Рассмотрев внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 190026-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и заключение комитета по аграрным вопросам, экологии и природопользованию, Тамбовская областная Дума отмечает следующее:
1. Согласно пунктам "в" и "к" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Проект федерального закона N 190026-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставляет субъектам Российской Федерации в вопросах использования земель сельскохозяйственного назначения только право увеличивать (более 35%) размеры земельных латифундий, находящихся в собственности одного лица и аффилированных ему лиц и расположенных на территории одного административного района (ст. 4), иметь преимущественное право покупки продаваемого земельного участка (при том, что подавляющее большинство субъектов Российской Федерации, в том числе и Тамбовская область, являются дотационными (ст. 8).
Субъекту Российской Федерации не предоставляется право принятия собственных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, не урегулированным настоящим законом. Они, в соответствии с п. 5 статьи 1, будут урегулированы нормами "иных федеральных законов". И даже землями фонда перераспределения земель, отнесенными Земельным кодексом к собственности субъектов Российской Федерации (ст. 18), последние не вправе управлять и распоряжаться иначе, как в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (ст. 80), что противоречит пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса, предусматривающему, что "субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации".
2. Рассматриваемый проект закона разрешает куплю-продажу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, и приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 1).
Тамбовская областная Дума выступает против купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, так как это приведет к негативным последствиям и разрушению, в первую очередь, высокоэффективно работающих сельскохозяйственных предприятий.
3. Предоставление права иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов приобретать в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения (с некоторыми приграничными ограничениями), учитывая реальное экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей и подавляющего большинства населения страны, фактически может означать мирную оккупацию территории России со всеми вытекающими отсюда последствиями.
4. Областная Дума считает необходимым исправить, имеющееся в Земельном кодексе Российской Федерации, противоречие относительно состава земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции входят в состав земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со статьей 40 Кодекса собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка. В то же время, в статье 27 Кодекса содержится норма, предусматривающая, что действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Статья 1 законопроекта "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" повторяет данную норму.
Реализация указанной нормы может привести к тому, что лицо, ставшее собственником производственной базы сельскохозяйственного предприятия, может диктовать свои монопольные условия собственникам земельных участков сельскохозяйственного назначения и последних ждет незавидное будущее.
5. Областная Дума считает совершенно неприемлемым и опасным предлагаемый в пункте 1 статьи 12 порядок выдела в натуре земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, противоречащий Федеральномузакону "О сельскохозяйственной кооперации" и уставам сельскохозяйственных кооперативов. На практике невозможно осуществить выдел земельных участков без ущемления прав собственников земельных долей. В результате, может значительно ухудшится криминальная обстановка на селе и начаться нескончаемая череда судебных процессов.
6. В законопроекте отсутствуют нормы, регламентирующие ограничения по использованию земель сельскохозяйственного назначения лицами, не имеющими профессиональных знаний и практического опыта работы с землей.
7. Особую тревогу вызывает положение статьи 16 законопроекта, обязывающее участников долевой собственности, получивших при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства. В настоящее время это положение противоречит Федеральному закону "О сельскохозяйственной кооперации", уставам сельскохозяйственных кооперативов, схемам очередности выделения земельных долей, разработанным и утвержденным в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 27.12.91 N 323, от 07.03.96 N 337. Реализация его приведет к росту социальной напряженности на селе и розни.
8. Областная Дума считает, что земли сельскохозяйственного назначения должны предоставляться в долгосрочную, в том числе и в пожизненную наследуемую аренду.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 72 Конституции Российской Федерации и статьей 13 Федерального закона от 24.06.99 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", Тамбовская областная Дума постановляет:
1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации переработать предложенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" с учетом вышеотмеченных замечаний и предложений.
2. Обратиться к законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать настоящее постановление.
3. Опубликовать постановление в газете "Тамбовская жизнь".
Председатель Тамбовской
областной Думы |
В.Н.Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тамбовской областной Думы от 26 апреля 2002 г. N 98 "О проекте Федерального закона N 190026-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Текст постановления официально опубликован не был