"Новое в налогообложении малого бизнеса в 2003 году"
Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ дополнил Налоговый кодекс РФ еще двумя главами - 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", которые вступают в действие с 1 января 2003 года.
Рассмотрим подробнее упрощенную систему налогообложения.
Уплата налогов
При переходе на упрощенную систему налогообложения организации освобождаются от уплаты следующих налогов:
- налога на прибыль;
- НДС;
- налога с продаж;
- налога на имущество;
- единого социального налога.
Индивидуальные предприниматели при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты следующих налогов:
- налога на доходы физических лиц (в отношении имущества,
используемого для осуществления предпринимательской
деятельности); - налога с продаж; - налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности); - единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц.
Уплата этих налогов заменяется уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Переход на "упрощенку" не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты прочих, региональных и местных налогов.
При приобретении имущества, в т.ч. товаров для их дальнейшей перепродажи по импорту, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не освобождаются от уплаты НДС при ввозе имущества на таможенную территорию РФ.
Кроме того, налогоплательщики, применяющие данную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (согласно ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Кассовые операции, статистическая отчетность,
бухгалтерский учет и налоговый учет
Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Тем самым они обязаны, в частности, использовать в своей деятельности ККМ. Что касается порядка ведения ими бухгалтерского учета, то действующая редакция главы 26.2 Кодекса не предусматривает освобождения организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанностей ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговый и отчетный период
Налоговым периодом для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признается календарный год. Отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности. Он ведется в Книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом МНС России от 28.10.2002 г. N БГ-3-22/606 и согласованной с Минфином России.
Условия перехода на упрощенную систему налогообложения
с 1 января 2003 г.
Переход на "упрощенку", а также возврат к общему режим налогообложения носит добровольный характер. Налогоплательщикам, решившим перейти на упрощенную систему, следует подать заявления в налоговый орган в строго определенный период - с 1 октября по 30 ноября включительно.
С 1 января 2003 г. отсутствуют ограничения на применение упрощенной системы организациями, которые не являются малыми в соответствии с нормами Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ. При этом на упрощенную систему налогообложения могут перейти организации любых форм собственности, в т.ч. некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Вместе с тем не каждая организация, принявшая решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, имеет право ее применять. Ограничения на переход на данную систему налогообложения с 2003 г. для отдельных категорий организаций и при осуществлении некоторых видов деятельности предусмотрены в ст.346.12 НК РФ. Для организаций это:
1. Размер дохода от реализации за 9 мес. 2002 г. не должен превышать 11 млн. руб. Причем доход определяется по правилам ст. 249 НК РФ, т.е. в него включается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав без НДС и налога с продаж. Следует отметить, что в сумму доходов, рассчитываемых для целей перехода на упрощенную систему, не включаются внереализационные доходы.
Организации, применяющие в 2002 г. "упрощенку", для перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. должны будут пересчитать доход за 9 мес. 2002 г. по правилам ст.249 НК РФ.
2. Стоимость амортизируемого имущества должна составлять не более 100 млн. руб. Причем в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения указывается стоимость имущества на дату подачи заявления.
3. Средняя численность сотрудников должна быть не более 100 человек. При этом ее расчет осуществляется в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России.
Следует отметить, что Кодекс установил (п.3 ст.346.12) закрытый перечень организаций и предпринимателей, которые никогда не смогут перейти на упрощенную систему налогообложения, в частности это:
- организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Для организаций, имеющих обособленные подразделения, которые не выделены в соответствии с гражданским законодательством в филиалы или представительства, ограничения на переход к упрощенной системе налогообложения не установлены. Следовательно, организации, у которых обособленные подразделения не указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения;
- организации, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ. Следовательно, если организация осуществляет на территории области виды деятельности, перечисленные в ст.1 Закона Тамбовской области от 28.11.2002 N 70-З "О введении в действие на территории Тамбовской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", она не имеет права применять упрощенную систему налогообложения.
Многопрофильные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, переведенную на уплату единого налога на вмененный доход, и иную предпринимательскую деятельность, по иным видам деятельности применяют общий режим налогообложения.
- организации с долей непосредственного участия в их уставном капитале других организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) более 25 %. Данное ограничение не распространяется на организации: если уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов; среднесписочная численность инвалидов среди работников не менее 50 %; доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда не менее 25 %.
Если хотя б одно из вышеперечисленных условий не выполняется, организация не имеет права применять упрощенную систему налогообложения.
Объект налогообложения
Согласно ст.346.14 НК РФ объектом налогообложения являются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Налогоплательщики вправе самостоятельно выбрать объект обложения единым налогом. Налоговые ставки составляют 6 и 15 процентов соответственно.
При упрощенной системе налогообложения действует кассовый метод признания доходов и расходов. В нормах главы 26.2 НК РФ, регулирующих порядок определения доходов и расходов, содержатся отсылки к соответствующим статьям гл.25 НК РФ.
Различия между объектами налогообложения заключаются:
1. В применении при исчислении единого налога разных налоговых ставок и порядке формирования налоговой базы. Если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, то для исчисления единого налога не имеют значения осуществленные налогоплательщиком расходы.
Для налогоплательщиков, которые в качестве объекта налогообложения выбрали доходы, уменьшенные на величину расходов, в ст.346.16 НК РФ предусмотрен порядок признания расходов. Данный порядок имеет много общего с порядком определения расходов в целях налога на прибыль, предусмотренным гл.25 НК РФ. Однако, при более внимательном анализе положений гл.26.2 НК РФ, посвященных определению расходов, можно выделить весьма существенные отличия от соответствующих норм главы 25 НК РФ.
Во-первых, суммы расходов на приобретение нематериальных активов не подлежат постепенному списанию через механизм начисления амортизации, как это предусмотрено при исчислении налога на прибыль, а включаются в состав расходов соответствующего отчетного (налогового) периода и принимаются в целях налогообложения единовременно и в полном размере.
Во-вторых, расходы на приобретение ОС учитываются при налогообложении в следующем порядке:
- стоимость ОС, приобретенных в период применения упрощенной
системы налогообложения, включается в состав расходов в полной
сумме в момент ввода этих средств в эксплуатацию; - если ОС были приобретены налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему, соответствующие расходы принимаются следующим образом:
а) в отношении ОС со сроком полезного использования до 3-х включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
б) в отношении ОС со сроком полезного использования от 3-х до 15-ти лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы - 50 %, второго года - 30 %, третьего года - 20 % стоимости;
в) в отношении ОС со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости ОС.
Расчеты производятся исходя из остаточной стоимости ОС на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.
В случае если налогоплательщик реализует ОС, приобретенное после перехода на упрощенную систему налогообложения до истечения трех лет с момента его приобретения (в отношении ОС со сроком полезного использования до 15 лет) или до истечения 10 лет (в отношении ОС со сроком использования свыше 15 лет), налогоплательщик обязан пересчитать налоговую баз за весь период пользования ими в соответствии с правилами главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Расходы на ремонт ОС принимаются в полном размере, аналогично порядку, установленному гл.25 НК РФ.
В целях налогообложения при упрощенной системе также учитываются материальные расходы (по правилам ст.254 НК РФ), расходы на оплату труда (по правилам ст.255 НК РФ), расходы на страхование имущества (по правилам ст.263 НК РФ).
При исчислении налоговой базы по единому налогу учитываются также некоторые виды расходов, признаваемые прочими в целях исчисления налога на прибыль. Например, командировочные расходы, расходы на аудиторские услуги, на содержание служебного транспорта, а также на компенсацию за использование личного транспорта и др. При исчислении указанных расходов плательщики единого налога должны руководствоваться нормами ст.264 НК РФ.
Из расходов, признаваемых внереализационными при исчислении налога на прибыль, в целях упрощенной системы налогообложения признаются только арендные платежи и проценты за пользование заемными средствами, а также расходы на оплату услуг банков. При этом следует обратить внимание, что к расходам, связанным с уплатой налогов и сборов, относятся только суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).
Следует отметить, что перечень расходов в упрощенной системе налогообложения является закрытым (в отличие от гл.25 НК РФ) и содержит меньшее количество видов расходов, которые могут быть учтены в целях налогообложения, чем обычный режим налогообложения.
Причем, в закрытом перечне расходов, на которые можно уменьшить полученные доходы, отсутствуют расходы на приобретение покупных товаров с целью их дальнейшей перепродажи.
Кроме того, налогоплательщики, применяющие "упрощенку", не вправе уменьшать налоговую базу, в частности, на сумму отдельных расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций: расходы на сертификацию; на охрану труда; на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги; представительские расходы; расходы на подготовку и переподготовку кадров; платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество, потери от брака; судебные расходы; расходы в виде штрафных санкций по хозяйственным договорам.
2. Налогоплательщики, которые выбрали объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают в бюджет сумму единого налога по окончании налогового периода в размере не менее минимального налога. Порядок уплаты налога в размере минимального налога установлен в п.6 ст.346.18 НК РФ. Следует отметить, что минимальный налог является не дополнительным налогом помимо единого налога, а по существу лишь формой единого налога. Для того чтобы определить, какой налог - в размере минимального или исчисленного исходя из налоговой базы - надо заплатить, необходимо произвести следующие действия:
- по окончании налогового периода определить сумму налога, исчисленную исходя их налоговой базы;
- определить размер дохода, полученного за налоговый период;
- определить суммы минимального налога, умножив размер полученного дохода на 1 %;
- сравнить сумму минимального налога и сумму налога, исчисленного исходя из налоговой базы. Если сумма минимального налога больше, чем сумма налога, исчисленного исходя из налоговой базы, в бюджет подлежит перечислить налог в размере минимального, и наоборот.
Если налогоплательщиком по итогам работы за налоговый период получен убыток, он должен исчислить и уплатить в бюджет минимальный налог.
Налогоплательщики, уплатившие налог в размере минимального, имеют право в следующем налоговом периоде включить разницу между суммой уплаченного налога и суммой налога, исчисленного исходя из налоговой базы, в состав расходов при исчислении налогооблагаемой базы. На сумму разницы можно увеличить сумму убытка того налогового периода, в котором эта разница признается расходом.
3. Налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеют право на основании п.7 ст.346.18 НК РФ перенести на будущее убытки, полученные по итогам предыдущих налоговых периодов, но не более чем на 10 налоговых периодов. При этом убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 %. Глава 26.2 НК РФ содержит требование о хранении документов, подтверждающих размер убытка в течение всего срока использования предоставленного права.
Необходимо обратить внимание на ограничение по принятию убытков, которое введено при переходе налогоплательщика с общего режима налогообложения на упрощенную систему и обратно. Так, убыток, полученный налогоплательщиком при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения, а убыток, полученный при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.
4. Налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, имеют право уменьшить сумму единого налога (квартальных авансовых платежей), подлежащего уплате, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей) не может быть уменьшена более чем на 50 %.
Начиная с 1 января 2005 г. для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих "упрощенку", объектом налогообложения признаются только доходы, уменьшенные на величину расходов (ст.6 ФЗ от 24.07.2002 N 104-ФЗ). Таким образом, объект налогообложения в виде полученных доходов с 1 января 2005 г. применяться не будет.
Условия прекращения применения
упрощенной системы налогообложения
Начав использовать упрощенную систему налогообложения, налогоплательщик не вправе добровольно отказаться от нее до окончания года (п.3 ст.346.13 НК РФ). Однако Кодекс установил две причины, по которым организациям придется перейти на прежнюю систему налогообложения. Первая - если выручка превысит 15 млн. руб. Второе основание - если стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности, превысит установленный 100-миллионный предел (п.4 ст.346.13 НК РФ). Для индивидуальных предпринимателей существует только одно условие, при котором они обязаны вернуться к общему режиму налогообложения: если полученный в налоговом (отчетном) периоде доход превысил 15 млн. руб. В этих случаях с начала того квартала, в котором произошли вышеперечисленные превышения, налогоплательщики переходят на общий режим налогообложения.
Организации и предприниматели, утратившие право на применение упрощенной системы, в течении двух последующих лет уже не смогут перейти на нее (п.7 ст.346.13).
Порядок уплаты авансовых платежей и налога.
Порядок представления налоговых деклараций
Уплата квартальных авансовых платежей и налога производится по месту нахождения организации и по месту нахождения индивидуального предпринимателя. Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В эти же сроки представляются в налоговый орган и налоговые декларации.
Налог, исчисленный по итогам налогового периода, уплачивается организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация по итогам налогового периода также представляется налоговым органам не позднее указанного срока.
Налог, исчисленный по итогам налогового периода, уплачивается индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В этот же срок представляется в налоговый орган и налоговая декларация.
Заместитель начальника отдела
Управления МНС России
по Тамбовской области | И.Тигинян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Новое в налогообложении малого бизнеса в 2003 году"
И.Тигинян - заместитель начальника отдела Управления МНС России по Тамбовской области