Компетенция территориальных органов Минюста России
в сфере административной юрисдикции
С введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях впервые службе судебных приставов Минюста России в соответствии с возложенными на нее задачами и функциями предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях по 11 составам административных правонарушений, посягающим на институты государственной власти *(1) и порядок управления *(2) и, тем самым, возбуждать дела об административных правонарушениях *(3).
Так, к компетенции службы судебных приставов отнесено возбуждение дел о следующих административных правонарушениях:
- неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (статья 17.3);
- оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятие мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона (статья 17.4);
- воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явки в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве (статья 17.5);
- непредставление информации, необходимой районной, городской, краевой или областной администрации для составления списков присяжных заседателей, а равно представление заведомо неверной информации лицом, на которое возложена обязанность представлять такую информацию (статья 17.6);
- воспрепятствование законной деятельности судебного пристава - исполнителя, находящегося при исполнении служебных обязанностей (статья 17.8);
- неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (часть 1 статьи 19.4);
- невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (часть 1 статьи 19.5);
- непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 19.6);
- непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (статья 19.7).
Кроме того, органы юстиции осуществляют государственную регистрацию общественных объединений и религиозных организаций и контроль за соответствием их деятельности законодательству и уставным целям. В связи с чем, соответствующие должностные лица органов юстиции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях против порядка управления, вытекающих из их контрольных полномочий в сфере функционирования общественных объединений и религиозных организаций, а также за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а именно - за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, а равно за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.
Перечень должностных лиц Министерства юстиции, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с пунктом 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.06.2002 г. N 182. Из должностных лиц территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации правом составлять протоколы об административных правонарушениях наделены главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, старшие судебные приставы, судебные приставы - по правонарушениям, посягающим на институты государственной власти и порядок управления; руководители территориальных органов юстиции, их заместители и должностные лица, специально уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений - по правонарушениям, посягающим на права граждан и порядок управления; руководители территориальных органов юстиции, их заместители - по правонарушениям в области предпринимательской деятельности *(4) и посягающим на порядок управления.
Всего за второе полугодие 2002 года должностными лицами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области было составлено 8 протоколов об административных правонарушениях из них 5 - по статье 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава), 3 - по статье 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя), за два с половиной месяца 2003 года составлено уже 17 протоколов об административных правонарушениях: 12 - по статье 17.3, 4 - по статье 17.8, и 1 - по части 1 статьи 19.5 (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства).
В целом по России за второе полугодие 2002 года территориальными органами Минюста России возбуждено 1716 дел об административных правонарушениях. Из них 662 по статье 17.8, 544 по статье 17.3, 223 по статье 19.7, 148 по ч.1 статьи 19.4, 114 по ч.1 статьи 19.5, 21 по статье 17.4, 3 по статье 17.7, 1 по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. *(5) Очевидно, что наиболее "работающими" являются статьи 17.3 - неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава и 17.8 - воспрепятствование законной деятельности судебного приставаисполнителя.
Кроме того, в настоящее время прорабатываются организационно-методические моменты привлечения к административной ответственности должностных лиц общественных и религиозных объединений и арбитражных управляющих, незаконные действия которых посягают на установленный порядок управления.
Следует также отметить, что судебными приставами в процессе обеспечения установленного порядка деятельности судов пресекаются административные проступки, составление протоколов об административных правонарушениях по которым не входит в их компетенцию. Речь идет, в первую очередь, о мелком хулиганстве (статья 20.1 КоАП РФ) и о появлении в общественных местах в состоянии опьянения (статья 20.21 КоАП РФ). В указанных случаях судебными приставами по ОУПДС оформляются акты о выявленном административном правонарушении, на основании которых органами внутренних дел составляются протоколы об административном правонарушении. Взаимодействие в этом направлении с органами внутренних дел в Тамбовской области налажено. Так, в 2002 году за совершение административных правонарушений судебными приставами задержаны и переданы в территориальные отделы внутренних дел 73 человека; за два с половиной месяца 2003 года - 3 человека.
Дела об административных правонарушениях, по которым должностные лица органов юстиции вправе составлять протоколы, рассматриваются мировыми судьями. На 31 декабря 2002 года в целом по России мировыми судьями было принято решение по 1172 делам об административных правонарушениях, возбужденных судебными приставами. При этом подвергнуто административному аресту 147 граждан, оштрафовано 534 гражданина, 3 юридических лица и 149 должностных лиц, вынесены предупреждения 198 гражданам, 1 юридическому лицу, 59 должностным лицам, прекращено 81 дело (в том числе 54 за отсутствием события или состава правонарушения). *(6) В то же время, следует отметить, что в связи с тем, что указанные составы административных правонарушений являются новыми, единообразного их понимания и применения еще не сложилось. Поэтому есть случаи, когда за фактически аналогичные действия одни мировые судьи прекращают дело за отсутствием состава правонарушения, а другие - применяют довольно строгие меры наказания вплоть до административного ареста.
Еще одной серьезной проблемой является наличие "нулевых" или близких к "нулевым" показателей по административной практике в ряде территориальных органов Минюста России. Так, 44% из 1716 дел об административных правонарушениях, возбужденных во втором полугодии 2002 года судебными приставами, приходится на территориальные органы Минюста России 5 регионов (Краснодарский, Красноярский края, Новосибирская, Нижегородская, Кировская области). Это, во многом связано с тем, что специалисты значительного числа органов юстиции пока еще слабо ориентируются в административном законодательстве, неквалифицированно оформляют соответствующие документы, попустительствуют совершению административных правонарушений. Преодолению негативных тенденций в данном направлении призван способствовать комплекс мероприятий учебного и кадрового характера.
Помимо пресечения административных правонарушений и составления протоколов об административных правонарушениях судебные приставы вправе объявлять предупреждения (статья 17.6, часть 1 статьи 19.4), взыскивать административный штраф в размере, не превышающем один минимальный размер оплаты труда (статья 19.7), *(7) а также они исполняют постановления о наложении административного штрафа в соответствии с судебным решением или по постановлениям иных уполномоченных органов и должностных лиц, в случаях, когда физическое лицо, подвергнутое административному штрафу, не работает либо взыскание суммы административного штрафа из его заработной платы или иных доходов невозможно, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах юридического лица, подвергнутого административному штрафу (32.3). Кроме того, на судебных приставов возлагается обязанность исполнения постановления судьи о возмездном изъятии или конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения (32.4).
Наделение органов юстиции полномочиями в сфере административной юрисдикции обусловило необходимость налаживания в них учетно-аналитической работы по делам об административных правонарушениях и проведения постоянной учебно-методической работы, прежде всего с судебными приставами. Актуальным, но пока еще недостаточно отработанным остается вопрос организации действий по профилактике соответствующих правонарушений.
В целом имеющаяся практика реализации норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящихся к компетенции органов юстиции, пока еще незначительна, для полноценного анализа структуры совершаемых административных правонарушений и их динамики необходим больший период времени. Однако, можно с уверенностью сказать, что опыт, приобретенный в этой сфере деятельности органов юстиции, позволяет нам более активно и полноценно реализовывать свои полномочия в сфере административной юрисдикции.
Начальник Управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Тамбовской области
Государственный советник юстиции 2 класса | Н.С.Ельцов |
______________________________________________________
*(1) Статьи 17.3-17.6, 17.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2002.-N 1 (часть1).-Ст.1.
*(2) Статьи: 19.4 часть1, 19.5 часть1, 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N195-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2002.-N 1 (часть1).-Ст.1.
*(3) Подпункт 77 пункта 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N195-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2002.-N 1 (часть1).-Ст.1.
*(4) Речь идет об административных правонарушениях в сфере финансового оздоровления и банкротства (статьи 14.12-14.14, 14.21-14.23).
*(5) См. письмо Министерства юстиции РФ от 24.02.2003 г. N96/ 1848-АМ "Об итогах работы по осуществлению функций дознания и применению полномочий административной юрисдикции за 2002 год".
*(6) См. письмо Министерства юстиции РФ от 24.02.2003 г. N96/ 1848-АМ "Об итогах работы по осуществлению функций дознания и применению полномочий административной юрисдикции за 2002 год".
*(7) В случаях, если административное правонарушение совершено физическим лицом, судебный пристав вправе самостоятельно назначить административное наказание в виде предупреждения (по статьям 17.6 и части 1 статьи 19.5) или наложить административный штраф в размере, не превышающим 1 МРОТ (по статье 19.7). При наложении штрафа судебный пристав составляет постановление-квитанцию строгой отчетности, копия которой выдается лицу, совершившему административное правонарушение. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении, который направляется для рассмотрения мировому судье.
Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2003. N5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Компетенция территориальных органов Минюста России в сфере административной юрисдикции
Н.С.Ельцов - начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области Государственный советник юстиции 2 класса
Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2003. N 5.