Экспертное заключение от 7 мая 2001 г. N RU 68000200100080
на постановление администрации Тамбовской области от 11 апреля 2001 г.
N 299 "О порядке выдачи и погашения займов, предоставляемых
открытым акционерным обществом "Тамбовагрострой" на реализацию
Федеральной целевой программы "Свой дом"
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 9 августа 2000 года N 233, провело юридическую экспертизу постановления администрации Тамбовской области от 11 апреля 2001 г. N 299 "О порядке выдачи и погашения займов, предоставляемых открытым акционерным обществом "Тамбовагрострой" на реализацию Федеральной целевой программы "Свой дом".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Постановления является порядок выдачи и погашения займов, предоставляемых на индивидуальное жилищное строительство в области. В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Указанная область общественных отношений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 753 "О федеральной целевой программе "Свой дом", Постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации".
Утвержденное указанным Постановлением Положение о порядке выдачи и погашения займов, предоставляемых открытым акционерным обществом "Тамбовагрострой", противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
Пункт 2.22. рассматриваемого Положения, ссылаясь на действующее законодательство, содержит виды ответственности заемщика в случае выявления нецелевого использования займа, в том числе право заимодавца реализовать заложенное имущество и расторгнуть договор. Пункт 2 статьи 814 Гражданского кодекса РФ за указанное нарушение предусматривает досрочный возврат суммы займа и уплату причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором. Кроме того, статьей 349 Гражданского кодекса предусмотрено, что требования залогодержателя (кредитора) удовлетворяются из стоимости заложенного недвижимого имущества по решению суда. Без обращения в суд допускается удовлетворение требования на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога. Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ расторжение договора по требованию одной из сторон также возможно только в судебном порядке и в строго определенных законом случаях.
Следовательно, установление в Положении таких прав заимодавца, как право реализовать заложенное имущество и право расторгнуть договор в случае выявления нецелевого использования заемщиком займа, является не правомерным.
Пункт 2.25. Положения предусматривает, что до полного погашения суммы основного долга и процентов за пользование займом построенный дом не является собственностью заемщика.
По договору займа заимодавец передает в собственность заемщику деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Таким образом, заемщик, построив на эти средства для себя дом, становится его собственником, поскольку в соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса РФ собственником вещи становится тот, кто изготовил или создал ее для себя с соблюдением закона и иных правовых актов. При этом право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Исполнение обязанности заемщика по возврату суммы займа и процентов по нему обеспечивается в обязательном порядке путем предоставления заемщиком одного из перечисленных в пункте 2.2. Положения документов. Предусмотрение в качестве способа обеспечение исполнения обязательства такого варианта, как запрещение заемщику оформлять право собственности на построенный дом, является неправомерным, поскольку согласно статье 55 Конституции Российской Федерации и пункту 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.5. Положения льготный заем на строительство индивидуального жилого дома выдается сроком на 10 лет, а предполагаемый срок строительства жилого дома - не более 2-х лет (пункт 2.10. Положения). Таким образом, статус построенного жилого дома и проживающего в нем заемщика в период с момента окончания строительства и до момента окончания срока предоставления займа является неопределенным.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения экспертного заключения.
Начальник Управления
Государсвтенный советник
юстиции 2 класса |
Н.С.Ельцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение от 7 мая 2001 г. N RU 68000200100080 на постановление администрации Тамбовской области N 299 от 11 апреля 2001 г. "О порядке выдачи и погашения займов, предоставляемых открытым акционерным обществом "Тамбовагрострой" на реализацию Федеральной целевой программы "Свой дом"
Подготовлено начальником Управления Государсвтенным советником юстиции 2 класса Н.С. Ельцовым