человек;
- объем отгруженных товаров собственного производства (работ, услуг), в процентах к 2012 г. (в сопоставимых ценах);
в т.ч. по видам деятельности:
добыча полезных ископаемых;
обрабатывающие производства;
производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
- реальная заработная плата работников, в процентах к 2012 г.;
- инвестиции в основной капитал, в процентах к 2012 г. (в сопоставимых ценах);
- оборот розничной торговли, в процентах к 2012 г. (в сопоставимых ценах).
Используемый на основе выделенной системы показателей сценарный подход к разработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития города, учитывающий различные значимые для муниципальной экономики внутренние и внешние факторы, конкурентные преимущества и имеющиеся риски, позволяет более точно определить основные параметры и наметить ключевые ориентиры развития муниципального образования, скоординировать его со стратегическими направлениями перспективного развития Ямало-Ненецкого автономного округа и Российской Федерации в целом.
Статья 13. Макроэкономический прогноз сценариев развития муниципального образования на период до 2025 года
Реализация рассматриваемых сценариев социально-экономического развития города Ноябрьска на долгосрочную перспективу обусловливает достижение дифференцированных параметров по основным характеристикам развития городской экономики и социальной сферы.
В соответствии с принятым подходом, оценка параметров долгосрочного прогноза проводится в разрезе модельных сценариев, имеющих наибольшую социальную значимость и наиболее благоприятные экономические перспективы для городского развития, в т.ч. по сценариям: а) "Ямальский юг"; б) "Бизнес-ворота ЯНАО"; в) "Сотрудничество городов". Вместе с тем наиболее реальный прогнозный вариант долгосрочного развития муниципального образования, принятый за базовый, отражает отдельные составные сегменты каждого из указанных сценариев.
Макроэкономический прогноз развития муниципального образования город Ноябрьск на период до 2025 года разработан по важнейшим характеристикам его экономического и социального развития, с учетом достигнутых к отчетному периоду относительных уровней соответствующих экономических и социальных показателей, реализации планируемых основных инвестиционных проектов, достижения показателей демографического прогноза, а также сценарных условий и основных параметров макроэкономического прогноза развития Российской Федерации до 2030 года и Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2020 года.
Наряду с этим разработанный макроэкономический прогноз, в рамках принятого за основу базового сценария учитывает вероятное обострение в период реализации Стратегии мирового финансово-экономического кризиса, усиление его воздействия на общероссийскую, региональную, а также муниципальную экономику, и, соответственно, ухудшение условий финансирования значимых для города инвестиционных проектов.
Результаты прогнозных оценок по ключевым экономическим и социальным индикаторам муниципального развития представлены в табл. 23.
На экономическое и социальное развитие муниципального образования город Ноябрьск в прогнозном периоде в целом существенное влияние будет оказывать фактор сокращения в ближайшей и среднесрочной перспективе объемов добычи нефти, несмотря на ожидаемое (в условиях неизбежно высоких внешних рисков) сохранение благоприятной конъюнктуры мирового рынка углеводородов и достаточно высокую конкурентоспособность профильного сектора городской экономики - нефтегазового комплекса. При этом первый и третий модельные сценарии развития учитывают, что использование прогрессивных технологий нефтедобычи позволит стабилизировать, а после 2017 г. - начать наращивать ее объемы.
В свою очередь, второй сценарий развития города ("Бизнес-ворота ЯНАО") предполагает, что, в условиях обеспечения доступа независимых нефтедобывающих компаний к эксплуатации низкодебитных скважин, удастся в короткие сроки преодолеть отрицательный тренд в отрасли и к концу прогнозного периода существенно увеличить объемы нефтедобычи.
Представленные в табл. 23 данные о производстве промышленной продукции по виду деятельности "добыча полезных ископаемых" показывают, что реализация первого и третьего сценариев развития обеспечит умеренный рост производства с 2017 до 2025 гг. - с 91 до 95% по отношению к его уровню за базисный 2012 г., в то время как реализация наиболее эффективного второго сценария позволит достигнуть реального 15%-го прироста производства по данному виду деятельность к 2025 г. В то же время наиболее реальный (в условиях воздействия как внутренних, так и внешних факторов) базовый вариант муниципального развития предполагает преодоление добывающими предприятиями уровня производства 2012 г. только после 2020 г. и выхода к 2025 г. на итоговый прирост лишь в 3%.
По обрабатывающим производствам к концу прогнозного периода ожидается значительный рост выпуска продукции (в зависимости от конкретных сценариев - от 168 до 189% по отношению к 2012 г., при 177% - по базовому сценарию), что обусловлено, прежде всего, крайне низким исходным уровнем производства по данному виду экономической деятельности.
В результате, по общему объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами по принятому базовому сценарию прогнозируется рост к концу периода в размере только 109%, причем исходный уровень производства (за 2012 г.) будет преодолен лишь в 2020 году. Указанный тренд определяется резко преобладающим влиянием на него динамики производства в нефтегазовом комплексе города.
Таблица 23
Прогноз основных показателей социально-экономического развития города Ноябрьска до 2025 года
|
2012 г. |
Модельный сценарий 1 "Ямальский юг" |
Модельный сценарий 2 "Бизнес-ворота ЯНАО" |
Модельный сценарий 3 "Сотрудничество городов" |
Базовый сценарий |
||||||||
2017 г. |
2020 г. |
2025 г. |
2017 г. |
2020 г. |
2025 г. |
2017 г. |
2020 г. |
2025 г. |
2017 г. |
2020 г. |
2025 г. |
||
Среднегодовая численность населения, тыс. чел. |
109,2 |
108,1 |
106,4 |
103,5 |
110,6 |
114,7 |
118,0 |
105,8 |
105,9 |
107,3 |
107,5 |
109,6 |
113,8 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. |
59,6 |
58,8 |
57,9 |
55,7 |
61,0 |
64,5 |
68,5 |
57,0 |
57,9 |
60,5 |
59,4 |
60,8 |
63,0 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ, услуг, % к 2012 г. (в сопост. ценах) |
100 |
94 |
96 |
101 |
104 |
109 |
120 |
94 |
96 |
102 |
97 |
100 |
109 |
- добыча полезных ископаемых |
100 |
91 |
92 |
95 |
103 |
107 |
115 |
91 |
92 |
95 |
95 |
97 |
103 |
- обрабатывающие производства |
100 |
115 |
132 |
168 |
121 |
140 |
189 |
117 |
135 |
173 |
118 |
135 |
177 |
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
100 |
107 |
113 |
130 |
110 |
119 |
139 |
108 |
115 |
132 |
108 |
115 |
134 |
Реальная заработная плата работников, % к 2012 г. |
100 |
99 |
103 |
110 |
106 |
111 |
121 |
98 |
102 |
110 |
101 |
106 |
114 |
Инвестиции в основной капитал, % к 2012 г. (в сопост. ценах) |
100 |
128 |
148 |
187 |
142 |
183 |
255 |
130 |
154 |
196 |
133 |
158 |
215 |
Оборот розничной торговли, % к 2012 г. (в сопост. ценах) |
100 |
103 |
110 |
124 |
114 |
127 |
157 |
103 |
112 |
132 |
108 |
117 |
138 |
В основе большинства индикативно-прогнозных индикаторов муниципального развития лежат параметры демографического прогноза до 2025 г. (Приложение 1 к стратегии). В соответствии с ним, по первому сценарию долгосрочного развития прогнозируется устойчивое снижение численности постоянного населения города со 109,2 до 103,5 тыс. чел., по третьему - снижение до 105,8 тыс. чел. с последующим незначительным ростом к концу периода до 107,3 тыс. чел., в то время как по второму сценарию ожидается стабильный рост численности населения, которая к 2025 году должна составить 118 тыс. чел. Причем в последнем случае полученный прирост (почти 9 тыс. человек) будет достигнут не только за счет естественного прироста населения, но и в результате положительного сальдо миграции.
В то же время основной, базовый сценарий развития муниципального образования предполагает первоначальное незначительное снижение численности населения города (до 107,5 тыс. чел. к 2017 г.) с последующим его ростом к концу прогнозного периода до 113,8 тыс. чел., с учетом выхода на общий миграционный прирост лишь к 2025 году.
Прогнозные параметры занятости экономически активного населения в существенной степени отражают ожидаемые показатели демографического прогноза. Так, по базовому сценарию, небольшое снижение на начальном этапе среднегодовой численности занятых в экономике сменится последующим ее ростом к 2025 г. до 63 тыс. чел., что в итоге обеспечит общий ее прирост по городу за весь прогнозный период на уровне 3,6 тыс. чел.
Важной особенностью всего рассматриваемого прогнозного периода будут являться относительно высокие темпы роста инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, государственное стимулирование которой в среднесрочной перспективе станет важным рычагом эффективной антикризисной политики, направленной на повышение уровня инвестиционного спроса. Прогнозируемый рост инвестиций в основной капитал к 2025 г. составит от 187% (к их уровню за 2012 г.) по первому сценарию до 255% - по третьему сценарию.
Базовый сценарий экономического и социального развития муниципального образования г. Ноябрьск предусматривает достижение среднегодовых темпов прироста капиталообразующих инвестиций на уровне около 6% при общем увеличении их объема к концу прогнозного периода в 2,15 раза. Значительные объемы инвестиций будут направлены не только в модернизацию и дальнейшее развитие нефтегазового комплекса города, но и в реализацию крупных инфраструктурных проектов, а также в жилищное строительство и реализацию инвестиционных проектов межмуниципального значения в сфере потребительского рынка.
В рассматриваемом периоде будет расти средняя заработная плата работников муниципального образования, независимо от реализации того или иного сценария его развития. Так, к концу прогнозного периода ее общий рост к уровню базисного года должен составить в реальном выражении 110% по первому и третьему сценариям, и 121% - по второму сценарию. В свою очередь, в случае реализации базового сценария долгосрочного социально-экономического развития города, реальный рост средней заработной платы прогнозируется на уровне 114%.
При этом рост потребительского рынка города будет ориентирован не только на жителей г. Ноябрьск, но и сопредельных муниципальных образований, включая города Губкинский и Муравленко.
Прогнозируемый рост оборота розничной торговли к 2025 г. составляет от 124% по первому сценарию развития муниципальной экономики до 157% - по второму сценарию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.