Роль и место органов юстиции в реализации конституционных прав граждан на доступ к информации
Информация, и в частности правовая, - неотъемлемый элемент государственной деятельности. Комплексный характер функций права предопределяет многообразие правовой информации, что на практике зачастую затрудняет ее отделение от политической, экономической или иной информации. Правовой она становится тогда, когда, проходя через государственный механизм, преобразуется в форму закона, иного нормативного акта или правоприменительного документа. Отражая волю законодателя, правовая информация, воплощенная в правовых предписаниях, регулирует отдельные стороны политической, экономической и социально-культурной деятельности общества.
Его реалии таковы, что происходящие перемены в экономической и политической сферах вызвали потребность в правовой информации не только у специалистов, но и у широких слоев населения. При этом наибольший практический интерес вызывают официальные тексты нормативных правовых актов.
Процессы построения правового государства требуют создания эффективных механизмов использования правовой информации во всех сферах общественной жизни. Концепция информатизации предусматривает в этих целях применение новых информационных технологий в процессе как создания нормативных правовых актов, так и распространения правовой информации.
Поставленная задача формирования в России правового государства и реформирования всей системы общественных отношений предполагает прежде всего ознакомление всех граждан, иных физических, а также юридических лиц с официальными документами органов государственной власти и местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации в ст. 29 провозглашает право на информацию как важнейшее и неотъемлемое право человека и гражданина. Исходя из прямого характера действия норм Конституции, а также ряда подписанных Россией международных соглашений по вопросам прав человека, органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность изучить официальные документы, непосредственно затрагивающие его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Наличие эффективной системы распространения правовой информации - одно из ключевых условий развития любой страны как цивилизованного правового государства. В нашей стране в этой сфере за последнее десятилетие произошли значительные прогрессивные изменения.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации именно на Министерство юстиции возложены задачи сбора, обработки, хранения, анализа правовой информации и организации ее использования. Кроме того, оно формирует и осуществляет поддержку основных информационных ресурсов компьютерных баз правовых данных.
Министерство юстиции Российской Федерации, его территориальные органы в современном обществе играют ведущую роль в создании единой государственной системы правовой информации. На Минюст России возложены функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в стране (Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 г. N 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации").
При участии специалистов Минюста России разработаны основополагающие в данной области проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", о праве на информацию, об электронной цифровой подписи, электронном документе, электронной торговле, о предоставлении электронных финансовых услуг и др. Поэтому можно утверждать, что именно при активном участии Минюста России развивается молодая отрасль законодательства - информационное право.
Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" (с изменениями от 29 ноября 2000 г.) Министерство юстиции Российской Федерации определено полномочным органом, осуществляющим координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией.
В последние годы в России наблюдается законотворческий "бум". Ведомственное нормотворчество также имеет весьма существенные объемы.
Огромное число правовых актов, принимаемых министерствами и ведомствами, оказывает существенное влияние на ситуацию в таких сферах, как налогообложение, банковская деятельность, операции на валютном рынке, международные торговые операции. Причем многочисленные инструкции, директивные письма, телеграммы, приказы и иные ведомственные документы остаются вне поля зрения органов, ответственных за состояние юридической подсистемы общества. Абсолютное большинство этих актов принимается без какой бы то ни было координации, без соблюдения правил юридической техники, нередко акты противоречат друг другу.
Эти факторы влияют и на экономику, но сложившаяся ситуация такова, что ее нельзя изменить путем традиционной систематизации и кодификации действующего законодательства.
Минюст России в целях обеспечения единого правового пространства (Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1998 г. N 170) осуществляет систематизацию законодательства, ведет фонд федерального законодательства, формирует нормативный комплекс Свода законов Российской Федерации. При непосредственном участии территориальных органов Министерство юстиции ведет федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486).
В настоящее время реализуется открытый доступ к документам, включенным в Федеральный регистр, посредством формирования интегрированной базы нормативных правовых актов субъектов Федерации на Интернет-сайте Белгородского центра правовой информатизации (httр://www.bсрi.ru).
Значимыми направлениями деятельности Министерства юстиции остаются: ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а также реестров адвокатов и нотариусов (Положение о Минюсте России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954).
Потребность в информации о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним неуклонно возрастает. К примеру, в Тамбовской области число запросов о зарегистрированных правах в 2003 г. по сравнению с 2002 г. возросло на 74 %.
В этой связи свободный доступ заинтересованных лиц (самих правообладателей, налоговых органов, судов, правоохранительных органов, судебных приставов-исполнителей и других лиц в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") к актуальной базе данных ЕГРП приобретает особое значение.
Осуществляя функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Министерство юстиции в процессе их выполнения формирует и актуализирует базу данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В сети "Интернет" информационные ресурсы Министерства юстиции Российской Федерации доступны пользователям с 1997;. В развитие этого направления одним из наиболее важных этапов в процессе реализации прав граждан на доступ к информации становится создание единой сети Интернет-сайтов территориальных органов Минюста России в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации N 125 от 28 мая 2003 г., после выполнения которого будет построена единая по своей структуре сеть информационных ресурсов Минюста России, в том числе и о деятельности его территориальных органов.
Среди размещаемых на сайтах основных информационных ресурсов наиболее востребованными станут такие, как Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реестры адвокатов и нотариусов. Кроме того, несомненно, полезной станет доступная гражданам и организациям информация о структуре, деятельности территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, контактная информация и многое другое.
На наш взгляд, в недалеком будущем наибольшую популярность у населения приобретут информационные ресурсы Министерства юстиции, получаемые через сеть Интернет.
С учетом изложенного очевидно, что Министерство юстиции Российской Федерации играет одну из главных ролей в реализации положений конституционного права граждан на информацию. Целесообразно отметить, что это направление деятельности Минюста России и его территориальных органов находит поддержку у руководства страны и региональных органов.
Ведущий специалист Управления
Минюста России по Тамбовской области,
советник юстиции 3 класса | А.А.Литвинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Роль и место органов юстиции в реализации конституционных прав граждан на доступ к информации (А. Литвинов - ведущий специалист Управления Минюста России по Тамбовской области, советник юстиции 3 класса)
А.А. Литвинов - ведущий специалист Управления Минюста России по Тамбовской области, советник юстиции 3 класса