К вопросу определения границ нотариальных округов и количества
должностей нотариусов в нотариальном округе
Наличие в федеральном законодательстве различных подходов к установлению субъектов, полномочных определять границы нотариальных округов и количество должностей нотариусов в нотариальном округе вызвало в ряде регионов неопределенность в данном вопросе. Со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации предпринимаются отдельные попытки "присвоить" себе реализацию данного полномочия. В связи с этим следует провести анализ действующего в этой сфере законодательства.
Подпункт "л" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относит нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общественные отношения в сфере нотариата регулируются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. N 4462-I (в ред. от 02.11.2004г.), которые определяют круг вопросов, которые могут регулироваться на уровне субъектов Российской Федерации (статьи 5, 10).
Согласно прежней редакции статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате количество должностей нотариусов определялось органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Федеральным законом от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" редакция статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате была изменена. Согласно новой редакции указанной статьи количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Нотариальный округ согласно статье 13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города.
Указанные положения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате не предоставляют полномочий по определению нотариальных округов и численности нотариусов органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Не исключено, конечно, что в совместном нормативном акте Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты, устанавливающем порядок определения должностей нотариуса в нотариальном округе, будет предусмотрено участие в той или иной форме органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако, по мнению автора, это было бы нецелесообразно в связи с тем, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют опыта реализации данного государственного полномочия, их должностные лица не имеют достаточных знаний в этой сфере. Кроме того, может неоправданно усложниться сам механизм решения данного вопроса.
В то же время, следует отметить, что подпункт 28 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к числу полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относит определение границ нотариальных округов в пределах территории субъекта Российской Федерации и численности нотариусов.
Таким образом, возникает коллизия норм права между действующими нормативными правовыми актами, что объективно дестабилизирует единое правовое пространство в сфере нотариата. В то же время, использование выработанных юридической наукой и практикой приемов разрешения юридических коллизий позволяет дать однозначное толкование данной проблемы.
Во-первых, следует учитывать принцип приоритета специального закона над общим. В качестве специального закона в данном случае выступают Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. N 4462-I, предметом регулирования которых является организация нотариата в Российской Федерации и порядок совершения нотариальных действий.
Следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях придерживается аналогичной позиции, подчеркивая необходимость учета особенностей предмета регулирования тех или иных законодательных актов при разрешении возникающих между ними коллизий и признавая приоритет норм того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений (постановления от 27.03.1996 N 8-П, 29.06.2004 г. N 13-П).
Во-вторых, следует учитывать принцип "lех роstеriоr dеrоgаt рriоri" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающий, что в случае коллизии между законами действует последующий закон. В данном случае нормы статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" приняты Федеральным законом от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ, а новая редакция статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате принята Федеральным законом от 29.06.2004 г. N 58-ФЗ, т.е. позднее.
В-третьих, целью внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" было установление принципов финансового обеспечения осуществления государственных полномочий, разграничение финансирования реализации государственных полномочий между уровнями бюджетной системы. Таким образом, норма подпункта 28 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указывает на то, из средств какого бюджета должно осуществляться финансовое обеспечение реализации соответствующего государственного полномочия.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 19 пункта 6 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 г. N 183, количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется территориальным органом Федеральной регистрационной службы совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации. Указанное полномочие также вытекает из подпункта 16 пункта 6 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N1315.
На основании изложенного, по мнению автора, при установлении границ нотариальных округов и определении количества должностей нотариусов должны применяться положения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. N 4462-I (в ред. от 02.11.2004г.), Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N 1315 и приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 г. N 183.
Руководитель Управления
Федеральной регистрационной
службы по Тамбовской области
Государственный советник
юстиции 2 класса
кандидат юридических наук, доцент | Н.С. Ельцов |
Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2005. N 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К вопросу определения границ нотариальных округов и количества должностей нотариусов в нотариальном округе
Н.Ельцов - руководитель Управления Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области Государственный советник юстиции 2 класса, кандидат юридических наук, доцент
Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2005. N 4.