Главе администрации
Тамбовской области
Бетину О.И.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09 августа 2000 года N 233, провело юридическую экспертизу постановления администрации Тамбовской области N 14 от 13.01.2003 г. "Об утверждении Положения о залоговом фонде Тамбовской области".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Постановления являются правоотношения по формированию залогового фонда Тамбовской области в целях аккумуляции активов различных форм собственности и обеспечения гарантий кредитов и инвестиций, привлекаемых в экономику Тамбовской области, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принятие данного Постановления относится к компетенции администрации Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции от 26.11.2002 г.), Законом Российской Федерации от 29.05.1992 г. N 2872-I "О залоге", Федеральным законом от 16.07.1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в редакции от 24.12.2002 г.), Законом Тамбовской области от 28.11.2002 г. N 73-З "Об управлении государственной собственностью Тамбовской области".
В результате проведения юридической экспертизы настоящего Постановления установлено, что данное Постановление содержит нормы, регулирующие залоговые правоотношения, что в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации находится в сфере исключительного ведения Российской Федерации. В этой части администрация Тамбовской области при принятии данного Постановления вышла за рамки своей компетенции.
Кроме того, некоторые из указанных норм противоречат действующему федеральному законодательству.
Так, пункт 7.2 Положения, утвержденного рассматриваемым Постановлением, указывает на обязательность государственной регистрации договора о залоге недвижимости.
Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 339 Гражданского кодекса Российской Федерации договор об ипотеке должен быть также нотариально удостоверен.
Пункт 8.3 Положения устанавливает, что администрация Тамбовской области определяет помимо прочего также форму договора о залоге. Однако Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 339 определяет необходимую форму договора о залоге, несоблюдение которой влечет недействительность договора. Следует отметить, что текст Постановления не в полной мере соответствует правилам и приемам юридической техники.
Так, в пункте 1.2 Положения некорректно указана иерархическая структура правовой базы, регулирующей соответствующие правоотношения.
Пункт 2.2 Положения не указывает субъекта, полномочного осуществлять те виды деятельности, для осуществления которых формируется залоговый фонд Тамбовской области.
Начальник Управления
Государственный советник
юстиции 2 класса |
Н.С.Ельцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 23 января 2003 г. N 70 на постановление администрации Тамбовской области N 14 от 13.01.2003 г. "Об утверждении Положения о залоговом фонде Тамбовской области"
Подготовлено начальником Управления государственным советником юстиции 2 класса Н.С.Ельцовым