Главе администрации
Тамбовской области
Бетину О.И.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года N 286, провело юридическую экспертизу приказа Управления здравоохранения Тамбовской области от 16.01.2003 г. N 21 "Об утверждении Перечня лекарственных средств для лечения амбулаторных больных на льготных условиях".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Приказа является утверждение перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для лечения амбулаторных больных на льготных условиях, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принятие данного Приказа относится к компетенции Управления здравоохранения Тамбовской области.
Указанная область общественной жизни регулируется Федеральным законом от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (ред. от 10.01.2003 г.), постановлением Правительства РФ от 8.04.1999 г. N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами", постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (в ред. от 14.02.2002 г.), постановлением Правительства РФ от 9.11.2001 г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства", Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 20.03.2003 г. N 357-р, приказом Минздравмедпрома РФ от 9.06.1995 г. N 161 "Об обязательном ассортименте лекарственных средств для аптечных учреждений, обслуживающих амбулаторных больных в Российской Федерации", приказом Минздрава РФ от 21.10.2002 г. N 321 "О введении в действие отраслевого стандарта "Порядок организации работы по формированию перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств".
В результате проведения юридической экспертизы выявлено следующее несоответствие нормам федерального законодательства.
Приказом утверждается территориальный Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для лечения амбулаторных больных на льготных условиях за счет средств бюджетов всех уровней за исключением средств областного бюджета. Кроме того, установлено, что указанный Перечень является обязательным минимальным ассортиментом лекарственных средств для аптечных учреждений (организаций) области. Указанные положения противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Приказом Минздрава Российской Федерации от 21.10.2002 г. N 321 утвержден Порядок организации работы по формированию Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в пункте 2.1. которого закреплено, что указанный Перечень может быть использован в нормативных документах системы здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Однако утверждение перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации (пункт 1 постановления Правительства РФ от 9.11.2001 г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства"). В настоящее время действует Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20.03.2003г. N 357-р. Установление иного Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на территориальном уровне нарушает принцип государственного регулирования цен на лекарственные средства, закрепленный статьей 5 Федерального закона от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", а также процесс ценообразования в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 8 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения минимальный ассортимент лекарственных средств. Обязательный ассортиментный минимум лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений, обслуживающих амбулаторных больных, утвержден приказом Минздравмедпрома РФ от 9.06.1995 г. N 161. Таким образом, управление здравоохранения Тамбовской области не вправе устанавливать минимальный ассортимент лекарственных средств для аптечных учреждений.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с требованиями федерального законодательства. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
Государственный советник
юстиции 2 класса |
Н.С.Ельцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 25 апреля 2003 г. N 170 на приказ Управления здравоохранения Тамбовской области от 16.01.2003 г. N 21 "Об утверждении Перечня лекарственных средств для лечения амбулаторных больных на льготных условиях"
Подготовлено начальником Управления государственным советником юстиции 2 класса Н.С.Ельцовым