Полномочия территориальных органов юстиции в сфере адвокатуры
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе устанавливает, что в предусмотренных законом случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. Одним из инструментов реализации данной конституционной нормы является адвокатура - неотъемлемый институтов гражданского общества, обеспечивающий оказание квалифицированной юридической помощи на профессиональной основе в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.
В то же время, природа адвокатуры имеет и публичный характер, так как ею выполняется ряд государственных задач, например, участие в делах по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда. В целом деятельность адвокатуры непосредственно связана с работой судебных, правоохранительных и иных государственных органов. Это предопределяет необходимость взаимодействия адвокатуры и государства, прежде всего, в лице органов юстиции, а также государственного контроля за адвокатурой.
Другими словами, государство не претендует на управление институтом адвокатуры, на вмешательство в профессиональную деятельность адвокатов, но это не исключает заинтересованности государства в исполнении адвокатами своих обязанностей, установленных законодательно, а также обязанность государства обеспечивать конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь. Таким образом, неизбежен поиск оптимального соотношения интересов граждан, государства и адвокатского сообщества, а также участие государства в решении вопросов организации и деятельности адвокатуры.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", наряду с другими новеллами, существенным образом изменил параметры взаимодействия территориальных органов Минюста России и адвокатуры. Во-первых, согласно статье 14 указанного федерального закона на территориальные органы Минюста России возлагается ведение регионального реестра адвокатов, а также направление в адвокатскую палату субъекта РФ информации о внесении изменений в реестр - в течение 10 дней со дня внесения изменений и копии реестра - ежегодно до 1 февраля. Во-вторых, территориальные органы Минюста России выдают адвокату соответствующее удостоверение (статья 15 Федерального закона). Указанные предписания имеют для территориальных органов юстиции характер обязывания. Исполнение данной обязанности обеспечивается установлением месячного срока *(1) для совершения соответствующих действий (внесение сведений в региональный реестр и выдача удостоверения адвоката) и гарантируется судебной защитой (п.7 статьи 15 Федерального закона).
В то же время, региональный реестр адвокатов, безусловно, играет позитивную роль, так как позволяет дать четкое представление об адвокатуре региона, в первую очередь, о численности, стаже работы по юридической специальности, половозрастной структуре, динамике развития и т.д. До этого, часть адвокатов для государства находилась "в тени", а представляемые адвокатскими структурами статистические данные не в полной мере соответствовали действительности.
Кроме того, при первичном формировании региональных реестров адвокатов было выявлено 4 коллегии адвокатов, созданных с нарушением законодательства СССР и РСФСР об адвокатуре, а также ряд лиц, которые были приняты коллегиями в адвокаты с нарушением действующего законодательства. Указанные лица либо не имели высшего юридического образования или ученой степени в области права, либо не имели необходимого стажа работы по юридической специальности или стажировки, пройденной в установленные сроки, либо имели непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Одно лицо даже находилось в федеральном розыске в связи с совершением тяжкого преступления (Республика Саха (Якутия)) *(2).
Всего в региональные реестры были внесены сведения о 54970 адвокатах. Списки адвокатов были опубликованы в региональных средствах массовой информации. Думается, что подобные публикации необходимо сделать периодическими, в связи со значительной "текучестью кадров" в адвокатском сообществе.
Реестр адвокатов субъекта РФ содержит регистрационные номера, фамилии, имена и отчества адвокатов, реквизиты решений о присвоении, приостановлении, возобновлении, прекращении статуса адвоката и распоряжений территориального органа Минюста России о внесении в реестр соответствующих сведений, реквизиты уведомления адвокатской палаты и распоряжения территориального органа Минюста России об исключении сведений об адвокате из реестра, а также содержание изменений в реестре. Кроме того, формируются реестровые дела, в которые включаются документы, поступившие в соответствие с пунктом 3 статьи 40 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" *(3), распоряжения территориального органа Минюста России о внесении сведений в региональный реестр, уведомления квалификационной комиссии или Совета адвокатской палаты, иные документы, имеющие отношение к статусу адвоката *(4).
Так, в 2003 году в Тамбовской области включено в Реестр 58 адвокатов (вновь принятых и изменивших членство в адвокатской палате в связи с переездом в Тамбовскую область), выбыло по различным основаниям 22 адвоката. Реестр дает объективную информацию о количестве адвокатов, оказывающих юридическую помощь в Тамбовской области (343 адвоката на 1 января 2004 года) и динамике изменения их численности (за год - рост более чем на 12%).
К сожалению, Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не определяет порядок предоставления лицами, которым присвоен статус адвоката, документов, необходимых для формирования реестрового дела в связи с чем, территориальным органам Минюста России приходится решать проблему формирования реестровых дел самостоятельно.
Вызывает озабоченность рост числа утраченных (испорченных) удостоверений адвокатов. Так, в 2003 году в Управление Министерства юстиции РФ по Тамбовской области поступило 6 заявлений с просьбой о выдаче нового удостоверения адвоката взамен утраченного (испорченного). Во всех случаях в заявлениях указывались обстоятельства утраты (порчи), которые проверялись специалистами отдела по правовой работе и отдела собственной безопасности. В месячный срок издавалось распоряжение Управления о выдаче нового удостоверения адвоката с направлением в Управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Тамбовской области и органы предварительного следствия области информации о признании утраченных (испорченных) удостоверений адвокатов недействительными.
Управлением Министерства юстиции РФ по Тамбовской области перед руководством Адвокатской палаты области ставился вопрос о привлечении адвокатов, утративших удостоверение, к дисциплинарной ответственности, однако указанные предложения не нашли поддержки у президента адвокатской палаты и в Совете адвокатской палаты области. Тем не менее, следует отметить, что отсутствие у адвоката удостоверения делает невозможным исполнение им своих профессиональных обязанностей, в силу чего рассмотрение заявлений с просьбой о выдаче удостоверения взамен утраченного (испорченного) в течение относительно длительного срока (до месяца) уже само по себе дисциплинирующим образом воздействует на соответствующих адвокатов, так как они теряют возможность оказывать свои профессиональные услуги и получать соответствующее вознаграждение.
Наиболее существенные полномочия территориальных органов Минюста России в сфере адвокатуры, благодаря которым они получают возможность в определенной степени влиять на процессы в данной сфере общественной жизни, зафиксированы в пункте 5 статьи 17 и подпункте 2 пункта 2 статьи 33 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре". Согласно первой из указанных норм территориальный орган юстиции, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. В случае, если Совет адвокатской палаты в месячный срок со дня поступления соответствующего представления не принял решение о прекращении статуса адвоката, территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с требованием о прекращении статуса адвоката *(5).
При выявлении оснований прекращения статуса адвоката территориальный орган Минюста России должен установить фактические данные о событии и способе совершения правонарушения, об адвокатах, ответственных за его совершение, о причиненном вреде, а также о причинах совершения правонарушения и условиях, способствующих его совершению. Информация о фактах, свидетельствующих о наличии оснований для принятия решения о прекращении статуса адвоката может содержаться в обращениях граждан и юридических лиц, сообщениях средств массовой информации, должностных лиц, материалах уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также может быть непосредственно обнаружена работниками территориального органа Минюста России.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 33 указанного Федерального закона два представителя от территориального органа юстиции входят в состав квалификационной комиссии, рассматривающей жалобы (определения, представления) на адвокатов и принимающей экзамены у лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката. Таким образом, в определенную Законом систему управления и самоуправления адвокатского сообщества вводится элемент государственного контроля.
Безусловно, будут способствовать повышению качества "персонального" состава адвокатуры России высокие требования, предъявляемые к адвокатам, и система контроля за соответствием адвокатов этим требованиям. Так, те или иные требования к адвокатам содержатся (или логически "выводятся") в статьях 2, 6, 7, 9, 16, 17 Федерального закона от 31.05.2002 г. N63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре". Органами, контролирующими исполнение адвокатами своих профессиональных обязанностей, этических норм, ограничений, связанных со статусом адвоката и иных требований Закона являются: исполнительный коллегиальный орган корпоративного самоуправления - Совет адвокатской палаты (статья 31 Закона), сформированная на началах представительства от адвокатов, государства и общественности квалификационная комиссия (статья 33 Закона) и территориальный орган Минюста России, который не наделен правом принимать окончательные решения "по существу", но вправе обратиться в суд. Кроме того, территориальные органы Минюста России наделены правом инициировать внеочередное собрание (конференцию) адвокатов, в том числе для досрочного прекращения полномочий Совета адвокатской палаты в связи с неисполнением им требований Закона (пункт 4 статьи 31 Закона).
Таким образом, введение государственного контроля в этом направлении не только своевременно, но даже запоздало. Следует отметить, что со стороны ряда адвокатов наблюдается неприятие положений об упорядочении государственного контроля в области адвокатуры, который зачастую представляют как расширение полномочий Министерства юстиции России *(6). Однако нужно понимать, что Министерство юстиции Российской Федерации во взаимоотношениях с адвокатурой представляет не само себя, а государство.
Актуальным является вопрос об обеспечении участия адвокатов в делах по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда. В настоящее время в субъектах РФ действуют положения о порядке участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, утвержденные соответствующими адвокатскими палатами *(7).
Вопросы исполнительской дисциплины и обеспечения участия адвокатов в судебных заседаниях по назначению периодически рассматриваются на коллегиях территориальных органов Минюста России, совещаниях с представителями адвокатских образований. Кроме того, в Тамбовской области у Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ по Тамбовской области и у адвокатских образований области периодически запрашивается информация об имеющихся фактах отказа адвокатов от ведения дел по назначению, а также других грубых нарушениях адвокатами своих профессиональных обязанностей. Указанные меры позволили в целом обеспечить на территории Тамбовской области исполнение адвокатами соответствующих норм УПК РФ.
Анализ собираемой информации свидетельствует об удовлетворительном состоянии исполнительской дисциплины адвокатов. В частности, в Тамбовской области в 2001-2003 гг. суды не имели претензий к адвокатским образованиям в части отказов вести в судебных заседаниях дела по назначению, а также в части срывов судебных заседаний по вине адвокатов. Отдельные факты отложения судебных заседаний из-за неявки адвокатов имели место, однако во всех случаях проведенные проверки показали, что соответствующие адвокаты отсутствовали по уважительным причинам (были заняты в других процессах, болели и т.д.). С начала 2003 года указанные проверки проводятся президентом адвокатской палаты области и их результаты рассматриваются на заседании квалификационной комиссии.
В пунктах 8 и 9 статьи 25 данного Федерального закона предусмотрено, что труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда оплачивается за счет средств федерального бюджета в размере, установленном Правительством Российской Федерации *(8). Кроме того, предусмотрено дополнительное вознаграждение, которое выплачивается адвокату, участвующему в качестве защитника в делах по назначению, за счет средств адвокатской палаты в размере, ежегодно устанавливаемом собранием (конференцией) адвокатов (пункт 10 статьи 25 Закона).
Как представляется, территориальные органы Минюста России должны содействовать обеспечению граждан юридической помощью. В то же время, реальных рычагов, позволяющих решить проблему обеспечения граждан юридической помощью в отдаленных районах в настоящее время у территориальных органов Минюста России нет. Если по ранее действовавшему законодательству органы юстиции согласовывали образование коллегий адвокатов, а также место нахождения и численность юридических консультаций *(9), то в соответствии со статьями 20-23 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" место осуществления адвокатской деятельности (равно как и избранная форма адвокатского образования) не согласовывается ни с органами юстиции, ни с Советом адвокатской палаты. Предусматривается лишь уведомление Совета адвокатской палаты.
Соответствующие положения указанного Федерального закона могут привести к тому, что большинство адвокатов будут вести свою деятельность в областном центре и крупных городах региона. В определенной мере ситуацию с оказанием юридической помощи в сельской местности может скорректировать создание там юридических консультаций (статья 24 Закона), однако это может быть затруднено по причинам отсутствия (или недостатка) соответствующих средств в областном и местном бюджетах. Кроме того, инициирование создания юридических консультаций отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
С другой стороны, признание права адвоката на выбор места осуществления адвокатской деятельности и формы адвокатского образования, безусловно, демократизирует организацию адвокатуры, расширяет возможности адвокатов.
В статье 29 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусматривается создание адвокатских палат субъектов РФ и подчеркивается, что на территории субъекта РФ может быть создана только одна адвокатская палата, которая не может образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территории других субъектов РФ. Создание межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается *(10).
Думается, что организация адвокатуры по территориальному принципу целесообразна, так как позволяет создать лучшие условия для осуществления профессиональной деятельности, налаживания надлежащих связей между органами корпоративного самоуправления адвокатуры и органами юстиции и другими государственными органами, а также органами местного самоуправления. Действующие на основе территориального принципа адвокатская палата и квалификационная комиссия имеют возможность лучше решать вопросы адвокатского самоуправления, контролировать профессиональную деятельность адвокатов, своевременно реагировать на допускаемые ими нарушения. Введение территориального принципа организации адвокатуры наряду с упорядочением государственного контроля является действенным средством повышения ответственности адвокатов.
Заслуживает поддержки и обеспечение представительства государства в квалификационных комиссиях. Наряду с этим состав указанных комиссий обеспечивает адвокатам возможность решающим образом *(11) участвовать в определении профессиональной пригодности лица, претендующего на приобретение статуса адвоката и, по сути, определять решения комиссии по жалобам. В то же время, "квота" территориальных органов Минюста России в квалификационных комиссиях (2 из 13) представляется недостаточной, учитывая, что именно на указанные органы возложены функции по реализации государственной политики в сфере адвокатуры *(12).
Представляется наиболее оправданным обеспечение формирования квалификационных комиссий на паритетных началах: 7 - от адвокатского сообщества и 7 - от государства, увеличив за счет этого "квоту" территориальных органов Минюста России до 3-х членов комиссии. Это позволит территориальным органам Министерства юстиции РФ решать вопросы по обеспечению конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь в текущем порядке, а не экстраординарном, посредством обращения в суд с заявлением о прекращении статуса того или иного адвоката.
Однако, основной проблемой в этом вопросе является не количество представителей от органов юстиции в квалификационной комиссии, а ее статус, так как на практике наметилась тенденция по выхолащиванию полномочий квалификационной комиссии по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) адвокатов и основывается эта практика прежде всего на Кодексе профессиональной этики адвоката, принятом Первым Всероссийским съездом адвокатов.
Указанный кодекс помимо собственно принципов и норм профессионального поведения адвокатов устанавливает процедуру дисциплинарного производства в отношении адвокатов, которая, как представляется, должна устанавливаться законодательно. В частности, согласно этой процедуре, Президент адвокатской палаты субъекта Федерации не вносит на рассмотрение квалификационной комиссии жалобы (определения, представления), признанные им недопустимыми, а сама процедура складывается из разбирательства в квалификационной комиссии и разбирательства в Совете адвокатской палаты. При этом, Совет адвокатской палаты, согласно Кодексу профессиональной этики адвоката, вправе прекратить дисциплинарное производство в отношении адвоката вопреки заключению квалификационной комиссии, направить дисциплинарное производство в квалификационную комиссию для нового разбирательства, прекратить дисциплинарное производство вследствие малозначительности совершенного адвокатом проступка. Таким образом, роль заключений квалификационных комиссий по жалобам существенно снижается, так как Совет адвокатской палаты всегда может обойти указанные заключения.
Следовательно, нужно скорректировать нормы статьи 33 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", повысив статус квалификационных комиссий при региональных адвокатских палатах путем закрепления за ними безусловного права решать "вопросы факта", т.е. о наличии либо об отсутствии в действиях (бездействии) адвокатов нарушения норм кодекса профессиональной этики, о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей. И это решение не должно пересматриваться Советом адвокатской палаты. Последний на основании заключения квалификационной комиссии должен лишь определять меру ответственности адвокатов, признанных виновными в совершении соответствующих дисциплинарных проступков.
Еще одной проблемой в деятельности квалификационных комиссий является появление фактов, когда претендент, не сдавший квалификационный экзамен в одном субъекте РФ, сдает его в другом регионе, предварительно встав на учет налоговом органе в качестве плательщика единого социального налога. Это обусловливает необходимость взаимодействия между адвокатскими палатами для своевременного установления указанных фактов.
В 2003 году была завершена реорганизация адвокатуры согласно новому Федеральному закону. Территориальные органы Минюста России принимали в этом процессе активное участие на всех этапах, в первую очередь, осуществляя контроль за соблюдением законодательства при проведении реорганизации, а также участвуя в общих собраниях, взаимодействуя с налоговыми органами и т.д. В результате, например в Тамбовской области вместо 10 адвокатских образований (двух коллегий адвокатов и 8 юридических консультаций межтерриториальных коллегий адвокатов) создано 7 коллегий адвокатов, 1 адвокатское бюро и 26 адвокатских кабинетов. Кроме того, в качестве филиалов коллегий других субъектов Российской Федерации работают 5 бывших юридических консультаций межтерриториальных коллегий адвокатов других субъектов РФ.
Актуальной проблемой является неправомерное использование адвокатами и адвокатскими образованиями государственной символики. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области соответствующий вопрос неоднократно поднимался перед Советом адвокатской палаты. Кроме того, в Управлении были изучены учредительные документы всех адвокатских образований области, содержащие их наименования, и содержание их штампов и бланочной продукции. В результаты принятых мер нарушения со стороны адвокатов федерального законодательства о государственной символике в Тамбовской области были устранены.
В ряде регионов сложилась практика уплаты в региональную адвокатскую палату "вступительного взноса" при приеме документов у лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката. В Тамбовской области данный вопрос обсуждался на ежегодной конференции адвокатов области. Однако руководство Управления Министерства юстиции РФ по Тамбовской области и адвокатской палаты Тамбовской области убедили делегатов конференции, что такой "вступительный взнос" будет противоречить Федеральному закону от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Отдельной проблемой является необходимость принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в данной сфере. Закон содержит 3 отсылки на региональные законы и иные нормативные акты: по вопросу создания и обеспечения деятельности юридических консультаций (п.3 статьи 24 Закона), по вопросу бесплатного оказания юридической помощи (п.2 статьи 26 Закона), по вопросу участия в формировании квалификационной комиссии (пп.3 п.2 статьи 33 Закона).
На 1 января 2003 года по данным Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации вопросы создания и обеспечения деятельности юридических консультаций законодательно регламентированы в 12 субъектах Российской Федерации, вопросы бесплатного оказания юридической помощи - в 26 субъектах Российской Федерации, вопросы избрания членов квалификационной комиссии от законодательного органа субъекта Российской Федерации - в 68 субъектах Российской Федерации.
Все вопросы, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации в сфере адвокатуры, урегулированы в 9 субъектах Российской Федерации (Республики Калмыкия, Карелия, Тыва, Ставропольский край, Владимирская, Липецкая, Омская, Пермская, Ярославская области). В то же время, в 17 субъектах Российской Федерации вообще отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения в области адвокатуры.
В Тамбовской области принят закон от 01.11.2002 г. N 63-З "О порядке избрания членов квалификационной комиссии при адвокатской палате Тамбовской области - представителей от Тамбовской областной Думы". 27.02.2004 г. в первом чтении принят проект закона области "О регулировании общественных отношений в сфере адвокатуры, государственной поддержке адвокатской деятельности и организации бесплатной юридической помощи в Тамбовской области", разработанный Управлением Министерства юстиции РФ по Тамбовской области и направленный на комплексное урегулирование всех отнесенных к ведению субъектов РФ вопросов в области адвокатуры. До этого указанный законопроект длительное время обсуждался и проходил согласования в администрации области и областной Думе.
Среди проблем нормативного плана следует также отметить необходимость принятия постановления правительства РФ "О порядке компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно" и утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации методических рекомендаций по учету выдачи ордеров на исполнение адвокатом поручения.
Итак, в целом налицо существенное изменение и расширение сферы участия территориальных органов Министерства юстиции России в решении вопросов организации оказания квалифицированной юридической помощи и взаимодействия с адвокатурой, что потребовало определенной "перестройки" в работе указанных органов в данном направлении в целях полной реализации полномочий, предоставленных Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". При этом полномочия территориальных органов Минюста России, очевидно, выступают в качестве одной из гарантий обеспечения конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь.
Начальник Управления Министерства юстиции РФ
по Тамбовской области
Государственный советник юстиции 2 класса
Кандидат юридических наук, доцент | Н.С.Ельцов |
Заведующий кафедрой теории и истории
государства и права Тамбовского
государственного университета
кандидат юридических наук, доцент | А.В.Кочетков |
________________________________________________________
*(1) Данный срок начинает течь со дня получения территориальным органом юстиции уведомления квалификационной комиссии.
*(2) Подробнее см.: Обзор практики Министерства юстиции РФ и его территориальных органов по реализации положений Федерального закона от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в 2002 - 2003 гг. от 15.01.2004 г. N5-5/97.
*(3) Личные заявления адвокатов, копии документов, удостоверяющих личность, анкеты с биографическими сведениями, копии трудовых книжек, копии документов о высшем юридическом образовании либо об ученой степени по юридической специальности, копии решений о приеме в коллегию адвокатов.
*(4) Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.07.2002 г. N 211 "Об утверждении порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации".
*(5) Подробнее о реализации данного права см.: Информационное письмо Департамента по вопросам правовой помощи Минюста России от 09.12.2003 г. N 5-5-1/1806.
*(6) См., напр.: Клен Н. Проект закона об адвокатуре разрушает ее до основания // Российская юстиция. 2001. N8.-С.14; Мирзоев Г. В ходе второго чтения нам удастся улучшить этот закон // Российская юстиция. 2001. N8.-С.15; Резник Г. Концепция хороша, какова будет ее реализация? // Российская юстиция. 2001. N8.-С.16.
*(7) Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" соответствующие решения адвокатские палаты субъектов РФ обязаны были принять в 20-дневный срок со дня их регистрации.
*(8) См.: постановление Правительства РФ от 04.07.2003 г. N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда", приказ Минюста РФ и Минфина РФ от 06.10.2003 г. N257/89н "О Порядке расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда в зависимости от сложности уголовного дела".
*(9) См. ст.3, 17 Положения об адвокатуре в РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20.11.80 г.
*(10) В Магаданской области возникала конфликтная ситуация, в результате которой было зарегистрировано две адвокатских палаты Магаданской области, однако после вмешательства Минюста России и прокуратуры регистрация одной из палат была отменена в судебном порядке.
*(11) 7 из 13 членов квалификационной комиссии - адвокаты.
*(12) При этом следует иметь в виду, что введение института квалификационной комиссии лишает территориальные органы юстиции таких полномочий как рассмотрение жалоб на действия (бездействия) адвокатов, а также осуществление контроля за соответствием лиц, принимаемых в адвокаты, законодательно установленным требованиям и за соблюдением адвокатами обязанностей, установленных законодательством об адвокатуре.
Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2004. N 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Полномочия территориальных органов юстиции в сфере адвокатуры
Н.С.Ельцов - начальник Управления Министерства юстиции РФ по Тамбовской области Государственный советник юстиции 2 класса Кандидат юридических наук, доцент
А.В.Кочетков - Заведующий кафедрой теории и истории государства и права Тамбовского государственного университета кандидат юридических наук, доцент
Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2004. N4.