Во всех федеративных государствах мира субъекты федерации делятся на административно-территориальные единицы. Тамбовская область как субъект Российской Федерации также делится на административно-территориальные единицы. Вопросы административнотерриториального устройства Тамбовской области регулируются главой 2 Устава (Основного закона) Тамбовской области (далее - Устав области) и комментируемым Законом.
В состав Тамбовской области входят такие административнотерриториальные образования как города и районы, а последние подразделяются на поссоветы и сельсоветы (в некоторых других субъектах РФ вместо терминов "поссовет", "сельсовет" для обозначения административно-территориальных образований низового уровня используют термины "волость", "сельский округ", в Западной Европе используется термин "коммуна").
В состав Тамбовской области согласно статье 5 Устава области и статье 7 комментируемого Закона входит 23 района и 7 городов областного значения. В соответствии со статьей 1 Закона границы административно-территориальных образований, как правило, совпадают с границами муниципальных образований. Эта норма реализована на практике, в связи с чем следует иметь в виду, что каждый район, город, сельсовет, поссовет в Тамбовской области выступает в двояком качестве (статусе): как административнотерриториальное образование и как муниципальное образование.
Статья 8 Закона предусматривает, что изменение границ Тамбовской области не может быть произведено без согласия населения Тамбовской области, выраженного посредством референдума; изменение границ области с другими субъектами РФ возможно только по их взаимному согласию. Данные положения полностью соответствуют пункту 3 статьи 67 Конституции РФ и статье 3 Устава области.
Закон содержит дефиниции различных видов административнотерриториальных образований и населенных пунктов, детально регламентирует принципы и порядок решения вопросов образования, объединения, преобразования и упразднения административнотерриториальных единиц и населенных пунктов в Тамбовской области, установления и изменения их границ. К принципам решения вопросов административно-территориального устройства относятся:
1) учет исторических и иных местных традиций (статья 9 Закона);
2) социально-экономическая целесообразность (статья 10);
3) территориальная целостность административно-территориальных образований (статья 3, п.9 статьи 4);
4) согласие населения, выраженное на местном референдуме или на собрании (сходе) граждан (статьи 10, 12, 13, 14, 17);
5) согласие органов местного самоуправления и органов государственной власти области (статьи 10, 12, 13, 14, 17).
Общая процедура решения вопросов административно-территориального устройства, в том числе образования, объединения и упразднения административно-территориальных единиц, следующая.
1) Представительный орган местного самоуправления вносит в областную Думу представление, согласованное с исполнительным органом местного самоуправления и администрацией области. К указанному представлению прикладываются документы, подтверждающие согласие населения соответствующих административно-территориториальных образований (результаты референдумов, сходов граждан).
2) Окончательное решение принимается областной Думой и оформляется ее постановлением. В качестве примера можно привести следующие постановления областной Думы:
- от 1 декабря 1996 г. N 616 "Об объединении населенных пунктов Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района";
- от 16 июля 1998 г. N 164 "О разукрупнении Платоновского сельсовета Рассказовского района";
- от 18 января 2001 г. N 842 "Об исключении из учетных данных административно-территориального устройства Тамбовской области некоторых населенных пунктов Мучкапского района;
- от 13 апреля 2001 г. N 925 "О некоторых вопросах административно-территориального устройства Тамбовской области".
Заведующий кафедрой теории и истории
государства и права ТГУ им. Г.Р. Державина;
Начальник отдела по ведению Федерального
регистра и правовой работе Управления
Министерства юстиции РФ по Тамбовской
области; кандидат юридических наук, доцент | А.В.Кочетков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тамбовской области от 21 июня 1996 г. N 72-З "Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области"
Подготовлен заведующим кафедрой теории и истории государства и права ТГУ им.Г.Р.Державина; начальником отдела по ведению Федерального регистра и правовой работе Управления Министерства юстиции РФ по Тамбовской области; кандидатом юридических наук, доцентом А.В.Кочетковым