Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2007 г. N 99-ЗАО
"Об окружной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов
на 2008 - 2010 годы"
2 декабря 2008 г.
Принят постановлением Государственной Думы
Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 октября 2007 г. N 1010
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа |
Ю.В. Неелов |
г. Салехард
24 октября 2007 г.
N 99-ЗАО
Окружная целевая программа
"Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы"
(утв. Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "Об окружной целевой
программе "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы")
2 декабря 2008 г.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2008 г. N 98-ЗАО в паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона, распространяющиеся на правоотношения возникшие с 1 января 2008 г.
Паспорт программы
Наименование Программы Окружная целевая программа "Социальная поддержка
инвалидов на 2008 - 2010 годы" (далее -
Программа)
Основания для Федеральный закон от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ
разработки "О физической культуре и спорте в Российской
Федерации"; Федеральный закон от 24 ноября 1995
года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации"; Федеральный закон от 10
декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах
социального обслуживания населения в Российской
Федерации"; постановление Правительства
Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N
832 "О Федеральной целевой программе "Социальная
поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы";
постановление Правительства Российской Федерации
от 21 марта 2007 года N 172 "О Федеральной
целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010
годы"; распоряжение Правительства Российской
Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р;
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 2
ноября 2005 года N 74-ЗАО "О социальном
обслуживании населения в Ямало-Ненецком
автономном округе"; постановление Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 января
2006 N 1-А "О порядке разработки, утверждения и
реализации окружных целевых программ"
Государственный Департамент по труду и социальной защите
заказчик - координатор населения Ямало-Ненецкого автономного округа
Программы (далее - департамент по труду и социальной
защите населения)
Государственный Департамент по труду и социальной защите
заказчик Программы населения Ямало-Ненецкого автономного округа
(далее - Департамент по труду и социальной
защите населения)
Ответственный за Департамент по труду и социальной защите
выполнение мероприятий населения
Программы
Разработчик Департамент по труду и социальной защите
Программы населения
Цели и задачи Программы Целями Программы являются создание доступной для
инвалидов среды жизнедеятельности, устранение
или наиболее полная компенсация утраченных
физических возможностей, а также интеграция
инвалидов в общество.
Для достижения указанных целей необходимо решить
следующие основные задачи:
внедрить в деятельность социальных служб
Ямало-Ненецкого автономного округа (далее -
социальные службы автономного округа)
инновационные технологии и методики работы по
реабилитации и социальной адаптации инвалидов, а
также расширить спектр социальных услуг,
предоставляемых инвалидам и семьям с
детьми-инвалидами;
увеличить охват инвалидов различными видами
реабилитационных услуг, оказываемых социальными
службами автономного округа,
лечебно-профилактическими и оздоровительными
учреждениями;
начать процесс создания условий для комфортной
безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов;
повысить конкурентоспособность инвалидов на
рынке труда;
содействовать социализации инвалидов
Ожидаемые конечные Реализация мероприятий Программы позволит:
результаты реализации и увеличить количество инновационных технологий и
показатели методик работы по реабилитации и социальной
социально-экономической адаптации инвалидов, новых услуг, внедренных в
эффективности практику деятельности социальных служб
автономного округа, с 3 единиц в 2007 году до 12
единиц в 2010 году;
увеличить число специалистов социальных служб,
прошедших курсы повышения квалификации, со 105
человек в 2007 году до 147 человек в 2010 году;
увеличить число конференций (семинаров),
проведенных по проблемам инвалидов, с 3 в 2007
году до 6 в 2010 году;
увеличить число информационных материалов о
мерах социальной поддержки и защиты инвалидов, о
реабилитационных услугах с 6 единиц в 2007 году
до 24 единиц в 2010 году;
увеличить удельный вес инвалидов, получивших
различные виды реабилитационных услуг, от общего
числа инвалидов с 20,7% в 2007 году до 30% в
2010 году;
увеличить удельный вес детей-инвалидов,
получивших реабилитационные услуги в
специализированных учреждениях, от общего числа
детей-инвалидов с 20,4% в 2007 году до 24,0% в
2010 году;
увеличить удельный вес семей с
детьми-инвалидами, получившими реабилитационные
услуги в специализированных учреждениях, от
общего числа семей с детьми-инвалидами с 19,6% в
2007 году до 22,0% в 2010 году;
увеличить удельный вес учреждений социального
обслуживания, получивших современное
оборудование, средства малой механизации для
реабилитации и ухода за инвалидами, от числа
всех учреждений социального обслуживания
населения автономного округа с 37,0% в 2007 году
до 65,0% в 2010 году;
довести удельный вес инвалидов, получивших
помощь в адаптации внутриквартирного
пространства, от числа инвалидов, нуждающихся в
адаптации внутриквартирного пространства, до
1,5% в 2010 году;
увеличить удельный вес инвалидов, обеспеченных
техническими средствами реабилитации, от числа
инвалидов, нуждающихся в технических средствах
реабилитации, с 47,7% в 2007 году до 60,0% в
2010 году;
довести число приобретенных микроавтобусов для
развития службы "Социальное такси" к 2010 году
до 3 единиц;
увеличить удельный вес инвалидов, получающих
профессиональное образование, от числа
инвалидов, нуждающихся в профессиональной
реабилитации, с 0,8% в 2007 году до 1,95% в 2010
году;
увеличить удельный вес инвалидов, охваченных
социокультурной реабилитацией, от общего числа
инвалидов с 3% в 2007 году до 10,0% в 2010 году;
увеличить удельный вес инвалидов, участвующих в
спортивных (оздоровительных) мероприятиях, от
общего числа инвалидов с 7,2% в 2007 году до
10,0% в 2010 году;
увеличить удельный вес инвалидов, являющихся
членами общественных объединений инвалидов, от
общего числа инвалидов с 19,0% в 2007 году до
22,0% в 2010 году
Сроки и этапы 2008 - 2010 годы
реализации
Важнейшие целевые Количество инновационных технологий и методик
индикаторы и показатели работы по реабилитации и социальной адаптации
по этапам реализации инвалидов, новых услуг, внедренных в практику
Программы деятельности социальных служб автономного
округа;
число специалистов социальных служб, прошедших
курсы повышения квалификации;
число конференций (семинаров), проведенных по
проблемам инвалидов;
число информационных материалов о мерах
социальной поддержки и защиты инвалидов,
реабилитационных услугах;
удельный вес инвалидов, получивших различные
виды реабилитационных услуг (% от общего числа
инвалидов);
удельный вес детей-инвалидов, получивших
реабилитационные услуги в специализированных
учреждениях (% от общего числа детей-инвалидов);
удельный вес семей с детьми-инвалидами,
получившими реабилитационные услуги в
специализированных учреждениях (% от общего
числа семей с детьми-инвалидами);
удельный вес учреждений социального
обслуживания, получивших современное
оборудование, средства малой механизации для
реабилитации и ухода за инвалидами (% от числа
всех учреждений социального обслуживания
населения автономного округа);
удельный вес инвалидов, получивших помощь в
адаптации внутриквартирного пространства (% от
числа инвалидов, нуждающихся в адаптации
внутриквартирного пространства);
удельный вес инвалидов, обеспеченных
техническими средствами реабилитации (% от числа
инвалидов, нуждающихся в технических средствах
реабилитации);
число приобретенных микроавтобусов для развития
службы "Социальное такси";
удельный вес инвалидов, получающих
профессиональное образование (% от числа
инвалидов, нуждающихся в профессиональной
реабилитации);
удельный вес инвалидов, охваченных
социокультурной реабилитацией (% от общего числа
инвалидов);
удельный вес инвалидов, участвующих в спортивных
(оздоровительных) мероприятиях (% от общего
числа инвалидов);
удельный вес инвалидов, являющихся членами
общественных объединений инвалидов (% от общего
числа инвалидов)
Объемы и источники Общий объем финансирования Программы на три года
финансирования составляет 60841,0 тыс. рублей (в ценах на 2007
Программы год). Окружной бюджет - 60841,0 тыс. рублей, в
том числе по годам:
2008 год - 20000,0 тыс. рублей;
2009 год - 25170,0 тыс. рублей;
2010 год - 15671,0 тыс. рублей
Ожидаемые конечные Реализация мероприятий Программы позволит:
результаты реализации увеличить число инновационных технологий и
Программы методик работы по реабилитации и социальной
адаптации инвалидов, внедренных в деятельность
социальных служб автономного округа, а также
расширить спектр социальных услуг,
предоставляемых инвалидам и семьям с
детьми-инвалидами;
увеличить охват инвалидов различными видами
реабилитационных услуг, социальными службами
автономного округа, лечебно-профилактическими и
оздоровительными учреждениями;
начать процесс создания условий для комфортной
безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов;
повысить конкурентоспособность инвалидов на
рынке труда;
содействовать социализации инвалидов.
Одним из значимых результатов реализации
Программы, с учетом задач проводимой
демографической политики, может стать
увеличение численности трудоспособного населения
за счет:
полной или частичной реабилитации инвалидов;
увеличения численности трудоустроенных инвалидов
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Согласно данным актуального регистра на начало 2007 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) численность инвалидов составляет 14450 человек, из них 1837 детей-инвалидов.
В автономном округе на протяжении ряда лет, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается увеличение численности инвалидов. Если в 2004 году численность инвалидов составляла 2,1% (т. е. 10973 человека) от всего населения автономного округа, в 2005 году - 2,3% (т.е. 11823 человека), то в 2006 году - 2,6% (т.е. 14450 человек). Очевиден рост на 0,5%.
Наибольшая численность инвалидов проживает в таких муниципальных образованиях, как г.г. Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым.
Структура заболеваний, которые приводят к первичной инвалидности у взрослого населения автономного округа, отличается от структуры заболеваний, повлекших инвалидность среди детского населения. Так, если у взрослых преобладают болезни органов кровообращения, злокачественные новообразования и болезни костно-мышечной системы, то у детей на первое место выходят врожденные аномалии, болезни нервной системы и психические расстройства.
В структуре первичной инвалидности по степени ограничения способности к трудовой деятельности отмечаются тенденции снижения удельного веса инвалидов с более высокой степенью ограничения трудовой деятельности:
уменьшилось на 2,6% случаев первичной инвалидности со II и III степенями ограничения способности к трудовой деятельности;
увеличилось на 8,2% случаев первичной инвалидности с I степенью ограничения способности к трудовой деятельности и без ограничения трудовой деятельности.
Увеличение численности инвалидов происходит за счет роста численности инвалидов старше 18 лет. Так, на начало 2007 года от общей численности инвалидов в автономном округе 87% составляют инвалиды старше 18 лет, по сравнению с 2005 годом численность данной возрастной категории инвалидов увеличилась на 1%. От числа инвалидов старше 18 лет 55% составляют лица трудоспособного возраста. Таким образом, более 2% от жителей автономного округа трудоспособного возраста по состоянию здоровья лишены возможности трудиться, а следовательно, и возможности обеспечивать себя материально. Так как основным источником доходов инвалидов является пенсия по инвалидности, средний размер которой по автономному округу на начало 2007 года составил 3852,09 рублей, то они наряду с лицами пенсионного возраста являются финансово-экономической нагрузкой на трудоспособную часть жителей автономного округа, на систему здравоохранения и социального обеспечения. Увеличение уровня инвалидности среди лиц трудоспособного возраста характерно и для России в целом. В связи с этим в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года одним из основных приоритетов демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения является развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования потенциала инвалидов, а к основным целям деятельности Министерства здравоохранения и социального развития на 2007 - 2009 годы отнесены не только вопросы обеспечения потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке граждан, но и воспроизводства и развития потенциала трудовых ресурсов.
Реабилитация инвалида представляет собой процесс и систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Процесс реабилитации инвалидов многогранен и многоаспектен, поэтому его эффективность достигается за счет слаженного, системного межведомственного взаимодействия. Ранее действовавшие окружные целевые программы, направленные на социальную поддержку инвалидов, обеспечивали координацию усилий всех заинтересованных структур. Программно-целевой метод в реализации мер по реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество показал свою эффективность.
Благодаря действию окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2005 - 2007 годы" удалось достичь определенных результатов в сфере организации процесса реабилитации инвалидов. Среди наиболее значимых результатов реализации окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2005 - 2007 годы" являются:
увеличение числа инвалидов, получивших социальные услуги в социальных службах автономного округа, на 43%. Увеличение данного показателя стало возможным благодаря оснащению учреждений современным реабилитационным оборудованием;
увеличение на 71% в 2006 году по сравнению с 2005 годом числа инвалидов, получающих профессиональное образование. Данное достижение особо значимо, так как в связи со снижением за последние годы удельного веса инвалидов с более высокой степенью ограничения трудовой деятельности все большую актуальность приобретает вопрос трудоустройства инвалидов;
уменьшение за период с 2005 по 2006 год на 65% очередности инвалидов на обеспечение автотранспортными средствами, вставших в очередь на получение спецавтотранспорта до 1 января 2005 года. Данная проблема, возникшая в связи с исключением автотранспортных средств из федерального перечня технических средств реабилитации, из-за отсутствия федерального финансирования на протяжении двух лет решается исключительно за счет средств окружного бюджета;
повышение уровня профессиональной подготовки специалистов социальных служб, работающих с инвалидами, что безусловно будет способствовать повышению качества социальных услуг, предоставляемых инвалидам;
увеличение за счет консолидации финансовых средств федерального и окружного бюджетов числа инвалидов, обеспеченных санаторно-курортными путевками. На начало 2007 года удельный вес инвалидов, получивших санаторно-курортное лечение (с учетом погашения задолженности Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по автономному округу за 2005 год), составил 60% от числа инвалидов, обратившихся за получением санаторно-курортных путевок.
Наиболее значимыми результатами действия окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2005 - 2007 годы" являются:
увеличение за период с 2002 по 2006 годы показателя полной или частичной реабилитации инвалидов автономного округа старше 18 лет (на 2,1% и 2,3% соответственно);
снижение уровня первичной инвалидности всего населения (на 1 января 2007 года он составляет 41,4 на 10000 населения, что на 10,9% ниже показателя 2005 года).
Несмотря на достигнутые результаты, в сфере организации реабилитации инвалидов сохраняется нерешенным ряд проблем.
Одной из наиболее сложных проблем является создание безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов. В данный комплекс задач входят вопросы оборудования жилых помещений специальными устройствами и приспособлениями для компенсации утраченных навыков самообслуживания, транспортное обслуживание лиц с ограниченными возможностями, обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и ряд других мероприятий.
Не менее важной проблемой, связанной с организацией процесса интеграции инвалидов в общество, является обеспечение инвалидов равными возможностями в сфере профессионального образования и трудоустройства. Если в вопросе получения инвалидами профессионального образования отмечается положительная динамика, то вопрос трудоустройства инвалидов продолжает оставаться недостаточно решенным. В 2006 году лишь 17% инвалидов, обратившихся в органы занятости по вопросам трудоустройства, смогли трудоустроиться.
Для успешной интеграции инвалидов в общество необходим также целый спектр мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов. Очень важно подготовить и само общество к адекватному восприятию инвалидов, для этого необходимо развивать толерантность общества к инвалидам.
Таким образом, актуальность программы "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы", ее цели и задачи определяются исходя из необходимости закрепления позитивных результатов, достигнутых в ходе реализации предыдущих программ, наличия нерешенных в рамках предыдущих окружных целевых программ вопросов реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество, необходимости обеспечения реализации Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года, приоритетных задач социально-экономического развития автономного округа.
Система программных мероприятий структурирована в пять разделов:
информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов;
медико-социальная реабилитация инвалидов;
создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов;
профессиональная реабилитация инвалидов;
социокультурная реабилитация инвалидов и реабилитация посредством физической культуры и спорта.
В каждом разделе определены приоритеты, сформирован перечень программных мероприятий на основе следующих принципов:
сохранение преемственности - ряд мероприятий, успешно реализованных в 2005 - 2007 годах, был интегрирован в новую программную структуру;
адресный подход - охват различных категорий инвалидов услугами по социальной реабилитации и адаптации с учетом индивидуальной степени нуждаемости;
межотраслевой характер, консолидирование усилий различных ведомств на решение вопросов реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2008 г. N 98-ЗАО в раздел II настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона, распространяющиеся на правоотношения возникшие с 1 января 2008 г.
Раздел II. Основные цели и задачи Программы с указанием
сроков и этапов ее реализации, а также целевых
индикаторов и показателей
Основные цели и задачи Программы определены исходя из необходимости создания и совершенствования на государственном уровне условий для успешной реабилитации и социализации инвалидов, создания возможностей для максимального использования потенциала инвалидов, обеспечения им равных возможностей в реализации гражданских прав, что соответствует задачам Концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года и основным направлениям социально-экономического развития автономного округа.
В связи с этим целями Программы являются создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, устранение или наиболее полная компенсация утраченных физических возможностей, а также интеграция инвалидов в общество.
Для достижения поставленных целей в рамках Программы предполагается решить следующие задачи:
внедрить в деятельность социальных служб автономного округа инновационные технологии и методики работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, а также расширить спектр социальных услуг, предоставляемых инвалидам и семьям с детьми-инвалидами;
увеличить охват инвалидов различными видами реабилитационных услуг, оказываемых социальными службами автономного округа, лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждениями;
начать процесс создания условий для комфортной безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов;
повысить конкурентоспособность инвалидов на рынке труда;
содействовать социализации инвалидов.
Программа носит среднесрочный характер. Срок реализации Программы - 2008 - 2010 годы.
Ежегодно в Программе предусматривается решение аналогичных задач, поэтому по итогам года планируется осуществление анализа эффективности проведения мероприятий Программы, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определения промежуточных результатов Программы.
Система показателей и индикаторов, позволяющая оценить эффективность реализации Программы, увязанная с решаемыми тактическими задачами, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Система показателей и индикаторов, увязанная с решаемыми тактическими
задачами Программы
Тактические задачи | Показатель (индикатор) | Базо- вое зна- чение (2007 год) |
Значение показателя в плановый период |
||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Раздел "Информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов" |
|||||
1.1. Внедрение в деятельность социальных служб автономного округа инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, а также расширение спектра социальных услуг, предоставляемых инвалидам и семьям с детьми-инвалидами |
1.1.1. Количество инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, новых услуг, внедренных в практику деятельности социальных служб автономного округа. |
3 | 7 | 10 | 12 |
1.1.2. Число специалистов социальных служб, прошедших курсы повышения квалификации. |
105 | 125 | 143 | 147 | |
1.1.3. Число конференций (семинаров), проведенных по проблемам инвалидов. |
3 | 4 | 5 | 6 | |
1.1.4. Число информационных материалов о мерах социальной поддержки и защиты инвалидов, о реабилитационных услугах |
6 | 15 | 21 | 24 | |
II. Раздел "Медико-социальная реабилитация инвалидов" | |||||
2.1. Увеличение охвата инвалидов различными видами реабилитационных услуг, оказываемых социальными службами автономного округа, лечебно-профилакти- ческими и оздоровительными учреждениями |
2.1.1. Удельный вес инвалидов, получивших различные виды реабилитационных услуг (% от общего числа инвалидов). |
20,7 | 22,0 | 25,0 | 30,0 |
2.1.2. Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях (% от общего числа детей-инвалидов). |
20,4 | 20,4 | 21,0 | 24,0 | |
2.1.3. Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получившими реабилитационные услуги в специализированных учреждениях (% от общего числа семей с детьми-инвалидами). |
19,6 | 19,6 | 20,0 | 22,0 | |
2.1.4. Удельный вес учреждений социального обслуживания, получивших современное оборудование, средства малой механизации для реабилитации и ухода за инвалидами (% от числа всех учреждений социального обслуживания населения автономного округа) |
37,0 | 55,0 | 65,0 | 65,0 | |
III. Раздел "Создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов" | |||||
3.1. Создание условий для комфортной безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов |
3.1.1. Удельный вес инвалидов, получивших помощь в адаптации внутриквартирного пространства (% от общего числа инвалидов, нуждающихся в адаптации внутриквартирного пространства). |
0 | 0 | 1,0 | 1,5 |
3.1.2. Удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (% от числа инвалидов, нуждающихся в технических средствах реабилитации). |
47,7 | 50,0 | 55,0 | 60,0 | |
3.1.3. Число приобретенных микроавтобусов для развития службы "Социальное такси" |
0 | 1 | 3 | 3 | |
IV. Раздел "Профессиональная реабилитация инвалидов" | |||||
4.1. Повышение конкурентоспособно- сти инвалидов на рынке труда |
4.1.1. Удельный вес инвалидов, получающих профессиональное образование (% от числа инвалидов, нуждающихся в профессиональной реабилитации) |
0,8 | 1,6 | 1,8 | 1,95 |
V. Раздел "Социокультурная реабилитация инвалидов и реабилитация посредством физической культуры и спорта" |
|||||
5.1. Содействие социализации инвалидов |
5.1.1. Удельный вес инвалидов, охваченных социокультурной реабилитацией (% от общего числа инвалидов). |
3,0 | 5,0 | 7,0 | 10,0 |
5.1.2. Удельный вес инвалидов, участвующих в спортивных (оздоровительных) мероприятиях (% от общего числа инвалидов). |
7,2 | 8,0 | 9,0 | 10,0 | |
5.1.3. Удельный вес инвалидов, являющихся членами общественных объединений инвалидов (% от общего числа инвалидов) |
19,0 | 20,0 | 21,0 | 22,0 |
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2008 г. N 98-ЗАО в раздел III настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона, распространяющиеся на правоотношения возникшие с 1 января 2008 г.
Раздел III. Перечень программных мероприятий
Программа разработана в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющей за органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов право разрабатывать, утверждать и реализовывать региональные программы в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество.
Мероприятия Программы (в соответствии с таблицей 2 "Сроки и объемы финансирования окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2008-2010 годы" раздела IV "Обоснование ресурсного обеспечения Программы") сгруппированы в пять разделов, соответствующих основным направлениям реализации Программы:
I. "Информационно-аналитическое и организационно-методическое
обеспечение работы по реабилитации и социальной
адаптации инвалидов"
(Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации",
пункты 4, 8 статьи 5)
Раздел первый направлен на внедрение новых технологий и методик реабилитационной работы с инвалидами (с семьями, в состав которых входят инвалиды) в деятельность социальных служб автономного округа. Решение данной задачи станет возможно благодаря повышению профессионального мастерства специалистов, осуществляющих процесс реабилитации инвалидов. Кроме того, мероприятия данного раздела позволят повысить уровень информированности инвалидов о своих социальных гарантиях, о возможных путях выхода из трудной жизненной ситуации.
II. "Медико-социальная реабилитация инвалидов"
(Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации", пункты 4, 6 статьи 5;
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации",
пункт 24 статьи 26.3)
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года Президент Российской Федерации подчеркнул обязательство Российского государства помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам - инвалидам, пенсионерам, сиротам, чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага - доступными. В связи с этим одной из приоритетных задач в сфере социальной защиты населения является повышение доступности и качества социальных услуг, предоставляемых инвалидам. Именно на обеспечение выполнения данной задачи направлены мероприятия второго раздела Программы, который включает в себя меры, ранее предусмотренные в программе "Социальная поддержка инвалидов на 2005-2007 годы", такие, как:
содержание инвалидов и пожилых людей в домах-интернатах, расположенных за пределами автономного округа;
лечение инвалидов в санаториях, центрах, научно-исследовательских институтах России и ближнего зарубежья;
оснащение современным реабилитационным оборудованием, средствами реабилитации учреждений, работающих с инвалидами.
III. "Создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов"
(Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации", пункты 4, 6 статьи 5;
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации", пункт 24
статьи 26.3; Федеральный закон от 6 октября
2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации",
пункт 3 статьи 14)
Третий раздел Программы объединил ряд мероприятий, направленных на оптимизацию среды жизнедеятельности инвалидов. Комплекс данных мероприятий включает в себя:
адаптацию внутриквартирного пространства маломобильных категорий инвалидов к их потребностям с целью обеспечения их передвижения по квартире и повышения уровня их самообслуживания;
создание служб проката (оборотного фонда) технических средств реабилитации;
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень;
приобретение микроавтобусов с устройствами посадки-высадки инвалидов для организации деятельности службы "Социальное такси" на базе учреждений социального обслуживания населения.
IV. "Профессиональная реабилитация инвалидов"
(Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации", пункты 4, 7 статьи 5;
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации",
пункт 24 статьи 26.3)
Четвертый раздел Программы включает в себя меры по профессиональному обучению инвалидов, направленные на повышение уровня конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.
V. "Социокультурная реабилитация инвалидов и реабилитация
посредством физической культуры и спорта"
(Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации", пункты 4, 10 статьи 5;
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации",
пункт 24 статьи 26.3)
Эффективная социализация граждан с ограниченными возможностями предусматривает их активное включение в общественную жизнь, обеспечение возможности выбора досуговых занятий, участие в занятиях спортом. Поэтому в пятый раздел Программы включены:
мероприятия окружного масштаба по социокультурной реабилитации инвалидов (фестивали творчества лиц с ограниченными возможностями);
организация и проведение окружных параспартакиад;
меры, обеспечивающие участие инвалидов во всероссийских фестивалях, конкурсах, параспартакиадах;
мероприятия по поддержке социально значимых программ общественных объединений инвалидов.";
Раздел IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется в 2008 - 2010 годах. Программа финансируется за счет окружного бюджета, потребность в финансовых ресурсах составляет 60841,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 20000,0 тыс. рублей, 2009 год - 25170,0 тыс. рублей, 2010 год - 15671,0 тыс. рублей. Объем финансирования Программы определялся исходя из плановых затрат на проведение мероприятий.
Распределение планируемых расходов по мероприятиям и срокам в разрезе окружной целевой Программы приводится в таблице 2.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2008 г. N 98-ЗАО настоящая таблица изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона, распространяющейся на правоотношения возникшие с 1 января 2008 г.
Таблица 2
Сроки и объемы финансирования Программы
/-----------------------------------------------------------------------\
| N | Раздел, мероприятие |Ответственные за|Всего| Объем |
|п/п| | выполнение | (в |финансирования на|
| | | мероприятий |тыс. | реализацию |
| | | |руб.)|мероприятий (тыс.|
| | | | | руб.) |
| | | | |-----------------|
| | | | |2008 |2009 |2010 |
| | | | | год | год | год |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
| |Всего по Программе: | |58324|20000|22653|15671|
|-----------------------------------------------------------------------|
| I. Раздел "Информационно-аналитическое и организационно-методическое |
| обеспечение работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов" |
|-----------------------------------------------------------------------|
|1 |Информационно-аналитичес- | | 2493| 1425| 564| 504|
| |кое и| | | | | |
| |организационно-методичес- | | | | | |
| |кое обеспечение работы по| | | | | |
| |реабилитации и социальной| | | | | |
| |адаптации инвалидов | | | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|1.1|Внедрение современных|Департамент по| 600| 600| 0| 0|
| |информационных технологий|труду и| | | | |
| |в работу социальных служб,|социальной | | | | |
| |осуществляющих |защите населения| | | | |
| |деятельность по социальной| | | | | |
| |поддержке и реабилитации| | | | | |
| |инвалидов | | | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|1.2|Переподготовка и повышение|Департамент по| 564| 250| 250| 64|
| |квалификации кадров,|труду и| | | | |
| |занятых в процессе|социальной | | | | |
| |реабилитации инвалидов |защите населения| | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|1.3|Проведение семинаров|Департамент по| 230| 0| 0| 230|
| |(конференций) по проблемам|труду и| | | | |
| |инвалидов |социальной | | | | |
| | |защите населения| | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|1.4|Организация информирования|Департамент по| 1099| 575| 314| 210|
| |населения о мерах|труду и| | | | |
| |социальной поддержки|социальной | | | | |
| |инвалидов, о|защите населения| | | | |
| |реабилитационных услугах,| | | | | |
| |предоставляемых | | | | | |
| |учреждениями автономного| | | | | |
| |округа (выпуск брошюр,| | | | | |
| |буклетов, публикация| | | | | |
| |материалов в печатных| | | | | |
| |средствах массовой| | | | | |
| |информации, выпуск| | | | | |
| |телевизионной программы| | | | | |
| |"Преодоление"# | | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| II. Раздел "Медико-социальная реабилитация инвалидов" |
|-----------------------------------------------------------------------|
|2 |Медико-социальная | |28775| 9707|10642| 8426|
| |реабилитация инвалидов | | | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|2.1|Содержание инвалидов в|Департамент по| 9092| 2457| 3072| 3563|
| |домах-интернатах, |труду и| | | | |
| |расположенных за пределами|социальной | | | | |
| |автономного округа |защите населения| | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|2.2|Лечение инвалидов в|Департамент по|14030| 4500| 4770| 4760|
| |санаториях, центрах,|труду и| | | | |
| |научно-исследовательских |социальной | | | | |
| |институтах России и|защите населения| | | | |
| |ближнего зарубежья | | | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|2.3|Оснащение современным|Департамент по| 5653| 2750| 2800| 103|
| |реабилитационным |труду и| | | | |
| |оборудованием учреждений,|социальной | | | | |
| |предоставляющих |защите населения| | | | |
| |реабилитационные услуги| | | | | |
| |инвалидам | | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| III. Раздел "Создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов" |
|-----------------------------------------------------------------------|
|3 |Создание доступной среды| |10293| 2675| 6528| 1090|
| |жизнедеятельности | | | | | |
| |инвалидов | | | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|3.1|Создание служб проката|Департамент по| 850| 850| 0| 0|
| |технических средств|труду и| | | | |
| |реабилитации (инвалидных|социальной | | | | |
| |колясок, поручней и т.д.) |защите населения| | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
Строка 3.2 настоящей таблицы вступила в силу с 1 января 2009 г.
|3.2|Адаптация |Местные | 4782| 0| 4272| 510|
| |внутриквартирного |администрации | | | | |
| |пространства к|(исполнительно- | | | | |
| |потребностям инвалида (для|распорядительные| | | | |
| |маломобильных категорий|органы | | | | |
| |инвалидов I и II групп,|муниципальных | | | | |
| |детей-инвалидов) |образований) | | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|3.3|Обеспечение инвалидов|Департамент по| 2525| 1145| 800| 580|
| |техническими средствами|труду и| | | | |
| |реабилитации, не входящими|социальной | | | | |
| |в федеральный базовый|защите населения| | | | |
| |перечень | | | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|3.4|Приобретение |Департамент по| 2136| 680| 1456| 0|
| |микроавтобусов с|труду и| | | | |
| |устройствами посадки -|социальной | | | | |
| |высадки инвалидов для|защите населения| | | | |
| |развития службы| | | | | |
| |"Социальное такси" на базе| | | | | |
| |социальных служб | | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
| V. Раздел "Профессиональная реабилитация инвалидов" |
|-----------------------------------------------------------------------|
|4 |Профессиональная | | 2680| 983| 679| 1018|
| |реабилитация инвалидов | | | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|4.1|Оплата профессионального|Департамент по| 2680| 983| 679| 1018|
| |обучения инвалидов |труду и| | | | |
| | |социальной | | | | |
| | |защите населения| | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| VI. Раздел "Социокультурная реабилитация инвалидов и реабилитация |
| посредством физической культуры и спорта" |
|-----------------------------------------------------------------------|
|5 |Социокультурная | |14083| 5210| 4240| 4633|
| |реабилитация инвалидов и| | | | | |
| |реабилитация посредством| | | | | |
| |физической культуры и| | | | | |
| |спорта | | | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|5.1|Проведение окружных|Департамент по| 5597| 2200| 1682| 1715|
| |фестивалей творчества|труду и| | | | |
| |инвалидов |социальной | | | | |
| | |защите населения| | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|5.2|Проведение Губернаторской|Департамент по| 3422| 1410| 975| 1037|
| |елки и проведение|труду и| | | | |
| |новогодних елок в|социальной | | | | |
| |муниципальных образованиях|защите населения| | | | |
| |с вручением подарков от| | | | | |
| |Губернатора автономного| | | | | |
| |округа | | | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|5.3|Поддержка социально|Департамент по| 1050| 300| 300| 450|
| |значимых программ|труду и| | | | |
| |общественных объединений|социальной | | | | |
| |инвалидов |защите населения| | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
Строка 3.2 настоящей таблицы вступила в силу с 1 января 2009 г.
|5.4|Проведение окружной|Агентство по| 2914| 900| 983| 1031|
| |параспартакиады |физической | | | | |
| | |культуре и| | | | |
| | |спорту | | | | |
|---+--------------------------+----------------+-----+-----+-----+-----|
|5.5|Организация участия|Департамент по| 1100| 400| 300| 400|
| |инвалидов, проживающих в|труду и| | | | |
| |автономном округе, в|социальной | | | | |
| |российских мероприятиях|защите населения| | | | |
| |для лиц с ограниченными| | | | | |
| |возможностями (фестивали,| | | | | |
| |выставки, параспартакиады| | | | | |
| |и др.), в окружных| | | | | |
| |молодежных мероприятиях" | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2008 г. N 98-ЗАО в раздел V настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона, распространяющиеся на правоотношения возникшие с 1 января 2008 г.
Раздел V. Оценка социально-экономической и бюджетной
эффективности Программы
Эффективность данной Программы определяется социальным эффектом, выражающимся в улучшении социально-экономического положения инвалидов. В таблице 1 приведены контрольные прогнозные показатели (индикаторы), которые в количественном выражении могут характеризовать качественные изменения положения инвалидов благодаря действию Программы. Методика оценки эффективности Программы представлена в приложении к Программе.
Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить число инновационных технологий и методик работы по реабилитации и социальной адаптации инвалидов, внедренных в деятельность социальных служб автономного округа, а также расширить спектр социальных услуг, предоставляемых инвалидам и семьям с детьми-инвалидами;
увеличить охват инвалидов различными видами реабилитационных услуг, оказываемых социальными службами автономного округа, лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждениями;
начать процесс создания условий для комфортной безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов;
повысить конкурентоспособность инвалидов на рынке труда;
содействовать социализации инвалидов.
Одним из значимых результатов реализации Программы, с учетом задач проводимой демографической политики, может стать увеличение численности трудоспособного населения за счет:
полной или частичной реабилитации инвалидов;
увеличения численности трудоустроенных инвалидов.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2008 г. N 98-ЗАО настоящая программа дополнена разделом VI, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Закона, распространяющимся на правоотношения возникшие с 1 января 2008 г.
Раздел VI. Условия предоставления и методика расчета
межбюджетных субсидий
Межбюджетные субсидии за счет средств окружного бюджета выделяются бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа (далее - муниципальные образования) в пределах средств, предусмотренных Программой для обеспечения софинансирования выполнения мероприятий, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения, при соблюдении муниципальными образованиями следующих условий:
наличие муниципальных целевых программ, аналогичных Программе (далее - аналогичные муниципальные целевые программы), и представление обязательств муниципального образования по их финансированию;
наличие необходимой нормативно-правовой базы для реализации мероприятий аналогичных муниципальных целевых программ;
соблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований бюджетного законодательства Российской Федерации (в том числе требований статей 92.1 и 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации по соблюдению предельного размера дефицита местного бюджета и объема муниципального долга) и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Распределение средств окружного бюджета, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в форме межбюджетных субсидий на реализацию Программы, осуществляется на конкурсной основе и при наличии потребности муниципального образования в дополнительном финансировании для достижения ожидаемых конечных результатов в соответствии с показателями и индикаторами Программы.
Отбор муниципальных образований для осуществления конкурсного распределения средств окружного бюджета, предаваемых в бюджеты муниципальных образований в форме межбюджетных субсидий на реализацию Программы, осуществляется комиссией по отбору муниципальных образований для участия в Программе (далее - Комиссия). Порядок образования и организации работы Комиссии утверждается приказом руководителя исполнительного органа государственной власти автономного округа, являющегося государственным заказчиком-координатором.
Муниципальные образования для участия в реализации мероприятий Программы представляют в Комиссию заявку на участие в реализации Программы (далее - заявка). В заявке указываются:
наименования аналогичных муниципальных целевых программ;
перечень мероприятий аналогичных муниципальных целевых программ, подлежащих софинансированию, и объем средств, предусмотренных в местном бюджете на их финансирование.
Перечень документов, прилагаемых к заявке, утверждается приказом руководителя исполнительного органа государственной власти автономного округа, являющегося государственным заказчиком-координатором.
Отбор заявок осуществляется Комиссией на основании их оценки по следующим критериям:
специфичность - соответствие мероприятий целям и задачам Программы;
эффективность - способность мероприятий содействовать улучшению положения инвалидов и способствовать достижению показателей и индикаторов Программы;
реалистичность бюджета, обоснованность необходимости запрашиваемых средств;
целевое и эффективное использование средств окружного бюджета за предыдущий период реализации мероприятий Программы;
наличие софинансирования из бюджета муниципального образования не менее 5% от общего финансирования проекта.
Передача межбюджетных субсидий на реализацию мероприятий Программы осуществляется на условиях и в соответствии с механизмом, установленным постановлением Администрации автономного округа.
Государственный заказчик Программы ежегодно до 1 марта очередного года заключает соглашения с муниципальными образованиями в автономном округе, прошедшими отбор по итогам конкурсного распределения средств окружного бюджета, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в форме межбюджетных субсидий на реализацию Программы.
Общий объем межбюджетных субсидий, необходимых i-му муниципальному образованию на реализацию мероприятий Программы, определяется по следующей формуле:
S = Q1 x K1, где
i i
S_i - объем межбюджетных субсидий i-му муниципальному образованию на реализацию мероприятия Программы по организации адаптации внутриквартирного пространства к потребностям инвалидов (для маломобильных категорий инвалидов I и II групп, детей-инвалидов) на территории i-го муниципального образования;
Q1_i - объем финансовой потребности i-го муниципального образования на реализацию мероприятия по организации на территории автономного округа адаптации внутриквартирного пространства к потребностям инвалидов (для маломобильных категорий инвалидов I и II групп, детей-инвалидов) включает в себя расходы на приобретение материалов для выполнения работ по адаптации внутриквартирного пространства к потребностям инвалидов, оплату расходов по договорам (контрактам) на выполнение работ по адаптации внутриквартирного пространства к потребностям инвалидов, транспортные услуги и другие расходы, исходя из общей численности маломобильн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2007 г. N 99-ЗАО "Об окружной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы"
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 г.
Текст Закона опубликован в газете "Красный Север" от 26 октября 2007 г., спецвыпуск N 85-86
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2009 г. N 22-ЗАО настоящий Закон признан утратившим силу со дня вступления в силу постановления Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 июня 2009 г. N 331-А "Об утверждении окружной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы"
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2008 г. N 98-ЗАО
Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2009 г.