В Тамбовскую областную избирательную комиссию 28 октября 2002 года поступило обращение Тамбовского регионального отделения "Либерально-демократической партии России" о регистрации инициативной группы граждан Российской Федерации для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации по ряду вопросов государственного значения.
Рассмотрев ходатайство о проведении референдума Российской Федерации и приложенные к нему документы, Тамбовская областная избирательная комиссия установила следующее.
Согласно статьи 9 (ч.1) Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" и статьи 14 (п.3) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвинуть инициативу проведения референдума Российской Федерации может гражданин или группа граждан Российской Федерации, а равно общероссийское общественное объединение, Устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне, не позднее, чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации. Для этого согласно закону субъекты выдвижения должны образовать инициативную группу граждан в составе не менее 100 человек.
Тамбовское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России" правом выдвижения инициативы от общероссийского общественного объединения не обладает, каких либо документов, подтверждающих делегирование ему полномочий на выдвижение инициативы референдума Российской Федерации от общероссийского общественного объединения в областную избирательную комиссию не представило.
Документы о выдвижении инициативы референдума оформлены ненадлежащим образом. В списке членов инициативной группы не указаны все необходимые данные о них (даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или замещающих их документов), как того требует указанный Федеральный конституционный закон (статья 9 ч.3). В первоначальном списке членов инициативной группы в количестве 110 человек (28 октября 2002 г.) были указаны только фамилии, имена и отчества граждан. В представленном 5 ноября 2002 года новом списке (из 110 человек) членов инициативной группы (взамен представленного ранее) были заменены фамилии около 40 граждан.
В ходатайстве инициативной группы граждан не указан в соответствии с требованиями статьи 9 (п.4) Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" список субъектов Российской Федерации, на территориях которых предполагается сбор подписей.
Таким образом, в нарушение указанных законов инициатива референдума Российской Федерации выдвинута ненадлежащим субъектом и оформлена ненадлежащим образом.
Формулировки вопросов, предлагаемых инициативной группой для вынесения на референдум Российской Федерации, не соответствуют ряду положений Конституции Российской Федерации и требований федерального законодательства. В соответствии с законом вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключить неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
В частности, все восемь вопросов сформулированы таким образом, что ответы на них и соответствующие решения неизбежно влекут неопределенность с точки зрения правовых последствий. Из указанных формулировок не вытекает обязательность совершения определенных действий. Это противоречит статье 40 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" и статье 12 (п.7) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Следует читать не "статье 12 (п. 7)", а "статье 61"
Формулировка вопроса N 1 противоречит положениям, содержащимся в статьях 11, 95 и других статьях Конституции Российской Федерации, определяющих статус Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Формулировка вопроса N 2 противоречит положению, содержащемуся в статье 95 (п.3) Конституции Российской Федерации, определяющему количественный состав депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Формулировка вопроса N 3 противоречит требованию статьи 96 (п.1) Конституции Российской Федерации в части срока полномочий Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.
Формулировка вопроса N 4 противоречит положению, содержащемуся в статье 96 (п.2) Конституции Российской Федерации и требованиям Федерального закона (от 24 июня 1999 года N 12-ФЗ) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Предложение, заключенное в формулировке этого вопроса, может быть реализовано в порядке разработки и принятия нового Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду не Федеральный закон N 12-ФЗ, а Федеральный закон N 121-ФЗ
Формулировка вопроса N 5 противоречит положению, содержащемуся в статье 65 (п.1) и статье 66 (п.5) Конституции Российской Федерации и определяющему состав субъектов Российской Федерации. Кроме того, формулировка вопроса N 5, связанного с "укрупнением субъектов Российской Федерации", не соответствует требованию, установленному статьей 3 (п.1) Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", запрещающему вынесение на референдум Российской Федерации вопросов об изменении статуса субъектов Российской Федерации.
Формулировка вопроса N 6 "О восстановлении территории бывшего СССР" непонятно кому адресована и противоречит положению, содержащемуся в статье 65 (п.2) Конституции Российской Федерации, устанавливающему порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта.
Формулировка вопроса N 7 не соответствует статье 3 (ч.3) Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".
Вопросы NN 1, 8 содержат предложения, связанные с изменениями норм главы 1 "Основы конституционного строя Российской Федерации" Конституции Российской Федерации и, таким образом, их реализация потребует принятия новой Конституции Российской Федерации через созыв Конституционного Собрания.
В соответствии со статьей 8 (ч.З) указанного Федерального конституционного закона субъекты инициативы по проведению референдума Российской Федерации не могут выступать с данной инициативой в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации, а также в случае, если проведение референдума Российской Федерации приходится на последний год полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Течение последнего года полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации начинается с 19 декабря 2002 года. Таким образом, проведение предполагаемого референдума Российской Федерации будет приходиться на указанный период.
На основании статей 3, 8, 9 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", а также статей 12-15 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Тамбовская областная избирательная комиссия постановляет:
1. Отказать в регистрации инициативной группы граждан Российской Федерации для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума Российской Федерации по вопросам:
"1. Упразднения Совета Федерации, как Верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Сокращения числа депутатов Государственной Думы до 300.
3. Увеличения срока полномочий депутатов государственной Думы до 5 лет.
4. Выборы в Государственную Думу проводить только по партийным спискам.
5. Сокращения числа субъектов Российской Федерации за счет их укрупнения.
6. Восстановления территории бывшего СССР осуществить в формате вступления бывших Республик СССР в состав Российской Федерации только на правах федерального округа.
7. Приостановить действие Федерального Закона "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членов его семьи".
8. Вместо иностранного слова, обозначающего должность главы государства "Президент", ввести в Конституцию РФ новое название этой должности, как Верховный Правитель России будет отвечать обычаям и традициям русского народа".
2. Направить информацию об отказе в регистрации инициативной группы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
3. Копию настоящего постановления выдать заявителям - региональному отделению "Либерально-демократической партии России".
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
Председатель комиссии |
Н.И.Воробьев |
Секретарь комиссии |
Г.Ю.Валеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тамбовской областной избирательной комиссии от 12 ноября 2002 г. N 244/65-II "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 26 ноября 2002 г. N 231 (22675)