Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск
Важнейшим достижением последних лет стало понимание того, что именно культура и традиции воспитывают общечеловеческие ценности: патриотизм, любовь к родине, доброту, благородство, мужество, любовь к родителям, любовь к семье. Культура, наряду с просвещением, формирует в человеке интеллект.
Исполнительно-распорядительные функции в сфере культуры в пределах муниципального образования город Ноябрьск осуществляет управление культуры Администрации города Ноябрьска (далее - управление культуры), руководствуясь Положением об управлении культуры, утвержденным постановлением Администрации города от 08.07.2010 N П-1338.
Для предоставления услуг культуры на территории муниципального образования город Ноябрьск действует разветвленная сеть учреждений культуры, на 01.01.2014 она включает 14 учреждений культуры, из них: 3 образовательных учреждения дополнительного образования детей; Централизованную библиотечную систему; 2 учреждения музейного типа; 8 культурно-досуговых учреждений.
В целях оптимизации сети планируется реорганизация муниципальных бюджетных учреждений культуры "Музейный ресурсный центр", "Музей воинской славы", "Городской центр ремесел" путем присоединения последних к первому с сохранением деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры "Музейный ресурсный центр". В связи с этим количество учреждений культуры сократиться на две единицы.
В рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в 2012 году осуществлялась смена организационно-правовых форм учреждений культуры. В результате 12 учреждений культуры получили статус бюджетных учреждений, два - автономных: Городской Дворец культуры и кино "Русь" и Детская школа искусств им. П.И. Чайковского.
Активно ведется работа по установлению системного правового регулирования общественных отношений в сфере культуры города.
В целях обеспечения стимулирования повышения качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, усиления зависимости качества услуг от оплаты труда и введения новых механизмов оплаты труда работников культуры в течение 2011 года проведен переход на отраслевую систему оплаты труда, формирование муниципальных заданий на оказание услуг.
Утверждены административные регламенты предоставления муниципальных услуг и сформированы критерии оценки качества услуг.
В муниципальном образовании город Ноябрьск действует и развивается полноценная сеть учреждений культуры клубного типа, подавляющая часть которых расположена в черте города. Центры досуга "Магистраль" и "Вынгапур" предоставляют услуги в сфере культуры в удаленных от города микрорайонах. В творческих коллективах культурно-досуговых учреждений муниципального образования занимается более 2 тыс. участников. Охват населения услугами культурно-досуговых учреждений составляет более 40% жителей города. Показатель является стабильным на протяжении последних пяти лет.
В развитии современного общества трудно переоценить роль музеев в сохранении и изучении культурного наследия, расширении культурно-информационных границ, позволяющем жителям города открыть для себя искусство России и мира. Совокупный фонд муниципальных музеев насчитывает более 28 тыс. единиц хранения, отражающих историю, природу, культуру и быт народов, проживающих на территории автономного округа. В музеях представлены материалы общероссийской и мировой истории и культуры, документальный фонд, отражающий участие ноябрян в военных событиях. Ежегодно музеи города посещают более 40 тыс. человек.
Основные направления, по которым развивается библиотечное дело в муниципальном образовании город Ноябрьск, в целом соответствуют общероссийским тенденциям. Библиотечным обслуживанием охвачено более 25% горожан, что соответствует нормативному показателю (25% от общего числа жителей), определенному Модельным кодексом библиотек, утвержденным межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ. Библиотеки остаются востребованными среди всех категорий населения. Более 40% посетителей и виртуальных пользователей - дети, учащаяся молодежь, юношество. В эпоху стремительного развития Интернет-технологий наблюдается рост числа пользователей в виртуальном режиме, что требует ускорить процессы модернизации библиотек.
Эстетическое образование в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства получают 1701 человек, что составляет 12% от общего числа детей школьного возраста в городе (в целом по России этот показатель составляет 11,5%).
Текущее состояние отрасли характеризуется стабильностью и поступательным развитием. Вместе с тем, сегодня требования времени ставят перед учреждениями культуры новые задачи, направленные на повышение качества и доступности услуг культуры и улучшение качества жизни населения в целом.
Недостаточное осуществление гастрольной деятельности самодеятельных коллективов из-за финансового дефицита, сложной транспортной инфраструктуры приводит к снижению культурного обслуживания населения.
Несоответствие технического оснащения муниципальных культурно-досуговых учреждений современным требованиям, дефицит квалифицированных кадров, владеющих новыми информационными технологиями, устаревшая и изношенная материально-техническая база части учреждений культуры не позволяет внедрять инновационные формы работы, информационные технологии, а также привлекать в отрасль молодые кадры.
Образовательные учреждения сферы культуры и искусства продолжают нуждаться в обновлении музыкальных инструментов, которые в настоящее время имеют большой износ, в свето- и звукооборудовании, соответствующем современным требованиям сценического искусства.
Музейные фонды нуждаются в реставрации уникальных предметов историко-культурного наследия и создании страховых копий подлинных предметов, архивной и музейной документации. Грамотное и планомерное пополнение фондов музеев затруднено в связи с отсутствием гарантированного финансирования комплектования их фондов, а также отсутствием специально оборудованных музейных фондохранилищ.
По причине отсутствия хранилища не обеспечены нормативные условия хранения художественного фонда образцов народных художественных промыслов и ремёсел МБУК "Городской центр ремесел".
По состоянию на 01.01.2014 среднесписочная численность работников учреждений культуры составляет 742 человека, из них 496 человек - работники учреждений культуры, 246 человек - работники образовательных учреждений сферы "Культура".
По результатам мониторинга средней заработной платы работников учреждений культуры в рамках реализации мероприятий по повышению оплаты труда работникам учреждений культуры, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", прирост среднемесячной начисленной заработной платы по отрасли "Культура" за 2013 год по отношению к 2012 году составил 17%, в том числе: 25% - у работников учреждений культуры; 2% - у работников образовательных учреждений в сфере "Культура".
В целях реализации статьи 18 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.2011 N 38-ЗАО "О культуре в Ямало-Ненецком автономном округе" принято постановление Администрации города Ноябрьска от 29.04.2013 N П-468 "Об утверждении Порядка оказания мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений муниципального образования город Ноябрьск", регламентирующее порядок выплаты единовременных пособий молодым специалистам и вознаграждения работникам, достигшим пенсионного возраста, предоставления компенсационной выплаты на оздоровление.
Недостаточный уровень трудовой мотивации работников культуры и, как следствие, низкий потенциал их управленческого состава. Внедрение новых принципов оплаты труда в отрасли создало условия для поощрения работников с учетом результатов их труда, но, к сожалению, не привели к повышению заинтересованности работников в качестве предоставляемых муниципальных услуг. Устранение существующих недостатков требует проведения дальнейшей работы по совершенствованию системы оплаты труда работников муниципальных учреждений, созданию механизмов стимулирования к повышению качества оказываемых услуг, внедрения "эффективного контракта" с работниками, поэтапного повышения оплаты труда в соответствии с показателями "дорожной карты", утвержденной распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.02.2013 N 96-РП "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности сферы культуры Ямало-Ненецкого автономного округа".
Многообразие направлений в курируемой сфере делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов муниципальной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.
Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р) определено, что стратегическими целями развития культуры и искусства являются создание условий для доступа населения к культурным ценностям и творческой самореализации, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития субъектов Российской Федерации.
Одной из стратегических целей муниципального образования город Ноябрьск является повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения муниципального образования город Ноябрьск и обеспечение потребности в услугах культуры и духовном развитии.
Исходя из этого, целью муниципальной программы является сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия как фактора социально-экономического развития города, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям.
Достижение заявленной цели потребует решения следующих задач:
- сохранение культурного и исторического наследия, обеспечение доступа населения к культурным ценностям и информации;
- расширение многообразия культурной жизни, организация досуга жителей муниципального образования.
- предоставление дополнительного художественного образования в соответствии с действующими стандартами образования; обеспечение равной доступности детей к дополнительному художественному образованию.
- кадровое, нормативно-правовое и финансовое обеспечение муниципальной программы.
Общий срок реализации настоящей муниципальной программы рассчитан на период 2014 - 2017 годов (в один этап).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.